Задания на правописание согласных

Дидактический материал.Готовимся ЕГЭ. Правописание согласных в корне.

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ.

Дидактический материал к блоку

«Правописание согласных в корне»

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

При работе над этой темой можно использовать те же методические приемы, что и при изучении сомнительных согласных.

Упражнения на правописание слов с непроизносимыми согласными дают большой материал по лексике и словообразованию, помогают разобраться в семантике целого ряда трудных слов, поупражняться в разборе слов по составу.

Начать можно с анализа таблицы:

Не пропускай нужную букву!

Не вставляй лишнюю букву!

В результате этой работы вы поймете, как важно правильно выделять корень и подбирать родственные слова.

Повторение различных приемов проверки написания непроизносимых согласных проводится в процессе выполнения упражнений.

I. Упражнение для закрепления

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол: поздний — опоздать, хрустнуть — хрустеть.

Запасной, громоздкий, свистнуть, пастбище, лестный, расчистка, повестка, верстка, хлестнуть.

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное: тростник — трости, древесный — древесина.

Чудесница, местность, грустный, здравствовать, страстный, тяжеловесный, агентство, известный, редкостный, шотландский, завистливый, голландский, усердный, фашистский, честный, доблестный.

3. Проверить прилагательное существительным с предлогом: безжалостный — без жалости, безучастный — без участия.

Бессовестный, бесхитростный, безвластный, беспомощный, безрадостный, беспристрастный, безлесный, безвестный, бесчестный, безопасный, безвкусный, бессловесный.

4. Написать, от каких слов образованы данные сложные слова, подчеркнуть проверочное слово: сенокосный — косить сено.

Добросовестный, злосчастный, полновластный, буревестник, тяжеловесный, двухъярусный, жизнерадостный, ежечасный, победоносный, кровеносный, сорокаградусный, орденоносный, рукописный.

5. В один столбик выписать словосочетания, в которых есть слова с непроизносимой

согласной, в другой — словосочетания, в которых таких слов нет. Доказать, что вы выписали правильно.

Ужасное зрелище, корыстные цели, захолустный город, вкусный обед, гигантская стройка, опасная дорога, безвестный поэт, чудесный день, окрестные места, согласный звук, уездный лекарь, поверхностный взгляд, запасный выход, грустная улыбка, редкостная коллекция, целостное впечатление, безмолвствующая толпа, несносный характер, чествовать юбиляра, участвовать в спектакле.

6. Разобрать слова по составу.

Безмолвствовать, чувствительность, бескорыстный, бесхитростный, завистливый, тяжеловесный, предшественник, бесчувственный, шефствовать, происшествие, искусственный, здравствовать, объездчик, громоздкий, бесстрастный, безрадостный, безвластный, крепостной, доблестный, искусный, напутственный, безучастный, неуместный.

7. К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать синонимы с непроизносимой согласной.

Неглубокая рецензия (поверхностная), огромное здание (гигантское), жестокий враг (безжалостный), печальный взгляд (грустный), храбрый воин (доблестный), тяжелая мебель (громоздкая), равнодушный (бесстрастный), молчать (безмолвствовать), предвидеть (предчувствовать), угощать (потчевать).

8. Подобрать антонимы с непроизносимой согласной.

Веселый (грустный), счастливый (несчастный), печальный (радостный), знакомый (неизвестный), хитрый (бесхитростный).

В процессе работы полезно сопоставить следующие смешиваемые слова, записав их в словарик:

шествовать — шел шефствовать — шефы

яства (кушанья) — ясти (еда) явственно — явно, наяву

перстень (кольцо) — перст (палец) наперсник (человек, пользующийся особым доверием) — перси (грудь)

чувствовать — чувство чествовать — честь участвовать — участие

выспать — высылать выстлать — выстилать

действенный — действие девственный — дева

почивать (спать) потчевать (угощать)

косный (отсталый, неподвижный, ленивый, тяготеющий к привычному)

костный — кость t

ровесники (люди одного сверстники возраста)

Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков — одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.

Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.

На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.

Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:

— если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;

— если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;

2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;

3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

— работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;

— исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.

— изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

— наблюдение за деятельностью учащихся.

Система упражнений состоит из 4-х разделов

Развитие навыков грамотного письма у школьников — одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.

///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.

Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.

Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.

Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.

Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.

Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.

