Задания на правописание суффиксов н и нн

Практические упражнения «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки правописания н и нн в суффиксах прилагательных. Предназначен для учителей, работающих в 6 классах. .

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»»

Запишите, объясняя орфограммы.

1. С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.)

2.В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.)

3. Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.)

4. Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.)

5. Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.)

6. Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.)

7. В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс).

8. Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

1. С палубы слышался гул моря у песча. ых отмелей.

2. В палисаднике цветут терпкие и пыльные цветы охря. ого цвета с серой шершавой листвой.

3. Слюдя. ое солнце выливало на землю океаны белой жары.

4. Ветер порошил глаза всяческим сбором, в каком было изрядное количество кури. ого пуха.

5. Южный берег низок и покрыт множеством соля. ых озёр. (К.Г.Паустовский)

6. На бугре берёза-свечка в лу. ых перьях серебра.

7. Распоясала зарница в пе. ых струях поясок.

8. Повенчаюсь в непогоду с перезво. ою водой.

9. Голуби. ый дух от бога, словно огне. ый язык, завладел моей дорогой, заглушил мой слабый крик.

10. Кругом роса медвя. ая сползает по коре, под нею зелень пря. ая сияет в серебре. (С.А.Есенин)

Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

1. День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.)

2. Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.)

3. Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.)

4. Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.)

5. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный вариант написания, орфограмму объясните.

Слюдя…ые окна, конопля…ое поле, водя…ой жёлоб, Отечестве…ая война, огне…ый сигнал, ледя…ая горка, соломе…ая подстилка, льня…ое платье, тыкве…ая каша, маши…ый цех, революцио…ая песня, ржа…ой хлеб, овся…ое печенье, деревя…ый парусник, весе…ий день, серебря…ый браслет, болезне…ое состояние, цен…ый продукт, осе…ий пейзаж, стари…ый замок, государстве…ая граница, воробьи…ое чириканье, вое…ые учения, гуси…ый выводок.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

1. Свет луны таинстве. ый и дли. ый, плачут вербы, шепчут тополя.

2. Но никто под окрик журавли. ый не разлюбит отчие поля.

3. Багря. ой метелью нам листвы на крыльцо намело.

4. Си. ий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимо. ый лу. ый свет. Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ра. их лет.

5. Деревя. ыми крыльями по каспийской воде наши лодки заплещут, как лебеди. (С.А. Есенин)

6. Они шли по песча. ой дороге.

7. Не может он совладать с этим весе. им полнолунием.

8. Мастер привычной рукой отодвигал балко. ую решётку.

9. С ненавистью и сомнением глядя на дикови. ую парочку, швейцар посторонился. 10. Осталась только площадка с каме. ым креслом. (М.А.Булгаков)

Запишите, объясняя орфограммы.

Ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

ДИКТАНТ « П р о в е р я ю с е б я »

1. Есть в светлости весенних вечеров умильная таинственная прелесть. (Тютчев)

2. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин)

3. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов)

4. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям. (Некрасов)

5. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин)

6. Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)

7. Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов)

8. …И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (Жуковский)

9. Капитан только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев)

10. Митраша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы. (Пришвин)

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения, суффиксы выделите.

Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Запишите, объясняя орфограммы.

1. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусстве. ой пальмой в зелё. ой кадке.

2. Миллио. ое дело приходится начинать при ощутительной нехватке денежных знаков.

3. Но вот слышится тревожный звон станцио. ого колокола.

4. Он не стал уверять, что прибыл по срочному казё. ому делу.

5. Твёрдая соломе. ая шляпа с рубчатыми краями боком сидела на его голове.

6. По главной улице на раздвинутых крестьянских ходах везли дли. ый си. ий рельс.

7. Солнце ломилось в стекля. ую витрину магазина наглядных пособий. (И.Ильф и Е.Петров).

8. Местами виднелись ледя. ые бугры.

9. Запахло рекой и пря. ым запахом хвойного леса.

10. Серебря. ыми нитками осыпались звёзды. (В.Шишков)

Выборочный диктант -Н- / -НН-

Ко..ый плуг, подли..ое произведение, земл..ой пол, гора величестве..а, песча..ая отмель, урага..ый ветер, дров..ой склад, солом. ая подстилка, серебр..ый приз, кож..ая куртка, карма..ые часы, трав..ой покров, коча..ая капуста, дорога опас..а, платье дли..о, искре…ий человек, сви…ая котлета, дли…ая дорога, ветре…ый день, пусты…ая местность, осе…ий дождь, пря…ый напиток, гума…ый суд, тума…ое утро, смире…ый слуга, чугу…ая сковородка, лебеди…ая стая, лимо…ый сок, берест…ная шкатулка, осли…ое упрямство, ветря…ая мельница, нефтя…ое пятно, даль тума…а, травя…ой покос, костя…ая шкатулка, ремесле…ая мастерская, торжестве…ый обед, торфя…ое месторождение, оси…ый лес.

Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный вариант написания, орфограмму объясните.

1. Там, где к небу вздымались вековые деревья, теперь зелё. ыми коврами легли весёлые нивы.

2. Он выходил на улицу и, весь насторожившись, вслушивался в гуси. ый говор. 3. Гроза огне. ая грохотом всё заполнила.

4. Утре. яя прохлада переходила в знойный день.

5. Отечестве. ые и западноевропейские зодчие состязались в искусстве воздвигать величестве. ые дворцы, хоромы вельмож, казё. ые палаты.

6. Стари. ая русская песня своим словесным складом и величием напева всех очаровывала. (В.Шишков)

7. Всё так же со. ыми лугами лениво движется Ока.

8. Моим стихам, как драгоце. ым винам, настанет свой черёд.

9. И на тебя с багря. ых облаков уронит Богородица покров.

