Задания на правописание приставок и суффиксов

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

«Суффикс» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.

Карточки по теме»Правописание приставок и суффиксов»

1,Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов –ик, -ек, -ок. Запишите слова, разберите по составу.

Снег, шалаш, жук, орех, куст, огурец.

2.Спишите. Вставьте пропущенную букву

Н..ходить, з..цветёт, ..тмерить, з..писать, ..тмыть, ..сыпается, п..дкладка, з..черкнуть, на..кусить, п..белить, н..дрезать, д..бежать.

3. Спишите. Вставьте пропущенную букву.

Стриж. нок, угр. нок, олен. нок, ящер. нок,

ястреб. нок пастуш. нок, журавл. нок, кут. нок.

1.Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов –ик, -ек, -ок. Запишите слова, разберите по составу.

Овраг, паук, фартук, язык, ящик, ключ.

2.Спишите. Вставьте пропущенную букву

Пр..хожий, пр..езд, ..служить, по..осиновик, пр..пустить, д..писать, з..глядеться, ..тдохнуть, ..бледенеть, п..дсказать, пр..ливной, н..чертить.

3. Спишите. Вставь пропущенные буквы

Мальч. нок, дьявол. нок, ворон. нок, зайч. нок, волч. нок, гус. нок, бобр. нок.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Котова Татьяна ВалерьевнаНаписать 753 27.12.2020

Номер материала: ДБ-1604457

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0
    27.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок 3 класс

Тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок для учащихся 3 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Какая из данных частей слова является приставкой?

1) еньк
2) над
3) чик
4) тель

2. Часть по является приставкой в слове:

1) полёт
2) полевой
3) порог
4) полено

3. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или суффиксе, нужно:

1) подобрать проверочное слово
2) написать слово так, как оно слышится
3) вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс
4) выучить все слова с приставками или суффиксами

4. Буква а на месте пропуска в приставке пишется в слове:

1) п..обедать
2) н..писать
3) ..бъяснить
4) пр..ехать (станцию)

5. Суффикс -ик в слове пишется, если:

1) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, исчезает
2) слышится звук [и]
3) гласный звук в суффиксе находится под уда­рением
4) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, сохраняется

6. Буква е на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:

1) ключ..к
2) грибоч..к
3) еж..к
4) луч..к

7. Когда после шипящих пишется суффикс -ок?

1) под ударением
2) в безударной позиции
3) как слышится, так и пишется
4) когда после шипящего слышится звук [о]

8. Вставь в предложения слово гадать с нужной по смыслу приставкой.

Эту загадку я не мог __________.
Цыганка предложила __________ по руке.
На Новый год нужно __________ желание.

9. Образуй слова с помощью суффикса -ок и за­пиши их.

Друг — __________, снег — __________, пух — __________, паук — __________.

10. Составь из данных слов загадку и запиши ее.

Клубочек, в, спрятался, дубочек, золотой.

2 вариант

1. Какая из данных частей слова является суф­фиксом?

1) еньк
2) над
3) пере
4) от

2. Часть об является приставкой в слове:

1) общий
2) обед
3) обмотать
4) образ

3. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или суффиксе, нужно:

1) выучить все слова с приставками или суффиксами
2) подобрать однокоренное проверочное слово
3) написать слово так, как оно произносится
4) вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс

4. Буква о на месте пропуска в приставке пишется в слове:

1) з..вязать
2) н..писать
3) ..бъяснить
4) н..дрезать

5. Суффикс -ек в слове пишется, если:

1) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, исчезает
2) слышится звук [и]
3) гласный звук в суффиксе находится под уда­рением
4) при изменении формы слова буква, обозна­чающая гласный звук в суффиксе, сохраняется

6. Буква и на месте пропуска в суффиксе пишется в слове:

1) карандаш..к
2) платоч..к
3) бережоч..к
4) замоч..к

7. Когда после шипящих пишется суффикс -ок?

1) когда после шипящего слышится звук [о]
2) под ударением
3) в безударной позиции
4) как слышится, так и пишется

8. Вставь в предложения слово бежать с нужной по смыслу приставкой.

От опасного места надо быстро __________.
Мне захотелось __________ быстрее.
После уроков надо __________ к бабушке.

9. Образуй слова с помощью суффикса -ок и за­пиши их.

Крюк __________, берег — __________, лук — __________, круг — __________.

10. Составь из данных слов загадку и запиши ее.

Рожок, был, кружок, стал.

Ответы на тест по русскому языку Правописание суффиксов и приставок
1 вариант
1-2
2-1
3-3
4-2
5-4
6-2
7-1
8. Отгадать, погадать, загадать
9. Дружок, снежок, пушок, паучок
10. В золотой клубочек спрятался дубочек
2 вариант
1-1
2-3
3-4
4-3
5-1
6-1
7-2
8. Отбежать, побежать, забежать
9. Крючок, бережок, лучок, кружок
10. Был рожок, стал кружок


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-teme-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4797176.html

http://testschool.ru/2018/01/10/test-po-russkomu-yazyiku-pravopisanie-suffiksov-i-pristavok-3-klass/