Задания по русскому языку 2 класс корень суффикс

Задания по теме «Состав слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Карточка с заданиями по теме, теоретический материал в помощь учащимся

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochka_razbor_slov_po_sostavu.docx16.05 КБ
kartochka_sostav_slova.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________

№1 Что такое окончание? Выдели окончания:

Лучи, луча, к лучу, у луча.

Землю, о земле, землей, на земле.

Солнце, солнца, к солнцу, на солнце.

Река, у реки, по реке, реку.

№2 Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.

Туча – тучи, абрикос- ________________ ,

ананас — __________________, арбуз -________________, барсук — __________________, берег — _______________, бегемот -____________________.

№3 Что такое основа? Выдели окончание и основу слова:

Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.

№4 Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-. Выдели приставку и корень.

№5 Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама ….. .шла с работы. Папа ..….шёл утром на фабрику.

Ко мне …. шли мои друзья. Мы ..….шли вместе на улицу.

№6 Прочитай. Найди лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, гора, горчица, горная.

№7 Подчеркни лишнее слово. Выдели в словах суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Пленник, мостик, странник
  3. Каменщик, бурильщик, учитель.
  4. Берёзка, лопатка, палка.

№8 Разбери слова по составу:

Подорожник, поход, тропинка, грибок, цветочки, зимушка, школьный, городской, соседская, машинка.

Предварительный просмотр:

Слово может состоять из морфем: приставки, корня, суффикса и окончания.

Основа – это часть слова без окончания.

В основу слова входят значимые морфемы (части слова):

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

*Чтобы найти окончание, надо изменить слово по числам или по вопросам, то есть изменить форму слова. Изменяемая часть и будет окончанием.

*Окончание в слове может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками.

Корень — это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень — это общая значимая часть всех родственных слов. Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными или родственными словами.

Чтобы убедиться, что корень в слове найден правильно, нужно подобрать родственные слова.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставки пишутся со словами всегда слитно и одинаково, независимо от произношения.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

*Суффикс отличается от приставки расположением в слове. Приставка пишется перед корнем, а суффикс пишется после корня.

* Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

Порядок разбора слова по составу

(морфемный разбор слова)

1. Прочитай слово. Измени его по вопросам.

2. Обозначь основу слова.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4. Укажи приставку ¬ (для проверки подбери еще несколько слов с такой же приставкой).

5. Укажи суффикс ^ (для проверки подбери еще несколько слов с таким же суффиксом).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация является продолжением серии статей о применении теории множественности интеллекта в школе. В ней представлены примеры заданий для разных типов интеллекта при работе над правописанием слов.

Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, «Школа 2100»). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с.

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов.

Тест «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова» позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме.

Задания из тетради Мазановой Е.В.

Конспект «Слова-приятели» класс.

Слова- предметы, слова-признаки, слова-действия.

Текущая контрольная работа по русскому языку на тему » Корень слова, суффикс» ( 2 класс)

Тема: «Корень слова, суффикс» ( примерный срок проведения: 3-7 декабря )

I вариант (для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку)

1. Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова, обозначь корни.

роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы

2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.

Смешной, смешить, смешать, смешинка ______________________________________

3. Подбери однокоренные слова, называя профессию человека.

4. Выпиши слова, которые ласково называют предметы. Отметь суффиксы.

Голова, ключик, козочка, дорога, грибок, глазки

5. Выпиши слова с суффиксом – ик -.

Домик, дворик, тикать, гномик, лучик, крикнуть

6. (дополнительное ) Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить — _____________________________________________________

Житель Москвы — __________________________________________________________

Музыкант, играющий на трубе — ____________________________________________

Тема: «Корень слова, суффикс»

II вариант ( для учеников со средней успеваемостью)

1. Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова, обозначь корни.

Петух, с петухами, петушиный, петушиться, петухом, петушок

2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.

Лес, лестница, лесничий, лесочек ____________________________________________

3. Подбери однокоренные слова, называя профессию человека.

4. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение. Отметь суффиксы.

Сказка, книжечка, грибок, ложка, синенький, собака

5. Выпиши слова с суффиксом – ок -.