10. А над Волгой заря румя. ая. (М.Цветаева)

Диктант на замену.

Образец: Растения, которые собирают для приготовления лекарств, — лекарственные растения.

1. Охота, которая ведется с помощью соколов. (соколиная).

2. Шкаф для хранения верхнего платья. (платяной).

3. Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная).

4. Завод, на котором строят самолеты (авиационный)

5. Легкомысленная девушка (ветреная).

6. Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное).

7. Охота, ведущаяся с помощью соколов.

8. Кукла, сделанная из дерева.

Выполните распределительный диктант.

Багря…ый закат, бесчисле…ое множество, глиня…ая посуда, дискуссио…ый вопрос, дли…ая очередь, дровя…ой склад, журавли…ое гнездо, зеле…ая лавка, земля…ой пол, Каме…ый дом, карма…ые часы, карти…ая галерея, клюкве…ое варенье, кожа…ая куртка, ко…ый плуг, ледя…ой покров, моното…ые звуки, оловя…..ые солдатики, осе…яя погода, песча…..ая отмель, племе…..ой скот, полотня…ое бельё, революцио…ый подъём, румя…..ые щёчки, сви…ая туша, серебря…ая ложка, соломе…ая подстилка, тума…..ое утро, урага…..ый ветер, це…..ое изобретение, чугу…ая ограда, ю…ые натуралисты, ветре…ый день, безветре…ое место.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

1. Черво. ые возблещут купола, бессо. ые взгремят колокола.

2. Гремит над жарким его шатром соловьи. ый гром. (М.Цветаева)

3. За стекля. ой дверью, ведущей из коридора в комнату, кто-то пел.

4. Что-то летало вокруг него, в воздухе, похожее на тополи. ый пух.

5. Его остановила нарастающая волна искре. его смеха.

6. Смеялись над стра. ыми словами.

7. Деревя. ая лестница заскрипела под его шагами.

8. По сторонам взгромоздилась всевозможная стари. ая мебель.

9. Под узенькой кроватью он нашёл несколько грубых конопля. ых мешков из-под картошки.

10. Он вынул из кури. ого яйца часть белка и заполнил пустоту содержимым ути. ого яйца. (В.Дудинцев)

Словарный диктант. -Н- / -НН- в прилагательных

Телефонный аппарат, льняная скатерть, кухонная посуда, стеклянные банки, деревянные ложки, жестяные коробки, обеденный стол, кожаный портфель, куриные яйца, свиное сало, овсяная крупа, клюквенный кисель, пчелиный мед, тыквенные семечки, чайный сервиз, серебряный подстаканник, стенные часы, чугунная сковородка, лимонная кислота, письменный стол, синяя кастрюля, зеленая лампа, берестяной кувшин, книжный шкаф, старинные книги.

*На тему: «Дом, в котором я живу» подберите словосочетания по образцу, приведенных в словарном диктанте типа — прил. + сущ.; при этом в прилагательном должна быть орфограмма н или нн.

*Напишите сочинение- миниатюру на тему: « Дом, в котором я живу», используя материалы словарного диктанта и самостоятельно подобранные словосочетания (по вышеуказанному заданию)

Словарный диктант . -Н- / -НН- в прилагательных

Ю..ые натуралисты, це..ые сведения, даль пусты..а, стари..ые здания, орли..ый крик, журавли..ая стая, пропасть бездо..а, стекля..ая трубка, книга интерес..а, деревя..ая модель, солом..ая шляпа, морковь полез..а, картина необыкнове..а, карти..ая галерея, стари..ые предания.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Звери. ый крик; муравьи. ая куча; льви. ое потомство; глухари. ая охота; петуши. ые бои; комари. ый писк; нефтя. ой фонтан; дровя. ой склад; жестя. ой чайник; оловя. ый солдатик; со. ый ребёнок; бездо. ый карман; глуби. ый крик; тума. ый лес; лимо. ый чай; урага. ый ветер; батальо. ый воз; экскурсио. ый автобус, птица осторож. а; морковь полез. а; утро тума. о; дорога дли. а; рукопись бесце. а; даль пусты. а; герои мужестве. ы; льня. ая ткань; осе. ий лес; дикови. ый случай; стекля. ый стакан; орли. ый взгляд; карма. ый фонарь; ржа. ой хлеб; лави. ая опасность; полы. ый запах; дли. ый шарф; звери. ый рев; даль тума. а; берестя. ая грамота; работа време. а; дорога дли. а; искус. ая резьба; искусстве. ый щелк.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

1. Мир комари. ый, царь муравьи. ый выслал опасную рать. С войском мыши. ым шёл по долинам.

2. И давай жужжать, галдеть в зале паути. ой, точно выискали клеть, а не замок чи. ый.

3. Блеснув мгнове. ым серебром, в реке плотица в миг опаски сплетёт серебря. ые сказки.

4. Шафра. ые ковры затрепетали. (К.Бальмонт)

5. День был хрустальный, над липами — безветре. ая синева.

6. На месте, где прежде был фонтан, копали озеро для водя. ых и огне. ых потех. (А.Толстой)

7. Единстве. ый ребёнок сто имён имеет.

8. Следует гнуть ветку, пока она зелёная.

9. Шерстя. ая розга у матери, хотя стегает целую неделю.

10. Без шлифовки и драгоце. ый камень не блестит.(Посл.)

Запишите словосочетания в две колонки: 1)с одним Н; 2)с двумя Н.

