Проверочная работа по теме «Суффиксы глаголов ОВА, ЕВА; ЫВА, ИВА».
При выполнении цифрового диктанта в карту ответов рядом с соответствующей цифрой записывается только пропущенная буква. Цифровой диктант «Правописание суффиксов глаголов –ова-, -ева-; -ыва-, -ива- направлен на формирование орфографической зоркости учащихся, отработку навыка вычленять морфему, содержащую указанную орфограмму, и применять правило написания. Диктант может выполняться самостоятельно с печатного, электронного носителя или может быть записан со слов учителя. Контроль может осуществляться не только учителем, но и учащимися самостоятельно по карте ответов, а также это может быть взаимопроверка при работе в парах.
1)Команд…вать, 2)врач. вать, 3) выпяч. вать, 4) пересе. вать, 5) окольц. вать, 6)окольцов…вать, 7) св. вать, 8)развед…вать, 9)исповед. вать, 10)выгляд. вать, 11)облиц. вать, 12)облицов…вать, 13)навед…ваться, 14)завед…вать, 15)размаз…вать, 16)гор. вать, 17)обнадеж. вать, 18)распроб. вать, 19)танц. вать, 20)раскид. вать, 21)забол. вать, 22)осозн. вать, 23)отвед. вать, 24)вывед. вать, 25)преодол. вать, 26) заворач. вать, 27)огранич. вать, 28)отлаж. вать, 29)потч. вать, 30)выпляс. вать, 31)испыт. вать, 32)попроб. вать, 33)высчит. вать, 34)использ. вать, 35)преслед. вать, 36)замораж. вать, 37)корч. вать, 38)передёрг. вать, 39)гор. вать, 40)просматр. вать.
1)о 2)е 3)и 4)и 5)е 6)ы 7)и 8)ы 9)о 10)ы 11)е 12)ы 13)ы 14)о 15)ы 16)е 17)и 18)о 19)е 20)ы 21)е 22)а 23)о 24)ы 25)е 26)и 27)и 28)и 29)е 30)ы 31)ы 32)о 33)ы 34)о 35)о 36)и 37)е 38)и 39)е 40)и
1)подмиг. вать, 2)рассказ…вать, 3)завяз…вать, 4)бесед. вать, 5)прониз…вать, 6)напутств…вать, 7)адрес. вать, 8)догад. ваться, 9)рассказ…вать, 10)насвист. вать, 11)опазд. вать, 12)обрад. ваться, 13)оборуд. вать, 14)прониз…вать, 15)наклад. вать, 16)завяз…вать, 17)бесед. вать, 18)прицел. ваться, 19)запечатл. вать, 20)напутств…вать, 21)зашпакл. вать, 22)размал. вать, 23)высме. вать, 24)запрыг. вать, 25)недоум. вать, 26)присутств…вать 27)забол. вать, 28)буш. вать, 29)зал. вать, 30)исповед…вать, 31)подскак…вать, 32)притопт…вать, 33)запих…вать, 34)гарц…вать, 35)нал…вать, 36)ноч…вать, 37)дн…вать, 38)запот…вать, 39)отовар…вать, 40)одалж…вать.
1)и 2)ы 3)ы 4)о 5)ы 6)о 7)о 8)ы 9)ы 10)ы 11)ы 12)о 13)о 14)ы 15)ы 16)ы 17)о 18)и 19)е 20)о 21)е 22)е 23)и 24)и 25)е 26)о 27)е 28)е 29)и 30)о 31)и 32)ы 33)и 34)е 35)и 36)е 37)е 38)е 39)и 40)и
Суффиксы глаголов. Правописание ОВА ЕВА ЫВА ИВА ВА.
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (исповедовать – исповедую, перелицевать — перелицую).
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (раскладывать — раскладываю, просматривать — просматриваю)
-ВА-
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать — залить, преодолевать, преодолеваю — преодолеть).
Глаголы с суффиксами — ова -, — ева -, — ыва -, — ива — необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-,
которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать.
Исключения : застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю. 2. Различается написание глаголов увещевать — увещеваю и усовещивать — усовещиваю (по образцу усовестить — усовещивать).
Задания на суффиксы ова ева
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч..вый, переменч..вый
2) отстёг..вавший, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый
4) прислуш..ваться, гор..вать
5) заносч..вый, отапл..ваемый
Пояснение (см. также Правило ниже).
1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;
2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда
3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ
4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется
5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
На написание того или иного суффикса влияют различные факторы:
—часть речи, в которой он употреблён;
—способ образования слова;
—ударная или безударная позиция;
—пишется после шипящих или нет;
—какого рода слово с пропущенной буквой
и так далее. Поэтому единых правил нет, все суффиксы пишутся по особым правилам.
