Задания на правописание ь в глаголах 2 го лица

Правописание мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мягкий знак после шипящих у глаголов в первом лице единств. числа

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka._pravopisanie_myagkogo_znaka_v_glagolakh_ii_litsa_edinstvennogo_chisla.odt24.37 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Оборудование : карточки с заданиями, учебник.

  1. I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

— Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

— Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

— Уголь, соль, коньки и т. д.

— Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

— Разделительный мягкий знак.

— Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

— В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

  • -Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

— Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

— Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

— Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

— Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

— В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

  • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

— В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

— Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

  1. Формирование умений и навыков

-На доске задание: нужно поставить глаголы, данные во втором лице, ед. ч.

2. Проспрягайте глагол бью.

  1. — Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

— после шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

— Здесь ь является грамматическим показателем.

  1. -В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V. Работа по карточкам

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!

А) Учащиеся читают текст.

В) Определяют тему и основную мысль текста.

Г) Выписывают выделенные глаголы, ставят их во 2-ом лице ед. ч. выделяют орфограмму.

VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о своей маме.

— Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

3) — Ребята, мы прочитали стихотворение и текст о маме.

— Уважать, любить мам. Ведь любовь матери не знает преград, всем мы обязаны им.

  • -Да, ребята, каждый должен любить свою маму. По словам Ю. Яковлева, любовь к Родине начинается именно с любви к матери.

VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.702

IX. Игра «Найди ошибки»

  • — Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
  • Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.

XI. Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

-Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

  1. XIV. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 276 упр.701

1. Прочитайте стихотворение

2. Определите тему и основную мысль

3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!

  1. Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

  1. Вставлять палки в колеса –
  2. Обвести вокруг пальца –
  3. Выбиться из сил –
  4. Пропустить мимо ушей –
  5. Зарубить на носу –
  1. 1. Прочитайте стихотворение

2. Определите тему и основную мысль

3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса –

Обвести вокруг пальца –

Выбиться из сил –

Пропустить мимо ушей –

Зарубить на носу –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа»

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий. Цель использования таких технологий: помочь формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Исследов.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Питание.

Презентация и конспект интегрированного урока русского языка и СБО. Урок разработан для интерактивной доски.

Спряжение глаголов в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа

Это упражнение позволяел легко и весело отработать спряжение глаголов в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа. За основу взято упражнение из учебника Das Deutschmobil 1.

Тема урока; Правописание мягкого знака в глаголах повелительной формы

Повторить правописание мягкого знака в глаголах повелительной формы.

Урок на тему: «Окончание –s (-es) в глаголах 3-го лица единственного числа».

Разработка урока к УМК «Rainbow English» Афанасьева О.В. Михеева И.В.,3 класс. .

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения.

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме.

Урок русского языка на тему «Правописание ь в глаголах 2 лица» (4 класс)

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Цель: Развивать умение писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Деятельностная цель: Научить определять индивидуальный уровень продвижения по изучаемой теме, по развитию умения писать личные окончания глагола.

Оборудование: карточки с заданиями базового, повышенного уровня с оценочным листом, карточки для проверки самостоятельной работы, творческое задание, алгоритм написания личных окончаний глагола.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным ,

Всё пиши, не отставая,

Слушай , не перебивая,

Говори всё чётко, внятно ,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

— Какие общеучебные умения будем формировать на уроке?

Прочитайте слова. Ответьте на вопрос: Можно ли утверждать, что данные слова могут быть включены в одну группу? (Подчиняются ли они одному и тому же правилу русского языка?)

Глушь, говоришь, подстеречь, покрываться .

Исключите лишнее слово. Объясните свой выбор. Какие слова остались?

Глушь, говоришь, подстеречь, покрываться .

Объясните, почему в остальных словах пишется ь?

Работа по «Индивидуальной карточке роста» — продвижение по теме. Тема: глагол.

Посмотрите на карточку индивидуального роста и скажите, какими умениями вы уже овладели? Над каким умением мы работаем на протяжении ряда уроков? (Умение писать личные окончания глаголов.- Карточка развития умения)

А) Как определить какую гласную будете писать в личном окончании глаголов настоящего и будущего времени? – алгоритм (по ходу работы выстраивается на доске в три столбика)

Б) Диктант: У доски учащийся пишет на досточке, затем показывает классу – алгоритм самооценки. (Что надо было сделать? Определить спряжение глагола)

Если надо в окончании писать букву «е» — ставим цифру 1, если в окончании надо писать букву «и» — ставим цифру 2.

Варишь, украшаешь, режешь, смешиваешь, жаришь, взбиваешь. (211121)

Постановка темы и цели урока.

По данным глаголам определите тему и цель урока.

Тема: Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.

Цель: Развивать умение писать букву ь в глаголах 2 лица единственного числа.

Будем учиться оценивать правильность выполнения работы.

Развитие умения писать глаголы 2 лица единственного числа.

Индивидуально у доски: Записать глаголы-исключения во 2 л. ед.ч.

Даны глаголы: Услышать , говорить, вертеть , стелить, предвидеть , светить, идти.

