Задания на правописание прилагательных

Карточки по теме «Правописание имени прилагательного»

6 класс. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

— Объясните правописание орфограмм в словах на месте пропусков и скобок.

— Расставьте знаки препинания в предложениях.

Хорош с..сновый бор сентяб..им осе..им днем! Идешь по старому бору (не) знакомым маршрутом. Точно пр..огромные свечи возвышаю..ся над головой. Толстым слоем хвои пр..крылась земля. Через песча..ую дорогу прот..нулись дли..ые корни. В тр..ве в..днею..ся (ярко) зеленые листики брусники а среди них выделяю..ся (темно) красные ягоды.

— Объясните правописание орфограмм в словах на месте пропусков и скобок.

— Расставьте знаки препинания в предложениях.

Через зеленые верш..ны проб..ваю..ся багря..ые лучи (не) высок.. солнца. Золотист.. солнечн… зайчики к..саю..ся стволов сосен и переб..гают с дерева на дерево. Это пр..дает бору прич..дливый таинстве..ый вид.

Т..шина в стар..м соснов..м бору. Но вот с (северо) запада пот..нул ре..кий ветер и зашумели таинстве.. ые вел..каны.

-Н- / -НН- в прилагательных

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Карти.. ая галерея, деревя .. ая ложка, безветре .. ый день, соловьи ..ые трели, дли..ый путь, огне..ый шквал, болезне..ый вид, стекля..ый сосуд, багря..ый закат, серебря..ый блеск, воробьи..ое семейство, румя..ые щеки, ветр..ая мельница.

Суффиксы прилагательных – К — и — СК —

Дерз..ий ответ, скольз..ая дорога, богатыр..ий размах, январ..ие морозы, сибирс..ие просторы, рыцар. ое поведение, матрос..ая служба, любитель..ая коллекция, актер..ая профессия, сосед..ая дача, практиче..ие занятия, сибир..ий мороз, скольз..ий камень, близ..ое расстояние, кавказ..ий пейзаж, ткац..ий станок, город..ой житель, рыба..ая лодка.

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

Он говорил (не) правду, а лож.. ; (не) красивый поступок; (не) ряшливый вид; (не) глубокая реч..нка; (не) глубокий, но рыбный пруд; (не) дорогой, но красивый платок; далеко (не) красивый поступок; (не) интересный рас(с)сказ; (не) широкая, а узкая канава; (не) высокий кустарник.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

(Бледно) лиловый кустарник, (синие) пресиние глаза, (изжелта) серое лицо, (восточно) славянские языки, (трудно) доступная местность, (трудо) любивый человек, (крупно) панельный дом, (северо) западное направление, (документально) художественный фильм,( длинно) ногие журавли, (широко) плечий юноша, (древне) русские летописи, (западно) европейские языки.

Списать, расставить ударение.

Красивее, развитой язык, развитый ребёнок, изобретение, предмет, августовский, кружева, прибыл, прибыть, прибыла, намерение, добыча, плато, свободнее, удобнее, языковое чутьё, спокойнее, языковая колбаса, кухонный.

-Н- / -НН- в прилагательных

Образуйте от данных существительных прилагательные, суффиксы выделите.

Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.

Ко..ый плуг, подли..ое произведение, земл..ой пол, гора величестве..а, песча..ая отмель, урага..ый ветер, дров..ой склад, солом. ая подстилка, серебр..ый приз, кож..ая куртка, карма..ые часы, трав..ой покров, коча..ая капуста, дорога опас..а, платье дли..о.

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

(Не)хватка времени; (не)был на олимпиаде по математике; (не)внимание к человеку; (не)доумевал по поводу случившегося; (не)друг, а просто товарищ; (не)правда, а ложь; (не)глупый человек; совсем (не)веселое настроение; (не)известная величина; (не)правда; ничуть (не)легкая ноша; (не)разлучные друзья; очень (не)большая поляна; (не)настный день; (не)замысловатый сюжет рассказа; (не)широкая, но красивая реч..нка; (не)большая, а интересная книга.