10.1 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
10.1.1 СУФФИКСЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По Розенталю | По Лопатину: |
Суффикс -ив- несет на себе ударение: краси́вый, правди́вый. Исключения: ми́лостивый, юро́дивый. В неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-: боЕВой, сиренЕВый, алюминиЕВый, гелиЕВый (от гелий), но гелЕВый (от гель). В суффиксах -ЛИВ- и -ЧИВ- (производных от -ИВ-) пишется буква и: заботлИВый, заносчИВый. | Следует различать прилагательные с суффиксами -ЕВ-, с одной стороны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с другой. Слова на -ЕВый — напр., соЕВый, ферзЕВый, фланел ЕВ ый, матчЕВый, замшЕВый, — содержат суффикс -ЕВ- (орфографическая разновидность суффикса -ОВ-), проверяющийся под ударением в таких словах, как дубо́вый, рублёвый. Эти прилагательные — относительные , у них нет кратких форм. Слова на -ИВЫЙ являются качественными прилагательными (имеющими краткие формы) с суффиксами -ИВ-: милостИВый; -ЛИВ-: заботЛИВый, завистЛИВый, непоседЛИВый, причудЛИВый; -ЧИВ-: забывЧИВый, находЧИВый, переменЧИВый. Эти же суффиксы -ИВ- и -ЛИВ- под ударением: ленИВый, смешЛИВый, прихотЛИВый. Примечание. Суффикс -ИВ- имеется также в слове юродивый, образованном от устаревшего юрод. |
Здесь необходимо сделать важное замечание: в заданиях часто встречаются слова, имеющие очень похожие написания, например, миндал..вый, назойл..вый, заботл..вый. Если следовать правилу Лопатина, то попытка образовать краткие формы удаётся для слов «назойливый (назойлив)» и «заботливый (заботлив)», потому и написана буква И, это суффикс ЛИВ. «Миндалевый» усечь не удалось, это прилагательное с суффиксом ЕВ, буква Л принадлежит корню. В этом плане интересно слово «гуттаперчевый», это название материала, их которого когда-то делались игрушки. В этом слове Ч тоже является частью корня, а сделать краткую форму никак не получится, ведь это относительное прилагательное с суффиксом ЕВ. Поэтому, как говорят, зрите в корень!
10.1.2. ДРУГИЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
• В безударном положении после твердых согласных используются суффиксы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой, краснОВАТый, дарОВИТый. После мягких согласных, шипящих и ц используются суффиксы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: вещЕВой, БаренцЕВо море, синЕВАТый, глянцЕВИТый.;
• суффикс -ИСТ- всегда пишется с буквой И, так как у имён прилагательных суффикса -ест- не бывает: породИСТый, покладИСТый;
• суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой А: бревенЧАТый, взрывЧАТый;
• суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает: белЕНЬКий, махОНЬКий.
10.2 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
10.2.1. ГЛАСНЫЕ В ИНФИНИТИВЕ (НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БАЗОВОЕ, ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
Гласный перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ТЬ может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Это понятие не изучается в школьном курсе, поэтому слова с безударным гласным перед ТЬ необходимо заучивать наизусть. Приведём примеры таких слов.
ЗатеЯть | КлеИть | ОбидЕть | ||||||||||||
ВеЯть | СтроИть | ЗависЕть | ||||||||||||
РеЯть | МучИть | НенавидЕть | ||||||||||||
СеЯть | МерИть | ВидЕть | ||||||||||||
ЛаЯть | НаскучИть | ОбессилЕть (потерять силы) | ||||||||||||
КашлЯть | УтешИть | ВыздоровЕть | ||||||||||||
МаЯться | СосредоточИть | |||||||||||||
НадеЯться | ЗиждИться (на чём-то основываться) | |||||||||||||
ЛелеЯть | ЗыбИться (колыхаться, качаться) | |||||||||||||
ТаЯть | УвеличИть |
Суффиксы | Их правописание | Примеры | |||
ИВА/ЫВА | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ. | ||||
ЕВА/ОВА | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ. | ||||
Буквы Е или И перед ударным суффиксом ВА | От глаголов с суффиксами -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- следует отличать глаголы, образованные при помощи суффикса -ВА-. Перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-. ЗАСТРЕВАТЬ (хотя застрЯть) ЗАТМЕВАТЬ (хотя затмИть) ПРОДЛЕВАТЬ (хотя продлИть) РАСТЛЕВАТЬ (хотя растлЯть) ЗАСТРЕВАТЬ, ВСТРЕВАТЬ (хотя застрЯть, встрЯть) УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СОМНЕВАТЬСЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ ПовелеВАть — отбрасываем ударный суффикс -ВА, получаем повелЕть, такой глагол есть, значит, правило применено верно; ПретерпеВАть — отбрасываем ударный суффикс-ВА, получаем претерпЕть, такой глагол есть. Если же отбросить суффикс ВА нельзя, значит, нужно использовать основное правило: например, в слове «ночевать» также ударение падает на ВА. Но отбросить его не удаётся, нет такого слова «ночеть»; в слове «горевать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «гореть» уже другое по значению, с «горевать» не однокоренное. Следует отметить, что в некоторых словах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА входит в состав корня, например: обурева/ть, шпатлева/ть, рас/тушева́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не должно. Обращаем внимание на важность общей грамматической культуры речи: если вместо «я командую, советую» говорить «командываю/командоваю, советываю/советоваю», то правила применить не получится, так как для них это форма является проверочной. Говорите правильно! 10.3 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ1. Суффикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при склонении существительного сохраняет гласную: столик — столИКа, чайник — чайнИКа, пальчик — пальчИКа; суффикс -ЕК- имеет «беглую» гласную: краешек — краешКа, листочек — листочКа. 