Задания по правописанию глаголов 7 класс

Упражнения «Правописание личных окончаний глаголов»
учебно-методический материал по русскому языку

Закрепление знаний, умений и навыков по правописанию личных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx292.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упр. А. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного лица.

Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.

Упр Б. Спишите, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

Самолёт взлета_т, он тащ_т, она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, ветер ду_т, он вызыва_т сомнение, ребёнок удивля_тся, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, не разруб_шь топором, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, сила уступа_т уму, трава трепещ_т, ветер гон_т листья, солнышко гре_т, девочка не наден_т пальто, школьники шага_т, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, вьюга бушу_т, зрители увид_т пьесу.

Упр В. Спишите пословицы, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

  1. Весною час упуст_шь – годом не наверста_шь.
  2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.
  3. Не тот стрелок, кто стреля_т, а тот, кто попада_т.
  4. Смелый побежда_т, трус пропада_т.
  5. Кто робе_т, того бьют.
  6. Солдатское братство рожда_тся в бою.
  7. Труд всё побежда_т.
  8. На обмане далеко не уед_шь.
  9. Чего в других не люб_шь, того и сам не делай.
  10. Золотые руки на серебро не куп_шь.

Упр. А. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного лица.

Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.

Упр Б. Спишите, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

Самолёт взлета_т, он тащ_т, она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, ветер ду_т, он вызыва_т сомнение, ребёнок удивля_тся, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, не разруб_шь топором, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, сила уступа_т уму, трава трепещ_т, ветер гон_т листья, солнышко гре_т, девочка не наден_т пальто, школьники шага_т, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, вьюга бушу_т, зрители увид_т пьесу.

Упр В. Спишите пословицы, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

  1. Весною час упуст_шь – годом не наверста_шь.
  2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.
  3. Не тот стрелок, кто стреля_т, а тот, кто попада_т.
  4. Смелый побежда_т, трус пропада_т.
  5. Кто робе_т, того бьют.
  6. Солдатское братство рожда_тся в бою.
  7. Труд всё побежда_т.
  8. На обмане далеко не уед_шь.
  9. Чего в других не люб_шь, того и сам не делай.
  10. Золотые руки на серебро не куп_шь.

Тренировочные упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнения по теме «Правописание глаголов»

Восстанови пословицы. Соедини линией начало и конец пословицы.

После драки …. не будешь знать голоду
Кто не работает …. годы не уносит
Учись смолоду …. кулаками не машут
Грамота не болезнь, …. тот не ест

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет.
« ЧТО с ним случилось?» — ———————————- защита.
« Сорвать решающий матч! Как можно?» — —————————— капитан.
« ——————————— я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю ——————————————-» — пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.

Составьте словосочетания с глаголами.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы.

1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ёт(?)ся, там счас..ливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся — ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся

1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю

2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть.

3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок.

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Диктант с противопоставлением ( от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне):

зажигать – опираться –
вытирать – собирать – перестилать –

Выборочный диктант: в ыпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е — и.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е — и.

1. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.

2. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.

3. Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.

Распределительный диктант ( распределить следующие слова в 2 столбика в зависимости от правописания гласной в корне).

Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Объясните правописание глагольных суффиксов. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Вставьте окончания глаголов 3 л. мн. ч., предварительно определив спряжение.

Слыш..тся звуки, колыш..тся трава, се..тся дожди, завис..т от нас, напрасно тревож..тся, наслажда..тся, реде..т облака, объединя..тся в союз, дыш..т свежестью, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, увлека..тся спортом.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

Упражнения для отработки правил правописания личных окончаний глагола

Практические упражнения для повторения спряжения глаголов и отработки навыков правописания личных окончаний глагола.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для отработки правил правописания личных окончаний глагола»

Упражнения для отработки правил написания глагола

1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.

Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.

Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.

1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.

Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.

1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.

Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

1) Когда вы пиш..те, вспомн..те правила правописания. Пиш…те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер…те, покажете ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее. Когда ид..те через улицу, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж…те, вероятно, всем захочется поехать.8)Как только выйд..те из лесу, увид..те небольшую деревеньку.9) Стукн..те мне в окно, когда соберетесь уходить.Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 10) Выскаж..те все, что вы дума..те об
этом. Если вы все выскаж..те, то стан..те спокойнее. 11) Прыгн..те в воду. Когда прыгн..те, почувству…те удовольствие.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) Правда суда (не) боит?ся. 2) Умел ошибит?ся – умей и исправит?ся. 3) Чем сердит?ся, лучше помирит?ся. 4) Обожжёш?ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит?ся — хлеб уродит?ся. 7) Снега надует — хлеба пр..буд..т, вода разольёт?ся — снега наберёт?ся. 8) Кто пахать (не)лен..т?ся, у того и хлеб родит?ся. 9) Много всего говорит?ся, да не все в дело годит?ся. 10) (Не)стыдно (не)знать — стыдно (не)учит?ся. 11) Учись смолоду— пригодит?ся в старости. 12) Трус домой в..р..тит?ся — от него и мать отворотит?ся. 13) Работа и корм..т, и уч..т. 14) Конь вырв..т?ся — догониш?, а слова сказан?ого (не)воротиш?. 15) Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т..легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не)сходи.

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е — и.

1. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.

2. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.

3. Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.


источники:

http://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-glagolov-1083355.html

http://multiurok.ru/files/uprazhneniia-dlia-otrabotki-pravil-pravopisaniia-l.html