Задания по правописанию глаголов

Упражнения и тест по теме «Правописание глаголов. 10 класс»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Предлагаемый дидактический материал содержит подбор упражнений, позволяющих десятиклассникам повторить основные правила, связанные с правописанием глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Повторение темы «Глагол» в 10 классе крупными блоками21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и тест

по теме «Правописание глаголов. 10 класс»

УМК: «Русский язык 10-11 класс» программа под ред.Н.Г.Гольцовой.

«Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных

учреждений». Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. : Москва,

«Русское слово», 2008

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1. В каком варианте пишется Ь?

2) мне не нравит. ся

3) будет строит. ся

4) крапива жалит. ся

2. В каком варианте не пишется Ь?

1) не могу взят. ся

2) будет старат. ся

3) не хочу злит. ся

3. В каком варианте пишется Ь?

1) болт закрепит. ся

2) больной лечит. ся

3) вопрос выяснит. ся

4) надо распорядит. ся

4. В каком варианте не пишется Ь?

1) Мечта может осуществит. ся.

2) Дождь должен прекратит. ся.

3) Он ни к кому не обратит. ся.

4) Ученик не может сосредоточит. ся.

5. В каком слове пишется буква И?

2) мы накол. м дров

3) лицо пыш. т здоровьем

6. В каком слове пишется буква Е?

1) белье полощ. тся

3) никого не обид. т

4) вы все предвид. те

7. В каком слове пишется буква И?

2) все забуд. тся

4) калачом не заман. шь

8. В каком слове пишется буква И?

2) проща. мся молча

3) стел. т постель

4) ничего не увид. ли

9. В каком слове пишется буква Ю?

1) они мел. т кофе

2) крупы порт. тся

3) они справ. тся

4) занятия оконч. тся

10. B каком слове пишется буква Я?

1) они распор. т швы

2) родители хлопоч. т

3) они ма. тся без дела

4) дети стро. т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?

1) ты скоро выздорове. шь

3) ночь дыш. т прохладой

12. В каком варианте пишется А?

1) они ни на что не наде. тся

2) они услыш. т твой голос

3) всей правды тебе не скаж. т

4) колыш. тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?

1) война многих осирот. ла

2) воздух нас опьян. л

3) повесел. л ребят

4) край обезлюд. л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?

1) поместье обедн. ло

2) я обессил. л от тяжкого труда

3) солдат обескров. л от раны

4) голод ослаб. л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1) завед. вать отделом

2) оправд. вать друга

3) исповед. вать христианство

4) завид. вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1) испыт. вать печаль

2) приз. вать к примирению

3) задум. ваться над своей судьбой

4) попроб. вать заглянуть в будущее

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные упражнения по теме «Правописание окончаний глагола»

Придуманные автором тексты с некоторой долей юмора позволят превратить процесс формирования правописных навыков в увлекательное занятие. Как показывает практика, подобные упражнения вызывают интерес у.

упражнения для закрепления по темам «Глагол», «Причастие», 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы.

упражнения для закрепления по темам «Глагол», «Причастие», 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы.

Тесты по теме «Глагол», «Морфологические признаки глагола» для 5-6 классов (от 1 до 4 вариантов)

Тесты предназначены для промежуточного контроля при изучении темы «Глагол» в 5 классе., для повторения темы в 6-7 классах.

Методическая разработка «Глагол «to be» в настоящем времени» с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps (2-5 класс)

Методическая разработка «Глагол «to be» в настоящем времени» с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps. ВИДЕОУРОКИ:VERY, VERY BEGINNER LESSON 1 The verb &qu.

Упражнения на образование временных форм глаголов

Карточки с заданием.

Упражнения по немецкому языку. Спряжение глаголов

Упражнения по немецкому языку. Спряжение глаголов.

Тренировочные упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнения по теме «Правописание глаголов»

Восстанови пословицы. Соедини линией начало и конец пословицы.

После драки …. не будешь знать голоду
Кто не работает …. годы не уносит
Учись смолоду …. кулаками не машут
Грамота не болезнь, …. тот не ест

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет.
« ЧТО с ним случилось?» — ———————————- защита.
« Сорвать решающий матч! Как можно?» — —————————— капитан.
« ——————————— я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю ——————————————-» — пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.

Составьте словосочетания с глаголами.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы.

1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ёт(?)ся, там счас..ливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся — ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся

1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю

2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть.

3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок.

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Диктант с противопоставлением ( от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне):

зажигать – опираться –
вытирать – собирать – перестилать –

Выборочный диктант: в ыпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е — и.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е — и.

1. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.

2. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.

3. Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.

Распределительный диктант ( распределить следующие слова в 2 столбика в зависимости от правописания гласной в корне).

Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Объясните правописание глагольных суффиксов. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Вставьте окончания глаголов 3 л. мн. ч., предварительно определив спряжение.

Слыш..тся звуки, колыш..тся трава, се..тся дожди, завис..т от нас, напрасно тревож..тся, наслажда..тся, реде..т облака, объединя..тся в союз, дыш..т свежестью, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, увлека..тся спортом.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

ТСЯ/ТЬСЯ — упражнения на правописание окончаний в глаголах

Правописание Тся и Ться в глаголах

Упражнение 1.

Вставь, где надо, ь.

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.
Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.
Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.
Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.

Упражнение 2.

Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь.

1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).

Выполни грамматические задания:

— (к) природе — морфологический разбор

— заросли — морфемный разбор

— голубое — фонетический разбор

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев).

Упражнение 14.

Спишите. Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Мы пойдем купат…ся
И в воде плескат…ся,
Брызгат…ся, резвит…ся,
Будет Настя мыт…ся.

Упражнение 15.

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними предложения.

Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу.

Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.

Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели.

(К.Грэм.)

  • Надпишите над словами, какими частями речи выражены члены предложений.
  • Сделайте вывод о синтаксической роли глагола в предложении
  • Выпишите из первого и четвертого предложений глаголы, разберите их по составу.

Упражнение 17.

Спишите предложения, вставьте ­ся(­сь). Объясните употребление ся(­сь).

1. Собрание начало…. 2. Отряд расположил…на берегу реки. 3.Дверь бесшумно открыла…4. Не беспокойте… обо мне. 5. Старайте… окончить работу вовремя. 6. Умывайте…быстрее. 7. Становите… на зарядку.8. Пожалуйста, не волнуйте…

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание ­тся, ­ться в глаголах.

Садит?ся / не в свои сани.
Согнут?ся в /три погибели.
Вертет?ся / как белка в колесе.
Разрыват?ся / на части.
Трудит?ся / в поте лица.
Будешь трудит?ся ­/ будешь кормит?ся.
От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.

Замените одним словом.

Образец: Брать под защиту кого­нибудь – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему­либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.

Перепишите загадки. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).
  2. Кочет голенаст, кланяться горазд (топор).
  3. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
  4. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым).
  5. Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
  6. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
  7. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  8. Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
  9. Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок).
  10. Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок).
  11. В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте).
  12. Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (письмо).

Упражнение 21.

Прочитайте.Выпишите глаголы, определите их вид и время. Укажите начальную форму. Разберите по составу слова: обовьются, зацепятся. Выпишите предложения с однородными членами.

Горох.

Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.

Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).

Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!
  2. Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.
  3. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.
  4. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.
  5. Господь повелел от земли кормит_ся.
  6. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.
  7. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.
  8. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.
  9. Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.
  10. Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.
  11. Без четырех углов изба не рубит_ся.
  12. Торопит_ся жить – скоро умереть.

Упражнение 24.

Прочитайте пословицы. Спишите.Раскройте скобки. Глаголы 3­го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.

  1. В чужом платье не накрасоват(?)ся.
  2. Намучит(?)ся – научит(?)ся.
  3. Всякая птица своим пером красует(?)ся.
  4. Сену с огнем не улежат(?)ся.
  5. Есть время плакать, есть и веселит(?)ся.
  6. Берегись его, как берегут(?)ся огня да воды.
  7. На чужое добро и глаза разгорают(?)ся.
  8. На друга надеят(?)ся – самому пропадать.
  9. Всякий мастер сам себе дивит(?)ся.
  10. Поклонит(?)ся – голова не отвалит(?)ся.
  11. Не силой борют(?)ся, а сноровкой.
  12. Что не варит(?)ся, того и в горшок не кладут.

Упражнение 25.

Выпишите в два столбика по образцу:

Надо что делать? – учиться.
Он что делает? – учится.

1. Легко подружит_ся – тяжело разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной беседе – ума набрат_ся, в глупой – себя потерять. 5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6. Обленит_ся – так и хлеба лишит_ся.

Упражнение 26.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Стало см_ркат_ся. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. Все из рук валит_ся. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов­ Микитов) Снег искрит_ся, сверкает на солнце. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку*.
В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды*. Все выше поднимает_ся солнце. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. Рождает_ся новый день.

Упражнение 27.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Люди в разных странах здоровают_ся по­разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В Тунис_ принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести правую руку ко лбу, затем к губам и сер_цу. Этот жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я ув_жаю тебя».