-Н- / -НН- в прилагательных

Ю..ые натуралисты, це..ые сведения, даль пусты..а, стари..ые здания, орли..ый крик, журавли..ая стая, пропасть бездо..а, стекля..ая трубка, книга интерес..а, деревя..ая модель, солом..ая шляпа, морковь полез..а, картина необыкнове..а, карти..ая галерея, стари..ые предания.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Гласные О и Е после шипящих и ц

В парч…ом наряде, по Дворц…ой площади, по кольц…ой дороге, в холщ…ой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча, ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый медвеж..нок.

Разнесите слова в колонки таблицы

Гласные О и Е после шипящих и ц

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, прическа, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, желтый

Гласные О и Е после шипящих и ц

Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, графически объясните выбор орфограмм.

Задач..й, пейзаж..м, ш..лк, ситц..вый, образц..вый, прич..ска, шалаш..м, плющ..м, чащ..й, страж..й, ландыш..м, грач..м, рубаш..нка, одеж..нка, девч.нка, в свеж..м, дворц..вый, еж..вый, реч..нка, ж..лтый.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Кушиль Наталия ИгоревнаНаписать 5517 29.01.2019

Номер материала: ДБ-404774

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.01.2019 193
    27.01.2019 124
    26.01.2019 211
    26.01.2019 226
    25.01.2019 243
    24.01.2019 174
    24.01.2019 88
    24.01.2019 235

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве увеличат зарплату педагогам

Время чтения: 1 минута

В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Практические упражнения «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки правописания н и нн в суффиксах прилагательных. Предназначен для учителей, работающих в 6 классах. .

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»»

Запишите, объясняя орфограммы.

1. С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.)

2.В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.)

3. Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.)

4. Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.)

5. Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.)

6. Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.)

7. В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс).

8. Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

1. С палубы слышался гул моря у песча. ых отмелей.

2. В палисаднике цветут терпкие и пыльные цветы охря. ого цвета с серой шершавой листвой.

3. Слюдя. ое солнце выливало на землю океаны белой жары.

4. Ветер порошил глаза всяческим сбором, в каком было изрядное количество кури. ого пуха.

5. Южный берег низок и покрыт множеством соля. ых озёр. (К.Г.Паустовский)

6. На бугре берёза-свечка в лу. ых перьях серебра.

7. Распоясала зарница в пе. ых струях поясок.

8. Повенчаюсь в непогоду с перезво. ою водой.

9. Голуби. ый дух от бога, словно огне. ый язык, завладел моей дорогой, заглушил мой слабый крик.

10. Кругом роса медвя. ая сползает по коре, под нею зелень пря. ая сияет в серебре. (С.А.Есенин)

Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

1. День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.)

2. Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.)

3. Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.)

4. Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.)

5. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный вариант написания, орфограмму объясните.

Слюдя…ые окна, конопля…ое поле, водя…ой жёлоб, Отечестве…ая война, огне…ый сигнал, ледя…ая горка, соломе…ая подстилка, льня…ое платье, тыкве…ая каша, маши…ый цех, революцио…ая песня, ржа…ой хлеб, овся…ое печенье, деревя…ый парусник, весе…ий день, серебря…ый браслет, болезне…ое состояние, цен…ый продукт, осе…ий пейзаж, стари…ый замок, государстве…ая граница, воробьи…ое чириканье, вое…ые учения, гуси…ый выводок.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

1. Свет луны таинстве. ый и дли. ый, плачут вербы, шепчут тополя.

2. Но никто под окрик журавли. ый не разлюбит отчие поля.

3. Багря. ой метелью нам листвы на крыльцо намело.

4. Си. ий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимо. ый лу. ый свет. Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ра. их лет.

