Задания на правописание окончаний слов

Разноуровневые задания по теме «Правописание окончаний слов разных частей речи».

Разноуровневые задания к уроку

«Правописание окончаний слов»

Уровень

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Животн.. (какой?) мир в тундр.. (1 скл., П.п.) очень разнообразен. Пушист.. (какое?) оперение птиц спаса..т (спасать, 1 спр., ед.ч.) их от сильн.. (какого?) мороза. Благодаря светл.. (какой?) окраск.. (1 скл., Д.п.) они станов..тся (становиться, 2 спр., мн.ч.) незаметн.. (какими?) на снегу. Животные тундры малотребовательны к пищ.. (1 скл., Д.п.). Летом в тундр.. (1 скл., П.п.) бесчислен.. (какое?) множество насекомых нос..тся (носиться, 2 спр., ед.ч.) в воздух.. (2 скл., П.п.).

В тундр.. (1 скл., П.п.) обита..т (обитать, 1 спр., ед.ч.) северный олень. С помощью широк.. (каких?) копыт олень легко бега..т (бегать, 1 спр., ед.ч.) по снегу и не провалива..тся (проваливаться, 1 спр., ед.ч.). Ими он разгреба..т (разгребать, 1 спр., ед.ч.) снег и достает из-под него корм. На оленей охот..тся (охотиться, 2 спр., мн.ч.) волки. За олень.. (какими?) стадами летят куропатки – они наход..т (находить, 2 спр., мн.ч.) корм на обнаженных от снега местах.

Уровень

— Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

Животн.. мир в тундр.. очень разнообразен. Пушист.. оперение птиц спаса..т их от сильн.. мороза. Благодаря светл.. окраск.. они станов..тся незаметн.. на снегу. Животные тундры малотребовательны к пищ.. . Летом в тундр.. бесчислен.. множество насекомых нос..тся в воздух.. .

В тундр.. обита..т северный олень. С помощью широк.. копыт олень легко бега..т по снегу и не провалива..тся. Ими он разгреба..т снег и достает из-под него корм. На оленей охот..тся волки. За олень.. стадами летят куропатки – они наход..т корм на обнаженных от снега местах.

Уровень

— Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания. Слова с пропущенными буквами разберите по составу.

Животн.. мир в тундр.. очень разнообразен. Пушист.. оперение птиц спаса..т их от сильн.. мороза. Благодаря светл.. окраск.. они станов..тся незаметн.. на снегу. Животные тундры малотребовательны к пищ.. . Летом в тундр.. бесчислен.. множество насекомых нос..тся в воздух.. .

В тундр.. обита..т северный олень. С помощью широк.. копыт олень легко бега..т по снегу и не провалива..тся. Ими он разгреба..т снег и достает из-под него корм. На оленей охот..тся волки. За олень.. стадами летят куропатки – они наход..т корм на обнаженных от снега местах.

Падежные окончания существительных и прилагательных (карточки-тренажеры)
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Карточки-тренажеры для отработки навыков правописания безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_materialy.docx417.1 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2Г. ЮРЮЗАНЬ» КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22.

ОКПО 45655098 ОГРН 1024700756910 ИНН/КПП 7410004876/745701001

«ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

(индивидуальные карточки — тренажеры)

учитель русского языка

Буренкова Ирина Михайловна

Правописание падежных окончаний существительных

Задание № 1. Заполни таблицу, рассуждай вслух. При работе пользуйся вспомогательной таблицей падежных окончаний.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

Задание: По опорным словам составить мини — сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

Карточка №1. Прочитай. Подчеркни нужное окончание.

На ветк(-е,-и) тополя. Спал в кроват (-е,-и). Гулял по площад(-е,-и). Написал дяд(-е,-и). На реке Волг(-е,-и). Растёт в огород(-е,-и). Пишем о лес(-е,-и). Вышел из беседк(-е,-и). Варенье из вишн(-е,-и). Рад встреч(-е,-и). По алле(-е,-и).

Карточка №2. Прочитай. Допиши окончания имён существительных.

На детской площадк_ было шумно. Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ .

На топол__ и серен__ набухли почки. На площад в центр_ города был

праздничный концерт.Под берёз_ мы нашли большой гриб. Над мор__ кружились чайки.

Карточка № 3. Допишите окончания существительных. Определите падеж.

Из деревн. без дорог. по дорог. от подруг. к подруг. на берёз. , в машин. на кроват. к площад. из тетрад. у лошад. в бан.. .

Карточка № 4. Допишите окончания существительных. Определите падеж.

По причин. в непогод. к речк. от речк. налип. в повозк. с кроват. на площад. в речк.. .

Карточка №5. Спишите, укажите падеж существительных, выделите окончания.

Гладить по головк_ . Видно как на ладон_ . Бояться собственной тен . Висеть на

телефон__ . В час по чайной ложк_ . Делать из мух_ слона.

