Правописание мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Мягкий знак после шипящих у глаголов в первом лице единств. числа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._pravopisanie_myagkogo_znaka_v_glagolakh_ii_litsa_edinstvennogo_chisla.odt | 24.37 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)
Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.
Оборудование : карточки с заданиями, учебник.
- I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так
Это сделал мягкий знак.
II Актуализация знаний.
— Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?
— Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.
— Уголь, соль, коньки и т. д.
— Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?
— Разделительный мягкий знак.
— Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.
— В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?
- -Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед
— Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.
— Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?
— Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.
— Почему же ставится мягкий знак в этих словах?
— В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .
Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»
- Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.
III. Постановка темы и целей урока.
Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».
Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)
— В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?
— Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.
- Формирование умений и навыков
-На доске задание: нужно поставить глаголы, данные во втором лице, ед. ч.
2. Проспрягайте глагол бью.
- — Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?
— после шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.
— Здесь ь является грамматическим показателем.
- -В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..
V. Работа по карточкам
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
А) Учащиеся читают текст.
В) Определяют тему и основную мысль текста.
Г) Выписывают выделенные глаголы, ставят их во 2-ом лице ед. ч. выделяют орфограмму.
VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о своей маме.
— Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.
3) — Ребята, мы прочитали стихотворение и текст о маме.
— Уважать, любить мам. Ведь любовь матери не знает преград, всем мы обязаны им.
- -Да, ребята, каждый должен любить свою маму. По словам Ю. Яковлева, любовь к Родине начинается именно с любви к матери.
VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.702
IX. Игра «Найди ошибки»
- — Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
- Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
XI. Самостоятельная работа.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
Вставлять палки в колеса – (мешаешь)
Обвести вокруг пальца – (обманешь)
Выбиться из сил – (устанешь)
Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)
Зарубить на носу – (запомнишь)
-Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?
- XIV. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 276 упр.701
1. Прочитайте стихотворение
2. Определите тему и основную мысль
3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
- Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
1) слышиш…, береч…, малыш…
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
- Вставлять палки в колеса –
- Обвести вокруг пальца –
- Выбиться из сил –
- Пропустить мимо ушей –
- Зарубить на носу –
- 1. Прочитайте стихотворение
2. Определите тему и основную мысль
3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
1) слышиш…, береч…, малыш…
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
Вставлять палки в колеса –
Обвести вокруг пальца –
Выбиться из сил –
Пропустить мимо ушей –
Зарубить на носу –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа»
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий. Цель использования таких технологий: помочь формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Исследов.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Питание.
Презентация и конспект интегрированного урока русского языка и СБО. Урок разработан для интерактивной доски.
Спряжение глаголов в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа
Это упражнение позволяел легко и весело отработать спряжение глаголов в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа. За основу взято упражнение из учебника Das Deutschmobil 1.
Тема урока; Правописание мягкого знака в глаголах повелительной формы
Повторить правописание мягкого знака в глаголах повелительной формы.
Урок на тему: «Окончание –s (-es) в глаголах 3-го лица единственного числа».
Разработка урока к УМК «Rainbow English» Афанасьева О.В. Михеева И.В.,3 класс. .
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения.
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме.
Урок русского языка на тему «Правописание ь в глаголах 2 лица» (4 класс)
Урок русского языка, 4 класс
Тема: Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Цель: Развивать умение писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Деятельностная цель: Научить определять индивидуальный уровень продвижения по изучаемой теме, по развитию умения писать личные окончания глагола.
Оборудование: карточки с заданиями базового, повышенного уровня с оценочным листом, карточки для проверки самостоятельной работы, творческое задание, алгоритм написания личных окончаний глагола.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным ,
Всё пиши, не отставая,
Слушай , не перебивая,
Говори всё чётко, внятно ,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
— Какие общеучебные умения будем формировать на уроке?
Прочитайте слова. Ответьте на вопрос: Можно ли утверждать, что данные слова могут быть включены в одну группу? (Подчиняются ли они одному и тому же правилу русского языка?)
Глушь, говоришь, подстеречь, покрываться .
Исключите лишнее слово. Объясните свой выбор. Какие слова остались?
Глушь, говоришь, подстеречь, покрываться .
Объясните, почему в остальных словах пишется ь?
Работа по «Индивидуальной карточке роста» — продвижение по теме. Тема: глагол.
Посмотрите на карточку индивидуального роста и скажите, какими умениями вы уже овладели? Над каким умением мы работаем на протяжении ряда уроков? (Умение писать личные окончания глаголов.- Карточка развития умения)
А) Как определить какую гласную будете писать в личном окончании глаголов настоящего и будущего времени? – алгоритм (по ходу работы выстраивается на доске в три столбика)
Б) Диктант: У доски учащийся пишет на досточке, затем показывает классу – алгоритм самооценки. (Что надо было сделать? Определить спряжение глагола)
Если надо в окончании писать букву «е» — ставим цифру 1, если в окончании надо писать букву «и» — ставим цифру 2.