5. Деревя. ыми крыльями по каспийской воде наши лодки заплещут, как лебеди. (С.А. Есенин)

6. Они шли по песча. ой дороге.

7. Не может он совладать с этим весе. им полнолунием.

8. Мастер привычной рукой отодвигал балко. ую решётку.

9. С ненавистью и сомнением глядя на дикови. ую парочку, швейцар посторонился. 10. Осталась только площадка с каме. ым креслом. (М.А.Булгаков)

Запишите, объясняя орфограммы.

Ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

ДИКТАНТ « П р о в е р я ю с е б я »

1. Есть в светлости весенних вечеров умильная таинственная прелесть. (Тютчев)

2. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин)

3. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов)

4. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям. (Некрасов)

5. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин)

6. Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)

7. Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов)

8. …И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (Жуковский)

9. Капитан только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев)

10. Митраша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы. (Пришвин)

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения, суффиксы выделите.

Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Запишите, объясняя орфограммы.

1. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусстве. ой пальмой в зелё. ой кадке.

2. Миллио. ое дело приходится начинать при ощутительной нехватке денежных знаков.

3. Но вот слышится тревожный звон станцио. ого колокола.

4. Он не стал уверять, что прибыл по срочному казё. ому делу.

5. Твёрдая соломе. ая шляпа с рубчатыми краями боком сидела на его голове.

6. По главной улице на раздвинутых крестьянских ходах везли дли. ый си. ий рельс.

7. Солнце ломилось в стекля. ую витрину магазина наглядных пособий. (И.Ильф и Е.Петров).

8. Местами виднелись ледя. ые бугры.

9. Запахло рекой и пря. ым запахом хвойного леса.

10. Серебря. ыми нитками осыпались звёзды. (В.Шишков)

Выборочный диктант -Н- / -НН-

Ко..ый плуг, подли..ое произведение, земл..ой пол, гора величестве..а, песча..ая отмель, урага..ый ветер, дров..ой склад, солом. ая подстилка, серебр..ый приз, кож..ая куртка, карма..ые часы, трав..ой покров, коча..ая капуста, дорога опас..а, платье дли..о, искре…ий человек, сви…ая котлета, дли…ая дорога, ветре…ый день, пусты…ая местность, осе…ий дождь, пря…ый напиток, гума…ый суд, тума…ое утро, смире…ый слуга, чугу…ая сковородка, лебеди…ая стая, лимо…ый сок, берест…ная шкатулка, осли…ое упрямство, ветря…ая мельница, нефтя…ое пятно, даль тума…а, травя…ой покос, костя…ая шкатулка, ремесле…ая мастерская, торжестве…ый обед, торфя…ое месторождение, оси…ый лес.

Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный вариант написания, орфограмму объясните.

1. Там, где к небу вздымались вековые деревья, теперь зелё. ыми коврами легли весёлые нивы.

2. Он выходил на улицу и, весь насторожившись, вслушивался в гуси. ый говор. 3. Гроза огне. ая грохотом всё заполнила.

4. Утре. яя прохлада переходила в знойный день.

5. Отечестве. ые и западноевропейские зодчие состязались в искусстве воздвигать величестве. ые дворцы, хоромы вельмож, казё. ые палаты.

6. Стари. ая русская песня своим словесным складом и величием напева всех очаровывала. (В.Шишков)

7. Всё так же со. ыми лугами лениво движется Ока.

8. Моим стихам, как драгоце. ым винам, настанет свой черёд.

9. И на тебя с багря. ых облаков уронит Богородица покров.

10. А над Волгой заря румя. ая. (М.Цветаева)

Диктант на замену.

Образец: Растения, которые собирают для приготовления лекарств, — лекарственные растения.

1. Охота, которая ведется с помощью соколов. (соколиная).

2. Шкаф для хранения верхнего платья. (платяной).

3. Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная).