Прыжок, локоток, кружок, срок, сапожок, урок

6. (дополнительное ) Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Любящий мечтать — _________________________________________________________

Осиновая роща — ___________________________________________________________

Стебелёк соломы — _________________________________________________________

Тема: «Корень слова, суффикс»

III вариант (самый сложный – для хорошо успевающих учеников)

1. Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова, обозначь корни.

Светлый, свет, светлому, светильник, свеча, светить, светлым

2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.

Дивный, диванный, удивлённый, дивиться_____________________________________

3. Подбери однокоренные слова, называя профессию человека.

4. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют увеличительное значение. Отметь суффиксы.

Вазочка, ручища, горка, злющий, серенький, орешек, большущий

5. Выпиши слова с суффиксом – ек -.

Библиотека, сыночек, река, чулочек, замочек, орешек

6. (дополнительное ) Каждое словосочетание замените одним словом.

Человек, совершивший подвиг — ______________________________________________

Добрый человек — ___________________________________________________________

Тот, кто пишет картины — ____________________________________________________

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Бондарь Людмила АлексеевнаНаписать 6191 27.04.2018

Номер материала: ДБ-1517783

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.04.2018 2781
    27.04.2018 797
    26.04.2018 221
    26.04.2018 172
    26.04.2018 142
    26.04.2018 1625
    24.04.2018 2752
    23.04.2018 127

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задания по русскому языку для 2 класса по разделу «состав слова»

ПРЕДЛЯГАЮ ВАМ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «СОСТАВ СЛОВА». МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ И ПРАКТИЧЕСКУЮ. ЗАДАНИЯ ПОДОБРАНЫ РАЗНОКРОВНЕВЫЕ.

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку для 2 класса по разделу «состав слова»»

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «СОСТАВ СЛОВА»

СОСТАВИЛА: РОМАНЧУК . О. И.

На ветви лежат крупной росой.

— Можно ли назвать данные слова предложением? ( Нет.) Почему?

— Эти слова не связаны между собой.

— Измените слова таким образом, чтобы слова были связаны между собой и получилось предложение.

На ветви лежат крупной росой.

— Выделите жирным курсивом ту часть слова, которую вы изменили.

— Изменяемая часть слова называется окончанием. Для чего служит окончание? ( Окончание служит для связи слов в предложении.)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Задание № 1. Подумай, что изменилось в данных словах?

Дома сосне мыши

Дому сосну о мышах

Задание № 2. выдели курсивом окончания в словах.

Кошка, кошки, кошке, кошку, о кошке; книга, книги , книгу, о книге; школа, школы, школе; окно, окна, на окне; ручка, ручки, о ручке; кит, киты, кита, о ките;

Задание № 3. Измени в выделенных словах окончания так, чтобы слова в предложениях были связаны по смыслу.

Теплые луча солнышки греют земля. Тают сугроба. Вот бежит быстрая ручей. Дети рада. Они пускают кораблика.

Задание № 4. Выдели окончания в выделенных словах, вставь пропущенные буквы.

Я гл…дела в озеро

В г…лубой просвет,

В о…зере увидела

Свой живой портрет.

Задание № 5. Измени слова в скобках по образцу. Выдели курсивом окончания у имен существительных.

Образец: игривому (котенок) – игривому котенку.

Задание № 6. Выдели курсивом слова с нулевым окончанием. Вставь пропущенные буквы.

М..роз, в..рона, л…пата, кро. м…л…ко, гри…, вор…н, дож…ь, тр…ва.

Задания повышенной сложности.

Задание № 1.Составьте и запишите словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков, выделите курсивом окончания в существительных и глаголах.

Собирали под землей

Плавает на небе

Образец: собирали грибы.

Задание № 2. К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающего его часть. В словах выделите окончания.

Образец: лицо – глаз.

Задание № 3. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. В словах выделите окончания курсивом.

Слова для справок : утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.

Задание № 4. Выберите правильный вариант написания слов, выделите окончания курсивом.

Т(я,и)желые грозд(ь,) я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце.

По небу т(я,и)нулись птицы.

Жур(а,о)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(о,а)ля, л(е,и)са, г(о,а)рода.

На вишнях, грушах, сливах по(я,е)вились белые цветы.

Задание № 5. Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Выделите окончания в однокоренных словах.