Составьте схему последнего предложения

Упражнение 28.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень. Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники знают, как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках или на пне и поджидает добычу.

(По Д.Зуеву)

  • Составьте схему отмеченного значком «*» предложения.
  • Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+окончание+ суффикс.

б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_ рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца и несет_ся за ним**. А косой делает круги, путает след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение.

(По Д.Зуеву)

  • Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «*» предложения.
  • Составьте схему отмеченного значком «**» предложения.
  • Выпишите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+ суффикс+ суффикс+ окончание.

Упражнение 29.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Хорошо на того грозит..ся, кто гроз боит..ся. 2. Что летом родит..ся, то зимой пригодит..ся. 3. Счастье в воздухе не вьет..ся, а руками достает..ся. 4. День на день не приходит..ся. 5. Нечего тому страшит..ся, кто ничего не боит..ся. 6. День начал смеркат..ся, мы решили искупат..ся напоследок. 7. Дорога все круче взбирает.. ся в гору. 8. Что-то виднеет..ся вдали. 9. Ему не удаст..ся это сделать. 10. Это не могло не удат..ся. 11. Не надо предават..ся отчаянию. 12. Она предаст..ся воспоминаниям. 13. Кажет..ся, скоро начнет..ся спектакль. 14. Он должен закончит..ся через три часа. 15. Когда раздаст..ся стук и откроет..ся дверь, нас уже не окажет..ся в комнате. 16. Нам вскоре придет..ся расстат..ся. 17. Хочет..ся выговорит..ся до конца; может, к друзьям наведат..ся? 18. Ему нездоровит..ся.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Чуть брезжит..ся. 2. Начинает смеркат..ся. 3. Для этого делает..ся всё возможное. 4. Ты не должен обижат..ся. 5. Никому не удаст..ся нас поссорить. 6. Это должно удат..ся. 7. Когда раздаст..ся финальный аккорд, нужно будет поторопит..ся. 8. Пора собират..ся в дорогу. 9. Этому, разумеет..ся, придает..ся особое значение. 10. Мне кажет..ся, кто-то стучит..ся в дверь. 11. Фильм должен закончит..ся через полчаса. 12. Премьера состоит..ся завтра. 13. Вы не должны сердит..ся. 14. Строительство завершит..ся в мае. 15. Мне сегодня что-то не работает..ся и не пишет..ся. 16. В этом лесу легко заблудит..ся, если не держат..ся главного русла. 17. Здесь равнина соприкасает..ся с горами. 18. Нужно убедит..ся в эффективности этого метода. 19. Только что-то мне сегодня не колдует..ся с утра. (Л.Филатов)

Вставьте, где необходимо, Ъили Ь.

Из..ять, батал..он, п..еса, транс..европейский, сверх..естественный, из..ясняться, ин..екция, почтал..он, б..ется, необ..ятный, под..оконник, р..яный, кинос..емка, полен..я, под..емлет, интерв..ю, д..як, под..ячий, из..ян, кон..юнктура, ад..ютант, об..ект, вз..ерошить, с..экономить, трех..ярусный, четырех..этажный, из..явить, волеиз..явление, об..явить, с..ехидничать, без..алкогольный, пан..европейский, двух..атомный, неот..емлемый, п..едестал, в..ется, в..езд, от..утюжить, рукодел..е, кур..ез, раз..ахаться, об..ятие, с..узить, под..ехать, компан..он, с..ездить, в..ехать, под..езд, под..оконник, с..агитировать, с..едобный, лис..и, медвеж..и, в..юн, с..язвить, мурав..иный, суб..ективно, с..организовать, об..яснение, кинос..ёмка, бул..он, об..ем, неиз..яснимый.

Вставьте И или Ы после приставок.

Под..тожить, пост..мпрессионизм, пред..юльский, без..дейный, сверх..зысканный, транс..ранский, без..нициативный, пред..нфарктный, супер..нтендант, под..мать, раз..скать, пред..сторический, меж..нститутский, пред..дыдущий, без..ндукционный, пан..сламизм, сверх..нтересный, раз..граться, небез..звестный, без..сходный, контр..гра, с..змальства, меж..здательский, без..скусный, транс..орданский, дез..нфицировать, под..грать, небез..нтересный, дез..нтеграция, пед..институт, без..скусственный, из..скать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать, сверх..зобретательный, дез..нформация, под..скать, суб..нспектор, под..нтегральный.

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Тест 2

Тест 3

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.
Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.
В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.
Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

Варианты ответов: 1) Б, В 2) А, Б 3) Б, Г 4) В, Г


источники:

http://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-glagolov-1083355.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolakh-uprazhneniya.html