Задания на правописание сложных слов

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку по теме

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.

1. Задания карточки по вариантам: «Правописание сложных прилагательных и существительных».

2. Работа по карточкам : «Корректоры»

3. Презентации (2 шт.) «Сложные существительные и прилагательные»

Скачать:

ВложениеРазмер
slozhnye_slova_no1.docx18.5 КБ
slozh.pril_.docx18.76 КБ
slozh.no4_.pptx346.73 КБ
slozh.no3_.docx28.55 КБ
slozh.no2_.ppt222 КБ
prilozhenie_kartochka.docx11.53 КБ
korrektory_kartochka.docx13.38 КБ
zadanie_kartochka.docx13.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание сложных слов

  • знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант — образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант — образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Предварительный просмотр:

Тема урока 10 класс повторение

Правописание сложных прилагательных

Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности. оборудование:

1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».

2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).

3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).

I.Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний 1. Слово учителя — Внимание!

Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /. / Слова бывают разные — То дельные, то праздные.

То честные, правдивые, То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные, А есть свинцово-грязные. /. /Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми, А добрыми, правдивыми. (За правильные ответы — баллы (фишки).

Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.) — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла) — Это сложные прилагательные.

(Вывесить на доске с пропуском орфограммы. ) Мы к ним вернемся в течение урока. 2. объявление темы урока

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала 1.

Слово учителя — Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух ос нов, но пишутся по-разному.

Написание сложных прилагательных

Через дефис Слитно

1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый Образованные на основе словосочетания: Железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь)

2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный 3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный

2. распределительный диктант-миниатюра

Задание Записать под таблицей слова по нужным колонкам.

Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.

Слово учителя — Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? — А когда слитно? — Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных. V. Закрепление материала 1. Экскурсия по музею Уч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности.

Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни. — Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел. ). Задание двоим ученикам у доски Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла). Задание остальным Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.

Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический. Наука Искусство Здоровье политика Северо-западный (от сущ.) иссиня-черный (оттенки) лечебно-профилактический (и) двуязычный (от словосочет. ) светлолицый (от словосочет.) кисло-молочный (и) общественно-политический (искл.) Десятиэтажный (от словосочет.

) садово-огородный (и) 2. «Я — художник» У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину крымской художницы Л.

Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок! Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова). 3. проблемный вопрос (3 балла) — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

4. Словарная работа Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.

5. Контроль Словесная живопись — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, Точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но Из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить. Задание Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут. ) ТЕКСТ Вот мы прошли. 1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На . 2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются.. .3. (темно-красные) пятна осин. С. 4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется. 5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие. 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще. 7. (кисло-горькие). Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла) У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт. VI.

Итог урока 1. Беседа — Какие цели перед нами стояли в начале урока?

— Мы их достигли? — Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла) — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла) 2.

оценивание — Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень. — Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень. — Кто набрал 1 балл? Это средний уровень — Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.

3. «психологическое поглаживание» — Большое спасибо за урок.

Мне очень понравилось с вами работать.

VII. Домашнее задание Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол — , полу-.

2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов

Упражнение 61. Раскройте скобки.

