Задания по правописанию существительных

«Дидактический материал по теме «Имя существительное»
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс)

В работе содержатся материалы, позволяющие использовать их для проверки знаний и умений учащихся по теме «Имя существительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskiy_material_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме

Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте.

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте.

Судья малина лето гроздь

Дядя семья счастье радость

Юноша гостья училище новость

Папа траншея соление рысь

Дедушка крыша блюдо мать

Юнга колея верховье трость

Владыка галерея удилище фальшь

Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.

Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь.

Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные.

Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси.

Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть.

Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой.

Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:

Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами, к ашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу, к иви (фрукт, птица), ко́фе, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье.

Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.

Ореш..к, платоч..к, арбуз..к, мешоч..к, холм..к, подароч..к, стол..к, горош..к, галстуч..к, куб..к, венич..к, мост..к, птенч..к, ножич..к, лист..к.

Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание.

очаг — стог — сундук —

родник — башмак — жук —

барсук — волк — друг —

круг — снег — сапог —

балык — каблук — пух —

Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.

проходить — переплетать — перевозить —

переписать — перебежать — спорить —

настроить — формовать — наводить —

объездить — рассказать — налететь —

везти — смазать — разносить —

разметать — добыть — советовать —

Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных .

У дорог…, в избушк…, для истори…, в школ…, в Рязан. в Япон…; цветы сирен…; на яблон…, в галере…, в поселк…, от лини…; в арми…, до опушк…, в сценар…, в кинотеатр…, по речк…, в глазур…, в санатори… , без груш…, на мальчик…, о корыст…, о музык…, без смородин…, на зарядк…, о птиц…, без шалост…, в молодост…, на ткан…, по тропинк…, о матрёш….

Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных .

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без друга на сердце вьюга.

Зачем и клад, коли в семье лад.

Человек без воспитания — тело без души.

Задание 11. Определите род, число и падеж существительных.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное). Употребите прилагательные в мужском и женском роде.

Практикум «Имя существительное.Орфография»

Карточки-тренинги по разделу » Имя существительное.Орфография»Материал для обобщения и систематизации знаний по теме.

Просмотр содержимого документа
«Практикум «Имя существительное.Орфография»»

Безударное окончание существительных

1.Вставь окончание, объясни условие выбора орфограммы.

На травк… ( ), в тундр… ( ), по тропинк… ( ), с ветк. ( ), живёт в невол…( ), жить в пещер…( ), на дорог…( ), к избушк…( ), жить в Германи….( ),цветы яблон…( ), на черёмух…( ), в купальн….( ), в типографи….( ), в сел….( ), в селени… ( ), близ дорог….( ), от мысл….( ), в арми….( ), в лазур…( ),в театр…( ), по местност…..( ), к опушк…( ).

2.Вставь окончание, объясни условие выбора орфограммы.

Деревья в ине… ( ), быть в горест… ( ), в горном аул…

( ), сварить в кипятк….( ), замолвить слово о гусар…..( ), в труд….( ), по трав…..( ), на порог….( ), в зерн….( ), в летней беседк…..( ), на хлеб…( ) и воде.

3.Вставь окончание, объясни условие выбора орфограммы.

Ждать на остановк..( ), рассказать об очевидц….( ),лечиться в госпитал…( ), писать о чувств…( ), просить помощ….( ), ряды морков…..( ), сидеть на ветв…. ( ), сидеть на ветк… ( ), хранить в бутылк…( ), хранить в бутыл….( ), лежать в колыбел… ( ), лежать в колыбельк…..( ),привязать к нит…( ),привязать к нит…( ),вспомнить о товарищ…( ).

4.Вставь окончание, объясни условие выбора орфограммы.

Работать в забо….( ), ехать в трамва….( ), забыться об урожа….( ),

ехать в трамва…( ), приехал из крепост….( ), стояла в воздух…

( ), неслось к усадьб…..( ), остались без лодк…..( ),

скользнула по отмел….( ),находился в лагер….( ), учил смелост…( ), начальник крепост…..( ), пахло в воздух….( ).

5. Вставь окончание, объясни условие выбора орфограммы.

В меловой дал….( ), о хорошей новост….( ), из-за плохой вест…( ), по прямой лини….( ), у летней беседк….( ),в горном аул…( ), прыгать по ветк….( ), отдыхать в Приморь….( ), быть в горест….( ), экзамен в лице….( ), гулять в алле…( )

На ветк…( ) сирен….( ), на нижней ветв… ( ), забыть о груст….( ), о пряной селёдк…..( ), деревья в ине….( )

Употребление мягкого и твёрдого знака.