Сколько раз встречается звук [т]?

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук [г]?

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков [п]?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Ено. — красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок — сколь . кий.

Гибок — ги . кий. Резок — ре .кий.

Гладок — гла, кий. Робок — ро . кий.

Сладок — сла . кий. Лёгок — ле . кий.

Близок — бли . кий. Крепок — кре . кий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)

Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.

Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  2. зу . ки, зу ., зу . ок;
  3. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  4. сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
  5. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки — дубок.

Прочитай пословицы и поговорки.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Был бы покос, да пришёл мороз.
  3. В мае дождь, будет рожь.
  4. Сорвать прут — небольшой труд.
  5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  6. Книга — твой друг, без неё как без рук.

Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?

Прочитай, приготовься писать по памяти.

Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).

Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Прочитай однокоренные слова.

  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  2. Ловить, улов, ловушка, лов.
  3. Садовник, сад, садовый.
  4. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  5. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой

Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.

Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.

1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.

Возле грядки — две лопатки,
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?

Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

  1. Островки, островок, островком.
  2. Пирожки, пирожок, пирожком.
  3. Дружки, дружок, дружком.
  4. Холодок, холодком, в холодке,
  5. Медок, медком.
  6. Покрышка, покрышкой, покрышек.

Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все — алфавит. (С.Маршак).

Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -. Переписать бумаги

Посадить лес -. Отправить письма

Заготовить сено -. Поливать огород

Рубить дрова -. Доставить мебель

Смазать колеса -. Погрузить багаж

Какое из однокоренных слов является проверочным?

IV. Контрольно-диагностический раздел.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):

Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:

  1. напишите слова, которые начинались на букву С;
  2. напишите слова с парным согласным Ж в середине;
  3. напишите слова с парным согласным В в середине;
  4. напишите слово с парным согласным Т в середине;
  5. напишите два оставшихся прилагательных.

Кто как питается.

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.

Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Букварь, пенал, тетрадки — держи ты их в порядке (Ю.Коринец).

Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки — голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки — на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).

Зрительный диктант. Загадки.

  1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
  2. Бегут по дорожке доски, да ножки.
  3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.

Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.

Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.

Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.

Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.

Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз — льдинки. Вместо носа — морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.

Дописать предложения словами противоположного значения.

  1. Смелый там найдёт, где . потеряет.
  2. Редька горькая, а морковка .
  3. Дорожка широкая, а тропка .
  4. Дуб высокий, а орешник .

2.4. Правописание согласных в корне

Упражнение 35. Обратите внимание на правописание выделенных согласных. Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