Выполнить упражнение 278 на с. 97. Поставить глаголы во 2 л. ед.ч.

Блуждать, возить, кружить, плутать, петь.

Блуждать (1) – блуждаешь

Возить (2) – возишь

Кружить (2) – кружишь

Плутать (1) – плутаешь

Самостоятельная работа. В зелёном конверте задания по уровням:

Б – базовый, П – повышенный.

Учащиеся сами выбирают уровень для самостоятельной работы.

Заполняют оценочный лист (Нам необходимо проверить правильность выполнения работы – Я смогу).

Задание: Спишите пословицы. Определите спряжение, лицо и число глаголов. Выделите окончание.

Кривое веретено не выпрям…ш… (…, …, …). Бездонную бочку не наполн…ш… (…, …, …), жадного не накорм…ш… (…, …, …). Как потопа…ш… (…, …, …), так и полопа…ш… (…, …, …).Как постел…ш… (…, …, …), так и высп…ш…ся (…, …, …). Без узды коня не удерж…ш… (…, …, …).

Определять спряжение глаголов – 2 б

Определять лицо глагола – 2 б.

Определять число глагола – 2 б.

Правильно писать личное окончание глагола – 2 б.

Писать без орфографических ошибок – 2 б.

Процент выполнения работы

Уровень выполнения работы : высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный

2 б. – без ошибок, 1 б. – 2-3 ошибки, 0 б. – более 3 ошибок.

Задание: Спиши пословицы, замени глаголы 2 лица множественного числа на глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. В скобках укажи спряжение глагола.

Как постелите, так и выспитесь. На большое позаритесь, малое упустите. За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете. Руки не протяните, так и ложки с полки не достанете.

Отличать глаголы от других частей речи – 2 б.

Ставить глаголы в указанную форму – 2 б.

Определять спряжение глагола – 2 б.

Правильно писать личное окончание глагола – 2 б.

Писать без орфографических ошибок – 2 б.

Процент выполнения работы

Уровень выполнения работы : высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный

2 б. – без ошибок, 1 б. – 2-3 ошибки, 0 б. – более 3 ошибок.

Задание: Запиши текст на тему «Весна». Используй глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа.

Тебе помогут глаголы: встречать, вдыхать, видеть, мечтать, пускать и другие.

Сравнивают с эталоном (в красном конверте).

Выставляют ретроспективную самооценку (Я достиг). Выставляют оценку в «Карточке индивидуального роста – развитие умения».

Проверка. Спишите пословицы. Определите спряжение, лицо и число глаголов. Выделите окончание.

Кривое веретено не выпрямишь (II, 2 л., ед. ч.). Бездонную бочку не наполнишь (II, 2 л., ед. ч.), жадного не накормишь (II, 2 л., ед.ч.). Как потопаешь (I, 2 л., ед.ч.), так и полопаешь (I, 2 л., ед.ч.). Как постелешь (I искл., 2 л., ед.ч.), так и выспишься (II, 2 л., ед.ч.). Без узды коня не удержишь (II искл., 2 л., ед.ч.).

Проверка: Спиши пословицы, замени глаголы 2 лица множественного числа на глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. В скобках укажи спряжение глагола.

Как постелешь (I искл.), так и выспишься (II). На большое позаришься (II), малое упустишь (II). За двумя зайцами погонишься (II искл.) – ни одного не поймаешь (I). Руки́ не протянешь (I), так и ложки с полки не достанешь (I).

Если работа выполнена верно, можно представить её на оценку учителю и получить от учителя творческое задание. Если в работе есть ошибки, определяем проблему и берём в белом конверте коррекционное задание.

Отличать глаголы от других частей речи

1. Глагол обозначает действие предмета 2. Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»

Упр. 232 Выпиши глаголы, ставь к каждому глаголу вопрос.

Определять лицо глагола

Упр. 245. Выпиши из текста 5 глаголов разных форм, определи лицо.

Ставить глаголы в указанную форму

1. Настоящее время: к глаголу можно подставить слово «сейчас», «сегодня».

Будущее время: к глаголу можно подставить слово «завтра»

2. Лицо определяется по личному местоимению (упр. 247)

Проспрягай глаголы плести, кричать. (смотри упр. 247)

Определять спряжение глаголов

С. 87 алгоритм определения спряжения глаголов

Упр. 255 (1 столбик)

Правописание личных окончаний глаголов

С. 140 Памятка «Как определить букву в безударном личном окончании глаголов»

Проверка самостоятельной работы.

Какое получили творческое задание? Прочитайте полученный текст (глаголы должны быть во 2 лице единственном числе). – алгоритм самооценки

Какие допустили ошибки? Как вы работали над ошибками?

Поднимите руку те, у кого динамика в развитии умения движется вверх, у кого на месте, у кого понизилась. Определите проблемное поле.

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак в гла­го­лах пишет­ся в несколь­ких грам­ма­ти­че­ских фор­мах соглас­но пра­ви­лу орфографии.

