Задания на правописание производных предлогов

Упражнения по теме «Правописание предлогов»

Упражнения для отработки навыков правописания предлогов, как простых, так и производных, можно использовать в 7 классе во время работы над тетами «Предлог», «Правописание предлогов», а также в старших классах при подготовке к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Правописание предлогов»»

Запишите словосочетания и предложения, раскрывая скобки и графически выделяя приставки.

I. (В)ходим (в) кабинет; (во)шёл (в о) двор; (по)плыли (по) реке; (от)ехать (от) дома; (от)толкните лодку (от)берега; (по)плыл, (по)качиваясь, (по) волнам; (до)плыви (до) знакомой деревни; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на) стадион, (под)бежать к (под)ъезду; (пере)браться через (пере)езд. (про)читал (про)завод; (под)полз (под)машину; (на)кричал (на)собаку; (за)катился (за)шкаф.

II.1. Всегда (до)води дело (до) конца! 2. Вот тебе (под)ушки белые(под)ушки. Одеяльце (на)пуху и платочек(на)верху. (С.Маршак) 3. На горе (под)солнышком выросли(под)солнушки. (Под)солнышком (под)солнечник ,когда денёк погожий,весь день глядит (на)солнышко ,сам (на)него похожий. 4.(Под)осинами (на)кочке гриб в малиновом платочке,(под)осиновиком звать,и его придётся взять!

С какими падежами употребляются производные предлоги? Запишите , вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Согласно (расчёт), вопреки (мнение) специалистов, наперекор (предсказание), вследствие (невнимательность), благодаря (знания), несмотря на (метелица), ввиду (наступление) холодов, навстречу (ветер), по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).

Согласно (правило), вопреки (запрет) докторов, наперекор (общественное мнение), вследствие (болезнь), благодаря (поддержка) друзей, несмотря на (неудача), ввиду (предстоящие события), навстречу (приключения), по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Соскучиться по (они), уверенность в (победа), вера в (победа), выполнять согласно (инструкция), действовать наперекор (здравый смысл), вернуть книгу по (истечение срока), поздравим по (приезд из отпуска), стрелять по (мишень), поступить согласно (традиция), встретиться по (приезд), тосковать по (мы), читал (в)течение (сорок минут), прийти из (школа), предостеречь от (ошибки), получил по (предъявление) паспорта, выехали (в)место (девять часов) в одиннадцать.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать НЕ со словами. Укажите части речи (произв. предлог или деепричастие с НЕ).

(Не) смотря на разницу лет, (не) смотря на молодость, , (не) смотря в окно, (не) смотря на ранний час, (не) смотря на хорошую погоду, (не) смотря на цветы, (не) смотря на дружеский совет , (не)смотря на дорожные знаки, (не) смотря на предсказания, (не) смотря через мутное стекло, , (не) смотря в глаза собеседнику, (не) смотря на все его достоинства, (не)взирая на усталость, , (не) смотря в зеркало, (не)взирая на запрет врачей, , (не) смотря по сторонам, , (не) смотря на препятствия, , (не) смотря на беспокойство родных, , (не) смотря на, (не) смотря вниз.

Предлог? Наречие или существительное с предлогом? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать слова со скобками. Определите части речи.

(На) встречу с выпускниками;

(В) виду предстоящего отъезда;

Расположиться (в) виду города;

Поинтересоваться (на) счёт путёвки;

Перевести деньги (на) счёт предприятия;

(В)виду недостатка времени;

Прибыть (в)место назначения;

Разместить (в)место предисловия;

Торопиться (на)встречу с писателем;

Выйти (на) встречу гостям;

Надеть (в) место шляпы;

Спросить (на)счёт здоровья;

Находиться (в)виду неприятеля;

(В)виду отсутствия транспорта;

Брошка (в)роде бабочки;

Распорядиться (на)счёт раненых;

Держаться (в) виду берега;

Согласовать слова (в) роде и числе;

Предмет (в) роде шара.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать букву В со словами. Объясните выбор конечной гласной Е или И.

  1. (В) течени… вечера звучала музыка.
  2. Об этом я узнал (в)последстви.
  3. (В)следстви… по делу выяснились подробности.
  4. (В) течени… реки много порогов.

Демобилизация (в)следстви… ранения.

(В)следстви… непогоды вылет задерживается.

(В) течени… реки был рез­кий по­во­рот.

О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма.

(В)следстви…, начатом прокурором, много неясного.

Пётр (в)последстви… хвалил себя за предусмотрительность.

Ехать (в)продолжени.. всего дня;

Пораниться (в)следстви. неосторожности;

Ждать (в)течени.. полутора суток.

Пожалел (в)последстви… о сказанных словах.

Бездельничал (в) течени… урока,

Всмотреться (в)течени… ручейка.