Карти.. ая галерея, деревя .. ая ложка, безветре .. ый день, соловьи ..ые трели, дли..ый путь, огне..ый шквал, болезне..ый вид, стекля..ый сосуд, багря..ый закат, серебря..ый блеск, воробьи..ое семейство, румя..ые щеки, ветр..ая мельница, кож. ый портфель; бесчисл. ые стаи; жизн. ый вопрос; лимо. ый напиток; жест. ая кружка; мысл. ый взор; тыкв. ое семя; царств. ый жест; торф. ыеболота; мыши. ый писк; песч. ый берег; экра. ое пособие; тума. ый день; стекля. ый шар; горта. ый звук; коча. ая капуста; берест. ой ковш; глин. ая ваза; были. ый герой

Образовать от данных существительных прилагательные с Н или НН, обозначить орфограмму.

Сон, длина, хозяйство, грач, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть, окно, закон, истина, полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, конь,
гора, осень, торжество, ветер, олово.

Спишите, вставляя Н или НН. Объясните выбор правила.

1.Ра. им утром я возвращался с дальнего глухари. ого тока.

2.Тяж. лые лоси могут переходить самые топкие тряси. ые болота.

3.Тихий ровный ш. рох исходит в погожий день от мурав. иных куч. . 4.Страс. ным любителем соколи. ой охоты был царь Алексей Михайлович. 5.Сосновая хвоя является единств. ой пищей глухарей в зимнее время.

6.Здесь я слушал таинств. ые лесные голоса.

7.Этот звук (не)нарушает торжеств. ой тишины зимнего леса.

8.Поплавок я сделал из гуси. ого пера.

9.В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути. ые выводки. 10.Мельничный пруд зарос вод. ой кашкой.

11.Раков мы ловили руками под камнями на дне (не)глубокой, но чистой речонки, бежавшей по песча. ому дну.

12.У песча. ого дна мы видели дли. ые тени крупных птиц. 13.Поздней осенью дли. ы и тем. ы ночи.

Запишите, объясняя орфограммы.

1. С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.)

2. В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.)

3. Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.)

4. Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.)

5. Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.)

6. Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.)

7. В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс).

8. Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

Раскройте смысл данных фразеологических выражений и составьте предложения с ними. Пользуйтесь толковыми и фразеологическими словарями. Объясните орфограмму» Правописание -н- и -нн- в прилагательных».

Львиная доля, ястребиный взгляд, соколиные очи, лебединая песнь, гусиная кожа, серебряная свадьба, куриный кругозор, мышиная возня, петушиный характер, соболиные брови, утиная походка, комариный укус, стреляный воробей, куриная слепота, воробьиная ночь, длинный язык, синяя птица, орлиное племя, лебединая шея, журавлиная пора.

Карма..ые деньги, каме..ая глыба, чугу..ная решетка, лоси..ые следы, пчели..ый рой, це..ая вещь, стари..ый диван, звери..ая тропа, тума..ое утро,
песча..ые отмели, глиня…ая чашка, стекля…ая ваза, соболи…ая шуба, водя…ая гладь, высоче…ый объект, ястреби…ый клюв, воробьи…ое пёрышко, новый подоко…ик, лату…ый прибор, шерстя…ой свитер, багря…ый цвет, тополи…ый пух, серебря…ый медальон, кухо…ая утварь, у тре…ий свет, дли…ые ресницы.

Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

1. День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.)

2. Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.)

3. Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.)

4. Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.)

5. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

Творческое задание. Заменить словосочетания существительное +существительное словосочетаниями существительное + прилагательное.

Приготовления к войне, укрепления из глины, день без ветра, дом из камня, дни осени, кружка из стекла, стая журавлей, яд змеи, бой барабанов, шуба из соболя, диван из кожи, характер петуха, поле овса.

Выпишите из данных предложений прилагательные с изучаемой орфограммой

1. Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса.

2. В зеркало залива сонный лес глядит.

3. Роняет лес багряный свой убор.

4. Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам.

5. На другом берегу желтело овсяное поле.

6. Город спал в эту ветреную ночь.

7. Капитон только прищурил свои оловянные глазки.

8. Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки.

9. Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса.

10. Муравьиная рать и льва победит.

11. Речь хороша короткая, а веревка длинная.

12. Осиное гнездо не трогай.

13. Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую — люди.

1. В туманной дали не видно земли, ушли далеко корабли.

2. Под крылом самолета о чем — то поет зеленое море тайги.

3. Над заставами ленинградскими вновь бушует соловьиная весна.

4. Шумел сурово Брянский лес, спускались синие туманы.

5. Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться.

6. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

7. Сотня юных бойцов на разведку в поля поскакала.

8. Ледяной горою айсберг из тумана вырастает, и несет его теченье по бескрайним по морям.

9. Веток шорохи за окном слышны в полдень ветреный голубой. (Из песен)

Перепишите, раскройте скобки.

Ко(н, нн)ый плуг, подли(н, нн)ое произведение искусства, земля(н, нн)ой пол, гора величестве(н, нн)а, песча(н, нн)ая отмель, урага(н, нн)ый ветер, дровя(н, нн)ой склад, соломе(н, нн)ая подстилка, серебря(н, нн)ый приз, кожа(н, нн)ая куртка, карма(н, нн)ые часы, травя(н, нн)ой покров, коча(н, нн)ая капуста, дорога опас(н, нн)а, платье дли(н, нн)о, це(н, нн)ые сведения, даль пусты(н, нн)а, стари(н, нн)ые здания, орли(н, нн)ый крик, журавли(н, нн)ая стая, пропасть бездо(н, нн)а, стекля(н, нн)ая трубка, книга интерес(н, нн)а, деревя(н, нн)ая модель, морковь полез(н, нн)а, картина необыкнове(н, нн)а, карти(н, нн)ая галерея, стари(н, нн)ые предания.

Работа по индивидуальным карточкам.

Багрян_ый закат, барабан_ый бой, безветрен_ый день, ветрян_ая мельница, глинян_ый горшок, гусин_ое перо, деревян_ый стол, диковин_ая игрушка, дискуссион_ый вопрос, дорога длин_а, тюле…ий хвост, деревя…ый стул, масле…ое пятно.

