Задания на тему правописание гласных в корне

2.3. Правописание гласных в корне

Упражнение 30. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной, леб..диный, ощ..пать, препод..вать, р..птать, гр..шовый, в..зить, пл..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать, т..лковать, ув..зать, прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать, тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, предзн..менование, обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, обн..жить, погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.

Упражнение 31. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Выр..щенный, возр..ст, выр..с, отр..сль, пор..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, накл..ниться, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внина, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, ум..рать, подб..рать, взб..раться, об..рать, уб..рать, подг..рать, уг..релый, выг..рки, приг..рь, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, приск..кать, ск..чок, вск..чить, ур..вень, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, непром..каемый, см..чивший, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, тв..рить, утв..рь, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, пол..г, прил..гать, прил..жение, нар..щение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, выч..тание, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка, подр..внять кусты, зар..внять траншею, р..весник, пор..вну, разр..внять грядки, безотл..гательно, пом..нать, зан..мать, пам..ть, ум..нать.

Упражнение 32. Обратите внимание на правописание выделенных гласных. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

А б а жур, а в а нгард, а в а нтюра, агитк а мпания, агр и культура, агр о компл е кс, а дв о кат, акв а рель, а кк о мп а н е мент, а кк о мп а н и атор, а кр о бат, а лг о ритм, а ллея, а льм а нах, а н а логия, а нт а г о низм, а пл о д и сменты, а п о ф е оз, а р о мат, а ф о ризм, б а гровый, б а гряный, б а к а лавр, б а к а лея, б а кл а жан, б а л а гур, б а лет, б а лкон, б а ндероль, барх а т, б а рьер, б а ст и он, б а т а рея, б а т и скаф, б а тист, б а хр о ма, би а тлон, б о дяга, б о кал, б о л е ро, б о лото, б о рдовый, в а кансия, в а кцина, в а риант, в а тага, в а трушка, ви о л о нчель, в о д е виль, в о калист, во о бр а жала, г а б а рит, г а лера, г а лерея, г а рмония, г а рнизон, г а рпун, г а строли, г а стр о ном, г и перб о ла, г о б е лен, г о р и зонт, гр о мадный, гр о м о здить, д е в а львация, ди а гональ, ди а дема, ди а п а зон, д и сл о кация, д о влеть, д о л о то, д о м и нанта, д о м и но, д о ск о нальный, е пархия, жав о р о нок, ж а кет, ж а люзи, ж а ргон, ж а смин, заб а стовка, зав о рожить, заобл а чный, зап а дный, и д е ал, и де о логия, и н и ци а тива, и е зуит, изобр а зить, и мп о зантный, к а блук, к а бр и олет, к а в а лерия, к а вычки, к а йма, к а к о фония, к а л а мбур, к а л а нча, к а лач, к а л е йдоскоп, к а литка, к а лория, к а лоши, к а льмар, к а мпания (предвыборная), камф а ра, к а никулы, к а н и тель, к а н и фоль, к а н о нада, к а н о нерка, к а нц е лярия, к а п и лляр, к а п и туляция, к а приз, к а р а вай, к а р а катица, к а р а мель, к а ркас, к а рн а вал, к а рниз, к а скад, к а ст е лянша, к а стрюля, к а т а васия, к а т а клизм, к а т а комбы, к а т а лог, к а т а пульта, к а т а строфа, к а т а фалк, к а тегория, к а ш а лот, к а ш е мир, кв а л и ф и кация, ко а лиция, к о бура, к о варный, к о веркать, к о