Задания на простое глагольное сказуемое 8 класс

Карточки простое и составное глагольное сказуемое. 8 класс
тренажёр по русскому языку (8 класс) на тему

Подчеркнуть главные члены предложений. 2 упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
sost_glag_skaz.doc24.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упражнение 1 Перепешите. Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2 Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.

Упражнение 1 Перепешите. Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.
1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2 Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

Методическая разработка по русскому языку в 8 классе «Простое глагольное сказуемое»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 г. Кунгура

открытого урока русского языка в 8А классе

«Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

учитель русского языка и литературы

Шавырин Сергей Николаевич

Тип урока: урок введения нового материала.

Дата проведения: 2018 г.

Класс: учащиеся 8А,Б класса.

формирование навыка в умении определять сказуемое (простое глагольное) в составе грамматической основы предложения.

Развивать навыки коллективной и самостоятельной работы учащихся при выполнении грамматических упражнений, объяснении материала урока.

Повторить материал, изученный ранее, по теме «Главные члены предложения. Подлежащее».

Отработать умение правильно находить в предложении грамматическую основу и давать комментарий к ответу.

Развивать умение применять грамматический материал при выполнении практических заданий: находить подлежащее и сказуемое в предложении; определять, какой частью речи они выражены; определять тип сказуемого.

Учебник «Русский язык» для 8 кл./С.Г. Бархударов и др.

Рабочие тетради учащихся.

Записи на доске.

Схема «Главные члены предложения», «Сказуемое»

Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.

Учитель: Здравствуйте, откройте тетради, запишите число и тему урока.

(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради).

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: На предыдущем уроке мы знакомились с понятием «главные члены предложения», «подлежащее», говорили о том, что по наличию или отсутствию главного члена предложения выделяют в 2 группы: односоставные и двусоставные. Сегодня на уроке мы повторим понятие «Главный член предложения – подлежащее» и отработаем понятие «сказуемое» и «простое глагольное сказуемое» и закрепим их на практике.

Повторение грамматических понятий (по таблице на доске)

Учитель: Двусоставное предложение состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого, вокруг которых группируются второстепенные члены предложения. Рассмотрим предложение на доске:

Шофёр медленно ведёт автобус по горной дороге.

З а д а н и е: Прочитайте предложение про себя, запишите его в тетрадь, объясните, почему слова в предложении подчеркнуты таким образом.

К о м м е н т а р и й р а з б о р а (дают учащиеся): Кто? Шофёр. Это подлежащее, выраженное существительным ед.ч. в им.п., подчеркивается одной чертой.

В о п р о с: Что такое подлежащее?

Подлежащее – это главный член предложения, который не зависит от других членов в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Что?

В о п р о с: Какими частями речи может быть выражено подлежащее? (сущ., мест. в им. падеже, неопределенной формой глагола, числительным, прилагательным в значении сущ., неделимым словосочетанием).

Шофёр что делает? Ведёт . Это сказуемое, выраженное глаголом ед.ч., н.в., подчеркнуто двумя чертами.

IV . Формулирование нового грамматического правила.

Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? И др.

Учитель: Сказуемое делится на 2 вида простое и составное. Простое сказуемое, выраженное одним глаголом (как в данном предложении), называется простым глагольным сказуемым .

Практическая работа учащихся.

1. Первичное закрепление знаний.

стр. 56, упр.121. (учащиеся выполняют упражнение у доски вместе с учителем). Задание: спишите предложения, выделите грамматическую основу с простым глагольным сказуемым.

Кончилась летняя теплая ночь . Занимается над лесом утренняя заря . Скоро

взойдёт, обсушит росу тёплое солнышко . Будет радоваться вся природа.

Мы крепко привязали наши палатки. Иначе бы их сорвал ветер .

2. Вторичное закрепление знаний.

Стр. 56, упр. 124. (учащиеся выполняют упр. на карточке, комментируя его «по цепочке»). Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, комментируя их. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены сказуемые.

1) Вокруг меня простирались печальные пустыни , пересеченные холмами и оврагами. (причастный оборот)

2) Проснувшись поутру довольно поздно , я увидел , что буря утихла. (деепричастный оборот; придаточная часть сложного предложения)

3) Река ещё не замерзла , и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах , покрытых белым снегом. (сложное предложение; причастный оборот)

4) Неожиданные происшествия , имевшие важное влияние на всю мою жизнь , дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение. (причастный оборот)

5) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

6) Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

3. Закрепление грамматического правила «Грамматическая основа»,

— В ходе выполнения упражнений вы определяли грамматическую основу. Что является грамматической основой предложения (подлежащее и сказуемое).

— Что такое «подлежащее»?

— Чем оно может быть выражено?

— Какой главный член зависит от подлежащего? (сказуемое)

— Что такое «сказуемое»?

— Какое сказуемое является простым глагольным?

4. Формулирование и повторение правила по схеме на доске.

Главные члены предложения

сущ., мест. в им. падеже, неопределенная форма глагола, числительное, прилагательное в значении сущ., неделимое словосочетание

Что делает предмет?

Что с ним происходит?

Глагол с частицей

Раздаточный материал для учащихся

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, комментируя их. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены сказуемые.

1) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.

2) Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

3) Река ещё не замерзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

4) Неожиданные происшествия имевшие важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

5) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

6) Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, комментируя их. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены сказуемые.

1) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.

2) Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

3) Река ещё не замерзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

4) Неожиданные происшествия имевшие важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

5) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

6) Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, комментируя их. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены сказуемые.

1) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.

2) Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

3) Река ещё не замерзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

4) Неожиданные происшествия имевшие важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

5) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

6) Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/886-13_skazuemoe_prostoe_glagolnoe_skazuemoe.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-3475628.html