(Авто) (гидро) подъёмник, (автомобиле) (тракторо) строение, (автомобильно) тракторный, (авто) строитель, (аграрно) промышленный, (агро) технический, (адрес) календарь, (азот) содержащий, (азотно) водородный, (альфа) лучи, (альфа) распад, (аэро) (фото) съёмка, (банно) прачечный, (белково) витаминный, (беловато) голубой, (бело) голубой, (бело) горячечный, (красно) деревщик, (бело) кровие, (бензо) заправочный, (блёкло) лиловый, (бледно) розовый, (бледно) лицый, (бетоно) мешалка, (железо) бетон, (железо) бетонный, (блок) схема, (блок) аппарат, (блок) пост, (блок) гауз, (борно) кислый, (борт) механик, (борт) проводница, (борт) инженер, (буро) взрывник, (буро) жёлтый, (бутылко) моечный, (бутылочно) зелёный, (быстро) растворимый кофе, (быстро) текущие дни, (быстро) текущий с гор ручей, (бюджетно) финансовый, (вагон) ресторан, (вагонно) паровозный, (вагоно) строительный, (вагоно) вожатый, (ва) банк, (жюль) верновский роман, (ватт) час, (верти) хвостка, (верти) шейка, (гори) цвет, (перекати) поле, (видео) фильм, (видео) канал, (видо) изменённый, (видео) магнитофон, (весьма) неудачная формулировка, (верхне) волжский, (верхо) гляд, (вет) лечебница, (ветеринарно) профилактический, (ветеринарно) (зоо) технический, (весенне) летний, (весенне) полевой, (весно) вспашка, (взаимно) выгодный, (взаимно) обратный, (взаимно) однозначный, (взаимно) противоположный, (взаимно) связанный, (взаимо) связанный, (взаимо) исключающий, (взаимо) обусловленность, (взаимо) выручка, (взрыво) и (пожаро) опасность, (взрыво) опасность, (взрыв) пакет, (винно) водочный, (винно) каменный, (вино) дел, (вино) торговец, (вино) торговый, (вино) черпий, (винно) коньячный, (винно) красный, (военно) обязанный, (военно) полевой, (военно) служащий, (вое) начальник, (военно) юридический, (вольт) секунда, (вольт) метр, (вопросно) ответный, (восточно) африканский, (Восточно) Сибирское море, (восьми) вёсельный, (восьми) стишье, (всемирно) известный, (всемирно) исторический, (время) исчисление, (вице) консул, (вице) премьер, (виц) мундир, (выставка) продажа, (выше) названные факты, (газетно) журнальный, (генерал) полковник, (горе) мыка, (горе) мастер, (аника) воин, (жар) птица, (жаро) понижающий, (джаз) оркестр, (динамо) машина, (динамо) метр, (доберман) пинчер, (древне) египетский, (древне) русский, (русско) английский, (геолого) минералогический, (геолого) разведка, (глыбо) образный, (горно) лыжник, (горно) обогатительный, (горно) спасательный, (двадцати) (двух) летний, (трёх) (с) (половиной) недель от роду, (дед) мороз, (дет) ясли, (дет) домовский, (де) факто, (де) юре, (гос) аппарат, (держи) морда, (душе) грейка, (жили) были, (засухо) устойчивый, (зверо) подобный, (зверо) ферма, (зверино) птичий, (зверо) лов, (луна) парк, (изумрудно) зелёный, (игла) рыба, (идейно) политический, (канц) товары, (капитан) инженер, (экс) президент, (кают) компания, (крем) сода, (креп) жоржет, (креп) дешин, (кроваво) красный, (кровно) родственный, (макси) мода, (макро) модель, (мини) юбка, (микро) организм, (мюзик) холльный, (музей) квартира, (молочно) белый, (молочно) восковой, (молочно) мясной, (молочно) промышленный, (народно) демократический, (народно) поэтический, (народно) хозяйственный, (нео) фашизм, (ослепительно) яркий, (огненно) красный, (ост) индский, (плац) парад, (плоско) горный, (ржаво) бурый, (светло) голубой, (светло) волосый, (свето) тень, (северо) восток, (северо) восточный.

Упражнение 62. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

1. Ветер гонит клубки (перекати) поля (Бажанов). 2. Обязанности поэта не знать (километро) минут (Вознесенский). 3. Лета едва хватило на беглый обход зелёного (юго) востока (Леонов). 4. После той (экстра) ординарной встречи мне более не удалось видеть его (Леонов). 5. У (сорок..) ножки нар..дились крошки (Инбер). 6. Гудок заполнил (полу) тёмный подъезд, вырвался на улицу, а за ним выка..тился «(ГАЗ) 63» (Залыгин). 7. Наконец из станции выходит толстый (обер) кондуктор (Паустовский). 8. Лубок (то) хорош, плох (псевд..) лубок (Маршак). 9. У него всё продумано, у этого (лже) к..питана (Полевой). 10. – Во фронт! (Пол)оборота направо! (Шаляпин). 11. Он да ещё (вице) губернатор – это Гога и Магога (Гоголь). 12. Она показала (пол) литровку, на донышке которой осталось немного воды (Антонов). 13. Он погл..дел на часы: Бог мой, всего (пол) второго (Нагибин). 14. (Зюйд) (зюйд) (ост) и три четверти румба, – быстро дог..ворил человек в маске (Грин). 15. Два или три дня, что мы пр..вели в Покровском, были п..чальны для (экс) жениха (Герцен). 16. Но Калугин был не (штаб) капитан Михайлов, он был (само) любив и одарён деревя..ными нервами (Л. Толстой). 17. Сзади неё стоял молодой человек в чиновнич..ем (виц) мундире (Чехов). 18. Их отец, обувной мастер (инд) пошива из артели «(Кооп) ремонт», обожает Борьку (Воронов). 19. Итак, оба сошли на землю и посп..шили вмешаться в толпу (нью) йоркцев (Шагинян). 20. Накормив (обер) кондуктора, Малахин возвр..щался к себе домой (Чехов). 21. Ро..ждались в этой (микро) сфере не только вихри, а смерчи (Мартынов). 22. А там Байкал, за тою далью, в (пол) суток обогнать едва ль (Твардовский). 23. О моём герое пр..доставлю вам, читатель мой, избрать какое будет угодно из (выше) упомянутых мнений (Писемский). 24. Я под экватором, под отвесными лучами со..нца в царстве в..чного, (беспощадно) знойного со..нца (Гончаров). 25. Удары волн кажутся (все) сокрушающими (Ажажа). 26. Он был высокий, (пропорционально) сложенный мужчина, с крупными, правильными ч..ртами (смугло) матового лица (Гончаров). 27. Ну, а учение как подвигается? Делаете вы успехи в вашем (истинно) (человеко) любивом искус..тве? (Тургенев). 28. Есть натуры очень строптивые и (упорно) люб..щие (Салтыков-Щедрин). 29. (Черно) бурою лисицей под горой улёгся лес (Кедрин). 30. Где он воз..мёт цвета для этого (пр..нзительно) белого луча здешних звёзд? (Гончаров). 31. По небу, (изголубо) тёмному, как будто исп..линскою кистью, наляпаны были широкие полосы золота (Гоголь). 32. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня, (черн..) глазую девицу, (черн..) гривого коня (Лермонтов). 33. Воздух переливается в скуч..ном дрожании (песочно) бледной дымки (Федин). 34. Работа в театре с её людност..ю и (горько) сладкой отрадой то полнила, то опустошала Егора Павловича (Федин). 35. Игнатьев, огромного вида пожилой мужчина, с ч..рной (диковато) разбойной бородой, усмехнулся неожиданно (бело) зубой огромной улыбкой (Гранин). 36. Весь разговор он вёл в тоне (язвительно) ласкового наставника (Федин). 37. Наступает за знойным днём (душно) сл..дкая, долгая ночь (Гончаров). 38. «Скажите пожалуйста!» – произнёс непре..менный член (горестно) удивлённым тоном (Писемский). 39. Он видел перед собой только два сияющих, (мутно) радужных круга (Куприн). 40. Его лицо было спокойно, красиво и (мертвенно) бледно (Станюкович).