ночью ствол дер…ва ст..нал и скр..пел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дер…во тихо ст…ло. И вдруг оно запело! Звуки н…слись изнутри ств…ла. Оказывается, в дер… было дупло, в дупле – гн…здо, а в гн…зде – д…ятлята.

Прочитайте данные слова:

Рыба, рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

Сравните их и скажите, что в них имеется общего? ( В этих словах есть общая часть рыб.)

Что можете сказать о значении данных слов? (данные слова сходны по значению.)

Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Слова, с которыми вы сейчас познакомились, называются родственными.

Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными.

Задание № 1. Прочитайте. Распределите слова по группам в столбики. Как называются слова каждой группы? Почему? Выделите курсивом в словах общую часть.

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.

задание № 2. Прочитайте, подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

нос, носильщик, носик, носатый:

час, часок, часть. Часовщик:

гусь, гусята, гусеница, гусыня:

циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Задание № 3. Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой подчеркните ту, которая составлена из родственных слов.

вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый:

холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить:

лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

Почему слова в оставшихся цепочках нельзя назвать родственными?

Задание № 4. Прочитайте. Сгруппируйте и отметьте цифрами предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные.

Звездное небо очен(-,ь) красивое.

Все знают б(а,о)бровые домики и плотины.

Звезды находятся д(о,а)леко от нас.

Задание № 5. Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения- определения. Выделите орфограммы жирным курсивом.

Учитель – это ч…ловек, который учит.

Стр…итель – это…., который…. .

Б…ксер – это …. , который…. .

Сп…ртсмен — это … , который… .

Выделите курсивом общую часть родственных слов.

Задание № 6. Прочитать текст. Подберите к нему подходящее заглавие, вставьте пропущенные буквы.

У пеликанов особые клювы – сач(ь,-)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыб(ь,-)ю стайку, разинул клюв и подхв(о,а)тил сач(ь,-)ком добычу. Удобно л(а,о)вить и пеликанятам и в гн(е,и)здо рыбу н(а,о)сить. В сумку пом(и,е)щ(а,я)ется много рыбешек. Сумоч(ь,-)ка хорошо растягивается.

Подчеркните родственные слова.

Задание повышенной трудности.

Почитайте. Найдите в предложениях родственные слова. Заполните таблицу.

1.Прилетели зимовать птицы.

2. Зима вступила в свои права.

3. Здравствуй, зимушка – зима!

4. Пришло время зимних забот, морозного воздуха, веселых праздников.

Существительн. Прилагательное глагол

— Вспомните, что такое родственные слова?

(Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

— Подберем родственные слова к слову берёза.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.

— Найдите общую часть данных слов – берёз.

Общую часть родственных слов называется –корнем.

— Выделите корень в словах нашей цепочки жирным курсивом.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.

Задание № 1. Прочитайте данные слова. Можно ли их назвать родственными или однокоренными? Выделите корень курсивом.

Задание № 2. Прочитайте, устраните в цепочках слов лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите корень курсивом.

поле, полочка, полевой, полюшко;

печурка, печь, печка, печать;

соринка, сорняк, сорвал, насорил;

вода, водичка, водянка, водить.

Задание № 3. В данных словосочетаниях определи однокоренные слова, выдели в них корень.

Белые облака, белизна снега, молодой заяц – беляк, беленький козлёнок, побелить потолки, сделать побелку потолка, белеет вдали.

Задание № 4. По данному образуй однокоренные слова по принципу: существительное – прилагательное – глагол. Выдели корень курсивом.

Кто? Что? Какой? Что делать?

Задание № 5. Прочитай словосочетания. Замени их глаголом так, чтобы этот глагол являлся однокоренным словом существительному в словосочетании. Выдели корень в однокоренных словах курсивом.

Задание № 6. Прочитайте словосочетания. Замените выделенные существительные однокоренным прилагательными.

Выделите корень в однокоренных словах курсивом.

Компот из клубникиклубничный компот

Кисель из молока

Цветок из бумаги

Задание № 7. От данных слов образуйте однокоренные. Выделите корень.

Дождь дом река свет

Задание № 8. Прочитай те текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах курсивом.