А бб ревиатура, агре сс ия, а кк лиматизация, а кк омпанемент, а кк ордеон, а кк умулятор, а кк уратный, а лл ея, а лл егория, а лл игатор, а л огизм, а л юминий, а л яповатый, а нн отация, а нн ексия, а нн улировать, анте нн а, апе лл яция, а пп арат, а пп а сс ионато, а пп ендицит, а пп етит, а пп ликация, арти лл ерия, асе сс ор, а с и мм етрия, а с , а сс амблея, а сс игнация, а сс истент, а сс ортимент, а тт естат, а тт ракцион, бака л ея, ба л (выпускной), ба лл (проходной), ба лл ада, ба лл аст, ба лл истика, ба лл он, ба лл отироваться, ба л юстрада, ба р ельеф, барка р о л а, баро кк о, ба рр икада, ба р ьер, ба сс ейн, ба тт ерфляй, баци лл а, бе л иберда, бе лл адо нн а, бе лл етристика, бе л ьэтаж, бестсе лл ер, бе т он, би д он, би л ьярд, би сс ектри с а, брави сс имо, бра сс , брио л ин, бу фф онада, бю лл етень, ва г он, ва л ерьяна, ва л торна, ва т ага, ва тт , великоро сс , великору с , ве л осипед, венти л ировать, ви лл а, во жж и, га л ера, га л ерея, га л ифе, га лл , га лл ьский, га лл юцинация, га л оп, га л оша, га мм а-излучение, ге м атома, ге н ерали сс имус, ги пп о п отам, гли сс ер, гори лл а, гра мм , гра мм атика, гра мм офон, гра м пластинка, гра сс ировать, гри м , гри пп , гро сс мейстер, гру пп а, гру пп ка, гу м анизм, гу нн ы, гу тт аперча, де к ор, де л икатес, депре сс ия, де с ерт, де ф ицит, ди л е мм а, ди л етант, ди н амо, ди с криминация, диску сс ия, ди сс ертация, ди сс онанс, дисти лл яция, ди фф еренциал, до нн а, дре сс ировать, ди фф узия, до лл ар, дро жж и, дю р аль, жж ение, жж ёный, жу жж ать, жу жж ание, жу ж елица, зу мм ер, идеогра мм а, иди лл ия, ие р архия, и лл юзия, и лл юзион, и лл юминатор, и лл юстрация, и мм игрант, и мм унитет, и м пресарио, импре сс ионизм, инга л яция, инди фф ерентный, и н ициалы, и н ициатива, инка сс атор, инте лл ект, инте лл ектуальный, инте лл игенция, и пп одром, и рр ациональный, и рр игация, иску с ный, иску сс тво, ка б а л истика, ка лл играфия, ка н ифоль, ка нн ибал, капе лл а, капи лл яр, караве лл а, каре л ы, ка р иатида, ка р икатура, ка сс а, ка сс ация, ка сс ета, ка с таньета, ке сс он, килогра мм , ки л о м етр, кири лл ица, клаве с ин, кла сс , ко л ичество, ко лл ега, ко лл едж, ко лл ежский, ко лл ектив, ко лл ектор, ко лл екция, ко лл изия, ко лл оквиум, ко л одец, ко л окольня, коло нн а, коло нн ада, коло н ка, ко́ло с (ржи), коло́ сс (великан), коло сс альный, коми сс ар, коми сс ия, ко мм ентарий, ко мм ерция, ко мм уна, ко мм уникация, ко мм утатор, ко мм юнике, ко м пактный, ко м паративный, ко м партия, ко м петентный, ко м постировать, ко м пре сс , ко м проми сс , конгре сс , конфе тт и, конце сс ия, кора лл , ко р идор, ко р нишон, ко рр ектор, ко рр еляция, ко рр еспондент, ко рр озия, ко рр упция, ко тт едж, коэ фф ициент, кре пд ешин, криста лл , криста лл ический, криста л ьный, кро сс , кро сс ворд, ку п е, либре тт о, ли м он, ли н олеум, лове л ас, ло т ерея, ло т о, ма н екен, ма н икюр, марио н етка, маро кк анец, ма сс а, ма сс аж, ма сс ив, ма с он, мета лл , мета лл олом, ме т ис, ме цц о-сопрано, ми лл иард, ми лл играмм, ми лл ион, ми н иатюра, ми сс , ми сс ис, ми сс ионер, ми сс ия, ми с терия, мо лл юск, мо кк о, моногра мм а, му сс , му сс он, нарци сс , несе сс ер, нове лл а, норма нн ы, норма н дский, одеко л он, оди нн адцать, о кк азиональный, о кк ультизм, о кк упация, опере тт а, опере т ка, о пп озиция, о пп онент, о пп ортунизм, орди н арный, орфогра мм а, о тт оманка, па в ильон, па л ас, па л исадник, па н егирик, па нн о, па п уас, па п ье-маше, пара лл ель, пара лл елепипед, пара лл елограмм, па р ашют, па сс аж, па сс ажир, па сс ат, па сс атижи, па сс ив, пе н ици лл ин, пен с не, пе р ила, пе р ипетия, пе р ископ, пе р итонит, пе р иферия, пе р петуум-мобиле, пе рр он, пе сс имизм, пиа н ино, пиани сс имо, пи л игрим, пли с овый, пли сс е, поэте сс а, пре сс , пре сс а, примадо нн а, програ мм а, прогре сс , пропе лл ер, профе сс ия, профе сс ор, проце сс , пу д инг, ра лл и, ра с а, регре сс , режи сс ёр, рене сс анс, репре сс ия, ре сс ора, ро к о к о, ро с омаха, ро сс иянин, ро т апринт, ру с ист, ру с ификация, ру с офил, са к вояж, се сс ия, се тт ер, си лл абический, си лл огизм, си л ос, си л уэт, си мм етрия, сиро кк о, спи нн инг, сс ора, сс уда, ста кк ато, сте лл аж, стеногра мм а, стре сс , су бб ота, су мм а, су рр огат, су фф икс, сю рр еализм, та б урет, таранте лл а, та р антул, телегра мм а, те нн ис, те рр акота, те рр ариум, те рр аса, те рр икон, те рр итория, те рр ор, те р цина, те р ьер, то кк ата, то нн а, то нн аж, то нн ель, тран с крипция, тра сс а, три лл ион, тро лл ейбус, тро лл ь, тру п , тру пп а, фее р ия, фи л иал, фи нн , фи н ка, фи н ский, фо л иант, фоногра мм а, фо р тепьяно, фрика с е, фу н икулёр, фу р ор, ха р актер, хи н а, хлорофи лл , хо бб и, хо кк ей, хо лл , хро м осома, це лл офан, це лл улоид, це лл юлоза, це пп елин, ци р юльник, ша м пиньон, ша сс и, ши лл инг, шо сс е, шо ф ёр, шу л ер, э в калипт, э вф емизм, э к замен, экспе р имент, эксплуа т ация, экспре сс ионизм, эксце сс , э л егия, э л ик с ир, э лл ин, э лл ипсис, эпигра мм а, э сс е, э сс енция, э фф ект, эше л он.