Вставь, где это необходимо мягкий знак, обозначь орфограмму.

Шалаш….( ), багаж….( ), чертёж…..( ), брош…( ),ковш… ( ), ёрш( ), ландыш…..( ), мыш……( ), сторож…..

( ), с крыш….( ), грош…( ), трельяж….( ), стаж ( ), этаж….( ), лаваш….( ), суш…( ), мяч…( ).

Вставь, где необходимо мягкий знак, обозначь орфограмму.

Циркач…( ), матч…..( ), плюш…( ), глуш. ),страж…. ( ), тираж….( ),шалаш…( ), печ….( ), трубач….( ) пожарищ….( ), удач…( ), мякиш. ( ).

Пейзаж …( ),морж…..( ), гараж…( ), мыш…( ), доч…( ), рощ…( ), плач…..( ), трикотаж…..( ), дич….( ),картеч…..( ),роскош….( ),матч….

3.Вставь, где необходимо мягкий знак. Обозначь орфограмму.

Суш…, лещ…., борщ…,рож…., дрож…., этаж…. кирпич…. матч…. много туч…. нет задач…., мало луж…. пустош…. дрож…., от передач…., после встреч…, из рощ…., из-за туч…., из-за дач…., из задач…, обруч…, дич…., реч…., пейзаж…., ковш…., доч…, тиш…., камыш…., глуш…., с пастбищ…., картеч…., доч…., залеж…., камыш…. рож…., мелоч…., молодёж…, монтаж….,желч…, дич….,лож…., муж…, печ…., мелоч…., москвич….,кирпич…,врач…. залеж…, с груш…., с барж……, шалаш…. .

НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Устать с (не)привычки, пришёл в (не)годность, (не)решительность характера, домашние (не)урядицы, явная (не)приязнь, (не)решительность, а приблизительность, (не)решительность, а робость, возможны всякие(не)урядицы, явная(не)лепость, рассказывал (не)былицы, какая-то (не)разбериха, (не)правда, а ложь, (не)приятель, а настоящий друг, (не)внимание, а рассеянность.

У Куприянова открылась (не)достача. Но провианта для армии (не)хватка. Война –( не) митинг. Серьёзное (не)домогание заставило меня прервать занятие. Странный экипаж вызвал (не)доумение насчёт своего названия. По лицу дьякона разлилось крайнее (не)домогание.

Он ненавидел всякую (не)аккуратность.(Не)вежество хуже тёмной ночи. Швабрин стоял подле меня и пристально смотрел на (не)приятеля. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. К беде неопытность ведёт.

(Не)погода заставила отменить поход, а болезнь руководителя. К вечеру разразилась (не)погода. (Не)удачи преследовали шахматиста весь турнир. (Не)удача помогла шахматисту, а воля к победе. (Не0 орёл такие вести и (не) ветер нам принёс.

Самой дорогой для человека святыней является честь, слава, могущество и (не)зависимость нашей Родины.

Я сидел у окна и с (не)терпением ожидал окончания всех приготовлений.

Побелело море, зашумело (не)погодой.

(Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.

(Не)знакомец не слышал вопроса.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЧИК- И –ЩИК-

Вставь буквы Ч или Щ в суффиксах -чик_или –щик-

Перевоз…иков из соседней деревни набежало множество.

Табун…ик Нестор был одет в казакин.

Четыре барабан…ика отбивали мерную дробь.

Торопливо пробежал смаз…ик с длинным молотком и лейкой.

По словам развед…иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке.

2.Вставь буквы Ч или Щ в суффиксах -чик- или -щик-. Обозначь орфограмму.

1) Груз…ики шли бесконечной вереницей.

2) Развед…ики владели приёмами защиты и нападения.

3)Фрол Евсеевич ездит на извоз..ике за рукописями, а набор..ики и печатники переводят те рукописи в книги.

4)Объезд..ик очнулся от мыслей и встряхнул головой.

5) В окоп…ике спал мальчик.

3. Вставь буквы Ч или Щ в суффиксах –чик- или –щик-. Обозначь орфограмму.

1)Разнос..ики нараспев расхваливали свой товар.

2)Такое же катание происходило и на вербном базар..ике.

3)Никита стал ходить на плотах сперв канат…иком, потом сгон..иком.

4)В трубе сидели рабочие, свар..ики и два автогон..ика.

5) С ватагой крючников вышел артель..ик.

6)Многие газеты потеряли своих подпис…иков.

7)Объезд…ик закурил сигарету.

8)В небольших балаган…иках вертелись карусели.

9)Не успел рассказ…ик произнести последнее слово, как обе собаки разом поднялись и с лаем исчезли.

