Задания на правописание слов с глухими и звонкими согласными

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_po_russkomu_yazyku.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку на тему: « Парные по глухости- звонкости согласные» для индивидуальной и парной работы в 3 классе.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки .

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1. Сижу верхом ,

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

3.Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

Карточки по русскому языку на тему «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными» 3 класс

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Разработала: Лариошина Светлана Ивановна —

учитель начальных классов

МБОУ «Ардатовская СОШ»,

г. Ардатов, Ардатовского района,

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки .

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

3. Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4. Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

5. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

1.Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички.

3.Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Лариошина Светлана ИвановнаНаписать 8136 06.06.2017

Номер материала: ДБ-534982

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.06.2017 238
    06.06.2017 863
    06.06.2017 586
    06.06.2017 751
    06.06.2017 405
    06.06.2017 152
    06.06.2017 1097

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков — одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.

Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.

На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.

Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:

— если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;

— если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;

2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;

3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

— работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;

— исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.

— изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

— наблюдение за деятельностью учащихся.

Система упражнений состоит из 4-х разделов

Развитие навыков грамотного письма у школьников — одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.

///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.

Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.

Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.

Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.

Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.

Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.

Сколько раз встречается звук [т]?

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук [г]?

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков [п]?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Ено. — красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок — сколь . кий.

Гибок — ги . кий. Резок — ре .кий.

Гладок — гла, кий. Робок — ро . кий.

Сладок — сла . кий. Лёгок — ле . кий.

Близок — бли . кий. Крепок — кре . кий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)

Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.

Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  2. зу . ки, зу ., зу . ок;
  3. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  4. сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
  5. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки — дубок.

Прочитай пословицы и поговорки.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Был бы покос, да пришёл мороз.
  3. В мае дождь, будет рожь.
  4. Сорвать прут — небольшой труд.
  5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  6. Книга — твой друг, без неё как без рук.

Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?

Прочитай, приготовься писать по памяти.

Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).

Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Прочитай однокоренные слова.

  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  2. Ловить, улов, ловушка, лов.
  3. Садовник, сад, садовый.
  4. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  5. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой

Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.

Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.

1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.

Возле грядки — две лопатки,
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?

Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

  1. Островки, островок, островком.
  2. Пирожки, пирожок, пирожком.
  3. Дружки, дружок, дружком.
  4. Холодок, холодком, в холодке,
  5. Медок, медком.
  6. Покрышка, покрышкой, покрышек.

Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все — алфавит. (С.Маршак).

Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -. Переписать бумаги

Посадить лес -. Отправить письма

Заготовить сено -. Поливать огород

Рубить дрова -. Доставить мебель

Смазать колеса -. Погрузить багаж

Какое из однокоренных слов является проверочным?

IV. Контрольно-диагностический раздел.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):

Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:

  1. напишите слова, которые начинались на букву С;
  2. напишите слова с парным согласным Ж в середине;
  3. напишите слова с парным согласным В в середине;
  4. напишите слово с парным согласным Т в середине;
  5. напишите два оставшихся прилагательных.

Кто как питается.

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.

Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Букварь, пенал, тетрадки — держи ты их в порядке (Ю.Коринец).

Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки — голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки — на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).

Зрительный диктант. Загадки.

  1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
  2. Бегут по дорожке доски, да ножки.
  3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.

Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.

Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.

Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.

Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.

Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз — льдинки. Вместо носа — морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.

Дописать предложения словами противоположного значения.

  1. Смелый там найдёт, где . потеряет.
  2. Редька горькая, а морковка .
  3. Дорожка широкая, а тропка .
  4. Дуб высокий, а орешник .


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-parnimi-zvonkimi-i-gluhimi-soglasnimi-klass-1956990.html

http://urok.1sept.ru/articles/533275