В рус­ском язы­ке бук­ва «ь» не обо­зна­ча­ет зву­ка. Она при­ме­ня­ет­ся как раз­де­ли­тель­ный знак, для выра­же­ния мяг­ко­сти соглас­ных, а так­же для обо­зна­че­ний неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм раз­ных частей речи, напри­мер суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода III скло­не­ния (вещь, пустошь).

Инфинитив

2 л., ед.ч.

Повелительное накло­не­ние

Возвратная фор­ма с чься⁄
ться

3 л., ед. и мн. ч.
тся

МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ
печ ь
теч ь
леч ь
береч ь
стрич ь
моч ь
толоч ь
спиш ь
даш ь
еш ь
сорвёш ь
сорвёшьс я
можеш ь
шьёш ь
тыч ь , тыч ь те
маж ь , маж ь те
еш ь , еш ь те
спряч ь , спряч ь те
плач ь , плач ь те
уве­лич ь , уве­лич ь те
реж ь , реж ь те
печ ь ся
береч ь ся
стрич ь ся
сорват ь ся
пря­тат ь ся
пла­кат ь ся
уве­ли­чит ь ся
печёт­ся
бере­жёт­ся
стри­жёт­ся
сры­ва­ет­ся
пря­чет­ся
пла­чет­ся
уве­ли­чи­ва­ет­ся
Пиши с «ь», если в вопро­се к воз­врат­но­му гла­го­лу есть «ь» (что сде­лать? умы­вать­ся); если в вопро­се нет «ь», нуж­но писать без «ь» (что сде­ла­ют? умо­ют­ся).

Рассмотрим более подроб­но, когда исполь­зу­ет­ся мяг­кий знак в гла­го­лах в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола

В рус­ском язы­ке гла­гол, как само­сто­я­тель­ная часть речи, име­ет обшир­ную систе­му грам­ма­ти­че­ских форм. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся неопре­де­лён­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, к кото­ро­му мож­но задать вопро­сы что делать? что сделать?

Эти вопро­сы ука­зы­ва­ют и под­ска­зы­ва­ют, что при напи­са­нии гла­го­лов в неопре­де­лён­ной фор­ме обя­за­тель­но сле­ду­ет поста­вить мяг­кий знак неза­ви­си­мо от того, каким соглас­ным, звон­ким или глу­хим, закан­чи­ва­ет­ся слово.

Понаблюдаем:

  • (что делать?) желать, полоть, сто­ро­жить, веять;
  • (что сде­лать?) сбе­речь, отвлечь, зажечь­ся, отпи­сать­ся.

Если гла­гол высту­па­ет в воз­врат­ной фор­ме, то ана­ло­гич­но зада­ём к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос. Мягкий знак сохра­ня­ет­ся в окон­ча­нии неопре­де­лён­ной фор­мы воз­врат­но­го гла­го­ла перед пост­фик­сом -ся:

Видеоурок «Правописание «ь» в глаголах неопределённой формы

Мягкий знак в форме 2 лица глагола

Буква «ь» исполь­зу­ет­ся в напи­са­нии окон­ча­ния фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • ты (что дела­ешь?) по ёшь , слав ишь ;
  • ты (что сде­ла­ешь?) нари­су ешь , покорм ишь .

Мягкий знак в повелительном наклонении глагола

Повелительное накло­не­ние харак­тер­но тем, что гла­гол име­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В отли­чие от фор­мы гла­го­ла 2 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния сло­во выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, при­ка­за, поже­ла­ния, запрета:

В орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка в напи­са­нии этих форм гла­го­ла не обой­тись без мяг­ко­го знака.

Мягкий знак пишет­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после соглас­ных и у воз­врат­ных глаголов:

Особое вни­ма­ние уде­лим напи­са­нию мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих соглас­ных «ж» и «ш», кото­рые соот­вет­ству­ют твёр­дым зву­кам в рус­ском язы­ке. Мягкий знак не выра­жа­ет мяг­кость этих соглас­ных, а слу­жит для обо­зна­че­ния форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глагола:

Итак, в рус­ском язы­ке соглас­но пра­ви­лу мяг­кий знак в гла­го­лах пишет­ся в сле­ду­ю­щих грам­ма­ти­че­ских формах:

  • в неопре­де­лён­ной форме;
  • в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го наклонения;
  • в фор­мах пове­ли­тель­но­го наклонения.

Чтобы усво­ить это напи­са­ние, поупраж­ня­ем­ся, вста­вив, где необ­хо­ди­мо мяг­кий знак.

Упражнение

Необходимо при­влеч… вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к этой проблеме.

Будьте доб­ры, отправ…те это пись­мо заказ­ной почтой.

Мы ушли на реку, а вер­ный пёс остал­ся сте­реч… дом.

Съеш…те на зав­трак омлет и греч­не­вую кашу.

Как мне увлеч… сына игрой в теннис?

Обознач…те, пожа­луй­ста, каран­да­шом все труд­ные слу­чаи напи­са­ния слож­ных слов.

Видеоурок


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-v-glagolah-lica-klass-375502.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/myagkiy-znak-glagolah.html