Задания по правописанию существительных 6 класс

«Дидактический материал по теме «Имя существительное»
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс)

В работе содержатся материалы, позволяющие использовать их для проверки знаний и умений учащихся по теме «Имя существительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskiy_material_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.docx33.16 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме

Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте.

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте.

Судья малина лето гроздь

Дядя семья счастье радость

Юноша гостья училище новость

Папа траншея соление рысь

Дедушка крыша блюдо мать

Юнга колея верховье трость

Владыка галерея удилище фальшь

Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.

Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь.

Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные.

Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси.

Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть.

Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой.

Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:

Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами, к ашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу, к иви (фрукт, птица), ко́фе, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье.

Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.

Ореш..к, платоч..к, арбуз..к, мешоч..к, холм..к, подароч..к, стол..к, горош..к, галстуч..к, куб..к, венич..к, мост..к, птенч..к, ножич..к, лист..к.

Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание.

очаг — стог — сундук —

родник — башмак — жук —

барсук — волк — друг —

круг — снег — сапог —

балык — каблук — пух —

Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.

проходить — переплетать — перевозить —

переписать — перебежать — спорить —

настроить — формовать — наводить —

объездить — рассказать — налететь —

везти — смазать — разносить —

разметать — добыть — советовать —

Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных .

У дорог…, в избушк…, для истори…, в школ…, в Рязан. в Япон…; цветы сирен…; на яблон…, в галере…, в поселк…, от лини…; в арми…, до опушк…, в сценар…, в кинотеатр…, по речк…, в глазур…, в санатори… , без груш…, на мальчик…, о корыст…, о музык…, без смородин…, на зарядк…, о птиц…, без шалост…, в молодост…, на ткан…, по тропинк…, о матрёш….

Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных .

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без друга на сердце вьюга.

Зачем и клад, коли в семье лад.

Человек без воспитания — тело без души.

Задание 11. Определите род, число и падеж существительных.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное). Употребите прилагательные в мужском и женском роде.

Упражнения по теме: «Правописание имён существительных» 6 класс

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Увидя, как Пчела хл_почет вокруг цв_тка, сказал Орёл однажды ей с пр_зреньем как ты б_дня_ка мне жалка со всей твоей работой и умен_ем. На Аркади_ Павлович_ были ш_ рокие ш_лковые шаровары, ч_рная бархатная куртка и китайские ж_лтые туфли. Средняя п_лоса Росси_ страна не_быкновенная. Очень инт_ресно узнавать возр_ст молодых сосновых деревьев по их ежегодным п_бегам. Если мы весной посмотрим в_ршину небольшой м_лоденькой с_сёнк_ то увидим что из конеч()ной её поч()ки выдвигается побег прямо кверху а из боковых почек отходят побеги в стор_ны. Добрая улы_ка луч_м солнца душу оз_ряет. Слово коварного человека режет нож_м по сер_цу. И вдруг ты слыш_шь как мыш_ под снегом грызёт корни.В ц_рке выступал ж_нглёр. С крыш() спустили ж-стяной ж_лоб. Есть пр_странные люди которые поступают с друз_ями, как с платьем: до тех пор употребляют пока и_носится а там и кинут. Когда воля пр_обладает над разумом то ни тело ни чу(0ства не существуют более самостоятельно а существует одна воля разумная.

Ра_чёт, ро_пись, бе_смыслица, ра_свет, ро_сыпи, бе_молвие, пр-обретение, пр_града, пр_дира, пр_бытие, пр_нятие, роз_грыш, супер_гра, суб-спектор, пред_стория, роз_ск.

Предл_жение, пр_к_сновение, непр_к_сновенность, зар_сли, заг_р, г_рение, р_стительность, з_ря, отр_сль, щ-тка, ш_рох, ш-пот, ч-лка, обж_ра, ра_ч_ска, уч_т, ш_рстка, крыж_вник, ш_в, параш_т, ш_повник, ж_вопись, брош_ра.

