Задания по правописанию корней 5 класс

Карточки по русскому языку для 5 класса по теме «Чередование гласных а-о в корнях слов»

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА

на тему «Чередующиеся гласные а-о в корнях –зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -лаг-/-лож-, -скак-/скоч-, -рос-/-раст-/-ращ-»

Задание: заполните таблицу, обозначьте условия выбора указанных букв

Сл…жение, выр…стили, прил…гать, подр…сли, з…рница, приг…рь, пол…г, прор…сти, сл…гать, р…сточек, отр…сль, ул…жить, выр…щенный, выг…рки, ск…чок, зар…сли, г…рение, з…рянка, заг…релый, оз…рять, ск…чу, Р…стислав, на выр. ст.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставляя в них пропущенные буквы.

Выск…чка, водор…сли, р…стовшик, заг…реть, пол…житься, Р…стов, произр…стать, оз…риться, предпол…гаемый, уск…кать, подск…чить, возг…рание, заг…релый, р…стительный, ск…чок.

Задание: запишите предложения, вставив пропущенные орфограммы. Обозначьте корни с чередованием гласных.

Отработав, что пол…гается, с…ешь, что причитается. Если сл…жить все оши…ки умного, получится г…ра. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол…жения. Прил…гай труд к справедлив…му делу. Ум заключает (?)ся не только в знании, но и в умении прил…гать знания на деле.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив в них изученные орфограммы.

Р…стения, выр..сли, разр…стается, отр…сль, подр…сли, выр…щенный, р…сток, выг…реть, оз…рять.

Задание: выполните синтаксический разбор предложения, вставив в слова пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

Пож…лтел сад в п…лях убрали хлеб а на лугах у речки выр…сли ст…га сена.

Задание: выпишите сначала слова с чередованием гласных в корне, затем все остальные.

Р…стаять, р…стущий, упр…стить, ск…кун, раск…чать, вск…чить,р…столковать, р…систый, запр…сить, р…сли, ор…шение, ск…чусь.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Лаврова Александра ИвановнаНаписать 28455 24.11.2015

Номер материала: ДВ-185692

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.11.2015 546
    24.11.2015 899
    24.11.2015 508
    24.11.2015 3855
    24.11.2015 1178
    24.11.2015 427

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Материалы к урокам «Корни с чередованием». 5-й класс

Класс: 5

Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

1. Напишите правило или нарисуйте схему

2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

Р…сти, р…сти, яблонька,

Цвети, цвети, яблонька,

Р…сла, р…сла яблонька,

И наелась яблочек детвора.

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

4. Вспомните и запишите все слова-исключения.

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

  • Дети ……………… не по дням, а по часам.
  • На плохой почве трава не …………………. .
  • Не беречь ………………… – не видать и цветочка.

6. Отгадайте загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)

В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?

— Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
— Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…

Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

Найдите «четвёртое лишнее»:

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущсущ

Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»

От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например __________________

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г. рит восток зарею новой.
Сг. рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог. рает.
Но в нас г. рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Материал для творческих работ

Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»

Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.

Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………

Творческая работа №3 по теме «Корни с чередованием»

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам. чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно.
Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.
Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. 91 сл.

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г. Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну.
Вдруг раздался ужас…ный рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг… Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил. сь? 90 слов

Текст составлен ……….. Владимиром

Важные уроки

Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки. Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»

Текст составлен ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол. гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов

Текст составлен ………………….. Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол. гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов

Потерялись!

Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись. Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю. Ура! 64 слова

Текст составлен ……………………… Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл. жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классе «Разноуровневые задания по теме «Правописание корней» «

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классе «Разноуровневые задания по теме «Правописание корней» «

Просмотр содержимого документа
«Карточки для индивидуальной работы по русскому языку в 5 классе «Разноуровневые задания по теме «Правописание корней» «»

Разноуровневые задания по теме «Правописание корней»

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в. зать, д. лекий, зв. нок, к. нфета. к. лоть, л. вить, м. лок, ор. 6етъ, п. тно, г. ристый, р. мень, м. лоток, схв. тить. отд. вать, ст. кан, ст. рый. т. желый, л..сной. (20 слов.)

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

• Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

• Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

• Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

Б. жать, б..лить, бл. днетъ, б. льшой, в. лить, в. ртеть, в. сти, в. сна, гл. ва, гл. деть, гн. лой, г. диться, г..мять, д. вить, д. ритъ, дн. вной, д. ла, ж. летъ, ж. ра, ж. лтеть, ж. вой.

• Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя корень.

• Над существительным укажите сокращенно название части речи.

** Задание 2-го уровня

• Выпишите сначала существительные, вставьте пропущенные буквы в корне и подберите к ним проверочные слова. Затем так же поступите с глаголами.

Слова какой части речи остались не выписанными? Вставьте в них пропущенные буквы, разберите по со­ставу и подберите по 3 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

• Распределите слова по частям речи, вставьте буквы. В какой части слова пропуски?

• Вспомните и запишите четверостишие, в котором встречается слово весна. Укажите автора стихотворения.

В. щевой, в. лна. гр. ница, д. ржать, др. бить, замерзать, зн..мёна, к. тать, к. дать, к. вер, к..льцо, л. екать, л. вша, л..лить, м. сленка, м. нятъ, на-р. дить. н. мой, оз. ро, ос.нь, п. хать, п. хучий, пр. мой, п. терка, с. бор.

• Задание 1-го уровня

• Обозначьте в словах корень и вставьте пропущенные буквы.

• К пяти существительным подберите проверочные слова.

** Задание 2-го уровня

• .Обозначьте в словах корень, вставьте пропущенные буквы; рядом с глаголами запишите проверочные сло­ва.

• С выделенными словами составьте простые предложения.

*** Задание 3-го уровня

• Выпишите любые 15 слов, обозначьте в них корень, поставьте ударение, в скобках напишите проверочные слова.

• Со словом ребро составьте несколько предложений с учетом его значений. Проверьте себя по словарю

Разноуровневые задания по теме «Правописание корней»

Безударные гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением

1. Астронавт, воробей, пчела, сапоги, магазин, силач, командир, горизонт, пионер, календарь, молоток, карандаш, почтовый, скалистый, скворец, шалун, щека, строка (19 слов).

*Задание 1-го уровня

Выпишите только имена существительные, у которых в корне есть проверяемый ударением безударный гласный.

Выделите корень и подберите по одному проверочному слову.

**Задание 2-го уровня

• Выпишете сначала все слова с проверяемыми гласными в корне слова, а затем все остальные. Расставьте в словах ударение.

• Составьте словосочетание гл. + сущ. с выделенными словами.

*** Задание 3-го уровня

• Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением в данных словах.»

• Обозначьте склонение и число имен существительных. Составьте предложение со словом астронавт, уточнив по словарю его значение. К какому словарю следует обратиться.

2. З. вут в п. ход м. ря и горы, Шумят з. леные л. са, Лугов, п. лей, озер пр. сторы Нам открывают чуд. са.

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова и запишите их в скобках.

• Над существительными укажите сокращенно часть речи.-

** Задание 2-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, рядом в скобках напишите проверочные слова.

Подчеркните основы предложений. Сколько их?

*** Задание 3-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, рядом в скобках напишите проверочные слова.

• Разберите по составу слово открывают, подберите как можно больше однокоренных слов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/669520

http://multiurok.ru/files/kartochki-dlia-individualnoi-raboty-po-russkomu-6.html