4. Завод, на котором строят самолеты (авиационный)

5. Легкомысленная девушка (ветреная).

6. Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное).

7. Охота, ведущаяся с помощью соколов.

8. Кукла, сделанная из дерева.

Выполните распределительный диктант.

Багря…ый закат, бесчисле…ое множество, глиня…ая посуда, дискуссио…ый вопрос, дли…ая очередь, дровя…ой склад, журавли…ое гнездо, зеле…ая лавка, земля…ой пол, Каме…ый дом, карма…ые часы, карти…ая галерея, клюкве…ое варенье, кожа…ая куртка, ко…ый плуг, ледя…ой покров, моното…ые звуки, оловя…..ые солдатики, осе…яя погода, песча…..ая отмель, племе…..ой скот, полотня…ое бельё, революцио…ый подъём, румя…..ые щёчки, сви…ая туша, серебря…ая ложка, соломе…ая подстилка, тума…..ое утро, урага…..ый ветер, це…..ое изобретение, чугу…ая ограда, ю…ые натуралисты, ветре…ый день, безветре…ое место.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

1. Черво. ые возблещут купола, бессо. ые взгремят колокола.

2. Гремит над жарким его шатром соловьи. ый гром. (М.Цветаева)

3. За стекля. ой дверью, ведущей из коридора в комнату, кто-то пел.

4. Что-то летало вокруг него, в воздухе, похожее на тополи. ый пух.

5. Его остановила нарастающая волна искре. его смеха.

6. Смеялись над стра. ыми словами.

7. Деревя. ая лестница заскрипела под его шагами.

8. По сторонам взгромоздилась всевозможная стари. ая мебель.

9. Под узенькой кроватью он нашёл несколько грубых конопля. ых мешков из-под картошки.

10. Он вынул из кури. ого яйца часть белка и заполнил пустоту содержимым ути. ого яйца. (В.Дудинцев)

Словарный диктант. -Н- / -НН- в прилагательных

Телефонный аппарат, льняная скатерть, кухонная посуда, стеклянные банки, деревянные ложки, жестяные коробки, обеденный стол, кожаный портфель, куриные яйца, свиное сало, овсяная крупа, клюквенный кисель, пчелиный мед, тыквенные семечки, чайный сервиз, серебряный подстаканник, стенные часы, чугунная сковородка, лимонная кислота, письменный стол, синяя кастрюля, зеленая лампа, берестяной кувшин, книжный шкаф, старинные книги.

*На тему: «Дом, в котором я живу» подберите словосочетания по образцу, приведенных в словарном диктанте типа — прил. + сущ.; при этом в прилагательном должна быть орфограмма н или нн.

*Напишите сочинение- миниатюру на тему: « Дом, в котором я живу», используя материалы словарного диктанта и самостоятельно подобранные словосочетания (по вышеуказанному заданию)

Словарный диктант . -Н- / -НН- в прилагательных

Ю..ые натуралисты, це..ые сведения, даль пусты..а, стари..ые здания, орли..ый крик, журавли..ая стая, пропасть бездо..а, стекля..ая трубка, книга интерес..а, деревя..ая модель, солом..ая шляпа, морковь полез..а, картина необыкнове..а, карти..ая галерея, стари..ые предания.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Звери. ый крик; муравьи. ая куча; льви. ое потомство; глухари. ая охота; петуши. ые бои; комари. ый писк; нефтя. ой фонтан; дровя. ой склад; жестя. ой чайник; оловя. ый солдатик; со. ый ребёнок; бездо. ый карман; глуби. ый крик; тума. ый лес; лимо. ый чай; урага. ый ветер; батальо. ый воз; экскурсио. ый автобус, птица осторож. а; морковь полез. а; утро тума. о; дорога дли. а; рукопись бесце. а; даль пусты. а; герои мужестве. ы; льня. ая ткань; осе. ий лес; дикови. ый случай; стекля. ый стакан; орли. ый взгляд; карма. ый фонарь; ржа. ой хлеб; лави. ая опасность; полы. ый запах; дли. ый шарф; звери. ый рев; даль тума. а; берестя. ая грамота; работа време. а; дорога дли. а; искус. ая резьба; искусстве. ый щелк.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

1. Мир комари. ый, царь муравьи. ый выслал опасную рать. С войском мыши. ым шёл по долинам.

