Задания на тему правописание не с разными частями речи

Карточки по теме «Правописание не с разными частями речи».

Карточки для словарной работы по теме » Правописание не с разными частями речи».

Просмотр содержимого документа
«Карточки по теме «Правописание не с разными частями речи».»

Задание. Раскройте скобки.

Упражнение № 1 (Не)громкий голос, вовсе (не)смешной, (не)близко, а далеко; (не)выразительная внешность, (не)известный (не)знакомец, (не)проходимая чащоба, (не)высокий, но привлекательный; (не)смог объяснить, (не)наблюдательный сосед, далеко (не)интересный, (не)брежный почерк, (не)удобная обувь, (не)новая, а старая газета; отнюдь (не)большой, (не)уклюжий медвежонок, (не)смелый малыш, (не)утро, а вечер; вовсе (не)легко, (не)проверенные тетради, очень (не)приятный разговор, (не)чаянная встреча, (не)искусственные, а настоящие цветы, (не)прочитанная книга, (не)ряха, (не)точный, но оригинальный ответ, (не)был (не)успевающим, (не)довольный бегемот.

Упражнение № 2 (Не)аккуратный работник, (не)просеянная мука, (не)ожиданная развязка, (не)сыгранная роль, (не)глупый, а умный, (не)большой, но уютный; (не)затейливый узор, (не)законченная работа, вовсе (не)обычный, (не)умею лгать, (не)забудка, (не)удачный вариант, (не)враг, а друг; (не)поседа, (не)знаю правил, (не)сильный, но продолжительный; (не)дождь, а снег; (не)угомонный ребёнок, (не)добросовестный работник, отнюдь (не)выгодный, (не)деликатный товарищ, (не)доразумение, далеко (не)новость, (не)оптимист, а пессимист; (не)унывающий попугай, (не)выполнимые обещания, (не)прикосновенный запас, (не)навидеть предателей, (не)сговорчивый соперник.

Упражнение № 3 (Не)видимка, (не)глубокий ручей, вовсе (не)оригинальный, (не)вредимый, (не)заметные изменения, вовсе (не)позитивный, (не)здоровый румянец, (не)званый гость, (не)увидел тебя, (не)законные претензии, (не)лепый вопрос, (не)зависимый характер, (не)внятное объяснение, (не)запланированная поездка, вовсе (не)обаятельный, (не)взлюбил, (не)трусость, а храбрость; далеко (не)удивительный, (не)правильный, но интересный; (не)возможные варианты, (не)воля, приобрёл (не)движимость, (не)устрашимый боец, отнюдь (не)солёный, (не)досягаемая вышина, (не)знайка, (не)слышный шёпот, (не)взгоды, (не)смышлёный птенец.

Упражнение № 4Вовсе (не)смешной анекдот, (не)знакомый синоним,(не)бойся, (не)движимость Ростова, (не)правильные глаголы, (не)стал врачом, (не)удача рыболова, отнюдь (не)безобидно, (не)ясное слово, (не)глубокий овраг, (не)проходимая чаща; (не)высокий, но привлекательный; (не)настная погода, далеко (не)красавица, (не)вероятная история, отнюдь (не)боец; (не)смелый, а трусливый; (не)значительный вес, (не)весомая снежинка, (не)верный номер; (не)простой, а сложный; (не)приватизированная квартира, (не)полное предложение, вовсе (не)громко, (не)проветренная комната; (не)дорогой, но полезный подарок; (не)знакомец (не)пришёл, (не)ожиданное (не)везение, (не)высказанные претензии.

Упражнение № 5(Не)вежественный ученик, (не)большая ошибка, вовсе (не)трудная задача, (не)поседливая девочка, (не)виданный успех, отнюдь (не)весёлый малыш, (не)робкий, а смелый, (не)проглядный туман, (не)зависимый народ, (не)нашёл объяснений; (не)верный, а ошибочный; (не)новый, но интересный, (не)скучная поездка, весьма (не)приятный разговор, (не)был (не)ряхой, (не)понял задание; (не)быстрая, но глубокая река; (не)вообразимые размеры, очень (не)выразительный, (не)проверенный тест, (не)гасимый огонь, (не)красный шар, (не)мамин платок, благородный (не)знакомец, (не)громкий шёпот, (не)значительная прибавка, вовсе (не)скорый.

Упражнение № 6(Не)угомонный сосед, (не)спокойное море, вовсе (не)маленькая квартира, полный (не)вежда; (не)честный, а лживый; (не)жданный подарок, отнюдь (не)ласковый кот, (не)обитаемый остров; (не)простой, а сложный; (не)победимая армия, (не)проверил работу; (не)молодой, но обаятельный; (не)заметный ручеёк, (не)стал учёным, весьма (не)ловкий, (не)уживчивый человек, (не)образованный юноша, (не)сделал уроки; (не)высокое, но раскидистое дерево; (не)прочитанный журнал, (не)синий плащ, милая (не)знакомка, очень (не)постоянный, (не)папина удочка, (не)благодарный коллега, (не)серьёзное отношение, вовсе (не)гуманный.