В тайге растет кедр. Кедр – это хвойное вечнозеленое дерево. К…дровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нем созр…вают кедровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки белки. Прил…тает и к…дровка. Запасливая птичка собирает орехи и кл…дет их под язык. Под ним пом…щается до 160 орешков затем к…дровочка прячет св..е богатство в мох, в дупла, в л…сную подстилку. В…сной в тайге появляются м…лодые кедры.

Задание № 9. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению. Выделите в словах корень курсивом.

Справка: утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.

Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Вставьте слова по смыслу. Выделите курсивом корень в однокоренных словах.

Детей учит учитель, пищу варит …. , лес охраняет… , дом строит … , коров пасет … , за садом ухаживает… , сад сторожит ….

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВ, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ

— Прочитайте данное предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Л… сная тр…пинка м…слянисто т…мнела.

— Какое правило вы использовали при написании данных слов?

( При написании данных слов мы использовали правило о правописании безударной гласной.

— В какой части слова находится безударная гласная?

(Безударная гласная находится в корне слова.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Задание № 1. Вставь пропущенную букву. Подбери к данным словам проверочное слово. Выдели курсивом корень.

Задание № 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. В скобках подбери проверочные слова. Выдели корень в однокоренных словах.

Проплясали по сн…гам ( )

У засн…женной ( ) р…ки ( )

В сн…жном ( ) переулке

Звонко носятся сн…жинки ( ),

Режут лёд сн…гурки ( ).

Задание № 3. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы, подбери в скобках проверочные слова.

Один г…ворит ( ): «Поб…жим ( ), поб…жим». Другой г…ворит: «Пост…им ( ), пост…им». Третий г…ворит: «Пошатаемся, пошатаемся».

Задание № 4. Подбери к данным словам проверочные. Выдели корень курсивом.

Кормить – кормит, ц…нить -… , п…сать — … , ух…дить — …, пос…дить — … , бр…саться — … .

Задание № 5. Заполни таблицу. Подбери проверочные слова по образцу.

Слово с безударной гласной в корне

Проверочные слова.

Однокоренное изменение того же

Задание № 6 . Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова в скобках.

Под …кном ( ) в с…ду ( ) по…вилась ( ) в…сенняя ( ) лужа. И солнечный зайчик вб…жал ( ) в комнату. Лужа др…мала ( ) в сн…говой ( ) колыбели, и зайчик др…жал ( ) на ст…не ( ).

Задание № 7. Прочитайте пословицы. Выберите правильный вариант ответа. Выделите корень курсивом.

У л(е, и)нивого и крыша т(е,и)чет, и печь не п(е,и)чет. Кто спит в(е, и)сною, плачет з(и,е)мою. Не на то гл( о,а)за, чтоб т(е,и)кла слеза. В(а, о)лков б(о,а)яться – в лес не х(о,а)дить. Л(о,а)ми дер(и,е)во, пока молодо.

Задание № 8 Прочитай слова. Подчеркни в данных словах проверяемые безударные гласные. Подбери к каждому слову подходящие по смыслу слова.

Слезали (слез), слизали (лижет), примерять, примирять, спешу, спишу, полоскать, поласкать.

Задание № 9. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, Выдели корень.

Сп…щить, т…птать, св…тильник, м…лчаливый, х…лодильник, отд…вать, п…сать.

Задание № 10. Составь пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слова, подчеркни ударные гласные.

Запевать (петь) песню

Запивать (пить) лекарство

Прим…рять

Задание № 11. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сн…жок (…) лежит на крышах д…мов (…). Трещит мороз. Ветер качает верхушки д…ревьев (…). На п…ляне (…) видны сл…ды (…) зв…рей. Лошадь везет сани. Скр…пят (…) полозья саней.

Задание № 12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.

Чудак Иван купил диван,

Чтоб с горки прок…титься.

Но тут же понял, что диван

На это не г…дится:

И вот остался во дворе

Диван на л…дяной г…ре.

Задание № 13. Допиши пословицы, используя слова для справок. Выдели корень в данных словах.

Нужда ум (…). 2. Не всяк умен, кто с (…). 3. Журавли за море летают, а все одно: (…)

Слова для справок: головою, родит, курлы.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

-Как называются выделенные согласные? (парными)

— Как проверить написание парного согласного? (подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук)

Зубки – зубы, березка – березовый

Травка – травы городской – города

Ногти – ноготки сторожка – сторожить

— Выделите корень в данных словах.