горта, к о кетка, к о либри, к о лосс, к о лчан, к о мандир, к о мар, к о мбайн, к о мб и нация, к о мб и н е зон, к о медия, к о мета, к о миссия, к о мпания (друзей), к о мп а ньон, к о мпетентный, к о мплекция, к о мплимент, к о мп о зиция, к о мп о нент, к о мп о новать, к о мфорт, к о ндитер, к о нд и ционер, к о нтакт, к о нт и нгент, к о нтраст, к о нф е дерация, к о нф е ренция, к о нфликт, к о нфорка, к о рзина, к о ридор, к о ричневый, к о рнишон, к о р о мысло, к о рп о рация, к о т и ровка, к о чан, к о ч е неть, к о щей, л а б и ринт, л а ванда, л а вировать, л а зурь, лак о мый, л а к о ничный, л а ур е ат, л а чуга, л о кальный, л о катор, л о яльный, м а вз о лей, м а г а зин, м а гнит, м а к а роны, м а кул а тура, м а л а хит, м а ндат, м а неж, м а неры, м а нжеты, м а н и пулировать, ман и фест, м а рг а рин, м а р и над, м а ршрут, м е з о нин, мел о д е кл а мация, м е м о риал, м е т а м о рфоза, м е т о нимия, м и з а нтроп, м и ни а тюра, м о гущество, м о заика, м о золь, м о нисто, м о нтаж, м о раль, м о тив, нав а ждение, н а в и гация, н а тюрморт, н е вр а лгия, н е вр о логия, нег а тивный, н о каут, н о ктюрн, н о стальгия, н о тариус, об а грить, об а яние, об о няние, од о леть, о азис, о б е лиск, ок о р о к, о л и гарх, о пт и мальный, о пт и мизм, о р а нжевый, о р а нжерея, отр а зить, п а л и садник, п а литра, п а мфлет, п а н а цея, п а н е гирик, п а н и хида, п а н о рама, п а нт е он, п а пироса, пап о р о тник, п а раб о ла, п а р а докс, п а р а зиты, п а р а лич, п а р а ллель, п а р а метры, п а р а пет, п а р а фин, п а р а фраза, п а р а шют, п а ром, п а ртер, п а ссаж, п а ст о раль, п а т о логия, п а тр и отизм, пи а нино, пиг а лица, п и гмей, п и р а мида, пл а гиат, пл а нетарий, пл а ст и лин, п о лемика, п о л и клиника, п о л о нез, пор а жённый, п о ртьера, п о ст а мент, пр а гм а тизм, предв а рительный, при о ритет, пр о блема, провол о ка, пр о кл а мация, пр о кур а тура, пр о п а ганда, р а д и атор, р а д и кальный, р а д и кулит, р а псодия, р а р и тет, р а т и ф и кация, р е з о нанс, р е кл а мация, р е ст а врация, р и к о шет, р о к и ровка, р о мантизм, р о мштекс, р о т а принт, р о тонда, с а кр а ментальный, с а лон, с а лют, с а н а торий, с а н и тар, с а рделька, с е м а фор, с е рп а нтин, ск а ндировать, ск а рл а тина, ск а фандр, ск о в о рода, с о л и дарность, с о мбреро, с о ната, с о нет, с о прано, сп о нтанный, ст а дион, ст а кан, ст а л а гмит, ст а л а ктит, сте а рин, ст о м а толог, стр а тегия, стр е к о за, т а бун, т а бурет, т а лант, т а р а кан, т о ксический, т о матный, т о паз, т о пчан, т о ре а дор, т о ржествовать, торм о з, т о рнадо, т о р о ватый, т о ршер, т о т а лизатор, тр а диция, тр а мбовать, тр а ф а рет, тр о гл о дит, тр о туар, труб а дур, ультр а м а риновый, уп а ковка, ур а ган, утр а мбованный, ф а натизм, ф а нтазия, ф а нтасм а гория, ф а нфара, ф а рватер, ф а рм а колог, ф а рфор, ф а сад, ф а соль, ф а т а лизм, ф и л а нтроп, ф и л а рмония, ф о нарь, ф о нтан, ф о рель, ф о рмант, ф о ртуна, фр а гмент, фр и к а делька, фр о нтон, х а лат, х а м е леон, х а рактер, х о р е ография, хр е ст о матия, хр и з а нтема, ц и гейка, ч е канка, ч е мп и он, ч е р е паха, ш а блон, ш е в е люра, ш е девр, ш е л о хнуться, щ е п е тильный, эв а куация, эк и п и ровать, экск а ватор, экстр а в а гантный, эск а латор, эск а лация, эст а када, эксп е римент, эл и ксир, энтуз и азм, эп и столярный, юб и лей, юв е лир, як о рь, ярм а рка.