Тума…ое утро, окна стекля…ые, стари…ый сундук, деревя…ые дома, масле..ная каша, соломе…ая кровать, гости…ый двор, безветре…ый день, ветре…ый человек, сви…ой шашлык, юн..ый друг, кожа…ый ремень, бара..ий мех.

Ветрен_ый день, искусствен_ый цветок, истин_ые чувства, камен_ая ограда, карман_ые часы, картин_ая галерея, клюквен_ый морс, кожан_ые перчатки, комарин_ый укус, комиссион_ый магазин, оловя…ый солдатик, румя…ые щёки.

Земля…ое укрепление, обезья…ий крик, маловетре…ый день, осе…ий пейзаж,

карма…ый фонарь, клятве…ое слово, павли…ий хвост, масле…ая тряпка, комари…ый писк, орли…ый глаз, лу…ый свет, карти…ая галерея.

Я – корректор. Исправьте ошибки в написании суффиксов прилагательных.

Шел я однажды по пустыной улице. Гляжу: деревянная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменых домах со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временых трудностей.

Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеинное: серебренная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я подумал: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куриный бульон, жареные румянные пирожки и клюквеный сок».

Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении.

Длин..ый подбородок жены стал еще длин..ее. (Чех.) С самых ран..их лет почувствовал он охоту к рисованью. (Тург.) Очумелов глядит в сторону и видит: из дровян..ого склада купца бежит собака. (Чех.) На шее почуял Лукич лошадин..ые губы и, прихрамывая, засеменил в хутор. (Шол.) К шершавым бокам кобылы прилипли бурьян..ые былки. (Шол.) Уже перед вечером увидал Митька, как с песчан..ого кургана, блестевшего белой лысиной, съехали человек восемь кон..ых. (Шол.) Во всю ширь поля, залитого лун..ым светом, тоже не доносилось ни движения, ни звука. (Чех.) У белых камен..ых ворот, которые вели со двора в поле, у старин..ых крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Чех.) Купил ему штанишки сукон..ые, рубашку, сандалии и картуз из мочалки. (Шол.)

Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении.

Коноплян_ое семя, курин_ый бульон, лебедин_ая шея, ледян_ой наст, лосин_ая тропа, львин_ая грива, маслян_ое пятно, машин_ый перевод, мгновен_ое решение, мелодия монотон_а, бра…ые слова, ледя..ой скат, листве…ый лес, овся…ое поле, тума…ая мгла, лу…ый холод, ветря…ой двигатель, шерстя…ой плед, искустве…ая кожа, ветря…ая оспа, безукоризне…ый вид, своевреме…ый ответ, стекля…ые шары, обыкнове…ая история, ветре…ная погода, мыши…ый писк, регистрацио…ый лист, дружестве…ое пожатие, сельская труже…ица, были…ый сказ, земля…ой вал, оловя…ный крестик, безвреме…ый указ, полотня…ое полотенце.

Распределите предложения по группам 1) с орфограммой в словах с основой на н и суффиксом -н-2) с -онн-, -енн- 3) –ан-, -ян, -ин-

Ни облака на туман..ом беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. (Акс.) К ногам графа большой серебрян..ый таз поставят с водой. (Тург.) Разыгрался пустын..ый ветер на приволье. (Акс.) Несмотря на весен..юю свежесть, все люди были босиком. (Акс.) На правом берегу офицер в парусин..овой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!». (Шол.) Долгий осен..ий закат догорел. (Купр.) Они прошли в дом через большую камен..ую террасу. (Купр.) В округ приезжал областной продовольствен..ый комиссар. (Шол.) Утрен..ие морозные туманы держатся в низовьях. (Ю.Аф.) Тут была обстановка простая, и пахло ржан..ым хлебом. (Чех.) И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновен..ым местам и оврагам, бывают очень приятны. (Л.Толст.) Мальчик носит овчин..ый полушубок. (Ю.Аф.) К горизонту шли медлен..ые снеговые тучи. (Акс.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось землян..ое укрепление. (А.Пуш.)

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
trenirovochnyy_material_po_pravopisaniyu_n-nn_v_suffiksakh_razlichnykh_chastey_rechi.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи.

  1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
  2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
  3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

Слова для линокарт и перфокарт.

Мужественный наклонно скошенный

Занесенный скреплены постиранный

Навеянный юность напряжённо

Немощеный чеканно отвлеченный

Овсяный трактованный замороженный

Руганый-переруганый просяной домотканый

Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

Уверенность неожиданно настенный

Усовершенствованный песчаный завоеванный

Мученик деревянный нежданный

Надуманный непрошеный приданое

Черченный мелом длинно смышленый

Мороженный во льду преданно изъезженный

Задуманный надуманный израненный

Печенный в золе ветреный подлинный

1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Будем открове. ы, проза совреме. ика, беше. ая собака.

2) Правле. ая рукопись, решение зако. о, животное взбеше. о.

3) Ответить рассея. о, вечный стра. ик, ученики недисциплинирова. ы.

4) Лату. ые трубы, вяза. ая шапка, выборы преждевреме. ы.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Раны множестве. ы, бойцы ране. ы, движения скова. ы холодом.

2) дети воспита. ы и аккуратны, задачи реше. ы, планы расстрое. ы.

3) Аргументы взвеше. ы и точны, белье развеша. о, мы удивле. ы.

4) Маршруты определе. ы, поле скоше. о, дети смышле. ы.

3 . В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Ответить письме. о, гости. ая, овся. ый, овчи. ый.

2) Пусты. ый, деревя. ый, серебря. ый, ветре. ый.

3) Окраи. ый, подли. ый, невида. ый, уронить нечая. о.

