Задания по правописанию местоимений 10 класс

Упражнения по теме «Местоимение»

М1 . Вспомните, что вам известно о местоимении. Прочитайте предложения, завершая мысль :

а) Местоимение – это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…

б) Местоимения отвечают на вопросы…

в) Местоимения не называют… и …, а только…

г) Существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…

М2 . Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.

Есть небольшие поучительные истории, которые любому из нас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов — кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. В баснях часто говорится о животных, но все понимают: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя — это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас .

М3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. Укажите все морфологические признаки каждого местоимения. Повторяющиеся местоимения ОН и Я можно выписать только один раз.

ю) Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.

Местоимения:

мне – личное, н.ф. – я; дательный падеж, ед.ч, 1 лицо;

ними – личное, н.ф. – они; творительный падеж, мн.ч., 3 лицо;

мои – притяжательное, н.ф. – мой; именительный падеж, мн.ч.

а) Я с вызовом ношу его кольцо! (М.И. Цветаева)

б) Я не о дядюшке о вашем говорю его не возмутим мы праха. (А.С. Грибоедов)

в) Наша публика так ещё молода и простодушна что не понимает басни если в конце её не находит нравоучения. (М.Ю. Лермонтов)

г) Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Он вовсе её не заслуживает. (М.Ю. Лермонтов)

д) Он шёл с полковником Н. который доведя его до гостиницы простился с ним и поворотил в крепость. (М.Ю. Лермонтов)

е) В продолжение вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор но она довольно сухо встречала мои замечания и мне с притворной досадою пришлось удалиться. (М.Ю. Лермонтов)

ж) Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей не имея на то никакого положительного права не это ли сладкая пища нашей гордости? (М.Ю. Лермонтов)

М4. Расставьте ударения и объясните правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

Кое-что, нечто, ничто, нечем, ничем, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое-кого, кое с кем, ни с чем.

М5. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки и препинания. Укажите падежи местоимений.

1) Его (н..)кто (н..)заметил (н..)кто (н..)удерж..вал. (Тургенев) 2) Через пять минут (н..)кого (н..)осталось на улице. (Горький) 3) Больше ждать было (н..)кого. (Горький) 4) (Н..)что (н..)трогало его (н..) замечал он (н..)чего. (Пушкин) 5) (Н..)кто (н..)чего (н..)узнал о происходивш..м. (Герцен) 6) Мне решительно скрывать (н..)чего. (Тургенев) 7) А теперь мне выехать (н..)(на)чем (н..)кому лошадей подковать. (Гоголь) 8) Им (н..) (в)чём н..льзя доверять. (Гоголь) 9) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду измуче..ому однообразием бе..конечной картины. (Гончаров) 10) (Н..)какими силами и стараниями н..льзя было докопаться из чего был состряпан его халат. (Гоголь) 11) Но (н..)какого Коровьева так и (н..)нашли и (н..)какого Коровьева (н..)кто в доме (н..)знал и (н..)видел (Булгаков) 12) Пр..дположим что у вас в кармане два яблока; (н..)кто взял у вас одно яблоко. (А.Н. Толстой)

М6. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (не)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не спешил; н..(к)чему не притрагивался; н..(от)куда не ждал вестей; н..(по)чём не догадался бы; я здесь н..(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей щенок; (во)что(бы)то(н..)стало; н..(в)какую не соглашался.

М7. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из текста все местоимения, укажите их начальную форму и разряд.

Жила(была) белка в лесу н..(о)чём н.. тужила и (н..)кто её (н..)бе..покоил. Спала она на ветке большой-пр..большой ели. (Н..)когда н.. забот..лась (н..)(о)ком толь­ко о себе. Прошло (не)много времени и у неё по..вилось (н..)сколько бельчат. Теперь белка (н..)ку­да от них н.. уходила.

Когда(же) зимой нач..лись обвалы какой(то) тяж..лый ком снега обруш..лся с вершины дерева на крышу ж..лища белочки. Белка выск..ч..ла а её бе..помощ..ные дети ок..зались в ловушке. (Н..)куда бе­жать н..(к)кому обр..тит..ся за помощью. Н..уже(ли) (н..)кто н.. спасёт бельчат? Белка сама быстро пр..нялась ра..капывать снег. (К)счастью круглое внутре..ее гнездо из мягкого мха осталось целым. Н..когда лесная жительница н.. была так счастл..ва. Н..что больше (н..)омрачит её радости. (По В. Бианки)

Урок по русскому языку на тему: «Местоимение» в 10 классе.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чиканская средняя общеобразовательная школа

Название работы: Урок по русскому языку на тему: «Местоимение» в 10 классе.

