Задания на правописание слов с удвоенными согласными

Карточки для проверочной работы по теме «Двойные согласные в словах»
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Карточки содержат по три задания разной степени сложности. Они помоут организовать работу по закреплению или проверке усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
dvoynye_soglasnye_v_slovakh.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Двойные согласные в словах

1. Прочитайте. Спишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными.

1) Суббота – выходной день.

2) У Анны хорошая коллекция бабочек.

3) Утром принесли телеграмму.

4) Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

Русский язык, деревянный дом, беззаботное время, колючий можжевельник, беззащитный птенец, стеклянные двери, манная каша, аккуратная тетрадь.

Оттолкнуть, рассказ, рассказать, поддержать, металл, оттепель, жужжать, ванная, Анна, медленный, веселый.

Раздели слова с двойными согласными для переноса.

3. Прочитай загадки. Напиши отгадки.

1) Во мне два К , не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

2) В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный …

3) Стоит на крыше всех труб выше.

4) Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

5) Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

6) Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К .

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

7) На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С ,

Раздели слова с двойными согласными для переноса.

Тема: Двойные согласные в словах

1. Образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.

2. Вставь н или нн . Напиши.

Пришла вес_а. Появились подснежники и другие ра_ие весе__ие цветы. Пройдет лето. Наступит ра__яя золотая осень. Ласково будет еще светить осе__ее солнце. Но с каждым днем будет холоднее, начнутся первые утре__ие заморозки.

В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – согласные.

3. Реши кроссворд, подбери нужное слово и запиши его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

3. Место, где продают билеты.

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.

5. Дорога, покрытая асфальтом.

Проверь себя! Прочитай слово в выделенных клеточках.

Тема: Двойные согласные в словах

1. Выпиши слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

Вся гру_а заболела гри_ом. Хо_еист должен быть а_уратным. Муха жу_ала над телефонным а_аратом.

2. Прочитай. Раздели слова вертикальными черточками для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

Составь предложения со словами аллея, рассказ .

3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

1) Ри( м , мм )а, зи( м , мм )а, те( р , рр )ор, ра( с , сс )( к , кк )аз,
к( р , рр )и( с , сс )та( л , лл ), Ро( с , сс )ия, ки( л , лл )ог( р , рр )а( м , мм ),
те( н , нн )ис, ко( л , лл )е( к , кк )ция, Мо( с , сс )ква.

2) Э( м , мм )а, к( л , лл )а( с , сс )ик, Ге( н , нн )а( д , дд )ий,
а( п , пп )е( т , тт )ит, ( с , сс )о( р , рр )а, и( л , лл )юст( р , рр )ация,
Кири( л , лл ), пови( с , сс ), к( л , лл )а( с , сс ), со( л , лл )нышко.

Составь 2–3 предложения с данными словами. Укажи части речи.

Тема: Двойные согласные в словах.

1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни двойные согласные.

Санитарная коми..ия, ко..ективная работа, плавать в ба..ейне, кла..ная комната, липовая а..ея, срочная телегра..а, ру..кий язык, шо..ейная дорога, команда хо..еистов, ма..ая каша, гра..атическая ошибка, програ..а соревнований, колючий мо..евельник, а..уратный

2. Замени следующие словосочетания одним словом.

1) Больничный лист.

2) Товарищ по работе.

3) Спортивный бег.

4) Обучение животных.

5) Помещение в школе.

6) Шестой день недели.

7) Сквозной проезд, прорытый под землёй.

8) Рисунки в книге.

1) Светло в России от берёз.

И в полночь разглядел бы я:

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

2) Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

Друг мой, друг далёкий,

Вспомни обо мне! Найди слова с двойными согласными.

(А. Фет.) Составь и запиши предложения с этими словами.

Тема: Двойные согласные в словах

1. Распространи предложения словами, данными в скобках. Подчеркни двойные согласные.

1. Класс ходил (наш, коллективно, в субботу, в парк). 2. Группа шла (юннатов, по аллее, сада). 3. Юннаты собирали (коллекцию, листьев, деревьев, разных). 4. Ученики писали (об экскурсии, рассказ).

2. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.

1) Су( б , бб )о( т , тт )а, а( л , лл )ея, о( с , сс )ина, г( р , рр )у( п , пп )а, ве( с , сс )( н , нн )а, шо( с , сс )е, бы( с , сс )тро, до( м , мм )а,
г( р , рр )а( м , мм ), ( х , хх )о( к , кк )ей.