Уволился (в)следстви… контузии.

Проиграть (в)следстви.. невнимательности.

Настаивать (в) продолжени… переговоров на своей точке зрения.

(В) заключени… эксперта.

Раскланяться (в) заключени… концерта.

(В) заключени… речи остановиться на чем-либо.

Задания на правописание производных предлогов

Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите предлоги.

Отсутствовать (в)течени_ трех дней; (в)следстви_ гололеда много аварий; (в)продолжени_ к_никул бездельнич_л; изм_нения (в)течени_ реки; узнать интересные подробности (в)продолжени_ повести; молчать (в)течени_ всего пути; заинт_ресован (в)продолжени_ встреч(?); внести поправки (в)следстви_.

Карточка 2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор написания предлогов и омонимичных им существительных.

1. (В)течени_ всего дня мама (не)разговаривала со мной. 2. (В)следстви_ по уголовному делу появились новые материалы. 3. Ученые изучают Арктику (в)продолжени_ (не)скольких десятилетий. 4. Дунай в нижнем течени_ замерзает зимой почти на полтора месяца. 5. (В)следстви_ оледенения самолет начал терять высоту. 6. Я имел (в)виду совсем другое средство.

Карточка 3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Автор внес изменения (в)продолжени_ романа. 2. Цветет сушеница (в)течени_ лета. 3. Ручей в своем коротком течени_ делает несколько поворотов. 4. Р_стение покрыто ш_лковистым (серебристо)белым опушением, (в)следстви_ чего оно каж_тся седым. 5. Впоследстви_ эту вершину назвали «Леной». 6. Существе_ые поправки были внесены (в)следстви_ по делу о краже. 7. (В)последстви_ я узнал историю родного села. 8. Об этом персонаже авт_р еще напишет (в)продолжени_ повести. 9. Все деньги переведите (на)счет нашей фирмы.

Карточка 4. Из данных предложений выпишите сначала предложения с предлогами, а затем с омонимичными им частями речи. Выделенное слово разберите как часть речи.

1. Под дерном, размытым водой, обр_зовалось (не)что (в)роде ниши. 2. Воронин хотел спросить (на)счет за_трака, но пром_лчал. 3. (В)роде бояр Старицких были вых_дцы и из других ф_милий. 4. (Не)смотря на конец октября, дни стояли жаркие. 5. Мы имели (в)виду другую брош_ру. 6. Хозяева с радостью вышли нам (на)встречу. 7. (В)виду опас(?)ности р_монтные работы пр_остановлены. 8. (В)следстви_ своевреме_ых дождей посевы были спасены.

Карточка 5. Выпишите из данных предложений словосочетания с производными предлогами и омонимичными им существительными. Внесите словосочетания в таблицу.

ПредлогиСуществительные

1. Анютке подарили игрушку (на)подобие волчка. 2. (В)виду скорого отъезда делать ремонт не стали. 3. На столе стоял сосуд (в)роде шара. 4. (В)следстви_ перенесенной болезни организм ослаблен. 5. Колье украшено жемчужинами (в)виде свисающих капелек. 6. Стояла на болоте птица (в)роде цапли. 7. (В)силу сложившихся обстоятельств открытие клуба не состоялось. 8. (На)встречу с Андреем он, к сож_лению, уже не надеялся. 9. Верю (в)силу нашей дружбы. 10. Какая-то штуковина (на)подоби_ втулки удерживала напор в пробоине.

Карточка 6. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните правописание предлогов. Укажите часть речи выделенных слов.

1. (В)заключени_ (не)счастный капитан заболел лихорадкой не отступавшей (в)течени_ недели. 2. Мысли тр_вожившие меня (не)давали уснуть (не)смотря на усталость. 3. Мне было 25 лет когда я нач_нал писать что-то (в)роде воспом_наний. 4. (В)следстви_ по делу хищения государстве_ого имущества было включено заключени_ экспертизы. 5. Имей (в)виду, (на)счет перенесе(н,нн)ой б_лезни (с)ней (не)говори. 6. (По)мере надобности он подл_вал воду в к_стрюлю. 7. (Не)смотря в блокнот он точно набрал номер. 8. Девушка усердно м_лилась, (не)смотря ни направо, ни налево. 9. Мы с сестрой, (не)смотря на разницу в возр_сте, дружили с де_ства. 10. (В)виду города непр_ятель отс_новился.

Карточка 7. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание предлогов.

1. Я пок_зал ей стари_ый медальон в_виде сердечка. 2. Песча_ая коса сильно вдавалась в_течени_ реки. 3. Комнату эту ув_личили за_счет соседней, выломав стену. 4. Позвольте мне на_счет этого сказать свое мнение. 5. Существительное и прил_гательное не согл_сованы в_роде. 6. На_встречу волнам плыть было невыносимо т_жело. 7. Она низко кланялась и несколько раз качала головою на_подоби_ глиня_ых котов. 8. Вдумайся в_следстви_ теоремы. 9. Задачу на_подоби_ треугольников решал Ромка в_продолжени_ часа, не меньше.