Упражнение 33. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Аг..татор, агр..культура, ам..тист, атр..бут, атт..стат, баст..он, б..нзин, б..тон, б..чёвка, б..дон, б..рюза, бр..гада, в..нт..ляция, в..р..ница, в..рм..шель, в..рн..саж, в..ст..бюль, в..т..ран, в..тчина, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, вод..виль, вп..чатление, гард..роб, г..г..мония, г..н..алогия, г..н..рация, ген..альный, г..пард, г..ральдика, г..рбарий, г..рм..тизировать, г..рой, г..ацинт, г..пербола, гор..зонт, д..вальвация, д..з..нфекция, д..кламировать, д..кларация, д..л..гация, д..л..катес, д..ндрарий, д..агональ, д..адема, д..апазон, д..в..ртисмент, д..в..денд, д..з..нтерия, д..ктатор, д..л..тант, д..л..жанс, д..ректор, д..р..жабль, д..р..жёр, д..скр..м..нация, д..слокация, д..спансер, д..ст..лляция, д..сц..плина, д..ф..рамб, дом..нанта, др..зина, ер..тик, ж..латин, ж..лать, за..нд..велый, ид..ал, ид..ома, и..рархия, и..роглиф, ижд..вение, им..тация, ин..й, инж..нер, ин..ц..атива, инт..лл..ктуал, инт..лл..генция, инт..рнациональный, инт..рпр..тация, инф..нитив, ист..на, кан..фоль, кап..лляр, кап..туляция, к..нгуру, к..рамика, к..росин, к..парис, комб..н..зон, компл..мент, конт..нент, кор..дор, кр..м..нал, кр..ница, л..генда, л..леять, л..кв..дация, л..ловый, л..мит, л..нгвистика, лот..рея, мадр..гал, ман..фест, мар..над, мар..онетка, мач..ха, м..зонин, м..ланхолия, м..л..оратор, м..л..орация, м..лодрама, м..льхиор, м..мориал, м..муары, м..р..диан, м..рцание, м..таморфоза, м..тафора, м..тель, м..т..орит, м..тонимия, м..ц..нат, м..зантроп, м..н..атюра, м..нор, н..гативный, н..г..лизм, ник..ль, об..лиск, обл..гация, од..колон, од..озный, ол..андр, ол..мпиада, опт..мальный, опт..мизм, ор..ол, ор..гинальный, ор..ентир, пал..садник, пан..гирик, п..д..атр, п..р..гей, п..риод, п..р..петия, п..р..скоп, п..р..ферия, п..р..фраза, п..рламутр, п..рп..нд..куляр, п..рсона, п..рсп..ктива, п..скарь, п..сс..мизм, п..гмент, п..лястра, п..он, п..рамида, п..т..кантроп, пласт..лин, пл..яда, пол..клиника, пол..с..мия, пр..амбула, пр..зидент, пр..з..диум, пр..рогатива, пр..т..ндент, пр..тензия, пр..в..редничать, пр..в..легия, пр..мадонна, пр..ор..тет, прол..тариат, пь..д..стал, рад..кулит, р..в..ранс, р..визия, р..гент, р..г..страция, р..гламент, р..гулировать, р..з..да, р..з..денция, р..зонанс, р..кв..зит, р..ком..ндовать, р..ликвия, р..ликт, р..н..гат, р..п..тиция, р..приза, р..сп..ратор, р..ставрация, р..троспектива, р..ф..рат, р..ф..рендум, реч..татив, р..кошет, р..торика, р..туал, с..льд..рей, с..мантика, с..м..нар, с..нт..ментальный, с..парация, с..р..нада, с..рпантин, с..рт..фикат, с..гнал, с..л..катный, с..мпатия, с..муляция, с..ноним, ск..лет, сол..дарность, сп..дометр, ст..арин, ст..р..лизовать, ст..пендия, стр..коза, сув..нир, сув..р..нитет, т..нденция, т..ория, тр..в..альный, тр..умф, ув..ртюра, ун..в..рситет, ун..кальный, ур..зонить, ут..л..тарный, ф..д..рация, ф..ерия, ф..м..нистка, фен..кс, ф..номен, ф..ст..валь, ф..хтование, ф..гляр, ф..з..ология, ф..лантроп, ф..л..ал, ф..л..грань, фин..ш, ф..тиль, фр..гат, хам..л..он, х..мера, хр..стоматия, хр..зантема, ц..в..л..зация.

Упражнение 34. Вставьте пропущенные гласные буквы и выделите корни в этих словах. Обоснуйте ответ.