4) Золоче. ые купола, слома. ые часы, беле. ые маляром потолки, безветре. ый день.

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Кова. ая решетка, масля. ая краска, свежезамороже. ая рыба, цели. ые земли.

2) Строче. ая шелком блузка, переперче. ая еда, незва. ый гость, долгожда. ый ответ.

3) Замасле. ый фартук, штопа. ый-перештопа. ый шарф, моче. ые яблоки, гравирова. ая надпись.

4) нереше. ый вопрос, броше. ая бочка, бракова. ая деталь, импровизирова. ый концерт.

2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) Окруже. ы забором, лица рассея. ы, экзамены выдержа. ы, уже глаже. ые вещи.

2) Тяжелоране. ый сапер, масле. ый блин, реше. ый пример, посаже. ый отец.

3) Краше. ые двери, нехоже. ые тропы, нежда. ый гость, бракова. ые детали.

4) Свежемороже. ые овощи, домотка. ая скатерть, смышле. ый малыш, некоше. ые травы.

3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Бара. ий, да. ый, беше. ый, паха. ый.

2) Песе. ый, балова..ый, пусты. ый, отчая. ый.

3) Серебря. ый, реше. ый, непроше. ый, свежескоше. ый.

4) Негада. ый, жаре. ый на костре, несоле. ый, заказа. ый.

1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Луже. ая кастрюля, неприбра. ая комната, дубле..ый полушубок, це. ые факты.

2) Купле. ые игрушки, погаше. ый огонь, груже. ая песком тачка, гаше. ая известь.

3) Рассея. ые ученики, свяще. ый долг, сказа. ое слово. тисне. ая золотом грамота, прекло. ый возраст.

4) Чита. ая-перечита. ая книга, ране. ый в руку боец, глаже. ое белье, рискова. ое поведение.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Сви. ая котлета, оцинкова. ое ведро, ветре. ая погода, дикови. ый зверь, пчели. ый рой.

2) Ветря. ая мельница, беше. ая скорость, гости. ый двор, незва. ые гости, полотня. ый завод.

3) Овчи. ый тулуп, серебря. ый перстень. подветре. ая сторона, некупле. ые подарки, мече. ый атом.

4) Лебеди. ая песня, беле. ые потолки. плене. ый рыцарь, нежда. ый гость.

3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Подветре. ая сторона, некормле. ый скот, стекля. ая дверь, незапятна..ая совесть.

2) Жела. ый ребенок, нечая. ая радость, корчева. ый участок, низи. ые кустарники.

3) Оловя. ые детали, газирова. ая вода, перче. ый-переперче. ый суп, подли. ый случай.

4) Асфальтирова. ое шоссе, безветре. ый день, несея. ые травы, рассея. ый ученик.

Материал для индивидуальных карточек.

  1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
  2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
  3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Материал взят из следующих пособий:

Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.

Задания на правописание суффиксов н и нн

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Вот сломаННая огромная листвеННица, серебряНый в инее пень, значит, ― в следующий дом.

В этом предложении:

сломаННая ― полное причастие с приставкой;С/ЛОМ/А/НН/ая

листвеННица ― существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ;

серебряНый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯН–.

ПРА­ВО­ПИ­СА­НИЕ -Н-/-НН- В РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЯХ РЕЧИ.

Тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся самой слож­ной темой для уча­щих­ся, так как обос­но­ван­ное на­пи­са­ние Н или НН воз­мож­но лишь при зна­нии мор­фо­ло­ги­че­ских и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных за­ко­нов. Ма­те­ри­ал «Справ­ки» обоб­ща­ет и си­сте­ма­ти­зи­ру­ет все пра­ви­ла темы Н и НН из школь­ных учеб­ни­ков и даёт до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию из спра­воч­ни­ков В.В. Ло­па­ти­на и Д.Э Ро­зен­та­ля в том объ­е­ме, что не­об­хо­дим для вы­пол­не­ния за­да­ний ЕГЭ.

14.1 Н и НН в оты­мен­ных при­ла­га­тель­ных (об­ра­зо­ван­ных от имён су­ще­стви­тель­ных).

14.1.1 Две НН в суф­фик­сах

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если:

1) при­ла­га­тель­ное об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го с ос­но­вой на Н при по­мо­щи суф­фик­са Н: тумаН+ Н → ту­маН­Ный; кар­маН+Н → кар­маН­Ный, кар­тоН+Н → кар­тоН­Ный

ста­рин­ный (от ста­ри­На+Н), кар­тин­ный (от кар­ти­На+Н), глу­бин­ный (от глу­би­На+Н), ди­ко­вин­ный (от ди­ко­ви­На+Н), не­дю­жин­ный (от дю­жи­На+Н), ис­тин­ный (от ис­ти­На+Н), бар­щин­ный (от бар­щи­На+Н), об­щин­ный (от об­щи­На+Н), длин­ный (от длиНа+Н)

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : слово «стран­ный» с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка не имеет в своём со­ста­ве суф­фик­са Н и не яв­ля­ет­ся род­ствен­ным к слову «стра­на». Но ис­то­ри­че­ски объ­яс­нить НН можно: че­ло­ве­ка из чужой стра­ны счи­та­ли ина­ко­мыс­ля­щим, чужим, по­сто­рон­ним.

Эти­мо­ло­ги­че­ски объ­яс­нить можно и на­пи­са­ние слова «под­лин­ный» : под­лин­ной в Древ­ней Руси на­зы­ва­лась та прав­да, ко­то­рую под­су­ди­мый го­во­рил «под длин­ни­ка­ми» — осо­бы­ми длин­ны­ми пал­ка­ми или кну­та­ми.