Карточка 8. Перепишите. Вставьте пропущенные знаки препинания и буквы, объясните правописание предлогов. Объясните написание выделенных слов.

1. Не_смотря на усталость, девушка с удовольствием прошлась по льду. 2. Пожар возникший в_следстви_ (не)осторожного обращения с огнем ун_чтожил рощицу. 3. Вот уже в_течени_ двух недель шли непр_-рывные дожди. 4. В_последстви_ рядом со станц_ей постро_ли (железно)дорожный мост. 5. В_следств_ по делу арестова_ого вм_шались представители обществе_ых орг_низаций. 6. Пл_вец легко плыл, удачно попав в_течени_ реки. 7. На_счет зарплаты Игнат спросить опять пост_снялся.

Карточка 9. Прочтите предложения орфографически. Выпишите словосочетания существительных с производными предлогами.

1. (В)связи с _варией проезд закрыт. 2. Т_л_-графные столбы пок_зывались в л_ловой дали (в)виде маленьких палочек. 3. (В)течени_ вое_ых событий произошли резкие изм_нения. 4. (На)встречу с главой адм_нистрац_и попасть хотели все. 5. За_тра ожидаются осадки (в)виде дождя и мокрого снега. 6. А первый день Р_ждества мы обедали у Мари_ Викторовн_ и потом (в)продолжени_ всех праз_ников навещали ее почти каждый день. 7. (В)виду скорого окончания плавания команда повеселела. 8. Пут_шествие длилось (в)течени_ трех недель.

Задания на правописание производных предлогов

Правописание производных предлогов.

Прежде чем выполнять предложения, вспомните правило:

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:

достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.

Различайте!
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),
он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя) ) вниз,
он осторожно прошёл по краю обрыва.


Пишутся слитно предлоги:

ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за;
наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за) ) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия) ).

Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за) ) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.);

держаться в виду (сущ. (близко от берега) ) берега.


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение,
в отличие от, в заключение, в завершение
имеют на конце -е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончании
-и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегдаимеют значение времени.

Не спать в течение суток.
(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго? )

Поворот в течении (сущ.) реки,
вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Упражнение 1. Списать, вставить пропущенные буквы ( н-нн с разными частями речи ). Обращайте внимание на написание производных предлогов (выделенные слова являются производными предлогами )

В виде бронирова_ого жилета, в течение рискова_ого путешествия, в продолжении

рифмова_ой повести, вроде шнурова_ого ботинка, вместо газирова_ой воды,

наподобие кова_ого сундука, застрахова_ый впоследствии, в связи с костюмирова_ым

балом, в заключение заинтересова_ого разговора, вследствие взволнова_ости, ввиду

загазова_ости, иметь в виду шифрова_ую запись, насчёт лакирова_ых сапог, несмотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов)

На_счёт жела_ого подарка, в_течени_ письме_ого экзамена, в_роде кова_ого железа,

в_ продолжени_ камее_ого века, наподоби_ тонирова_ого стекла, в_заключени_

напряже_ой подготовки, не_смотря на це_ые сведения, в_виду измене_ого

расписания, в_виде краше_ого столба, вместо торжестве_ой встречи, в_следстви_

неравноце_ого обмена, в_последстви_ удивле_о спрашивал, в_связи с неожида_ым

приказом, иметь в_виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки. Определи, к какой части речи относится слово!

Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на

семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги,

один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место ,

чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли

(на)встречу с одноклассниками.8) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли

пораньше. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.9) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

10)(В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течение недели..11) (В)начале урока мы

читали текст. 12)Мы идём в поход (в)месте с родителями. 13) (В)месте падения

метеорита образовался кратер. 14) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви. своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

Тестовые задания.

Тест №1

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2. Каким членом предложения является предлог?

  1. 1.Обстоятельством.
  2. 2.Дополнением.
  3. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.

1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

    1. А.Причинное значение.
    2. Б.Значение цели.
    3. В.Значение пространства(места).
    4. Г.Временное значение.

4.Укажите непроизводные предлоги.

1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов.

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).

А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.

9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

Тест № 2

1 На месте пропусков пишется и

а) идти в течени. дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4. Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочет;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5. Пишется раздельно

а) говорить (на)счет похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно


источники:

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kartochki_po_russkomu_jazyku/morfologija/kartochki_po_teme_quot_proizvodnye_predlogi_quot/75-1-0-1111

http://bodnia.ru/index.php/materialy-k-urokam/62-8-klass/544-pravopisanie-proizvodnykh-predlogov-sistema-uprazhnenij.html