1. Над одним из станков г..рела л..мпочка под круглым м..таллическим аб..журом; конус яркого света прич..дливо с..ребрил ст..льную стружку, которая в..лась из-под резца, св..сая и падая в ж..лезный ящик (Рыбаков). 2. Машенька обв..ла гл..зами свою комнату (Чехов). 3. Под арестом остался всего один мужич..нка, и ст..рожить его было нечего: и так не уб..жит (Авдеев). 4. Тут-то и разр..дилась нак..певшая злоба (А.Н. Толстой). 5. Люди обл..пили повозку, и всякий совался туда (Гончаров). 6. Райские с..рта не прив..лись на диких яблонях (Пришвин). 7. Орёл немного пос..дел и тут же на другой овин перел..тел (Крылов). 8. У тебя вот глаза сл..паются, а я ещё за р..боту сяду (Гончаров). 9. Я засв..тил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она оз..рила его белые гл..за. Он был сл..пой, совершенно сл..пой от пр..роды (Лермонтов). 10. По складу его ума, по его пр..вычкам и вкусам ему лучше всего посв..тить себя к..б..нетным занятиям (Куприн). 11. Распор..жался всеми маленький сухой старич..к, с пушистыми, доб..ла пос..делыми в..лосами (Кожевников). 12. Я был в г..стях у одного ст..рожила нижегородского, который р..дился и дож..л до с..дых в..лос, не вы..зжая за десять вёрст из своего гор..да (Мельников-Печерский). 13. Как первые цв..ты, по..вились за в..тринами в..сенние в..сёленькие вещи (А.Н. Толстой). 14. На корме «Ориона» разв..вался аргентинский флаг (Новиков-Прибой). 15. На пр..мере р..лигии народов Индии отч..тливо видно, как разв..вался обр..з б..жества от ж..вотного к ч..ловеку (Соколова). 16. Посм..три, там, в к..ртузе, т..баку нет? (Гоголь). 17. Этак в м..нуты досады и об..лдения вдруг в гл..зах помутится (Чехов). 18. Так об..ятелен этот ч..десный зап..х леса после в..сенней гр..зы (Тургенев). 19. Когда Огнев подх..дил к садовой к..литке, от невысокого п..л..садника отд..лилась тёмная тень (Чехов). 20. Варвара уг..щала г..стей в..реньем и яблочной п..стилой (Чехов). 21. Пр..стите, что м..нкирую в переписке (Чехов). 22. М..шенники, к..нальи, чем они кормят! (Гоголь). 23. Грач по нивам бродит, словно сельский агр..ном (Исаковский). 24. Все зам..рли на стульях, перегл..нулись (Шишков). 25. Война только к..снулась ж..лезным пальцем Даши (А.Н. Толстой). 26. Од..нокая кривая б..рёза р..сла на откосе (Антонов). 27. Наш плот был завален рыбой и бл..стал ж..вым сер..бром (Гладков). 28. С утра, пылью заст..лая улицы, прох..дили п..лки и обозы (А.Н. Толстой). 29. Подск..кали всадники с фак..лами, соск..чили наз..мь (А.Н. Толстой). 30. На его бритой гол..ве и на лбу бл..стели капельки пота (Рыбаков). 31. По её лицу текли не то слёзы восторга, не то ручейки пота, – она не от..рала их (Горбатов). 32. Хотя и трудно, р..вняться надо по новым порядкам (А.Н. Толстой). 33. А тут надо было именно заг..реться! (Горбатов). 34. Пор..внявшись с избой Семёна, девушки замедлили шаг и стали см..треть на осв..щённые окна (Антонов). 35. У хаты сумрачная ёлка стоит и смотрит на з..рю (Исаковский). 36. К..ртина была ч..десная: около огней др..жало и как будто зам..рало, уп..раясь в т..мноту, круглое кр..сноватое отр..женье (Тургенев). 37. В од..нокой м..гиле есть что-то грустное, м..чтательное и в высокой степени по..тическое (Чехов). 38. Усилием воли заст..влял себя прислушиваться к мимолётным б..седам в куп.. (Куприн). 39. Больше народу – в..селее. Только не знаю, как насчёт мест в фа..тоне (Куприн). 40. Едешь и вдруг видишь: вп..реди у самой д..роги стоит силу..т, похожий на м..наха (Чехов). 41. Они перех..дили пл..вучий мост, и конные и пешие п..лки распол..гались на левом берегу, в..рстах в пяти от города (А.Н. Толстой). 42. А уж за зубчатым краем р..внины м..гали з..рницы, рычали орудия, подн..мались длинными ч..рвями р..кеты, и огни их, медленно падая, оз..ряли тёмную сырую землю (А.Н. Толстой). 43. Река, разливная, широкая, бл..стала зеркалом, и низкий берег слева м..рцал п..ском и яркой зел..нью травы (Гладков). 44. На плоской бурой р..внине к..пошилось множество людей (А.Н. Толстой). 45. См..тение овл..дело им, см..тение радостное (Тургенев).