2. И давай жужжать, галдеть в зале паути. ой, точно выискали клеть, а не замок чи. ый.

3. Блеснув мгнове. ым серебром, в реке плотица в миг опаски сплетёт серебря. ые сказки.

4. Шафра. ые ковры затрепетали. (К.Бальмонт)

5. День был хрустальный, над липами — безветре. ая синева.

6. На месте, где прежде был фонтан, копали озеро для водя. ых и огне. ых потех. (А.Толстой)

7. Единстве. ый ребёнок сто имён имеет.

8. Следует гнуть ветку, пока она зелёная.

9. Шерстя. ая розга у матери, хотя стегает целую неделю.

10. Без шлифовки и драгоце. ый камень не блестит.(Посл.)

Запишите словосочетания в две колонки: 1)с одним Н; 2)с двумя Н.

Карти.. ая галерея, деревя .. ая ложка, безветре .. ый день, соловьи ..ые трели, дли..ый путь, огне..ый шквал, болезне..ый вид, стекля..ый сосуд, багря..ый закат, серебря..ый блеск, воробьи..ое семейство, румя..ые щеки, ветр..ая мельница, кож. ый портфель; бесчисл. ые стаи; жизн. ый вопрос; лимо. ый напиток; жест. ая кружка; мысл. ый взор; тыкв. ое семя; царств. ый жест; торф. ыеболота; мыши. ый писк; песч. ый берег; экра. ое пособие; тума. ый день; стекля. ый шар; горта. ый звук; коча. ая капуста; берест. ой ковш; глин. ая ваза; были. ый герой

Образовать от данных существительных прилагательные с Н или НН, обозначить орфограмму.

Сон, длина, хозяйство, грач, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть, окно, закон, истина, полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, конь,
гора, осень, торжество, ветер, олово.

Спишите, вставляя Н или НН. Объясните выбор правила.

1.Ра. им утром я возвращался с дальнего глухари. ого тока.

2.Тяж. лые лоси могут переходить самые топкие тряси. ые болота.

3.Тихий ровный ш. рох исходит в погожий день от мурав. иных куч. . 4.Страс. ным любителем соколи. ой охоты был царь Алексей Михайлович. 5.Сосновая хвоя является единств. ой пищей глухарей в зимнее время.

6.Здесь я слушал таинств. ые лесные голоса.

7.Этот звук (не)нарушает торжеств. ой тишины зимнего леса.

8.Поплавок я сделал из гуси. ого пера.

9.В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути. ые выводки. 10.Мельничный пруд зарос вод. ой кашкой.

11.Раков мы ловили руками под камнями на дне (не)глубокой, но чистой речонки, бежавшей по песча. ому дну.

12.У песча. ого дна мы видели дли. ые тени крупных птиц. 13.Поздней осенью дли. ы и тем. ы ночи.

Запишите, объясняя орфограммы.

1. С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.)

2. В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.)

3. Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.)

4. Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.)

5. Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.)

6. Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.)

7. В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс).

8. Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

Раскройте смысл данных фразеологических выражений и составьте предложения с ними. Пользуйтесь толковыми и фразеологическими словарями. Объясните орфограмму» Правописание -н- и -нн- в прилагательных».

Львиная доля, ястребиный взгляд, соколиные очи, лебединая песнь, гусиная кожа, серебряная свадьба, куриный кругозор, мышиная возня, петушиный характер, соболиные брови, утиная походка, комариный укус, стреляный воробей, куриная слепота, воробьиная ночь, длинный язык, синяя птица, орлиное племя, лебединая шея, журавлиная пора.

