Задания на тему сказуемое 8 класс

Практическая работа «Типы сказуемых».
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Практическая работа с ответами «Типы сказуемых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Практическая работа «Типы сказуемых».17.53 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Типы сказуемых»

  1. Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

  1. Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье.

Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.

Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.

Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

3. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

  1. Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

1. Найдите простые глагольные сказуемые, выраженные 1)глаголом быть в нужной форме; 2) фразеологическим оборотом; 3) составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть .

Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю лицея.
Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему, обнаружил, что будка пуста: медвежонок-таки сорвался с цепи. Начали искать – безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад. (Ю.Н. Тынянов)

2. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности . Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано неправильно.

Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был обстоятельный – составное именное;
2) высмотрел – простое глагольное;
3) хотел жениться – составное глагольное.

4. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

Был он старый служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был – простое глагольное;
2) умел строить – составное глагольное;
3) выворачивать с корнями – составное именное;
4) знал искусство – составное именное.

Ответ. Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер . Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал , как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон . Это шапка-невидимка . Как только вы ее наденете , так и исчезнете , и бедный мастер вовеки не узнает , идет она вам или нет. Берите , только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу ! (Е.Л. Шварц)

1. Ответ : хочу вдохнуть, стало сниться, не мог проститься, начал падать.

Сказуемое не буду спать простое глагольное, т.к. это будущее составное время глагола. Глагол начну можно принять за фазовый вспомогательный, но в предложении нет глагола в неопределенной форме, поэтому начну – простое глагольное сказуемое.

2. Ответ: простые глагольные – увидели, бросалось в глаза (устойчивое выражение), позволяете, услышал, растопырился, буду слушать, потеплел, зовут, ответил; составные глагольные – хочу слушать, придется проткнуть, в состоянии помочь.

Ответ: пускание, пущен, чувствует себя хозяином, все равно что воробьи, могуч и

1. Ответ : 1) …ни на дворе, ни в саду медвежонка не было ; в двух шагах был дворцовый сад; 2) потерял голову; 3) был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой….

2. Ответ: 1) был государственным языком; стал признаком; 2) начали изучать.

Виды сказуемых. Контрольный тест для 8 класса

Контрольный тест для 8 класса предполагает проверку навыков распознавания видов сказуемых. Задания составлены с учётом формулировок по синтаксическому анализу предложений в ОГЭ. Тест можно использовать как контрольную работу по пройденному материалу.

Тест «Уравнения химических реакций»

Для проведения самостоятельной работы в 9 классе.

Задание 21: определяем правило постановки знаков препинания

Презентация на урок.

Календарь знаменательных дат 2022

Данное издание содержит информацию о праздниках и юбилеях отечественных и зарубежных писателей, поэтов, деятелей культуры и искусства, а также юбилейные даты и события по различным отраслям знания: естествознанию, технике, медицине, политике и истории.

Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.

Материалы рабочей тетради могут использоваться в качестве проверочных и тренировочных работ.

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Материалы к уроку

Дидактический материал по теме «Сказуемое»:Тренировочные упражнения.

Е.А. Белых, г. Владивосток.

Рабочая тетрадь с материалами для самостоятельной работы.

Часть материалов рабочей тетради, по усмотрению учителя, может использоваться в качестве проверочных заданий для работы в классе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

Простое глагольное сказуемое_________________________________

Составное глагольное сказуемое_______________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов) 5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

А. Укажите номера предложений, в которых есть составное именное сказуемое.

1) Он будет у нас завтра. 2) Он будет первым. 3) Он ни с кем не считается. 4) Это упражнение считается легким. 5) Ты всегда являешься вовремя. 6) Ты являешься участником соревнований. 7) Кассир считает деньги. 8) Его считают хорошим работником. 9) Бумага делается из древесины. 10) В комнате делается душно. 11) Он остается в городе. 12) Задача остается нерешенной. 13) Книга оказалась в портфеле. 14) Чашка оказалась разбитой. 15) Была жара. (В.Маяковский) 16) Дед был знахарь и крикун. (К.Паустовский) 17) Атаман Кузьма Псалом явился рано утром. (Д.Мамин-Сибиряк) 18) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. (А.Пушкин) 19) У Варвары Петровны оказались неожиданно свои понятия. (А.Н. Толстой) 20) Пожилой человек оказался профессором-почвоведом. (К.Паустовский) 21) Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история. (М.Булгаков) 22) Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. (М.Булгаков)

Составное глагольное сказуемое_______________________________

Б. Подчеркните сказуемые в следующих предложениях.

