Задания на правописание ы или и после ц

Практические упражнения по русскому языку по теме «Правописание И-Ы после Ц»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Материал содержит упражнения для закрепления темы «Правописание И-Ы после Ц» (руссий язык, 5 класс). В процессе выполнения упражнений повторяются темы из разделов «Лексика», «Синтакси и пунктуация».

Скачать:

ВложениеРазмер
prakticheskaya_chast.docx19.68 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Практические упражнения по русскому языку

по теме «Правописание И-Ы после Ц» (5 класс)

Распределите слова в два столбика

(для правильного заполнения таблицы пользуйтесь презентацией, содержащей теоретический материал на тему «Правописание и-ы после ц»):

Крепкие мышц. ц. ганёнок, дефиц..т, ц. кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац. и, цариц … н , надвигающийся ц. клон, вкусные леденц…, опасная провокац. я, куц…й хвост, ваши сверстниц. сильная фиксац. я, ц. ганский танец, постоянная дезинформац. я, идти на ц. почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц. пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц. добрые традиц_и, ц. кнуть зубом, ц…рковые артисты.

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –
  2. точная выдержка из какого-либо текста –
  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –
  4. инструмент для вычерчивания окружности –
  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –
  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины –
  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью –
  8. хранилище для жидкостей –
  9. птенец курицы –
  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины –

Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму, в предложении №7 выполните пунктуационный разбор (знаки препинания не расставлены):

1.В свои висячие дворц. летят хозяева скворц… .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц. нгой.
5. Отец привез детям гостинц. .
6. Из Древней Грец. и пришли к нам многие виды спорта.

7. Дрозды и скворц… налетали на рябины так что ветки трещали 5 .

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц _ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц _ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц _ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц _ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

5. Газета может потерять репутац _ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац _ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

7. В это время выглянул в дверь ц _ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

8. Мотор поц _ кал и смолк. (В. Набоков)

9. …Это был молчаливый белолиц _ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц _ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц _ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац _ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

13. Диссертац _ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. ( Ф. Достоевский)

14. Осклабясь, он скинул свой куц _ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

15. Но он тогда самбиц _ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». ( Ф. Достоевский.)

16. Мысль ц _ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц _ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

17. Это была одна галлюц _ нац _ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

18. Она принялась было сама читать газеты и журналы, заграничные запрещенные издания и даже начавшиеся тогда прокламац _ и; но у ней только голова закружилась. (Ф. Достоевский)

19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц _ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

20. Нац _ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац _ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц _ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац _ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

24. Даже гулять выходил, для необходимого моц _ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

25. Все наши еще с самого начала были офиц _ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ _ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец _ альности. (Ф. Достоевский)

27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц _ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

28. Издается в России множество столичных и провинц _ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

29. Кстати: здесь скопц _ есть в уезде, любопытный народ. (Ф. Достоевский)

30. Дочь у ней куда-то в Турц _ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц _ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц _ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц _ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц _ на стол. (Ф. Достоевский)

35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц _ ю и заблаговременно сделать публикац _ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц _ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц _ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц _ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц _ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц _ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц _ . (Ф. Достоевский)

42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц _ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц _ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц _ и. (Дж. Апдайк)

45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц _ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

46. Мальчик хотел стать доктором медиц _ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац _ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц _ вилизац _ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

Индивидуальные карточки-тренажер на правописание букв Ы или И после Ц.

1) ц….стерна, 2) ц….рк,

3) ц….ркуль, 4) все огурц….,

5) гнездо птиц …, 6) ц…трусовые,

7) ц…. ган, 8) ц….кнуть,

9) вакц….на, 10) две улиц….

1) ц….клон, 2) все пальц….

3) панц….рь, 4) три синиц…..

5) ц….ганский, 6) наши бойц….,

7) пац….ент, 8) ц…..фры

9) мои девиц…., 10) ц….ркачи.

2) ц…трус, ц….рюльник,

4) ц….плята, ц….ркуль,

5) ц….ганка, у гостиниц….,

6) ц….новка, панц….рь,

7) у ящериц…, ц….линдр,

8) ц….плячий, они храбрец….

9) у проказниц. ц….рк,

10) жнец…, ц….ферблат

2) ц….кады, гвардейц….,

3) пац….ент, ц….ферблат,

4) ц….трусовый, ц….ганка,

5) с улиц…, для куниц….,

6) ножниц…, ц…..гейка,

7) из-за дверц…., ц….кличный,

9) ц….стерна, ц…кнуть

10) ц….плячий мотоц….кл

1) пац…ент, две племянниц…,

2) ц…клоп, ц…тата, три овц….,

3) из чечевиц…, ц….нковый, ц…рковой

4) без черепиц…, от околиц…, у куниц…,

5) вакц…на, ц….стерна, ц…нга,

6) у певиц…, ц…ганёнок, ц…плёночек,

7) у больниц…, ц…корий, ц…кнуть,

8) ц…ц, ц…клон, панц…рь,

9) иниц…атива, на ц…почках,

10) принц…п, ц….ркуль, на танц….

1) спец…алист, ц…тата, ц…тадель,

2) плоскогубц…, на ц…почках, рац….он,

3) грац…озный, энц….клопедия, ц….ркач,

4) мотоц….кл, колодц…., ц…ганка,

5) ц…ганский, пац…енты, ц…ркач,

6) наши отц…, у красавиц…, две

7) ц….плячий, принц. п работы,

8) все пальц…., ц…стерна, ц….клон,

9) у мельниц…, мои учениц…,

10) ц…корий, ц….нга, вакц…на.

1) Демонстрац_я, ц_клон, ц_кнуть,

2) гусениц_, бойц_, сестриц_н,

3) ц_ркуль, медиц_нский, ц_рковой,

4) позиц_я, лисиц_н, спец_алист,

5) ц_ганский, ц_тадель, реакц_я,

6) на ц_почках, панц_рь, около столиц_,

7) гвардейц_, пунктуац_онный, ц_рк,

8) ц_плёнок, принц_п, ц_стерна,

9) ц_ферблат, спиц_, ц_тировать.

1) Рукавиц_, коллекц_я, ц_тата,

2) авиац_онный, станц_я, ц_ганочка,

3) ц_ркач, ц_кл, лестниц_,

4) круглолиц_й, ц_плёнок, ц_кнул,

5) ц_мбалы, на танц_, иллюстрац_я,

6) спец_альный, инц_дент, ц_ничный,

7) пальц_, полиц_я, ножниц_,

8) Пшениц_на, Синиц_н, скворц_,

9) провинц_я, круглолиц_й, лекц_я.

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Тихомирова Елена АндреевнаНаписать 16054 05.02.2020

Номер материала: ДБ-977704

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.02.2020 21
    27.01.2020 76
    24.01.2020 124
    20.01.2020 42
    20.01.2020 45
    20.01.2020 32
    20.01.2020 32
    19.01.2020 58

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_75

http://infourok.ru/individualnye-kartochki-trenazher-na-pravopisanie-bukv-y-ili-i-posle-c-4120596.html