Упражнение 36. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

Аб..ревиация, авторал..и, агрес..ор, ак..лиматизироваться, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..ейка, ал..егорический, ал..юминиевый, ан..отировать, антен..а, ап..ел..ировать, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..-маскарад, бал..ада, бар..ок..о, бацил..а, бел..етрист, великорос. великорус. вож..и, гал..е- ра, гал. гал..ьский, гор..ил..а, грам..офон. грам..пластинка, грим..ировать, груп..а, груп..ка, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, ж..уж..елица, идил..ия, ил..юзион, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..авел..а, кар..ел..ы, кар..икат..ура, кас..ета, кас..таньет..а, кил..ограм. кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный ком..ис..ариат, ком..ерческий, ком..унист, ком..партия, ком..промис..ный, кон..грес. кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, метал..олом, мер..идиан, мил..играм. нарцис. новел..а, норман..ы, норман..дский, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, оп..озиционный, оп..онировать, пал..ас. пар..ал..ельный, пар..ал..елограм. пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, пианин..о, пиан..ис..имо, плис..овый, плис..е, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, пятитон..ка, рас..овый, режис..ёрский, рок..ок..о, рос..омаха, рос..ийский, рус..изм, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фин. фин..ка, фин..ский, фол..иант, фур..ор, хол. цел..юлоза, шок. шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес. эл..егия, эл..икс..ир, эл..ин, эф..ект.

Упражнение 37. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев). 14. Как на беду, ни один изво..чик не показывался на улице, и он должен был и..ти пешком (Гоголь). 15. Скво..ь дремоту я слышал дребе..жание рессоры (Паустовский). 16. Дикие пчёлы c однотонным жуж..анием кружились возле дупла (Гайдар). 17. В углу палатки на бурке сидел артил..ер..ийский пору..чик и брал на гитар..е минор..ные ак..орды (Далецкий). 18. Он имел привычку поджимать и прикусывать нижнюю губу, так и казалось, что вот он свис..нет (Горбатов). 19. Дядя утверждал, что наперё.. надобно пройти всю кал..играфическую школу, а потом приниматься за прописи (Аксаков). 20. Из-за ручья, в трос..никах и траве, вспыхивали иголочки ружейной стрельбы (А.Н. Толстой). 21. В ак..уратном белом домике, по сосе..ству с конторой, зажгли свет (Антонов). 22. Пока Федя разговаривал с груп..оргом третьего курса, Виктор присел на подоконник (Добровольский). 23. Знакомство с ним могло только компром..етировать человека в глазах полиции (Герцен). 24. Меня гнетёт какое-то странное тяжёлое предчу..ствие (Чехов). 25. Искры стали слетать с его пап..ир..осы, как трас..ирующие пули (Антонов). 26. Инструмент выдаётся в с..уду на пять лет с условием, что поселенец ежегодно будет уплачивать пятую часть (Чехов). 27. Как раз накануне пору..чик злоупотребил кр..едитом Ан..ы Фридриховны в трактир..е напроти..; это всплыло наружу, и вот вспыхнула с..ора с руганью и дракой в кор..идоре (Куприн).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/533275

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/844-24_pravopisanie_soglasnyh_v_korne.html