1) По настоянию Аглаи князь должен был тотчас рассказать всю историю в подробности. (Ф.Достоевский) 2) Он был до крайности возбужден. (А.Чаковский) 3) Что может быть милей бесценного родного края? (А.Никитин) 4) Я в состоянии вовсе не спать. (А.Чехов) 5) Второй прыжок был труднее. 6) Страх стал осознанным: это действительно высоко и не всегда безопасно. (Н.Черкасов) 7) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (Д.Лихачев) 8) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (Д.Лихачев) 9) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (Д.Лихачев) 10) Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. (Л.Толстой) 11) Присутствие ее оказалось очень к месту. (К.Федин) 12) Ты должна была его любить преданно. (А.Н. Толстой) 13) Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам. (А.Чехов) 14) Но Клим Самгин привык и даже как бы считал себя обязанным искать противоречий. (М.Горький) 15) К какому роду земных созданий можно было отнести ее? (И.Бунин)

УПРАЖНЕНИЕ 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов; найдите и охарактеризуйте грамматические основы предложений.

1) Жизнь обитателей Покровского была одн___образна. (А.Пушкин) 2) После седьмого класса мы ра___тались друзьями. 3) Озеро было таинств___ое. (К.Паустовский) 4) После этих слов лодка была призна___а всем населением деревни. (К.Паустовский) 5) Комната с портретом Гарибальди покажется слабо освещ___ой каютой, затер___ой в океане непроглядной ночи. (К.Паустовский) 6) Целый день Владимир был в раз___езде. (А.Пушкин) 7) В серебре росы трава. (А.Блок) 8) Во всем я, по воле родительской, был у матушки в полном пов___новени___. (Н.Лесков) 9) Руки были в смоле и ож___гах. (К.Паустовский) 10) Город наш в осаде. (Н.Тихонов) 11) Ни___кая и у___кая комната была без окон. (Д.Мамин-Сибиряк) 12) Время тогда было точ___но перед грозой. (А.Н. Толстой) 13) Варя была с заплака___ыми глазами (А.Чехов) 14) Я сегодня при деньгах. (К.Паустовский) 15) И полиц___я была уже начеку. (Вл.Гиляровский) 16) К___рнет же в это время находился в весьма неприятном положени___. (Л.Толстой) 17) Сейчас нам выход в космос кажется рядовым делом. 18) Во всем воздух___ была какая(то) пыльная мгла, г___р___зонт был серо(лилов___) цвета; но ни одной туч___ки (не)было на небе. (Л.Толстой) 19) Я помнил ее, когда она с___дела больная перед открытым окном и грус___но огляд___вала чудную весе___юю картину… (Вл. Короленко)

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, объясните употребление именительного или творительного падежа в составном именном сказуемом. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Моя подруга была артистка. – Она была артисткой. 2) Азамат был пр___упрямый мальчишка. (М.Лермонтов) 3) Дубровский сам был гв___рдейским офицером он не позволит обидеть товарища. (А.Пушкин) 4) И вот она (муза) в саду моем ___вилась барышней уез___ной. (А.Пушкин) 5) Покупка Чичикова ___делалась предметом разг___воров. (Н.Гоголь) 6) Лизавета Ивановна была пр___несчас___ное создание. (А.Пушкин) 7) Она была единств___ое и, следовательно, балова___ое дитя. (М.Лермонтов) 8) Он ___вился перед ними мрачным и разоч___рова___ым. (А.Пушкин) 9) Лиза пр___зналась что поступок ее к___зался ей ле___комысл___ым. (А.Пушкин) 10) См___трителем маяка был старый боцман парусного флота Майданов. (К.Арсеньев)

Б. 1) Был я в то время студент___ в пров___нц___альном университете. (Л.Толстой) 2) Отец Вареньки был очень красив___ статн___ высок___ и свеж___ старик. (Л.Толстой) 3) Старик ум___р когда Матвей еще был ребенк___. (Вл. Короленко) 4) Большинство пр___сутствующих были стары___, почтен___ люди. 5) Он был мастер___ на все руки. (Н.Дубов) 6) Г-н Полутыкин был отличн___ человек___. (И.Тургенев) 7) Он приехал оттуда младш___ лейтенант___.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Поставьте прилагательные, входящие в составное именное сказуемое, в нужную форму.

