Задания по правописанию разделительного мягкого знака

Тренировочные упражнения по теме «Правописание разделительных Ь и Ъ знаков»

Материал содержит упражнения для практических заданий с целью повторения изученного в 5 классе по теме «Имена собственные», «ь и ъ знаки разделительные». Материал разработан к УМК М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по теме «Правописание разделительных Ь и Ъ знаков»»

Задание 2. Употребление прописных букв (параграф 4): выберите прописную или строчную букву в написаниях. В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём. Расставьте, если надо, кавычки и дефисы.

В (Е,е)гипетской мифологии Осирис — (Б,б)ог производительных сил (П,п)рироды, (Ц,ц)арь (3,з)агробного (М,м)ира. Злой (Б,б)ог (П,п)устыни Сет убил брата и разрубил его (Б,б)ожественное тело на 14 частей.

Главная улица Москвы — (Т,т)верская — начинается практически от стен (К,к)ремля, где перед (В,в)оскресенскими (В,в)оротами возвели в 1781 году (И,и)верскую (Ч,ч)асовню. Через (В,в)орота можно и сегодня выйти на (К,к)расную (П,п)лощадь, перед ними раньше были обычные дома, а сегодня высится громада (Г,г)остиницы (М,м)осква и шумят автомобили на (У,у)лице (О,о)хотный (Р,р)яд.

(Упражнения заимствованы с сайта videotutor-rusyaz.ru)

Выберите верное написание, где нужно, расставьте кавычки.

Конфеты (М, м)ишка на (С,с)евере, шоколад (М,м)арс, планета (Н,н)ептун, кинотеатр (Н,н)аутилус, кафе (Л,л)акомка, котенок (Б,б)арсик, телепредача (В,в)ечерний (А,а)бакан, парк (О,о)рлёнок, в вазе стоят (В,в)асильки, (К,к)онстантин (Г,г)еоргиевич (П,п)аустовский, роман (О,о)брыв, сказка (К,к)олобок, река (Е,е)нисей, (Е,е)гипет, (Т,т)ихий (О,о)кеан, проспект (К,к)осмонавтов, улица (Ч,ч)ерногорская.

Задание 3. Буквы Ь и Ъ (параграф 5): вставьте, где необходимо Ь или Ъ знак.

Григор…евич, Савел…евич, с…ехал, крыл…я, хлоп…я, Анатол…евич, Евген…евич, стул…я, звен…я, охотнич…ю, раздол…е, лошад…ю, об…ехал, кол…я, мурав…и, солов…и, Ил…ич, бар…ер, бад…я, счаст…е, кушан…е, шалун…я.

Жил…ё, колос…я, здоров…е, варен…е, сиден…е, учен…е, умен…е, чирикан…е, ноч…ю, осен…ю, рыс…ю, пыл…ю, завист…ю, суч…ев, жадност…ю, заш…ёт, приб…ёт, под…ест, вып…ет, свин…я, бел…ё, певун…я, хохотун…я, в…юк.

Бездел…е, с…ёмка, грозд…я, бур…ян, коп..ё, обез…яна, оживлен…е, чут…ё, под…ём, брат…я, с…ём, мыт…ё, об…ём, степ…ю, раз…ярённый, в…юн, вещ…ю, об…яснил, тиш…ю, радост…ю, скатерт…ю, смелост…ю, вз…ерошенный, печен…е, над…ест, ател…е, ненаст…е, свежест…ю, гряз…ю, с…едобный, зал…ёт.

Плат…е, под…ёмный, дочер…ю, в…едливый, в…юга, с…ест, тетрад…ю, мелоч…ю, олад…и, из…ян, пряд…ю, пред…юбилейный, в…ехал, жил…ё, л…ёт, в…езжать, сынов…я, гост…я, об…ест, брош…ю, поверхност…ю, стул…я, пер…я, в…ёт, вороб…и, уст…е, об…единить, под…езд, павлин…и, пред…явить, руч…и.

Лист…я, друз…я, об…едки, сирен…ю, прут…я, раз…яснил, дерев…я, под…езжать, лен…ю, птич…и, коз…и, рыб…и, волч…и, собач…и, в…езд, ул…и, цеп…ю, об…явление, медвеж…и, медал…ю, раз…единить, стал…ю, заяч…и, рож…ю, от…ехал, ворон…и, белич…и, об…ятия, храброст…ю, гост…ей, с…язвил, дич…ю, клоч…я.

Ш…ёт, об…единение, ладон…ю, б…ёт, под…ехал, лист…ями, изгород…ю, Мар…я, с…езжать, Соф…я, Дар…я, с…езд, суч…я, Дем…ян, Тат…яна, с…ёжились, Натал…я, руж..ё, площад..ю, печ…ю, от…езд, сол…ю, ел…ю, п…ёт, Ул…яна, Аксин…я, Васил…евич, п…еса, попрыгун…я, ин…екция, сер…ёзный, Юр…евич, об…ект, суб…ект.

Словарный диктант. Вставь пропущенные буквы.

Сер…езная опа…ность, об…единиться с друз…ями, пис…мо мал…чика, об…явить благ…дарность, счас…ливое де…ство, под…ехать к мосту, люблю кос…бу, с…едобный гри…, вз…ерошенные вороб…и, ле…кие обл…ка, спускаться с параш…том, необ…ятные пр…сторы, в…ются над степ…ю, журч…ние руч…я, необ…ятный мир комп…ютеров, персонал…ный комп…ютер, комп…ютерные игры.