2) при­ла­га­тель­ное об­ра­зо­ва­но от имени су­ще­стви­тель­но­го путём до­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -ЕНН-, -ОНН: клюк­вЕН­Ный (клюк­ва), ре­во­лю­ци­ОН­Ный (ре­во­лю­ция), тор­же­ствЕН­Ный (тор­же­ство).

Ис­клю­че­ние: вет­рЕ­Ный (но: без­вет­рЕН­Ный).

Встре­ча­ют­ся слова-имена при­ла­га­тель­ные, в ко­то­рых Н яв­ля­ет­ся ча­стью корня. Эти слова надо за­пом­нить.Они не об­ра­зо­вы­ва­лись от имён су­ще­стви­тель­ных:

баг­ря­ный, зелёный, пря­ный, пья­ный, сви­ной, рдя­ный, ру­мя­ный, юный.

14.1.2. В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н , если:

1) при­ла­га­тель­ное имеет суф­фикс -ИН- (го­лу­бИ­Ный, мы­шИ­Ный, со­ло­вьИ­Ный, тиг­рИ­Ный). Слов с этим суф­фик­сом за­ча­стую имеет зна­че­ние «чей»: го­лу­бя, мыши, со­ло­вья, тигра.

2) при­ла­га­тель­ное имеет суф­фик­сы -АН-, -ЯН- (пес­чА­ный, ко­жА­Ный, ов­сЯ­Ный, зем­лЯ­Ной). Слова с этим суф­фик­сом часто имеет зна­че­ние «сде­лан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Ис­клю­че­ния: стек­лЯН­Ный, оло­вЯН­Ный, де­ре­вЯН­Ный.

14.2. Н и НН в суф­фик­сах слов, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. Пол­ные формы.

Как из­вест­но, от гла­го­лов могут быть об­ра­зо­ва­ны и при­ча­стия, и имена при­ла­га­тель­ные (=от­гла­голь­ные при­ла­га­тель­ные). Пра­ви­ла на­пи­са­ния Н и НН в этих сло­вах раз­лич­ны.

14.2.1 НН в суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если со­блю­да­ет­ся ХОТЯ БЫ ОДНО из усло­вий:

1) слово об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида , С ПРИ­СТАВ­КОЙ ИЛИ БЕЗ, на­при­мер:

от гла­го­лов ку­пить, вы­ку­пить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): куп­лЕН­Ный, вы­куп­лЕН­Ный;

от гла­го­лов бро­сить, за­бро­сить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): бро­шЕН­Ный-за­бро­шЕН­Ный.

При­став­ка НЕ не ме­ня­ет вид при­ча­стия и не вли­я­ет на на­пи­са­ние суф­фик­са. Любая дру­гая при­став­ка придаёт слову со­вер­шен­ный вид

2) в слове есть суф­фик­сы -ОВА-, -ЕВА- даже в сло­вах не­со­вер­шен­но­го вида (ма­ри­нО­ВАН­Ный, ас­фаль­ти­рО­ВАН­Ный, ав­то­ма­ти­зи­рО­ВАН­Ный).

3) при слове, об­ра­зо­ван­ном от гла­го­ла, есть за­ви­си­мое слово, то есть оно об­ра­зу­ет при­част­ный обо­рот, на­при­мер: мо­ро­жЕН­Ное в хо­ло­диль­ни­ке, ва­рЕН­Ные в бу­льо­не ).

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЕ : В слу­ча­ях, когда пол­ное при­ча­стие пе­ре­хо­дит в кон­крет­ном пред­ло­же­нии в имя при­ла­га­тель­ное, на­пи­са­ние не ме­ня­ет­ся. На­при­мер: Взвол­но­ваН­Ный этим со­об­ще­ни­ем, отец го­во­рил гром­ко и не сдер­жи­вал эмо­ций. Вы­де­лен­ное слово — при­ча­стие в при­част­ном обо­ро­те, взвол­но­ван­ный чем? этим со­об­ще­ни­ем. Ме­ня­ем пред­ло­же­ние: Его лицо было взвол­но­ваН­Ным, и уже нет при­ча­стия, нет обо­ро­та, ибо лицо нель­зя «взвол­но­вать», и это — имя при­ла­га­тель­ное. В таких слу­ча­ях го­во­рят о пе­ре­хо­де при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные, но на на­пи­са­ние НН дан­ный факт никак не вли­я­ет.

Ещё при­ме­ры: Де­вуш­ка была очень ор­га­ни­зо­ваН­Ной и вос­пи­таН­Ной. Здесь оба слова — имена при­ла­га­тель­ные. Де­вуш­ку не «об­ра­зо­вы­ва­ли», да и вос­пи­тан­ная она все­гда, это по­сто­ян­ные при­зна­ки. Из­ме­ним пред­ло­же­ния: Мы спе­ши­ли на встре­чу, ор­га­ни­зо­ваН­Ную партнёрами. Мама, вос­пи­таН­Ная в стро­го­сти, и нас вос­пи­ты­ва­ла так же стро­го. А те­перь вы­де­лен­ные слова — при­ча­стия.

В таких слу­ча­ях в по­яс­не­нии к за­да­нию мы пишем: при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от при­ча­стия или при­ла­га­тель­ное, пе­ре­шед­шее из при­ча­стия.

Ис­клю­че­ния: не­ждан­ный, не­га­дан­ный, не­ви­дан­ный, не­слы­хан­ный, не­ча­ян­ный, мед­лен­ный, от­ча­ян­ный, свя­щен­ный, же­лан­ный. .

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что из ряда ис­клю­че­ний ушли слова счи­та­Ные (ми­ну­ты), де­ла­Ное (рав­но­ду­шие) . Эти слова пи­шут­ся по об­ще­му пра­ви­лу.