Поступки его (непредсказуемый), пословицы (афористичный), девочка (милый), я (виноваты), условия (неприемлемый), вы (правый), настоящая мудрость (немногословный).

А. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)

Б. Вставьте буквы, объясните написание слов; подчеркните грамматические основы предложений, расставьте запятые.

1) Я стал сл___беть и зд___ров___ем. (Л.Толстой) 2) Наде___лся он уйти в турецкий Хрущук. (Н.Лесков) 3) Имею честь представить от него рапорт о болезни. (Н.Лесков) 4) Девочка перестала плакать. (Вл. Короленко) 5) Ты должна сама разобрат___ся ты взрослая. (К.Федин) 6) Пастухов под___вая руку прод___лжал отрях___ваться и огляд___вать свой к___стюм. (К.Федин) 7) Вот уже нач___ли в отдельности белеть кружочки марг___риток разгляд___ваться лист___я отсвеч___вать тр___пинки. (К.Федин) 8) Несколько раз она сил___лась ответить себе на возвр___щавшийся вопрос. (К.Федин) 9) Брось гр___зить оружием товарищ Нагульнов. (М.Шолохов) 10) Какое вы имеете право д___ржать нашу землю? (М.Шолохов) 11) Пр___няв решение он не пр___вык медлить отклад___вать дело в долгий ящик. (М.Шолохов) 12) Еще не успела Любка вымыться а к___птилка уже зач___дила и потухла. (А.Фадеев) 13) Он не отв___чал и прод___лжал см___треть на Клавдию. (А.Панаева) 14) Лена старалась показ___ваться нам пореже. (А.Панаева)

УПРАЖНЕНИЕ 10. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов; выделите грамматические основы предложений, определите тип сказуемых.

1) Веч___ром бабушка будет ра___сказ___вать нам сказки. – Стану сказ___вать я ска___ки песенку спою. (М.Лермонтов) 2) Я буду работать учителем в вашей школе. – Бригада начнет работу во вторую смену. – Я начну работать над р___ф___ратом сегодня. 3) Соль обладает многими ре___чайшими свойствами. (К.Паустовский) 4) Пусто, од___ноко сон___ое село. (А.Никитин) 5) Чиста и бесплодна была земля под дерев___ями… (А.Солженицын) 6) Мир примет бе___конечно разн___образен. (К.Паустовский) 7) Каждый должен стреми___ся к своему призванию… Человек все время должен быть (не)доволен собой стреми___ся к лучшему. (Д.Лихачев) 8) Старик в задор вошел. (П.Бажов) 9) Но вошедший как будто (не)испытывал неудобства. (А.Н. Толстой)

УПРАЖНЕНИЕ 11. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Из каких компонентов состоит сказуемое?

1) На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать. (А.Пушкин) 2) Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И.Тургенев) 3) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах. (В.Вересаев) 4) Шаги его уже перестали быть слышны. (Л.Толстой) 5) Василий Назарыч старался казаться веселым. (Д.МаминСибиряк) 6) Я имею несчастье состоять родственником этого человека. (Ф.Достоевский) 7) Я обязан быть снисходительным с нею. (И.Тургенев) 8) Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым. (М.Лермонтов)

УПРАЖНЕНИЕ 12. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Чем выражены главные члены предложения? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание не с различными частями речи.