2) Па( с , сс )а( ж , жж )ир, сугро( б , бб ), ва( н , нн )а, лу( ж , жж )и, те( р , рр )а( с , сс )а, ба( с , сс )ейн, ру( с , сс )кий, а( п , пп )етит, о( с , сс )ень, г( р , рр )и( п , пп ), а( к , кк )у( р , рр )атный.

3. Составь из слов пять предложений.

В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город.

Классе, купили, в, билеты, они.

Подошёл, перрону, поезд, к.

Быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в.

Смотреть, окна, из, приятно, как, вагона.

Напиши предложения. Подчеркни слова с двойными согласными. Составь схему третьего предложения.

Задания по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Индивидуальные задания для проверке знаний учащихся по теме: правописание слов с удвоенными согласными.

Бугаева Бурлият Низамудиновна , 22.11.2018

Содержимое разработки

Правописание слов с удвоенными согласными

П р о ч и т а й т е . Спишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными.

Суббота – выходной день.

У Анны хорошая коллекция бабочек.

Утром принесли телеграмму.

Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

О б р а з у й т е и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.

П р о ч и т а й т е . Разделите слова вертикальными черточками для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

С о с т а в ь т е предложения со словами аллея, рассказ .

П р о ч и т а й т е загадки. Напишите отгадки.

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна.

Что за море в комнате? (_________)

Лезет в окошко. (__________)

В с т а в ь т е н или нн . Напишите.

Пришла вес_а. Появились подснежники и другие ра_ие весе__ие цветы. Пройдет лето. Наступит ра__яя золотая осень. Ласково будет еще светить осе__ее солнце. Но с каждым днем будет холоднее, начнутся первые утре__ие заморозки.

В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – согласные.

О б р а з у й т е от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн .

С о с т а в ь т е несколько предложений на следующие темы, используя некоторые из данных слов.

Экскурсия, осенний, парк, листья, коллекция, класс, урок русского языка, писать рассказ.

Суббота, экскурсия, вокзал, кассы, билеты, перрон, поезда, вагоны, группа, пассажиры.

Воскресенье, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь.

И з с л о в каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте текст. Запишите.

 русский, хорош, зимой, лес.

 деревьями, под, сугробы, глубокие.

 согнулись, берез, от, молодых, инея, стволы.

 зеленые, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

В ы п и ш и т е слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

Вся гру_а заболела гри_ом. Хо_еист должен быть а_уратным. Муха жу_ала над телефонным а_аратом.

С п и ш и т е . Вставьте пропущенные буквы.

Мама нак..рмила нас вкусными а_етитными пир..гами. Мой папа р..ботает на фирме «А_орд». Держ_ вож_и, пока в руках, выпустишь – не ухв..тишь.

З а п и ш и т е ответы в строчку в алфавитном порядке, используя слова с удвоенными согласными.

 Ремни, веревки для управления лошадью.

 Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.

 Большое желание есть.

 Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

 Острое вирусное заболевание.

 Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.

 Человек исполнительный, соблюдающий во всем порядок.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

А_а ехала мимо а_еи на тро_ейбусе и смотрела и_юминацию. Э_а послала Ри_е телегра_у с гра_атическими ошибками.

Выпишите слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

У Ан_ы есть а_уратная ко_екция насекомых. Тро_ейбус сделан из мета_а. И_юминация сверкала ми_ионами огней. Найдите су_у двух и пяти. Э_а смотрела и_юстрации в учебнике гра_атики. Мама купила килогра_ яблок.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

Ра_им весе_им утром Ге_адий сидел на те_асе с ю_атами. Ми_оны людей любят те_ис и хо_ей. В су_оту А_а и Но_а писали програ_у по гра_атике.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Вчера наша класс с Анной Геннадьевной хадил на экскурсию в лесс. Красив оссений лесс. Диревья стоят зиленые, желтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают колекцию из них. Завтра мы напишем раскас об осени на уроке руского языка.

Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Презентация к уроку

Цели урока

  • Упражнять в написании слов с удвоенными согласными, исследуя причины удвоения.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости.
  • Повторять правила переноса слов с удвоенными согласными.
  • Совершенствовать умение разбирать слова по составу и на основе этого грамотно писать слова с удвоенными согласными.
  • Учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения.
  • Продолжить развивать способность работать в группах, опираться на помощь товарищей.
  • Совершенствовать умения слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Оборудование

  • Мультимедийный проектор. Презентация урока.
  • Карточка – тест для каждого ученика.
  • Опорные схемы «Состав слова», «Правописание приставок».
  • Кроссворд.
  • Ребусы со словами с обратной стороны листа.
  • Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).
  • Материалы к играм «Доскажи словечко», «Назови одним словом».
  • Фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей».
  • Картинки к письму с комментированием.
  • Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.
  • Смайлики каждому ученику.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня, ребята, мы будем работать в 4 группах, выберите руководителя, в группах вы можете советоваться, оценим работу каждой группы по количеству фишек, полученных во время урока, старайтесь. А упражняться будем в написании слов по теме….
Не будем терять ни секунды, приступаем к 1 заданию.

II. Вводный тест.

Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определения. Ведь весь урок мы будем опираться на знания частей слова. (слайд 6) Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами (приложение 1).

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем служит для образования новых слов

Часть слова после корня служит для образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма

Какое слово лишнее? Что такое орфограмма? (Дети. Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.)

Необходимо знать правила правописания различных частей слова. (слайд 7)

  • Написание суффиксов надо знать, требует практического применения.
  • Приставки надо знать; правописание некоторых требует развития фонематического слуха и умения разбирать слова по составу.
  • Корни родственных слов пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.
  • С правописанием окончаний мы познакомимся, когда будем изучать части речи более полно.

Какие правила правописания корней вы знаете? (слайд 8)

  • Проверяемые безударные гласные.
  • Парные звонкие и глухие согласные.
  • Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
  • Разделительный мягкий знак ь.
  • Непроизносимые согласные.
  • Двойные согласные.

Какая же тема нас интересует больше всего? Разгадаем кроссворд. (слайд 9)

  1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? дрожжи
  2. Группа дружных детей. коллектив
  3. Шестой день недели. суббота
  4. Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он
    Держит их руками. троллейбус
  5. Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. антенна
  6. Во мне два к. Не забывайте!
    Таким, как я, всегда бывайте
    Я точный, чистый и опрятный,
    Иным же словом — аккуратный.
  7. Вдоль дороги по бокам
    Липы, клёны тут и там.
    Всем идти здесь веселее.
    Этот путь зовут … аллея

Мы будем упражняться в написании слов с двойными согласными.

III. Закрепление пройденного.

1. Наблюдения – исследования (слайд 10)

  1. Проследим, где в слове могут быть двойные согласные.
  2. Выясним, по каким правилам орфографии их надо там писать.
  • Задание № 1. (слайд 11)

Образование родственных слов с помощью суффиксов.

Группа —— работа (групповая работа)
Лимон —— чай (лимонный чай)
Коллектив —— труд (коллективный труд)

Выявление, как образовалось новое слово, где находятся двойные согласные.

(Выделяем корни, окончания, суффиксы. Где же двойные согласные?)

Дети. На границе корня и суффикса, в середине корня, на границе, когда одна буква относится к корню, а другая – к суффиксу.

Образование родственных слов приставочным и приставочно-суффиксальным способом.

Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова. Воспользуемся их знаниями. Попробуйте отгадать слова, образовывая от данных слов с помощью данных приставок и, если надо, добавьте свои суффиксы.

(В руках у учителя и на выставке толковые словари).

Хорошо читающие ученики читают объяснения слов из толковых словарей.

Отгаданное или образованное слово все записывают, объясняется, каким способом образовано, выделяется корень, приставка, суффикс (Объясняется, почему пишем удвоенные согласные, подвожу к выводу о правописании данных приставок). (слайд 12) (приложение 2)

Рассада. Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки на гряды. (с. 697)

Беззаботный. 1. Ни о чём не заботящийся, легкомысленный. 2. Свободный от забот. (с. 27)

Оттолкнуть. 1. Толчком отодвинуть. 2. Внушить кому-то неприязнь к себе. (с. 502)

Бессовестный. Нечестный, наглый. (с. 33)

Раззевался. 1. Начал усиленно зевать. 2. Начал смотреть, зевать по сторонам (будучи занятым каким-либо делом, начал небрежно, невнимательно работать).


источники:

http://mir-olymp.ru/publication/zadaniia-po-teme-pravopisanie-slov-s-udvoennymi-soglasnymi.html

http://urok.1sept.ru/articles/590736