До­бав­ля­ем сюда ещё слова:

ко­ва­ный, клёваный, жёваный ева/ова вхо­дят в со­став корня, это не суф­фик­сы, чтобы пи­сать НН. Но при по­яв­ле­нии при­ста­вок пи­шут­ся по об­ще­му пра­ви­лу: изжёваН­Ный, под­ко­ваН­Ный, исклёваН­Ный.

ра­не­ный пи­шет­ся одна Н. Срав­ни­те: ра­нЕН­Ный в бою (две Н, по­то­му что по­яви­лось за­ви­си­мое слово); из­ра­нЕН­Ный, вид со­вер­шен­ный, есть при­став­ка).

смышлёный опре­де­лить вид слова слож­но.

14.2. 2 Одна Н в от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н, если:

слово об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида , то есть от­ве­ча­ет на во­прос что с пред­ме­том де­ла­ли? и при слове в пред­ло­же­нии нет за­ви­си­мых слов .

ту­шЕ­Ное (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕ­Ные (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕ­Ный (его ва­ри­ли) кар­то­фель,

ло­ма­Ная (её ло­ма­ли) линия,

морЁНый (его мо­ри­ли) дуб (тёмный в ре­зуль­та­те спе­ци­аль­ной об­ра­бот­ки),

НО: как толь­ко у этих слов- при­ла­га­тель­ных по­яв­ля­ет­ся за­ви­си­мое слово, они тут же пе­ре­хо­дят в раз­ряд при­ча­стий и пи­шут­ся с двумя Н.

ту­шЕН­Ное в ду­хов­ке (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕН­Ные не­дав­но (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕН­Ный на пару(его ва­ри­ли) кар­то­фель.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ: у при­ча­стий (спра­ва) и у при­ла­га­тель­ных (слева) раз­ные зна­че­ния! Боль­ши­ми бук­ва­ми вы­де­ле­ны удар­ные глас­ные.

на­звА­ный брат, на­звА­ная сест­ра — че­ло­век, не со­сто­я­щий в био­ло­ги­че­ском род­стве с дан­ным че­ло­ве­ком, но со­гла­сив­ший­ся на брат­ские (сест­рин­ские) от­но­ше­ния доб­ро­воль­но.— нА­зван­ный мною адрес;

посажЁный отец (ис­пол­ня­ю­щий роль ро­ди­те­ля же­ни­ха или не­ве­сты при сва­деб­ном об­ря­де). — по­сА­жен­ный за стол;

при­дА­ное (иму­ще­ство, да­ва­е­мое не­ве­сте её семьёй для жизни в за­му­же­стве) — прИ­дан­ный ши­кар­ный вид;

сУже­ный (так на­зы­ва­ют же­ни­ха, от слова судь­ба) — сУжен­ная юбка, от слова сУзить, сде­лать узкой)

ПрощЁное вос­кре­се­нье ( ре­ли­ги­оз­ный празд­ник)— прощЁнный мною;

пИ­са­ная кра­са­ви­ца (эпи­тет, фра­зео­ло­гизм)— пИ­сан­ная мас­лом кар­ти­на.

14.2.3. На­пи­са­ние Н и НН в слож­ных при­ла­га­тель­ных

В со­ста­ве слож­но­го слова на­пи­са­ние от­гла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го не ме­ня­ет­ся :

а) пер­вая часть об­ра­зо­ва­на от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем Н : глад­ко­кра­шЕ­Ный (кра­сить), го­ря­че­ка­та­Ный, до­мо­тка­Ный, пест­ро­тка­Ный, зла­то­тка­Ный (ткать); цель­но­кро­Е­Ный кро­ить), зла­то­ко­ва­Ный (ко­вать), ма­ло­ез­жЕ­Ный (ез­дить), ма­ло­хо­жЕ­Ный (хо­дить), ма­ло­но­шЕ­Ный (но­сить), ма­ло­солЁНый (со­лить), мел­ко­дроблЁНый (дро­бить), све­же­гашЁНый (га­сить), све­же­мо­ро­жЕ­Ный (мо­ро­зить) и дру­гие.

б) вто­рая часть слож­но­го слова об­ра­зо­ва­на от при­ста­воч­но­го гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем НН : глад­коокра­шЕН­Ный (окра­сить), свежезамо­ро­жЕН­Ный (замо­ро­зить) и др.).

Во вто­рой части слож­ных об­ра­зо­ва­ний пи­шет­ся Н, хотя есть при­став­ка ПЕРЕ-: гла­же­Ные-пе­ре­гла­же­Ные, ла­та­Ные-пе­ре­ла­та­Ные, но­ше­Ный-пе­ре­но­ше­Ный, сти­ра­Ное-пе­ре­сти­ра­Ное, стре­ля­Ный-пе­ре­стре­ля­Ный, што­па­Ное-пе­ре­што­па­Ное.

Таким об­ра­зом, вы­пол­нять за­да­ния можно по ал­го­рит­му:

14.3. Н и НН в крат­ких при­ла­га­тель­ных и крат­ких при­ча­сти­ях

И при­ча­стия, и при­ла­га­тель­ные имеют не толь­ко пол­ные, но и крат­кие формы.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ча­сти­ях все­гда пи­шет­ся одна Н.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в пол­ной форме.

Но, чтобы при­ме­нить пра­ви­ла, нужно раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия:

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет);

3) по на­ли­чию за­ви­си­мо­го слова (крат­кие при­ла­га­тель­ные не имеют и не могут иметь, крат­кие при­ча­стия имеют).