2. Существительные мужского рода имеют суффикс -ЕЦ- (с «беглой» гласной): горец — горца, красноармеец — красноармейца. Существительные женского рода имеют суффикс -ИЦ-: владелица, красавица. Существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса, и -ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу: пальтЕЦо́, письмЕЦо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе. 3. Суффикс -ИЧК- имеют существительные женского рода, образованные от слов с суффиксом -иц-: лестнИЧКа ← лестница, пуговИЧКа ← пуговица. В остальных случаях подобные формы существительных имеют суффикс -ЕЧК-: пешЕЧКа, троЕЧКа; ВанЕЧКа, ЗоЕЧКа; времЕЧКо, здоровьЕЧКо. Примечание. Формы типа Феничка (обычные в литературе XIX в.) относятся к числу устарелых. Запомните: безударного суффикса -ячк- в русском языке нет. 4. Сочетание -ИНК- имеют существительные, образованные от слов женского рода на -ин(а): впадИНКа ← впадина, завалИНКа ← завалина. Сочетание -ЕНК- имеют уменьшительные существительные, образованные с помощью суффикса -к- от слов на -ня и -на, у которых в форме родительного падежа множественного числа мягкий знак на конце не пишется: вишЕНКа ← вишня (вишен), сосЕНКа ← сосна (сосен), а также в некоторых словах, обозначающих лиц женского пола: нежЕНКа, нищЕНКа, францужЕНКа. По этому же правилу пишется слово лесенка. 5. Уменьшительно-ласкательные существительные имеют суффиксы: -ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твердых согласных: берёзОНЬКа (берёза), лисОНЬКа (лиса), МарфЕНЬКа (Марфа); -ЕНЬК- после мягких согласных, шипящих и гласных: КатЕНЬКка (Катя), тучЕНЬКа, ЗоЕНЬКа. Запомни слова-исключения: Исключения: баиньки, заинька, паинька. Примечание. Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т. п. встречаются только в произведениях писателей XIX в. и в фольклоре. 6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Различаются суффиксы -ИНСТВ- в словах большинство́, меньшинство́, старшинство́ (с ударением на окончании, в варианте меньши́нство — на суффиксе) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвенство (с ударением на корне). 7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ЫШК- (в словах сред, рода) и -ЫШЕК (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква ы, напр.: пятнЫШКо, крылЫШКо, стёклЫШКо, гнёздЫШКо, перЫШКо (слова среднего рода); колЫШЕК, клинЫШЕК, воробЫШЕК. В слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е. Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек. Имеются варианты с буквами ы и у в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки. 8. -(М)ЕН-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на —мя пишется суффикс -ЕН- с буквой е на месте безударного гласного, напр.: время — времени и времена, имя — имени и имена, семя — семени и семена. 10.4 СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ1.Наречия с приставками В-, ЗА-, НА-, образованные от имён прилагательных, имеют на конце букву о: ВправО← правый;, ЗАсветлО←светлый, НАкрепкО←крепкий. Наречия такого же происхождения с приставками ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДОсытА←сытый, ИЗредкА←редкий, СновА←новый, СначалА- Важное замечание: данные наречия образованы приставочно-суффиксальным способом, то есть одновременным добавлением приставки и суффикса. Поэтому написание слов типа досрочно, избирательно, сногсшибательно, достаточно регулируется другими правилами: эти слова образованы только при помощи суффиксов от уже существующих досрочный, избирательный, сногсшибательный и достаточный. 10.5 ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИПо Спецификации эти правила НЕ ДОЛЖНЫ проверяться в ЕГЭ. Но в основном пособии для подготовки к ЕГЭ автора И.П.Цыбулько (2016 год) такие задания встречаются. Потому считаем необходимым указать на следующие моменты. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного [о] пишется буква О или Ё. Рассмотрим правила написания шипящих в суффиксах, не касаясь корней и окончаний. Буква О пишется в следующих случаях. 1.В суффиксе наречий -О: свежО, горячО, хорошО, общО 2. В суффиксах имен существительных: -ОК, напр.: кружОК, крючОК, петушОК, борщОК, прыжОК, толчОК, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.; -ОНОК и -ЧОНОК, напр.: медвежОНОК, мышОНОК, галчОНОК, бочОНОК, арапЧОНОК; -ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: книжОНКа, ручОНКа, рубашОНКа, распашОНКа, деньжОНКи, брючОНКи; -ОВК(а) (в отыменных производных словах), напр.: чижОВКа (самка чижа), мышОВКа (грызун), мелочОВКа; -ОБ(а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё; 3. В суффиксе имен прилагательных -ОВ-, напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый, а также в существительных на -ОВК, -ОВНИК, производных от прилагательных с суффиксом -ОВ- (-ЕВ-): ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый), плащовка (плащевой), речовка (речевой).. Примечание 1. Отыменные существительные на –овка типа «мелочовка, ножовка, плащовка »следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка. (см ниже). Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + -ов (-ёв) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв. Буква Е на месте звучащего [о]пишется в следующих случаях. 1. В глаголах несовершенного вида на -ЁВЫВАТЬ и отглагольных существительных на -ЁВЫВАНИЕ, напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в страдательных причастиях на -ёванный, напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный. 2. В отглагольных существительных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от ночевать), корчЁВКа, перекочЁВКа, размежЁВКа, ретушЁВКа (от ретушировать). 4. В суффиксе существительных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр. 5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: напряжЁННый (и напряжён), прожжЁННый, пропечЁННый, размягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, напряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, напряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка. УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)» |