Ключ_к, кузнеч-к, мальч_к, зач-ной, мыш_нок, девч_нки, замоч_к, горош_нка, виш_нка, бас_нка, пес_нка, медвеж_нок, руч_нька, реч_нька, доч_нька.

Об изл_жени_, знаки в предл_жени_, предл_гать к заметк_, ошибиться в расч_т_, вспоминать о встреч_, спросить о предпол_жени_, справиться о здоровь_, докладывать о сенокос_, родиться в Росси_, учиться в пед_нститут_, выступать на собрани_, говорить о живопис_, цветение вишн_, постойка купальн_, двигаться по пристан_, выйти из гостиниц_, спешить к деревн_, ориентироваться на местност_.

Контроль по теме «Правописание сложных имён существительных», 6 класс

6 класс Правописание сложных имён существительных. КОНТРОЛЬ

Спишите, выбирая правильное написание, выделите орфограммы графически.

А) Пол_Москвы, водо_возка, пол_щуки, пол_экземпляра, пол_озера, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин, кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради, полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок, пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.

Б) Пол_Европы, пол_яблока, пол_мандарина, кофе_молка, полу_остров, пол_головы, пол_года, пол_области, авто_портрет, пол_шара, само_свал, аква_выставка, пол_августа, фото_монтаж, полу_месяц, пол_дыни, продавец_консультант, полу_шарие, паро_варка, пол_селёдки, кресло_качалка, шапка_невидимка, пол_ольхи, полу_мрак, юго_запад, пол_острова.

6 класс Правописание сложных имён существительных. КОНТРОЛЬ

Спишите, выбирая правильное написание, выделите орфограммы графически.

А) Пол_Москвы, водо_возка, пол_щуки, пол_экземпляра, пол_озера, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин, кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради, полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок, пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.

Б) Пол_Европы, пол_яблока, пол_мандарина, кофе_молка, полу_остров, пол_головы, пол_года, пол_области, авто_портрет, пол_шара, само_свал, аква_выставка, пол_августа, фото_монтаж, полу_месяц, пол_дыни, продавец_консультант, полу_шарие, паро_варка, пол_селёдки, кресло_качалка, шапка_невидимка, пол_ольхи, полу_мрак, юго_запад, пол_острова.

6 класс Правописание сложных имён существительных. КОНТРОЛЬ

Спишите, выбирая правильное написание, выделите орфограммы графически.

А) Пол_Москвы, водо_возка, пол_щуки, пол_экземпляра, пол_озера, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин, кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради, полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок, пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.

Б) Пол_Европы, пол_яблока, пол_мандарина, кофе_молка, полу_остров, пол_головы, пол_года, пол_области, авто_портрет, пол_шара, само_свал, аква_выставка, пол_августа, фото_монтаж, полу_месяц, пол_дыни, продавец_консультант, полу_шарие, паро_варка, пол_селёдки, кресло_качалка, шапка_невидимка, пол_ольхи, полу_мрак, юго_запад, пол_острова.

6 класс Правописание сложных имён существительных. КОНТРОЛЬ

Спишите, выбирая правильное написание, выделите орфограммы графически.

А) Пол_Москвы, водо_возка, пол_щуки, пол_экземпляра, пол_озера, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин, кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради, полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок, пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.

Б) Пол_Европы, пол_яблока, пол_мандарина, кофе_молка, полу_остров, пол_головы, пол_года, пол_области, авто_портрет, пол_шара, само_свал, аква_выставка, пол_августа, фото_монтаж, полу_месяц, пол_дыни, продавец_консультант, полу_шарие, паро_варка, пол_селёдки, кресло_качалка, шапка_невидимка, пол_ольхи, полу_мрак, юго_запад, пол_острова.

5 – Р Правописание сложных имен существительных О-К

1. Сложные имена существительные могут писаться:

2. Сложносокращенные слова всех типов пишутся:


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-imyon-suschestvitelnih-klass-2805006.html

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/153425-kontrol-po-teme-pravopisanie-slozhnyh-imjon-s