Карточка №6. Спиши. Вставь пропущенные окончания, определи падеж.

В серебристом и сыром туман. Светло и пусто на полян. . От зимней стуж. и метел. Давно уж птицы улетели.

Карточка № 7 Измените существительное в скобках, добавив предлог, чтобы получилось связное предложение.

В газетах много пишут (конец)______________тысячелетия.

Чудесный натюрморт висит (стена)________________.

Дрофа и суслик живут (степь)____________________.

Ребята построили для малышей песочницу (двор)__________.

В журнале я прочла статью (артист)__________________.

Карточка № 8 (15 вариантов)

1. К матер. на зелёнк. от пиявк. от плесен. на автомобил. на академик. к мимоз. к минут. около ткан. без книжк. без клюшк. без картеч. без картошк. без карусел. без катушк. для кукушк. для куколк. для курочк. по ват. в пожар. на артист.

2. Для морковк. без качалк. без каш. без кист. около тележк. около сын. в генерал. в рукопис. о должност. около собак. о дорог. около сирен. о дич. о доблест. в рощ. в россып. в роскош. в защит. в злоб. в измен. в канав. в картин. в карет. в квартир. в комнат. .

3. В почерк. на асфальт. на атлас. на аэродром. на водопо. на базар. к одежд. к окраин. к охот. на бал. к перин. к ящериц. от плет. от площадк. от площад. от повязк. от поганк. по битв. в город. к.ферм. к тайн. к столиц. к дрём. к солом..

4. К запруд. на бальзам. на бамбук. на баобаб. на вокзал. на волк. на барабан. на барашк. на ветр. на барон. на бархат. к мельниц. к мят. к оград. к застав. к защит. к злоб. к измен. к бригад. к клетк. из опечатк. в горл. к газет. к выдр. от вол. к пшениц. для болтушк. .

5. Для выработк. без бирк. без болонк. без ботаник. без братишк. для вырубк. для выручк. для выставк. для ветк. для бродяг. на ангел. на арахис. на гир. о глад. о глазур. около трав инк. о геран…, к рябин. к слив. .

6. Без вырезк. о гибел. без вырубк. для башн. для бедняг. для бра. тишк. без выработк. для выучк. для библиотек. для болонк. для бутылк. без булк. без бумаг. без бумажк. без вилк. без бусинк. , без закалк. к сил. к свобод. к свёкл. к роз. к реп. к работ. по витрин. к капуст. из плет. .

7. Из палк. в голос. по капуст. в гитарист. по арен. к паутин. к птиц. в гигант. по полянк. к газет. к горниц. к берёз. к больниц. в гитар. из печат. из печк. из пиявк. из плесен. к почт. для закалк. для замазк. без булавк. к автомашин. к жажд. к клюкв. к дубин. к дубрав. в икринк. около бедняг. о ткан. .

8. В грузд. около модел. около арк. около бат. около бирк. около вышк. от болтушк. около братишк. к куч. от выдумк. от выкройк. вырезк. о пап. к морковк. к куртк. к лавк. на кож. к лазейк. к линейк. в верф. от выкраск. о катушк. о лавочк. к лапушк. от выдержк. от вишн. .

9. На качалк. на кожиц. к крупинк. к крыш. к кувшинк. к кукушк. в голуб. о ступеньк. о палк. о панел. около библиотек. в ванил. около банк. в малютк. на лилипут. в водоросл. в арифметик. без банк. от воронк. о посылк. об юбк. от веснушк. от гимнастик. о площад.

10. От вспышк. от встреч. о плесен. о шал. о сосульк. о снежник. о сол. около волнушк. без бан. о ступен. от волнушк. от верёвк. о сорок. о собак. от верхушк. о церкв. от гир. о тростинк. о травинк. от воло.синк. о тональност. от гибел. .

11. О повязк. о поганк. от глад. о низост. о нянечк. об обложк. об обув. от грубост. о каш. о кист. о кожиц. о кож. от грязнул. от груш. от гулянк. от гряз. от кор. о черёмух. о черник. в банк. в бан. в баранк. до злюк. от волынк. от вылазк. до игрушк. из газировк. .

12. В глобус. из гармоник. из гар. из гвоздик. около былинк. около верёвк. к проруб. к пропаст. к пристан. на лосёнк. о старост. о колыбел. о копилк. от гадюк. от газировк. без крыш. от гантел. от гармоник. без куколк. о теплиц. о тележк. для лягушк. без кувшинк. без кукушк. .

13. Без курочк. для зарядк. в воск. для маз. от гар. от гвоздик. от геран. на лимон. на лисёнк. на ледоход. на леопард. от гонк. от гордост. от гордын. без барын. в библиотек. в бирк. в болонк. в болтушк. от горстк..м без байдарк. о насып. о наук. в ботаник. от глазур.