Аксаментова Светлана Николаевна

Чиканская средняя школа

Урок по русскому языку на тему: «Местоимение»

обучающая—повторить теоретические сведения о местоимениях, их разрядах; научить отличать их друг от друга и от союзов; закрепить навык правописания местоимений, нормы употребления их в речи.

Развивающая—продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных знаний; потренироваться в оформлении бланков ЕГЭ и выполнению тестовых заданий.

Воспитывающая—на материале фрагментов из творчества В.Г.Распутина показать пример гуманного отношения к людям, затронуть проблему нравственности, совести; пробудить интерес к чтению произведений этого писателя.

проектор, экран или интерактивная доска.

опорные таблицы-схемы по теме: «Местоимение»

раздаточный материал с отрывками из произведений В.Г.Распутина (для домашнего задания)

тестовые задания по образцу ЕГЭ

иллюстрации повестей и рассказов писателя, его портрет

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

1) устный фронтальный опрос

2) моделирование текста,

3) работа над речевыми и грамматическими ошибками,

4) индивидуальная работа по карточке

6) объяснительный диктант.

Орфоэпическая разминка (слайд 2 )

Очередной урок посвящаем изучению частей речи. Прошу обратить внимание на экран (слайд 3)

Я всегда рада видеть всех вас на таком уроке, где каждый имеет возможность выдвигать свои идеи, высказывать какое – то мнение, с лучшей стороны показывать себя. Кто готов к сотрудничеству? Только никакого уныния и скуки!

Слова какой части речи преобладают в этих предложениях? (Местоимения)

Сколько местоимений употреблено, перечислите их. (10: я, всех, вас, таком, каждый, свои, какое-то, себя, кто, никакого).

С какой целью я начала урок именно с таких предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).

Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Вступительное слово учителя: (слайд 4 )

Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов. ( Обращение к эпиграфу урока, слайд 2). Выяснить, что же это за дублёры, поможет

(слайд 5) ЭПИГРАФ

У: Какова тема нашего урока? (Местоимение) (Слайд 6)

Что такое местоимение? (Часть речи)

На какие вопросы отвечает? (Кто, что, сколько, какой, каков)

Какие значения имеет? (предмет, признак, количество)

Каковы грамматические признаки? ( род, число, падеж, одуш, недуш)

Какова синтаксическая роль? ( подлежащее, определение, дополнение, обстоят, сказуемое)

У: Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).

Пока этих знаний нам будет достаточно, чтобы поработать с текстом.

3.Работа с текстом (слайд 7)

Кузьма догадывался, что деньги у жителей деревни есть. Одному жителю деревни хочется жить не хуже второго, третьего и так далее жителя деревни. Чтобы скопить на мотоцикл, житель деревни будет ходить в одних штанах, а рубль припрячет. Пока деньги лежат без пользы, не делая добра всем жителям деревни. Так неужели жители деревни откажутся дать деньги Кузьме на время, чтобы Кузьма мог отстоять Марию?

— Что вы можете сказать о речевом оформлении текста? В чём причина его неблагозвучия?

Давайте обратимся за помощью к так называемым дублёрам, может быть, их использование устранит недочёты, и, если мы всё сделаем правильно, у нас получится отрывок из повести Распутина «Деньги для Марии».

Чтение оригинала (слайд 8).

Кузьма догадывался, что деньги у жителей деревни есть. Каждому хочется жить не хуже других, чтобы скопить на мотоцикл, любой мужик будет ходить в одних штанах, а рубль припрячет. Пока деньги лежат без пользы, никому не делая добра. Так неужели люди откажутся дать их ему на время, чтобы он мог отстоять Марию?

— Для чего используются местоимения в речи? Можно ли обойтись без них?

Вывод : употребление местоимений позволяет избегать однообразия речи, утомительного повторения одних и тех же слов. Они создают удобство, экономят время и языковые средства.

Но использовать местоимения нужно осторожно. При неумелом обращении с ними возникает неясность выражения, мысли, двусмысленность, появляются речевые и грамматические ошибки, как, например, в этих ученических работах.

4.Работа над речевыми и грамматическими ошибками.

(Устно объяснить характер ошибки и записать в тетрадь исправленный вариант, слайд 9)

В.Г.Распутин—самый известнейший сибирский писатель . (Ошибка в образовании превосходной степени прилагательного.)

Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам. (Местоимение КТО сочетается со словами мужского рода единственного числа: КТО УЕХАЛ, а ЧТО—со словами среднего рода: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.)

В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара. (Притяжательные местоимения: их, его, её.)

Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей. (Нельзя заменять слово КРЕСТЬЯНСТВО местоимением ОНИ. Лучше использовать слово «крестьяне».)

Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь. (Ошибка в передаче чужой речи. Следует сказать: «Клавка грозилась матёринцам, что она подожжёт всю деревню и страдать из-за них не собирается.»).

Чем отличается прямая речь от косвенной? (в прямой есть кавычки, слова автора)

Преобразуйте в косвенную речь предложение (слайд 10) :

Лидия Михайловна сказала: «Не спорь со мной, я знаю, что ты голодаешь. Обещаю больше никаких посылок не подсовывать, но эту, пожалуйста, возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают! А ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя!» ( Варианты устных ответов учеников).

К сожалению, в современных школах сытых лоботрясов, действительно, появилось слишком много. Чтобы к нам не относился этот упрёк Лидии Михайловны, давайте покажем свои знания разрядов местоимений.

Повторение разрядов местоимений. (Слайд 11)

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, несколько, любой, сколько.

Личные: вы, я, они,

Указательные: этот, тот, такой, столько, таков, то,

Определительные: сам, самый, весь, другой, каждый, всякий, сам, любой

Вопросительно-относительные: кто, что, который, какой, сколько

Отрицательные: никто, ничто, ничей, ничего, никто, нисколько

Неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то, кое-какой, несколько, что-либо, какой-нибудь

Притяжательные: мой, свой, ваш, (слайд 12)

—Местоимения каких разрядов присутствуют в этой цитате? ( Личные: со мной, я, ты, у нас, тебе. Отрицательные: никаких, ни в чём, ничего. Относительные: сколько, которые. Указательное: эту.)

—Каких разрядов здесь нет? ( Возвратных, неопределённых, определительных, вопросительных, притяжательных). Привести примеры, найти их также на слайде 1. Подпишите в тетради

Я (личн), всех (определит), вас (личн), таком (указат), каждый (определит), свои (притяжат), какое-то (неопредел), себя (возвратн), кто (относит), никакого (отрицат). (слайд 14)

Отличие местоимений друг от друга, от других частей речи.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то). (слайд15)

Он все еще сидит дома.

Все очарование человека заключается в его улыбке.

Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).

Ты все пела, это дело. (И. Крылов).

То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).

Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.

– Послушайте, барышня — графинюшка, — приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).

КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То — указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).

7. Повторение правил написания неопределённых и отрицательных местоимений. Ученик на доске записывает под диктовку, остальные пишут в тетрадях.

Ворота для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила открывала их снова, чтобы сильнее сквозило, скрипело да хлопало, и, хотя оставались ещё в Матёре кое-какие старики, хозяйская рука больше не прикасалась ни к чему.

( Объяснить правописание, расстановку знаков препинания, дать синтаксическую характеристику, указать разряды местоимений, привести примеры согласования, управления и примыкания.)

8. Работа по учебнику (слайд 16)

8. Подобное задание на бланках ответов ЕГЭ самостоятельно выполняет класс.

(1) Так оно и вышло: каждый день носится то на биржу труда, то к проныре-хозяину, а ничего не меняется.

(2) А потому и бросила, что вся жизнь превратилась в какой-то шумный, липкий базар.

(3) Какой бес отнял у матери разум, когда согласилась она на Светкины курсы продавцов, после того как дочь бросила школу?

(4) Знала же мать, что на работу её малолетку с курсами не возьмут и что будет Светка ходить на бесчисленные ярмарки, искать любое купи-продай.

Восстанови порядок предложений.

1. 4,3,1,2 2. 3,2,4,1 3. 2,1,3,4 4. 1,4,2,3

2) Найди ошибку в синтаксической характеристике предложения.

1. 1 — сложное с бессоюзной и сочинительной связью.

2. 2 — сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3. 3 — сложноподчинённое с придаточными времени

4. 4 — сложное с однородной подчинительной связью.

3) Какое выражение НЕ является основой предложения?

1. ничего не меняется (1)

3. разум отнял (3)

4) Местоимений каких разрядов нет в тексте?

1. возвратных и относительных.

2. притяжательных и неопределённых.

5) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1. превратилась 3. малолетку

2. бесчисленные 4. меняется

6) В каком слове все согласные звонкие?

1. проныре 3. биржу

2. какой 4. возьмут

10. Беседа об употреблении местоимений в пословицах, поговорках, фразеологизмах, загадках (для тех, кто справится с тестом раньше)

Местоимения часто встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

—Объясните значения фразеологизмов: сами с усами, себе на уме, уйти в себя, выйти из себя, взять себя в руки.

—Укажите разряды местоимений в пословицах. (слайд 10)

Моя хата с краю, ничего не знаю.