Упражнение № 7(Не)ясный сумрак, (не)громкий, но убедительный тон; (не)полный, а пустой; (не)взлюбил соседей, (не)привычные условия, (не)стал врачом, вовсе (не)дружелюбный пёс, далеко (не)высокомерная подруга, высказал (не)доверие, (не)глубокое озеро, (не)спешные шаги, отнюдь (не)вежливый приятель, весьма (не)обычный орнамент, (не)достаток тепла, (не)верный ответ, (не)опытный сотрудник, (не)пригодная подушка, (не)выгодное предложение, (не)отъемлемая часть, (не)дисциплинированный ученик, вовсе (не)медленный танец, (не)принял участия, (не)произвольная реакция, отнюдь (не)шумный, (не)общительный, а замкнутый; (не)значительные изменения, (не)реальный, а придуманный; (не)чаянный случай, (не)отвязчивая мысль, отнюдь (не)осторожный путешественник.

Упражнение № 8(Не)честный игрок, вовсе (не)унылые цвета, (не)требовательный друг, (не)смелый, но настойчивый голос; отнюдь (не)простой выбор, весьма (не)спокойный характер, (не)обиделся, мне (не)здоровится, (не)повторимый аромат, красивые (не)забудки, (не)известное растение, далеко (не)натуральный сок; (не)дорогой, а дешевый; заметил (не)подвижность; (не)громкая, но приятная мелодия; отнюдь (не)иронический, (не)был адвокатом; (не)искренний, а фальшивый; (не)прозрачное стекло, (не)деликатный (не)знакомец, отнюдь (не)бесспорный, (не)отложная помощь, (не)доброкачественный товар, (не)выполнимые планы, вовсе (не)виновный человек, (не)вероятные события; (не)зависимый, а свободный; (не)жданный приезд, (не)официальная обстановка.

Упражнение № 9(Не)высокий рыболов из (не)большого городка после (не)удачной рыбалки на (не)широкой, но глубокой реке рассказал (не)молодому, но привлекательному (не)знакомцу вовсе (не)новый и далеко (не)смешной анекдот, (не)давно прочитанный им на (ни)кем (не)проверенном сайте элитной (не)движимости. Откуда берутся эти отнюдь (не)гениально и часто (не)корректно составленные истории? Почему среди (не)взыскательной и (не)образованной публики они пользуются (не)изменным успехом и (не)пременно вызывают (не)жданные аплодисменты? Кто придумывает (не)замысловатые сюжеты для текстов из (не)полных предложений? Никто (не)знает. Однако во время (не)продолжительного отдыха возле (не)спешно бегущего ручья приятно, (не)думая ни о чём (не)плохом, улыбнуться.

Упражнение № 10(Не)воспитанный кот, вовсе (не)опасный зверь, (не)вежа, отнюдь (не)большая птица,(не)поседливая девочка, (не)знакомец, (не)преклонная воля, (не)зависел от других, (не)медленный ответ, (не)горе, а счастье, (не)аккуратный (не)знакомец, (не)понятный случай, (не)высокий, но красивый, далеко (не) робкий спортсмен, (не)устойчивый мост, (не)попросил прощения, (не)взлюбил соседа, (не)приступный начальник, (не)доразумение, (не)проглядный туман, (не)угомонный малыш, (не)опровержимые улики, (не)увидел меня, вовсе (не)лёгкий путь, (не)выучил правило, (не)забываемое впечатление, (не)быстрое, а долгое строительство, (не)точный, а приблизительный результат.

Упражнение № 11(Не)скучная поездка, (не)быстро, а медленно, (не)вежда, (не)обдумал слова, (не)навидел ложь, (не)гасимый огонь, (не)умею танцевать, (не)поседа,вовсе (не)благородный поступок, (не)поддельный восторг, отнюдь (не)модный, (не)большой отпуск, далеко (не)привлекательный, (не)дорогой, но интересный, (не)спешный шаг, устал с (не)привычки, (не)громкий шёпот, почти (не)реальный успех, дали отпор (не)приятелю, (не)стал сопротивляться, (не)скромный друг, (не)лепость, (не)сложный рисунок, (не)жилое помещение, (не)вероятность, (не)красивый дом, увидел (не)точность, (не)проявил себя, вовсе (не)смешно.