Карма..ые деньги, каме..ая глыба, чугу..ная решетка, лоси..ые следы, пчели..ый рой, це..ая вещь, стари..ый диван, звери..ая тропа, тума..ое утро,
песча..ые отмели, глиня…ая чашка, стекля…ая ваза, соболи…ая шуба, водя…ая гладь, высоче…ый объект, ястреби…ый клюв, воробьи…ое пёрышко, новый подоко…ик, лату…ый прибор, шерстя…ой свитер, багря…ый цвет, тополи…ый пух, серебря…ый медальон, кухо…ая утварь, у тре…ий свет, дли…ые ресницы.

Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

1. День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.)

2. Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.)

3. Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.)

4. Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.)

5. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

Творческое задание. Заменить словосочетания существительное +существительное словосочетаниями существительное + прилагательное.

Приготовления к войне, укрепления из глины, день без ветра, дом из камня, дни осени, кружка из стекла, стая журавлей, яд змеи, бой барабанов, шуба из соболя, диван из кожи, характер петуха, поле овса.

Выпишите из данных предложений прилагательные с изучаемой орфограммой

1. Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса.

2. В зеркало залива сонный лес глядит.

3. Роняет лес багряный свой убор.

4. Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам.

5. На другом берегу желтело овсяное поле.

6. Город спал в эту ветреную ночь.

7. Капитон только прищурил свои оловянные глазки.

8. Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки.

9. Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса.

10. Муравьиная рать и льва победит.

11. Речь хороша короткая, а веревка длинная.

12. Осиное гнездо не трогай.

13. Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую — люди.

1. В туманной дали не видно земли, ушли далеко корабли.

2. Под крылом самолета о чем — то поет зеленое море тайги.

3. Над заставами ленинградскими вновь бушует соловьиная весна.

4. Шумел сурово Брянский лес, спускались синие туманы.

5. Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться.

6. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

7. Сотня юных бойцов на разведку в поля поскакала.

8. Ледяной горою айсберг из тумана вырастает, и несет его теченье по бескрайним по морям.

9. Веток шорохи за окном слышны в полдень ветреный голубой. (Из песен)

Перепишите, раскройте скобки.

Ко(н, нн)ый плуг, подли(н, нн)ое произведение искусства, земля(н, нн)ой пол, гора величестве(н, нн)а, песча(н, нн)ая отмель, урага(н, нн)ый ветер, дровя(н, нн)ой склад, соломе(н, нн)ая подстилка, серебря(н, нн)ый приз, кожа(н, нн)ая куртка, карма(н, нн)ые часы, травя(н, нн)ой покров, коча(н, нн)ая капуста, дорога опас(н, нн)а, платье дли(н, нн)о, це(н, нн)ые сведения, даль пусты(н, нн)а, стари(н, нн)ые здания, орли(н, нн)ый крик, журавли(н, нн)ая стая, пропасть бездо(н, нн)а, стекля(н, нн)ая трубка, книга интерес(н, нн)а, деревя(н, нн)ая модель, морковь полез(н, нн)а, картина необыкнове(н, нн)а, карти(н, нн)ая галерея, стари(н, нн)ые предания.

Работа по индивидуальным карточкам.

Багрян_ый закат, барабан_ый бой, безветрен_ый день, ветрян_ая мельница, глинян_ый горшок, гусин_ое перо, деревян_ый стол, диковин_ая игрушка, дискуссион_ый вопрос, дорога длин_а, тюле…ий хвост, деревя…ый стул, масле…ое пятно.

Тума…ое утро, окна стекля…ые, стари…ый сундук, деревя…ые дома, масле..ная каша, соломе…ая кровать, гости…ый двор, безветре…ый день, ветре…ый человек, сви…ой шашлык, юн..ый друг, кожа…ый ремень, бара..ий мех.