1) Прозрачно небо. Звезды блещ___т. 2) Богат и славен Кочубей. Его луга (не)обозримы. 3) Своей дремоты пр___возмоч___ (не)хоч___т воздух. 4) Дворец к___зался островом печальным. 5) Я сидел погруж___ый в глубокую задумчивость. 6) Был он с хитр___цой. 7) В молчани___ добро должно тв___рит___ся. 8) Но (не)чего об этом толковать. (По А.Пушкину) 9) Из-за плохой вентиляц___ в цех___ пада___т произв___дительность труда. 10) Хлеба обмолоч___ы. 11) Я хотел бы помоч___ вам. 12) Она (не)может (не)быть счас___ливой. (А.Панова) 13) В пансионат___ она зан___малась музыкой и читала романы. (И.Тургенев) 14) Из-за больной ноги она (не)могла работать. 15) Жизнь современ___ого человека (не)мыслима без постоя___ого духовного общения с книгой. (В.Сухомлинский) 16) На склоне (не)глубокого оврага в___днелась пасека. (И.Тургенев) 17) Осень стояла (не)бывалая, сухая, бодрая, с ясност___ю холодноват___ воздуха. (К.Паустовский) 18) (Не)сколько дней подряд я был занят чтением. (А.Гайдар) 19) Старик (не)охотно встал и выш___л за мной на улицу. (И.Тургенев) 20) Высоко в неб___ над (не) отта___вш___й землей зал___вался жаворонок. 21) Домой мы возвращались по (не)осв___щ___ым улицам. 22) Дверь нам открыл мужчина. Заспа___ое его лицо было (не)злое, а скорее доброе. 23) Один из споривших явно (не)годовал. 24) Возвраща___ся на старую стоянку нам было уже (не)зачем. 25) Любовь наша (не)менее тяжела, чем (не)нависть… (М.Горький)

УПРАЖНЕНИЕ 13. Обоснуйте написание слов и постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Составьте схемы сложных предложений.

А. 1) Вечерами гл___жу я в окно и д___лекое чуди___ся де___ство. (А.Марков) 2) Луна сияла июльская ноч___ была тиха изр___дк___ подымался ветерок и ле___кий ш___рох проб___гал по всему саду. (А.Пушкин) 3) В___черняя з___ря погасла и в воздух___ нач___нали густеть и разл___ва___ся холодные тени. 4) У нас (не)было воды хотелось пить. (К.Паустовский) 5) Выше подымае___ся со___нце (не)стерпимо раскатывае___ся ружейная и пулеметная тр___скотня (А.Серафимович) 6) Расп___хнув дверь ком___ндир (не)торопливо спустился к коню. (А.Гайдар) 7) Кто хоть раз увид___л Пр___амур___е тот его (не)мог (не)полюбить. (В.Гусев) 8) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов глубины морей загадочен крик птицы и треск лопнувш___й от теплоты др___весной поч___ки. (К.Паустовский)

Схемы сложных предложений

Б. 1) На каникулах мы н___куда (не)ездили да и н___куда было ехать. 2) У входа в кабинет бесед___вали двое. Один из них улыбался но (не)мя___ко и дружелюбно как обычно а холодно и натянуто. 3) (Не)доумевая я стал перечит___вать письмо. 4) Все места в зал___ уже были зан___ты сесть нам было н___где. 5) Лед на реке был (не)окрепший а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 6) (Не)ожида___о мы вышли на большую солнечную поляну. Трава ___десь была соч___ная зеленая н___кем (не)помятая. 7) Всего знать н___кто (не) может а стыдно и вредно пр___тв___рят___ся что знаеш___ чего (не)зна___ш___. (Л.Толстой)

Схемы сложных предложений

В. 1) Лес стоит радос___ный праз___н___чный. (Н.Тихонов) 2) С величайш___й поч___тительност___ю готов я изумляться упорству и долг___т___рпению смелых альпийских пут___шеств___ников упрямо стремящихся к своей цели. Никакие пр___пятствия (не)могут ост___новить их. С (не)сокрушимой настойч___вост___ю пр___зирая опас___ности и усталость проб___раются они к самым высоким в___ршинам. Множество смелых пут___шеств___ников (альпинистов) побывало в горах. Описа___ы и и___след___ва___ы горные пики изуч___ы опасные (не)доступные л___дн___ки.. (И.Соколов-Микитов) 3) Ц___тадель ст___яла безмолвной и (не)пр___ступной. (К.Федин) 4) Два дня прошло как в тумане.


источники:

http://4ege.ru/trening-gia-russkiy/61194-vidy-skazuemyh-kontrolnyj-test-dlja-8-klassa.html

http://multiurok.ru/files/istochnik-internet-rabochaia-tetrad-skazuemoe-8-kl.html