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак»
картотека на тему

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак»

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_po_teme_razdelitelnyy_.doc29 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак».

Задание №1. От данных слов образуйте и напишите слова, обозначающие лиц женского пола.

Образец: лгун – лгунья.

Задание №2. Прочитайте. Измените слова по образцу. Напишите.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука, шкура лисы, уши зайца, зубы собаки.

Задание №3. Прочитайте сказку и рассказ К.Д. Ушинского. Выпишите из них слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый – с мягким знаком – показателем мягкости.

1. Орёл всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.

2. Беленький гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.

— Правда, — ответил ёж. – Но мои колючки спасают меня от волчьих и собачьих зубов.

Задание №4. Прочитайте. Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком .

Живёт в пустыне жук. Его костяной хвост – настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Ядовитыми брызгами бьёт жук обидчика.

Задание №5. Прочитайте.

Поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг.

Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Задание №6. Прочитайте. Спишите.

Собрались на большом камне крылатые муравьи. Пришло им время лететь на новые места. Ветер подхватит их и понесёт вдаль. На новом месте сбросят муравьи крылья и построят новое жильё.

Одной чертой подчеркни мягкий знак – показатель мягкости, а двумя – разделительный мягкий знак.

Задание №7. Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.

  1. Когда загораются звёзды?
  2. Чем заставили комнату?
  3. Чем покрыли стол?
  4. Когда улетают лебеди?
  5. Чем засадили грядку?

Слова для справок: мебель, скатерть, осень, фасоль, ночь.

Задание №8. Прочитайте.

Часы бьют двенадцать. Новый год! Мы желаем вам здоровья, мира и счастья.

Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. Напишите поздравительную открытку самостоятельно.

В Новый год мы собираемся всей семьёй. Братья Илья и Сергей приносят ёлку. Сёстры наряжают лесную гостью. Папа и мама готовят праздничное угощенье. Звонок в дверь. Это пришли бабушка и дедушка. Теперь можно начинать праздник.

Часы бьют двенадцать Новый год! Мы желаем всем здоровья, мира и счастья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.

Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване — царевиче, не о Василисе Прекрасной — о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажетс.

Цели урока:Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике;Коррекционно-развивающие: развивать.

Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака.

Учебное занятие в рамках конкурса «Учитель Года Несветая -2015» в номинации «Педагогический дебют».

Урок для 2 класса.

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком — показателем мягкости.

Задания для учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Записать слова с разделительным мягким знаком.

1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв — друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)

Слова для справок: птичьи.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

Слова для справок: деревьев.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

2. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй — с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;

Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.

4. Записать полные имена людей.

Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

Работа над предложением и текстом.

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Снегу, много, следов, видно, на.

Ночью, вот, проскакал, хорёк.

Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

Они едят почки разных деревьев.

Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

Зимой бурундуки крепко спят в норе.

Этот зверёк может разорить гнездо.

Бурундуки — это лесные зверьки.

1. Спишите. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.


2. Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.


3 .Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

Образец: деталь – лебедь – день – ноль — лошадь – дельфин – нить — тюлень.

4 .Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя.

6. Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

Тест «Проверь себя».

1. В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

2 . В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

б)воробьи, песня, здесь, ночью;

в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

Наташа — … , Даша — … , Таня — … , Луша — … , Илюша — … , Уля — … .

4. Поставьте слова во множественное число.

Друг — … , брат — … , звено — … .

Дерево — … , сук — … , перо — … .

Лист — … , колос — … , прут — … .

5 . Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.

7 . Подбери к данным словам противоположные по значению.

Работа – безделье, болезнь — … , скука — … , враги — … , вред — … .

8. Подбери к данным словам близкие по значению.

Приятели – друзья, метель — …, дом — … , горе — … , вьюга — … .

Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

1 . Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) ступен. ка
2) кан. тик
3) грус. тить
4) девоч. ка

2. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) скол. зить
2) птен. чик
3) колокол. чик
4) пис. мо

3 . Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) с. темнеет
2) пол. за
3) хищ. ник
4) почис. ти

4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) мос. тик
2) Ол. га
3) бол. шой
4) вос. мой

5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) новос. ть
2) жен. щина
3) поч. товый
4) брос. те

6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) воз. му
2) дал. ний
3) тон. ше
4) доч. ка

7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) хвос. тик
2) огон. ки
3) точ. ный
4) вин. тик

8 . Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) песоч. ный
2) гос. ти
3) пал. чик
4) в поез. де

9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) апел. син
2) Кос. тя
3) ден. ки
4) встан. те

10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) гроз. ди
2) овощ. ной
3) з. десь
4) л. ды

по теме «Мягкие и твёрдые согласные».

Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________

Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень, сито, ягода, малина.

Подчеркни в словах твёрдые согласные:

Лист, гуси, поле, рис.

Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

Всегда твёрдые согласные:_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.

Сила лось сел сяду сёла

Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .

Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.

Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

Прочитай предложения, исправь ошибки.

Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл. Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

Сделай транскрипцию слов:

салют ___________________ ель_____________________________


источники:

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/05/24/uprazhneniya-po-teme-razdelitelnyy-myagkiy-znak

http://infourok.ru/zadaniya_dlya_uchaschihsya_2_klassa_po_teme_myagkiy_znak_razdelitelnyy_i_pokazatel_myagkosti.-388007.htm