Упражнение № 12 (Не)оптимист, а пессимист,(не)искренний смех, (не)нависть, (не)точный, а приблизительный, вовсе (не)слабый, (не)обидел, (не)здоровится, оказался в (не)воле, (не)избежное наказание, отнюдь (не)знаменитый, (не)тяжёлый, но большой, (не)законный, (не)известный художник, (не)нашёл выхода, (не)уклюжий медведь, (не)прочный замок, далеко (не)любезный, (не)объективная оценка, испытывал (не)приязнь, (не)удачный прыжок, (не)буду врачом, (не)сделанное задание, (не)сладкий, а горький, (не)проверенные данные, (не)уместное замечание, (не)проявил себя, (не)вкусная ватрушка, (не)доваренный суп, (не)ловкость, (не)свежая, но интересная газета.

Упражнение № 13(Не)печалящийся понапрасну, (не)тревожащийся по пустякам, (не)унывающий, вовсе (не)озабоченный, (не)возмутимый, (не)перестающий мечтать, (не)отчаивающийся из-за (не)удач, никому (не)мешающий, (не)умеющий грустить, (не)жалеющий времени, весьма (не)обычный, (не)забывающий друзей, (не)думающий о плохом, ни о чём (не)жалеющий, (не)рассчитывающий на понимание, (не)пугающийся трудностей, настроение (не)испорчено,(не)обращающий внимания на (не)весёлых (не)знакомцев, остановка (не)намечена,вызывающий (не)поддельный восторг; (не)грустный, а весёлый; (не)привычный, но смешной.

Упражнение № 14Ничего (не)боящийся; (не)трусливый, а смелый; (не)останавливающийся перед трудностями, (не)думающий о плохом, (не)желающий зла, (не)обычная встреча, (не)заурядные способности, вовсе (не)лёгкое испытание, (не)простое решение, задача (не)решена, (не)пойманный паучок, ещё (не)добившийся своего, (не)пойманный в сети, (не)заметное движение, сеть (не)распутана, (не)чувствующий опасности, (не)сомневающийся в успехе, абсолютно (не)возмутимый; (не)далёкий, а близкий; работа (не)сделана; (не)лёгкий, но интересный; никуда (не)спешащий, (не)многочисленные листочки, очень (не)привычная обстановка.

Упражнение № 15Отнюдь (не)скучающий, (не)измеримая радость, (не)скрываемое ликование, (не)известный артист, (не)сбыточная мечта, (не)безынтересный праздник, никого (не)оставляющий равнодушным, движение (не)остановлено, (не)ожиданная встреча, условности (не)соблюдены, никому (не)известный сюжет, ещё (не)снятый фильм, (не)поседливый малыш; (не)пессимист, а оптимист; вовсе (не)уставший, (не)пременно вызывающий улыбку, ни на секунду (не)замолкающий, (не)предающийся отчаянию, (не)превзойдённый шутник; (не)новая, но забавная игра, песня еще (не) исполнена, (не)сомненный успех, бабочки никем (не) пойманы, (не)правдоподобная история.

(Не)вероятное усердие, цель (не)достигнута; (не)ленивый, а трудолюбивый; (не)предвиденные трудности, трава (не)вырвана, (не)щадящий усилий, (не)поддающееся растение, (не)посильный труд, (не)обыкновенное воодушевление, (не)вообразимое старание, никому (не)уступающий, ни минуты (не)колеблющийся, ещё (не)уничтоженный, (не)сломленный дух, (не)утративший веры в победу; (не)быстрый, но эффективный; до конца (не)продуманный, (не)теряющий самообладания, (не)стал останавливаться, сопротивление (не)преодолено, (не)добившийся результата, (не)надеющийся на помощь, (не)победимый сорняк, ещё (не)завершённое дело.

Дидактический материал. Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Дидактический материал. Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи». 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya.pravopisanie_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx26.94 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не) в ежество, (не) п риступен, (не) с мелый, (не) д оброе, (не) у дачи, (не) м астер, (не) с частье, (не) к огда.

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько непривередлив;

7) отнюдь не безвыходный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал «Мягкий знак после шипящих у всех частей речи», «Буквы О-Ё после шипящих»

дидактический материал «Правописание Ь после шипящих»- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи.

Дидактический материал по теме «Правописание не с разными частями речи»

Задания по теме «Правописание не с разными частями речи».

Н и НН в разных частях речи. Учебный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Агоритм и система упражнений.

Материал предназначен для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Тест. Упражнения.

В материале дано два теста на правописание не и ни с разными частями речи и 12 упражнений.

Тренировочные упражнения к теме «НЕ с разными частями речи»

Тренировочные упражнения к теме»Не с разными частями речи&quot.

Дидактический материал на тему «Одна и две буквы Н в словах разных частей речи»

Данный материал содержит разные упражнения по данной теме, материал расположен по мере усложнения заданий.

Система упражнений «Функциональный подход при изучении разных частей речи»

Система упражнений с применением функционального подход при изучении разных частей речи.

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

_ случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

_____ _ случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей.
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение.
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

Занятие 5

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний. – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/06/22/didakticheskiy-material-uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-ne

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200601213