Упражнения по русскрму языку на тему «Правописание сложных имён существительных»

10 упражнений для работы с учащимися по теме

« Правописание сложных имен существительных»

Горемыка, рубаха-парень, солнцестояние, вертихвостка, иван-чай, стоп-кран, полумрак, агросервис, фотостудия, полгектара, паровоз, лесопосадка, царь-колокол, вагон-ресторан, премьер-министр, Ростов-на-Дону, зоопарк.

Распределите слова в таблицу

(Языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза, метео(станция), экс(президент),верти(хвостка), юго(восток), Мамин(Сибиряк)

(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол)Англии,(пол)яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе, инфузория(туфелька), северо(запад), плащ(палатка), пол(лимона), пол(Москвы), лесо(руб), пол(стакана), сбер(банк), Санкт(Петербург), море(плаватель).

Вставьте пропущенные буквы

1)Сапоги-скор_ходы подходят для любой погоды. 2)Слаб_нервный пол_тер сломал дыр_кол. Взялся он за пыл_сос – сок_выжималку разнес. Ему бы понравилась камн_дробилка, но в коф_молку попали опилки. Лучше бы стал он лес_рубом, руд_копом или книг_любом. Успокоить его нам помог снег_пад, звезд_пад, гол_лед. Он загадал три желанья подряд: купить сам_вар, сам_лет, сам_кат. Еще он мечтал получить сам_свал и в рыб_питомник заехать на бал. Выучи эту скор_говорку и по скор_чтению получишь пятерку. 3)Слов_охотливый сладк_ежка собственн_ручно колет орешки.

Соотнесите, где писать соединительную гласную О, а где Е

Приводимые ниже словосочетания замените сложны ми словами.

Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

Прочитайте текст. Выделите и выпишите сложные слова.

БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Представьте, что в нашем доме установлен фантастический полителеэкран. Поворот рычажка— и сразу вспыхивает много живых картин. Антенны радиотелескопов ловят сигналы далеких миров. Агрохимики выращивают фрукты-лекарства. По морям летают суда на подводных крыльях. Мчатся экспрессы-катамараны, двухкорпусные тела которых режут морские воды, не образуя волн. В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электрический ток. Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь. В фокусе электромагнитных волн вспыхивают над тундрой искусственные солнца.

Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.

Выпишите только те слова, которые пишутся через дефис

(Авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница, (дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор, (грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион.

Выпишите только те слова, которые пишутся слитно

(Авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница, (дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор, (грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион

Пар_ход, пеш_ход, мор_ход

Пол(литра), пол(лимона), пол(литровка)

Пол(апельсина), пол(яблока), пол(банана)

Электро(станция), авиа(конструктор), вице(адмирал)


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/853-214_slitnoe_i_defisnoe_napisanie_slozhnyh_slov.html

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkrmu-yazyku-na-temu-pravopisanie-slozhnyh-imyon-sushestvitelnyh-4061336.html