У каждой пташки свои замашки.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Заключительный этап урока.

У В.Г.Распутина тоже есть рассказ, для названия которого пригодилась народная мудрость: « Век живи — век люби». Правда, привычнее звучит :«Век живи — век учись». Это мнение, конечно, тоже очень важное и правильное, но я думаю, вы согласитесь с тем, что основой жизни является всё-таки любовь: к своим родителям, будущим детям, профессии, любовь к хорошей книге, природе, людям, к своей Родине. Тест и домашнее задание (слайд 17) покажут направление дальнейшей работы, а на сегодня план урока выполнен. Всех благодарю и прошу откровенно ответить на несколько вопросов.

Рефлексия. (слайд 18)

Сегодня на уроке мне было…. , потому что…

Труднее всего было…

На следующем уроке я…

Желаю всем успехов при выполнении домашнего задания и надеюсь, что на экзамене задания, связанные с местоимениями, не вызовут у вас затруднений.

Распечатка с домашним заданием: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Указать примеры всех разрядов местоимений. Сформулировать проблему и позицию автора.

Стыдно.. .(По)чему так стыдно и перед Андреем и перед с..бой? Где набрала она в..ны для такого стыда? Как легко хороню жить в сч..с..ливые дни и до чего горько ок..ян..о в дни (не)счас..ные. (По)чему не дано человеку зап..сать (в)прок одно что(бы) смягчить (за)тем тяжесть другого? (По)чему между тем и другим всегда проп..сть? Какими игрушками ты играл человек когда назначали тебе судьбу?

Всякий ли пон..мает как стыдно жить когда другой на твоём месте сумел бы прожить лу..ше? Как можно см..треть после этого людям в глаза?

Настёна не смей услыш..ла она отчаян..ый крик Максима Вологжина и осторожно перев..лилась в воду. Только на четвёртый день пробило Настёну к берегу. Бабы пр..дали её земле среди своих только с кра..шку у пок..сивш..йся изгороди. Собрались на (не)мудрён..ые поминки и вспл..кнули жалко было Настёну.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чиканская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Замдиректора по УР Директор школы

_____Аксаментова С.Н.. ______Суворова А.А. _______Аксаментова Л.Л.

Протокол№1 Приказ №_104-од___

От «28»августа 2015г «28»августа 2015г от «10»сентября 2015г.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение». 10-й класс

Класс: 10

Оборудование: Опорная таблица «Разряды местоимений».

Эпиграф на доске:

По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский

Образовательные цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
    а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
    б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).
  2. Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
  2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня в курсе уроков, посвященных морфологии, мы обобщим и систематизируем знания о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:

  1. Значение местоимений данного разряда.
  2. Грамматические признаки.
  3. Особенности правописания.

– Что называется местоимением?

– Как соотносятся местоимения с другими частями речи?

– Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.

Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.

Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.

ЗАДАНИЕ 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.

Название разрядов местоимений Примеры местоимений
Личные
Возвратное
Вопросительные/Относительные
Указательные
Неопределенные
Отрицательные
Притяжательные
Определительные

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11. Все хорошо, что хорошо кончается.
  12. Всякому овощу свое время.
  13. Не тот живет больше, чей век дольше.
  14. Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15. За чем пойдешь, то и найдешь.
  16. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом — по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.

2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

ЗАДАНИЕ 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.

Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.

Учитель: А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.

ЗАДАНИЕ 4. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Ф. Тютчев

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:

– Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

– Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.

Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Вопросы 3 группе:

– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?

– Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба — личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.

– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? Знаете ли вы это правило?

Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.

Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

Учитель. Продолжим разговор о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи и выполним упражнение, которое позволит проверить ваше умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности русского языка.

ЗАДАНИЕ 5. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
  3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
  1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
  2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

ЗАДАНИЕ 6. Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке, ориентируясь на данные таблицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.

В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.

В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.

Разряды местоимений
личныенеопределенныеотрицательные
112
221
31
4

Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.

Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.

Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.

Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.

ЗАДАНИЕ 7. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.

1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.

Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.

Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.

Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.

Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.

Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.

2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.

Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.

(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.

(Не-ни) что иное ее не интересовало.

Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

ЗАДАНИЕ 8. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).

  1. Он все еще сидит дома.
  2. Все очарование человека заключается в его улыбке.
  3. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
  4. Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
  5. То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
  6. Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
  7. – Послушайте, барышня-графинюшка, — приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).

КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То — указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
  • Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
  • Назовите разряды местоимений.
  • Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
  • Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
  • Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
  • Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
  • Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?

В заключение учитель оценивает работу учеников на уроке, объясняет домашнее задание.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-mestoimenie-v-klasse-484432.html

http://urok.1sept.ru/articles/637646