Карточки по русскому языку.Тема «Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_kartochki_pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne_2-3_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударной гласной в корне. (2-3 классы)

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г. лодать — . ст. рожка- .

в. здушный — . в. сёлый — .

д. лёкий — . ч. совщик — .

ш. стёрка — . кр. кливый — .

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к. рмушка — ( о,а) — . д. ревья — (е,и) — .

уг. щать — (а,о) — . ст. рожить — ( а,о) — .

ш. лестеть — (е,и) — . ш. рстяной — (е,и) — .

ж. стянка — (е,и) — . м. рской — (о,а) — .

т. пло — (е,и) — . ж. мчужина — (и,е) — .

К д а н н ы м словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_________________________________________________________________ Карточка 7.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро. но. и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П. сатель, расп. сание, зап. сал, п. сьмецо;- .

Стр. лок, стр. льба, стр. лял, выстр. л; — .

Т. рговля, т. ргует, т. рговый (город); — .

Гл. тать, прогл. тил, гл. ток, гл. тнул; — .

Вставить безударные гласные:

п. стух, др. зды, сн. жинка, кр. чал, м. стечко, стр. ительная, к. менистая, ст. яла, л. сная, л. сица, цв. точек, тр. пинка, гр. бник, б. р. говая, р. чной, выст. вка, б. льной, п. ньки

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

В л. су (. ) живёт рыжая л. са ( . ). Лисий дом — н. ра ( . ). У н. ры ( . ) играют весёлые л. сята (. ). Л. сица (. ) учит их лисьим повадкам.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з. л. тые . сенние дни г. товились к . тлету жур. вли. П. кружились . ни над р. кой, над р. дным б. лотом. Вот п. т. нулись птицы в д. лекие страны. На в. стоке п. к. залась ранняя зорька.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К. рова, г. зета, скв. рец, б. лет, д. кабрь, н. род, м. локо, пятн. ца, к. рабль, д. ревня, в. кзал, м. роз, к. пуста, р. кета, м. дведь, п. льто, к. стёр, к. мандир, р. сунок, л. пата, м. лина, р. бята, в. гон, п. года, к. ртина, . втобус, м. сяц, п. суда.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г. лубка, пл. щадка, см. льчак, в. здушный, др. жать, зар. дить, в. шневый, заскр. пел, д. лекий, п. лезный, ск. листый, т. желый, р. зьба, д. ржал, д. мой, т. нул._______________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы:

М. роз, площ. дь, с. пог, т. традь, стор. ж, бер. г, леб. дь, в. р. бей, с. л. вей, за. ц, яг. да, гру. а, су..ота, свит..р, . гаж, ж. лезо, д. рога, п. рог, б. седка, к. ртина, п. сок, р. бята, а. уратный, д. ревня, з. втр. к, се. одня

Выполнить фонетический разбор лебедь .

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый .

Б. да, б. льшой, гл. зной, гр. бной, д. лёкий, дл. ннее, д. ждливый, з. лёный, зв. риный, к. лючий, кр. вой, л. сной, м. сной, м. рской, н. бесный, п. рнатые, пр. мой, п. следний, р. гатый, скр. пучий, ст. ловая, тр. скучий, т. нистый, т. жёлый, х. лодный, цв. тной, ч. рвяк.

Вставить безударные гласные

Поб. жал по д. ске, обр. нил в. л. синки, гн. здо под к. рнями, л. тят не сп. ша, з. л. тое к. льцо, б. жит б. гом, др. зды в гн. зде, на п. лянке около р. ки, к. рмил ч. рв. ками, ск. зала с. стра, прин. сла в. ды.

Задания на тему правописание гласных в корне

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

— уметь определять тип корня;

— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/12/kartochki-po-russkomu-yazyku-tema-otrabotka-navyka

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352