Варишь, украшаешь, режешь, смешиваешь, жаришь, взбиваешь. (211121)
Постановка темы и цели урока.
По данным глаголам определите тему и цель урока.
Тема: Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.
Цель: Развивать умение писать букву ь в глаголах 2 лица единственного числа.
Будем учиться оценивать правильность выполнения работы.
Развитие умения писать глаголы 2 лица единственного числа.
Индивидуально у доски: Записать глаголы-исключения во 2 л. ед.ч.
Даны глаголы: Услышать , говорить, вертеть , стелить, предвидеть , светить, идти.
Выполнить упражнение 278 на с. 97. Поставить глаголы во 2 л. ед.ч.
Блуждать, возить, кружить, плутать, петь.
Блуждать (1) – блуждаешь
Возить (2) – возишь
Кружить (2) – кружишь
Плутать (1) – плутаешь
Самостоятельная работа. В зелёном конверте задания по уровням:
Б – базовый, П – повышенный.
Учащиеся сами выбирают уровень для самостоятельной работы.
Заполняют оценочный лист (Нам необходимо проверить правильность выполнения работы – Я смогу).
Задание: Спишите пословицы. Определите спряжение, лицо и число глаголов. Выделите окончание.
Кривое веретено не выпрям…ш… (…, …, …). Бездонную бочку не наполн…ш… (…, …, …), жадного не накорм…ш… (…, …, …). Как потопа…ш… (…, …, …), так и полопа…ш… (…, …, …).Как постел…ш… (…, …, …), так и высп…ш…ся (…, …, …). Без узды коня не удерж…ш… (…, …, …).
Определять спряжение глаголов – 2 б
Определять лицо глагола – 2 б.
Определять число глагола – 2 б.
Правильно писать личное окончание глагола – 2 б.
Писать без орфографических ошибок – 2 б.
Процент выполнения работы
Уровень выполнения работы : высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный
2 б. – без ошибок, 1 б. – 2-3 ошибки, 0 б. – более 3 ошибок.
Задание: Спиши пословицы, замени глаголы 2 лица множественного числа на глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. В скобках укажи спряжение глагола.
Как постелите, так и выспитесь. На большое позаритесь, малое упустите. За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете. Руки не протяните, так и ложки с полки не достанете.
Отличать глаголы от других частей речи – 2 б.
Ставить глаголы в указанную форму – 2 б.
Определять спряжение глагола – 2 б.
Правильно писать личное окончание глагола – 2 б.
Писать без орфографических ошибок – 2 б.
Процент выполнения работы
Уровень выполнения работы : высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный
2 б. – без ошибок, 1 б. – 2-3 ошибки, 0 б. – более 3 ошибок.
Задание: Запиши текст на тему «Весна». Используй глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа.
Тебе помогут глаголы: встречать, вдыхать, видеть, мечтать, пускать и другие.
Сравнивают с эталоном (в красном конверте).
Выставляют ретроспективную самооценку (Я достиг). Выставляют оценку в «Карточке индивидуального роста – развитие умения».
Проверка. Спишите пословицы. Определите спряжение, лицо и число глаголов. Выделите окончание.
Кривое веретено не выпрямишь (II, 2 л., ед. ч.). Бездонную бочку не наполнишь (II, 2 л., ед. ч.), жадного не накормишь (II, 2 л., ед.ч.). Как потопаешь (I, 2 л., ед.ч.), так и полопаешь (I, 2 л., ед.ч.). Как постелешь (I искл., 2 л., ед.ч.), так и выспишься (II, 2 л., ед.ч.). Без узды коня не удержишь (II искл., 2 л., ед.ч.).
Проверка: Спиши пословицы, замени глаголы 2 лица множественного числа на глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. В скобках укажи спряжение глагола.
Как постелешь (I искл.), так и выспишься (II). На большое позаришься (II), малое упустишь (II). За двумя зайцами погонишься (II искл.) – ни одного не поймаешь (I). Руки́ не протянешь (I), так и ложки с полки не достанешь (I).
Если работа выполнена верно, можно представить её на оценку учителю и получить от учителя творческое задание. Если в работе есть ошибки, определяем проблему и берём в белом конверте коррекционное задание.
Отличать глаголы от других частей речи
1. Глагол обозначает действие предмета 2. Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»
Упр. 232 Выпиши глаголы, ставь к каждому глаголу вопрос.
Определять лицо глагола
Упр. 245. Выпиши из текста 5 глаголов разных форм, определи лицо.