Ветрен_ый день, искусствен_ый цветок, истин_ые чувства, камен_ая ограда, карман_ые часы, картин_ая галерея, клюквен_ый морс, кожан_ые перчатки, комарин_ый укус, комиссион_ый магазин, оловя…ый солдатик, румя…ые щёки.

Земля…ое укрепление, обезья…ий крик, маловетре…ый день, осе…ий пейзаж,

карма…ый фонарь, клятве…ое слово, павли…ий хвост, масле…ая тряпка, комари…ый писк, орли…ый глаз, лу…ый свет, карти…ая галерея.

Я – корректор. Исправьте ошибки в написании суффиксов прилагательных.

Шел я однажды по пустыной улице. Гляжу: деревянная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменых домах со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временых трудностей.

Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеинное: серебренная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я подумал: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куриный бульон, жареные румянные пирожки и клюквеный сок».

Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении.

Длин..ый подбородок жены стал еще длин..ее. (Чех.) С самых ран..их лет почувствовал он охоту к рисованью. (Тург.) Очумелов глядит в сторону и видит: из дровян..ого склада купца бежит собака. (Чех.) На шее почуял Лукич лошадин..ые губы и, прихрамывая, засеменил в хутор. (Шол.) К шершавым бокам кобылы прилипли бурьян..ые былки. (Шол.) Уже перед вечером увидал Митька, как с песчан..ого кургана, блестевшего белой лысиной, съехали человек восемь кон..ых. (Шол.) Во всю ширь поля, залитого лун..ым светом, тоже не доносилось ни движения, ни звука. (Чех.) У белых камен..ых ворот, которые вели со двора в поле, у старин..ых крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Чех.) Купил ему штанишки сукон..ые, рубашку, сандалии и картуз из мочалки. (Шол.)

Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении.

Коноплян_ое семя, курин_ый бульон, лебедин_ая шея, ледян_ой наст, лосин_ая тропа, львин_ая грива, маслян_ое пятно, машин_ый перевод, мгновен_ое решение, мелодия монотон_а, бра…ые слова, ледя..ой скат, листве…ый лес, овся…ое поле, тума…ая мгла, лу…ый холод, ветря…ой двигатель, шерстя…ой плед, искустве…ая кожа, ветря…ая оспа, безукоризне…ый вид, своевреме…ый ответ, стекля…ые шары, обыкнове…ая история, ветре…ная погода, мыши…ый писк, регистрацио…ый лист, дружестве…ое пожатие, сельская труже…ица, были…ый сказ, земля…ой вал, оловя…ный крестик, безвреме…ый указ, полотня…ое полотенце.

Распределите предложения по группам 1) с орфограммой в словах с основой на н и суффиксом -н-2) с -онн-, -енн- 3) –ан-, -ян, -ин-

Ни облака на туман..ом беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. (Акс.) К ногам графа большой серебрян..ый таз поставят с водой. (Тург.) Разыгрался пустын..ый ветер на приволье. (Акс.) Несмотря на весен..юю свежесть, все люди были босиком. (Акс.) На правом берегу офицер в парусин..овой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!». (Шол.) Долгий осен..ий закат догорел. (Купр.) Они прошли в дом через большую камен..ую террасу. (Купр.) В округ приезжал областной продовольствен..ый комиссар. (Шол.) Утрен..ие морозные туманы держатся в низовьях. (Ю.Аф.) Тут была обстановка простая, и пахло ржан..ым хлебом. (Чех.) И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновен..ым местам и оврагам, бывают очень приятны. (Л.Толст.) Мальчик носит овчин..ый полушубок. (Ю.Аф.) К горизонту шли медлен..ые снеговые тучи. (Акс.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось землян..ое укрепление. (А.Пуш.)

Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.


источники:

http://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-pravopisanie-n-i-nn-v-s.html

http://urok.1sept.ru/articles/574632