14. К манк. к марк. на иголк. на кашк. на игрушк. на извест. на икринк. на индюшк. к леек. к личинк. к лодк. к ложк. к лошад. к льдинк. к лест. на ириск. на исповед. на кадк. на кад. на капел. на книжк. к лайк. к ласточк. к латын. к лачуг. без кашк. к лепёшк. на клюшк. на картеч. для колыбел. на картошк. без ириск. .

15. На карусел. на катушк. для бусинк. в гардероб. в диктант. у травинк. в юбк. без знат. без зяб. без иволг. в дикобраз. без игрушк. с зарядк. для лавочк. в диван. у ткан. в джигит. для копилк. около фланел. для копирк. в дом. с замазк. без извест. без икринк. без индюшк. в доказательств. о площадк. без ванил.. .

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вставь пропущенные буквы, опирайся на таблицу

1. В чист..м море, у хмур. утра, в цепк. взгляде, у хлебн. магазина,

О здешн. жителе, с ценн. подарком, для янтарн… ожерелья, при ярк…м свете, об ясн…м солнышке, цро жарк… место, с электрическ… освещением .

2. О шутлив. поздравлении, к добр. молодцу, о дорожн… происшествии, на жадн животное, без сливочн масла, в крайн… доме, в жидк… тесто, о заботлив… отечестве, на зелен. дерево, к заперт… чулану.

3. Позади зелен. болота, знатн. происхождение, на золотист… сияние, из-за рыхл… снега, на рябеньк… яичко, к рябинов… квасу, с секретн… замком, к сердечн… привету, сквозь серебрист. иней, к добр… сердцу, у сер.. волка.

4.На скалист… побережье, со сладк.. творогом, про любезн. письмо, благодаря лучш… варианту, с осенн… листиком, к лёгк.. плащу, у ласков… мая, о древн… строении, про кругл… озеро, перед сер… зданием.

5. На серебрист. облако, сельск… жителю, у сентябрьск… утра, про секретн.. донесение, под светл… пиджаком, через рыхл… поле, вокруг роскошн… торта, к робк… человеку, про редк… изделие, перед весел… представлением.

6. Для видим. эффекта, по виноградн… кусту, через ветвист… дерево, без влиятельн… общества, при воеводск… чине, о воздушн… змее, на волнист … воротнике, под высохш… ручей, к галантн… кавалеру

7. Перед гладк… льдом, возле ясн… месяца, с величайш… поэтом, о горьк… смехе, благодаря грузинск… языку, за детск… хором, об ужасн… фильме, перед долг… путешествием, из-за жадн… мальчика, вопреки жарк… климату.

8. О научн… опыте, на сказочн… чудовище, под скалист… берегом, к смышлён… малышу, под соболин… полушубком, о совестлив… человеке, за солдатск… ремень, по соломенн… тюфяку, на дальн… берегу, вокруг соснов… бора.

9. О весен… настроении, перед ранн… утром, без сочн… яблока, вокруг безлюдн… места, к бережлив… хозяину, перед бледн… юношей, вокруг белоснежн… замка, о радостн… дне, под громоздк…. диваном.

10.О робк… создании, румян… утро, на яблонев… дереве, о сентябрьск… дне, для сердечн… поздравления, без сладк… какао, на соболин… манто, возле приволжск… города, к пригласительн… билету, о приозёрн… хозяйстве.

11. Сквозь пристальн. взгляд, для прытк сверчка, по пустяков совету, на пыльн пол, о пшеничн каравае, на багрян озеро, с баловлив ребёнком, об абрикосов повидле, под бархатист листом, за бедн государство, в Горохов супе, через бережлив ведомство.

12. Из-под кругл… стола, позади кудряв… парня, к ласков… слову, около лётн… поля, в лимон… соке, к любезн… соседу, без маслян… пятна, к мастерск… прыжку, с тёпл… ветром, на маленьк… окошко, под медн… тазом.

13. К тих… месту, около местн… театра, к старин… замку, о тёмн… переулке, вокруг тонк… льда, к труслив… зайцу, туман… днём, о тускл… шаре, субботн… вечером, к упрям. ослу, к воздушн… пирожному, о гладк… зеркале.

14. С горьк… привкусом, около дальн… поселения, для осинов… полена, об очаровательн… сравнении, на парусн… фрегате, в зелен… бору, после жарк…солнца, о поспешн… ответе, благодаря гласн… звуку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.»»

Конспект урока по теме»Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.»»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «»Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.

«Падежные окончания существительных»

В данной презентации есть материал для учащихся 5 класса по теме «Падежные окончания существительных».

«Падежные окончания существительных»

В данной презентации есть материал для учащихся 5 класса по теме «Падежные окончания существительных».

Падежные окончания существительных

Разработка урока в 5 классе по программе Львовой представляет собой урок обощения и закрепления материала. К уроку прилагается презентация.

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия)Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/12/padezhnye-okonchaniya-sushchestvitelnyh-i-prilagatelnyh

http://urok.1sept.ru/articles/565451