Ставить глаголы в указанную форму
1. Настоящее время: к глаголу можно подставить слово «сейчас», «сегодня».
Будущее время: к глаголу можно подставить слово «завтра»
2. Лицо определяется по личному местоимению (упр. 247)
Проспрягай глаголы плести, кричать. (смотри упр. 247)
Определять спряжение глаголов
С. 87 алгоритм определения спряжения глаголов
Упр. 255 (1 столбик)
Правописание личных окончаний глаголов
С. 140 Памятка «Как определить букву в безударном личном окончании глаголов»
Проверка самостоятельной работы.
Какое получили творческое задание? Прочитайте полученный текст (глаголы должны быть во 2 лице единственном числе). – алгоритм самооценки
Какие допустили ошибки? Как вы работали над ошибками?
Поднимите руку те, у кого динамика в развитии умения движется вверх, у кого на месте, у кого понизилась. Определите проблемное поле.
Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак в глаголах пишется в нескольких грамматических формах согласно правилу орфографии.
В русском языке буква «ь» не обозначает звука. Она применяется как разделительный знак, для выражения мягкости согласных, а также для обозначений некоторых грамматических форм разных частей речи, например существительных женского рода III склонения (вещь, пустошь).
МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ | ||||
---|---|---|---|---|
печ ь теч ь леч ь береч ь стрич ь моч ь толоч ь | спиш ь даш ь еш ь сорвёш ь сорвёшьс я можеш ь шьёш ь | тыч ь , тыч ь те маж ь , маж ь те еш ь , еш ь те спряч ь , спряч ь те плач ь , плач ь те увелич ь , увелич ь те реж ь , реж ь те | печ ь ся береч ь ся стрич ь ся сорват ь ся прятат ь ся плакат ь ся увеличит ь ся | печётся бережётся стрижётся срывается прячется плачется увеличивается |
Пиши с «ь», если в вопросе к возвратному глаголу есть «ь» (что сделать? умываться); если в вопросе нет «ь», нужно писать без «ь» (что сделают? умоются). |
Рассмотрим более подробно, когда используется мягкий знак в глаголах в соответствии с правилом орфографии.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола
В русском языке глагол, как самостоятельная часть речи, имеет обширную систему грамматических форм. Его начальной формой является неопределённая форма, или инфинитив, к которому можно задать вопросы что делать? что сделать?
Эти вопросы указывают и подсказывают, что при написании глаголов в неопределённой форме обязательно следует поставить мягкий знак независимо от того, каким согласным, звонким или глухим, заканчивается слово.
Понаблюдаем:
- (что делать?) желать, полоть, сторожить, веять;
- (что сделать?) сберечь, отвлечь, зажечься, отписаться.
Если глагол выступает в возвратной форме, то аналогично задаём к нему соответствующий вопрос. Мягкий знак сохраняется в окончании неопределённой формы возвратного глагола перед постфиксом -ся:
Видеоурок «Правописание «ь» в глаголах неопределённой формы
Мягкий знак в форме 2 лица глагола
Буква «ь» используется в написании окончания формы 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени:
- ты (что делаешь?) по ёшь , слав ишь ;
- ты (что сделаешь?) нарису ешь , покорм ишь .
Мягкий знак в повелительном наклонении глагола
Повелительное наклонение характерно тем, что глагол имеет грамматическую форму 2 лица единственного и множественного числа. В отличие от формы глагола 2 лица изъявительного наклонения слово выражает побуждение к действию в виде просьбы, приказа, пожелания, запрета:
В орфографии русского языка в написании этих форм глагола не обойтись без мягкого знака.
Мягкий знак пишется в формах единственного и множественного числа после согласных и у возвратных глаголов:
Особое внимание уделим написанию мягкого знака после шипящих согласных «ж» и «ш», которые соответствуют твёрдым звукам в русском языке. Мягкий знак не выражает мягкость этих согласных, а служит для обозначения форм повелительного наклонения глагола:
Итак, в русском языке согласно правилу мягкий знак в глаголах пишется в следующих грамматических формах:
- в неопределённой форме;
- в форме 2 лица единственного и множественного лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения;
- в формах повелительного наклонения.
Чтобы усвоить это написание, поупражняемся, вставив, где необходимо мягкий знак.
Упражнение
Необходимо привлеч… внимание общественности к этой проблеме.
Будьте добры, отправ…те это письмо заказной почтой.
Мы ушли на реку, а верный пёс остался стереч… дом.
Съеш…те на завтрак омлет и гречневую кашу.
Как мне увлеч… сына игрой в теннис?
Обознач…те, пожалуйста, карандашом все трудные случаи написания сложных слов.
Видеоурок
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-v-glagolah-lica-klass-375502.html
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/myagkiy-znak-glagolah.html