10) Проворно перебегали с лесенками фонар..ики.

11) На тачанке взобрался в гору первый пулемёт…ик.

12) Он так и не обнаружил зачин….иков.

13) В небольших балаган..иках вертелись карусели.

Образуй от данных слов существительные с суффиксами –ЧИК- или –ЩИК-

Сборник упражнений по теме «Безударные окончания имен существительных»

Вставь безударные окончания имён существительных. Для этого в скобках напиши род, склонение и падеж, опорное слово в форме того же падежа. Помни, что буква гласного звука в ударном окончании та же, что и в безударном.

по сестриц… (___________________)

о запах… (_____________________)

о плакс… (_____________________)

к фабрик… (___________________)

о картошечк… (__________________)

о жизн… (______________________)

в варежк… (____________________ )

из карамел… (___________________)

о пешеход.. . (___________________)

на линейк… (____________________)

на стульчик… (__________________)

у сорок… (______________________)

на автомобил… (_________________)

на лужайк… (___________________)

у болтушк… (___________________)

в мисочк…. (____________________)

на скатерт… (___________________)

в мебел… (______________________)

в поезд… (______________________)

у тётушк… (____________________)

у сорок… (______________________)

на балкон… (___________________)

об отважност… (_________________)

из глазур… (___________________)

на зёрнышк… (__________________)

на коленк…. (___________________)

на местност… (__________________)

в конверт… (____________________)

о пирамид… (___________________)

об электрик… (__________________)

в справк… (_____________________)

в варежк… (_____________________)

о жизн… (______________________)

после метел… (__________________)

в букет… (______________________)

на телевизор….. (________________)

на переход. (___________________)

в деревушк. (___________________)

о жизн. (______________________ )

к лужайк. (_____________________)

на кекс. (______________________ )

в театр. (_______________________)

по отважност. (_________________)

о пирамид. (____________________)

к бабушк. (____________________ )

на бульвар. (____________________)

на телевизор. (__________________)

на площадк. (___________________)

на балкон. (____________________)

в музе. (_______________________)

в пляск. (______________________)

у соседушк. (___________________)

по мишен. (____________________)

на переменк. (__________________)

к верхушк. (____________________)

об электрик. (___________________)

в киоск. (______________________)

в вазочк. (______________________)

на черёмух. (___________________)

от груст. (______________________)

от груст. (______________________)

в пещер. (______________________)

на скатерт. (____________________)

на конверт. (____________________)

в поезд. (_______________________)

вокруг берлог. (_________________)

о рыбк. (_______________________)

из вишенк. (____________________)

на лужайк. (____________________)

в телефон. (____________________)

по влажност. (__________________)

из метел. (_____________________)

на обув. (______________________)

от сторожк… (___________________)

в уль….. (_______________________)

о подарк… (____________________)

на телевизор. (__________________)

на площадк. (___________________)

на балкон. (____________________)

в музе. (_______________________)

Вставь безударные окончания имён существительных. Для этого в скобках напиши род, склонение и падеж, опорное слово в форме того же падежа. Помни, что буква гласного звука в ударном окончании та же, что и в безударном.

Пусто зимой в степ…..

Дети играют в снежки на школьной площадк…..

Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль…..

Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек….

По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до опушк… леса.

Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….

Поставь существительные из скобок в нужном падеже, обозначь склонение и падеж. Проверь безударные окончания имён существительных. Для этого поставь опорное слово в форму того же падежа.

Мне приходилось ездить на (автомобиль)______________________,

В (портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В (сумка) ________________,

на (диван)__________________ лежат игрушки.

Мы вспоминаем о летнем (отдых)_______________.

Была глубокая ночь, когда мы добрались до (деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно.

Из (деревня) _____________________ доносился лай (собака)_________________.

На новогодней (ёлка) _______________ висело много игрушек.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о (книга, подруга, друг).

Рассказать о (сказка, спектакль).

Прочитать о (весна, сентябрь).

Быть на (выставка, концерт, пристань).

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Сальникова Ольга ВладимировнаНаписать 2235 19.09.2020

Номер материала: ДБ-1306424

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.12.2019 37
    24.12.2019 43
    24.12.2019 55
    20.12.2019 124
    16.11.2019 73
    04.07.2019 108
    21.05.2019 227
    06.02.2019 177

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

Время чтения: 1 минута

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/praktikum-imia-sushchestvitelnoe-orfografiia.html

http://infourok.ru/sbornik-uprazhnenij-po-teme-bezudarnye-okonchaniya-imen-sushestvitelnyh-4447084.html