Вложение | Размер |
---|---|
urokpravopisanie_suffiksov_glagola.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.
Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):
— Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
осен н ий ← осень вид е л ← видеть
(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)
— Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ
(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне — изображение аккуратной девочки.)
— Какая приставка поможет ученику завершить действие?
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:
— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
доклад о ы вать, команд о ы вать,
гор е и вать, наста е и вать .
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».
— Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока — познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материалом.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
гор и е ватъ, доклад о ы вать
1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.
Я что делаю? что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю
-ова, -ева- -ыва-, -ива-
Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)
Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности — просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами — о, е.
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.
4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.
Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).
1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)
Его усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ)
Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал — подстёгИВАЮ)
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ)
Раненому сделали операцию, (прооперировали — прооперирУЮ)
Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали — заасфальтирУЮ)
Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулМВАЮсь)
Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.
2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.
Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.
Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.
3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
подливать масла в огонь усердствовать
набрать в рот воды подзадоривать
из кожи вон лезть безмолвствовать
5. Промежуточный контроль,
Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.
1. -ыва- Оправдывать — атаковать.
2. -ова Воспит..вать — торжеств..вать.
3. -ова- Лакир..вать — испыт..вать.
4. ова Доклад..вать — исслед..вать.
5. -ова- Записывать — чувств..вать.
6. -ова- Негод..вать — откус..вать.
7. -ыва- Действ..вать — образов..вать.
Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.
6. Самостоятельная работа.
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.
Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,
расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,
высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,
склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,
проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.
Самопроверка по записи на доске:
Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.
7. Подведение итога урока
— Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.
8. Дополнительный материал .
смотреть — рассмАтривать — (смОтр)
прополоть — пропАлывать — (пОлет)
умолчать — умАлчивать — (мОлча)
— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива . Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
• Вечер встречи видовых пар.
Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.
Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.
9. Домашнее задание (на карточке):
1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
команда — _____ расход — _____
зависть — _____ участие — ________
горе — _______ сочувствие —_______
2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
обвинять — _________ копить — __________
3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти — __________________________________________,
покрывать лаком — _____________________________________________,
быть шефом — __________________________________________________,
принимать участие — ____________________________________________,
ездить по новым местам — _______________________________________,
проводить расследование — _______________________________________,
посылать телеграмму — _________________________________________,
дать совет —__________________________________________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку «Правописание личных окончаний глаголов».
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с.
Данная презентация служит дополнительным источником информации темы урока.
Тест состоит из 10 заданий с множественным выбором ответа. После выполнения заданий учащийся сразу может увидеть свои результаты.
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован.
Карточки по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» могут быть использованы для организации деятельности учеников на 15-20 минут.
Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОСе.Тип урока: урок открытия новых знаний.На всех этапах урока п.
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/18/urok-na-temu-pravopisanie-suffiksov-glagola-glasnye-v