Крат­кие при­ча­стияКрат­кие при­ла­га­тель­ные
на­пи­сан (рас­сказ) м. род; что сде­лан? кем?маль­чик об­ра­зо­ван (каков?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ный (какой?)
на­пи­са­на (книга) ж.род; что сде­ла­на? кем?де­воч­ка об­ра­зо­ван­на (ка­ко­ва?)—от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ная (какая?)
на­пи­са­но (со­чи­не­ние) ср.род; что сде­ла­но?кем?дитя об­ра­зо­ван­но (ка­ко­во?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ное (какое?)
ра­бо­ты на­пи­са­ны, мн. число; что сде­ла­ны? кем?дети об­ра­зо­ван­ны (ка­ко­вы?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут пи­сать­ся и в на­ре­чи­ях.

В на­ре­чи­ях на -О/-Е пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко их в ис­ход­ном слове , на­при­мер: спо­кой­но с одной Н, так как в при­ла­га­тель­ном спо­кой­Ный суф­ф­фикс Н; мед­лен­но с НН, так как в при­ла­га­тель­ном мед­лЕН­Ный НН; увлечённо с НН, так как в при­ча­стии увлечЁННый НН.

При ка­жу­щей­ся не­слож­но­сти этого пра­ви­ла су­ще­ству­ет про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния на­ре­чий, крат­ких при­ча­стий и крат­ких при­ла­га­тель­ных. К при­ме­ру, в слове со­сре­до­то­че(Н, НН)о не­воз­мож­но вы­брать то или иное на­пи­са­ние БЕЗ зна­ния того, чем это слово яв­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии или сло­во­со­че­та­нии.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные, крат­кие при­ча­стия и на­ре­чия.

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны? на­ре­чия: как?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет); на­ре­чие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, как оно про­ис­хо­дит)

3) по роли в пред­ло­же­нии: (крат­кие при­ла­га­тель­ные и крат­кие при­ча­стия за­ча­стую яв­ля­ют­ся ска­зу­е­мы­ми, на­ре­чие же

от­но­сит­ся к гла­го­лу и яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством)

На­ре­чиеКрат­кое при­ча­стиеКрат­кое при­ла­га­тель­ное
го­во­рил рас­се­ян­норас­се­я­но по полюего лицо рас­се­ян­но
го­во­рить встре­во­жен­новсё село было встре­во­же­но этим из­ве­сти­емлицо его было встре­во­жен­но
про­ве­ли встре­чу ор­га­ни­зо­ван­ноэкс­кур­сия ор­га­ни­зо­ва­на ро­ди­те­ля­миде­вуш­ка дис­ци­пли­ни­ро­ван­на и ор­га­ни­зо­ван­на
вести себя вос­пи­тан­новос­пи­та­на ба­буш­койона вос­пи­тан­на и на­чи­тан­на

14.5. Н и НН в име­нах су­ще­стви­тель­ных

1. В су­ще­стви­тель­ных (как и в крат­ких при­ла­га­тель­ных и на­ре­чи­ях) пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в при­ла­га­тель­ных (при­ча­сти­ях), от ко­то­рых они об­ра­зо­ва­ны:

ННН
плен­ник (плен­ный)неф­тя­ник (неф­тя­ной)
об­ра­зо­ван­ность (об­ра­зо­ван­ный)го­сти­ни­ца (го­сти­ный)
из­гнан­ник (из­гнан­ный)вет­ре­ник (вет­ре­ный)
лист­вен­ни­ца (лист­вен­ный)пу­та­ни­ца (пу­та­ный)
вос­пи­тан­ник (вос­пи­тан­ный)пря­ность (пря­ный)
гу­ман­ность (гу­ман­ный)пес­ча­ник (пес­ча­ный)
воз­вы­шен­ность (воз­вы­шен­ный)копчёность (копчёный)
урав­но­ве­шен­ность (урав­но­ве­шен­ный)вкус­ное мо­ро­же­ное (мо­ро­же­ный)
пре­дан­ность (пре­дан­ный)тор­фя­ник (тор­фя­ной)

От имён при­ла­га­тель­ных об­ра­зо­ва­ны и слова

род­ственн/ик от род­ствен­ный, сто­ронн/ик от сто­рон­ний, еди­но­мыш­ленн/ик от еди­но­мыш­лен­ный, (зло­умыш­ленн/ик, со­умыш­ленн/ик ),став­ленн/ик от став­лен­ный, утоп­ленн/ик от утоп­лен­ный, чис­ленн/ик от чис­лен­ный, со­оте­че­ственн/ик от со­оте­че­ствен­ный) и мно­гие дру­гие.

2. Су­ще­стви­тель­ные могут также об­ра­зо­вы­вать­ся от гла­го­лов и дру­гих имён су­ще­стви­тель­ных.

Пи­шет­ся НН, одна Н вхо­дит в ко­рень, а дру­гая в суф­фикс.Н*
мошен/ник (от мошна, что зна­чи­ло сумка, кошелёк)труж/еник ( от тру­дить­ся)
дру­жин/ник (от дру­жи­на)муч/еник (от му­чить)
малин/ник (ма­ли­на)пудр/еница (от пуд­рить)
име­нин/ник (име­ни­ны)рож/еница (ро­дить)
измен/ник (из­ме­на)своя́ч/е/ниц/а
пле­мян/никвар/еник (ва­рить)
бес­при­дан/ницаНО: при­да­ное (от при­дать)
бес­сон/ницауч/е/ник
осин/никбес­сребр/еник
звон/ницасреб­ре/ник

При­ме­ча­ние к таб­ли­це : *Слова, ко­то­рые пи­шут­ся с Н и при этом не об­ра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий) в рус­ском языке еди­нич­ны.Их нужно вы­учить на­и­зусть.

Пи­шет­ся НН и в сло­вах пу­те­шеств/енник (от пу­те­ше­ство­вать), пред­шеств/енник (пред­ше­ство­вать)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/06/13/trenirovochnyy-material-po-pravopisaniyu-n-nn-v-razlichnyk-1

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=214