-В какой части слова находится парный согласный?

— Как вы подбирали проверочные слова?

— Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне слова?

Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный.

Задание № 1. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

ло…ка, игру…ка, к…ту…ка, клю…ка;

д…ро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка;

л…ша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка;

мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка;

оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.

Какое слово является лишним во всем упражнении?

Задание № 2. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выдели корень жирным шрифтом. Орфограмму подчеркни.

Морко…ь — …. , прору…ь — … , сторо… — … , изгоро…ь — … , отря… — … , площа…ка — … , огоро… .

Задание № 3. Прочитай предложения вставь пропущенные буквы. Подбери в скобках проверочные слова. Выдели корень в родственных словах.

Все покрыл пушистый сне… (…). У дома намело большой сугро… (…). Словно в белой шубе стоит могучий ду… (…). Около дома замерз пру… (…) .

Задание № 4. Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Выдели в этих словах корень.

Мало дене… , букет ро… , стадо коро…, пара сапо…, двое брю…, пять берё…, много лу…, воз дро…, ящик ябло… и гру…, корзина сли…, стакан ягод…, группа сло… .

Задание № 5. подбери проверочные слова по образцу. Выдели корень.

Задание № 6. Подбери по два однокоренных проверочных слова, выдели корень Подчеркни парный согласный в корне слова.

Задание № 7. Какие звуки обозначаются подчеркнутыми буквами? Объясни правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. Запиши по образцу.

Задание № 8. Озаглавь текст. Подчеркни слова на изучаемое правило.

После оттепели подкрался резкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.

Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.

Задание № 9. Вставь пропущенные буквы. В подчеркнутых словах выдели корень.

Падал снег на поро… .

Кот сл…пил себе пиро… .

А пока л…пил и пёк,

Ручейком пиро… утёк.

Задание № 10. Из слов правого и левого столбиков составь предложения, запиши их. Вставь пропущенные буквы.

Дож…ь залил ведёт в са… .

На школьной выста…ке растут ду…ки.

У моего око…ка есть моя работа.

У…кая тропинка все гря…ки .

Задание № 11. Подчеркни слова на изучаемое правило.

Коробка, лента, рамка. Кнопки, канавки, песня, пирожки, тумбочки, бумажка, незабудки, кукла, зарядка, деревня.

— Прочитайте слова. Входит, выходит, проходит, обходит, доходит. Как они называются? (однокоренные)

— Почему вы так считаете? ( у этих слов один и тот же корень с одинаковым значением).

— Выделите корень курсивом.

Входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

— какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

— Выделите в словах окончаниях – подчеркните.

— Какую часть мы не выделили в данных словах? (мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем).

— часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. С изменением приставки изменяется значение слова ( образуется новое слово). Значит приставка служит для образования новых слов.

Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Задание № 1. От данных слов образуй новые слова с приставками по-, при-, пере-,у- . Запиши их, выделив приставку, корень и окончание.

Задание №2. С данными словами составь предложение. В подчеркнутом слове выдели приставку.

Перешла, девочка, полянку, через, маленькая, цветов.

Задание № 3. К каждому слову подбери однокоренные слова, изменив приставку. Выдели корень приставку и окончание.

Задание № 4. Выбери подходящие по смыслу слово из скобок, выдели в нем приставку.

1.Отряд туристов с трудом (влез, вскарабкался) на крутой холм. 2. На небе (занялась, вспыхнули) звёзды. 3. Неожиданно (прозвучал, раздался) выстрел из орудия.

Задание № 5. Прочитайте слова. Подчеркните слова, которых нет в правом столбике. Выделите в них приставку.

Задание № 6. Прочитайте. В каждой цепочке слов подчеркните лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите приставку и корень.

надел, покрыл, пошел, понес;

прочитать, переиграть, посмотреть, пожить;

догнал, доплыл, наследил, докатил;

подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;

впорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.

Задание № 7. Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки.

Крот –один из самых др…чливых зв….рей. Бол…шую ч…сть ж…зни он проводит (под)з…млей. Толстый и полуслепой, не знает пощ…ды. Если (в)подземных х…дах встр…ч..ются два кр…та, начинается см…ртельная битва.

(У) крота уд…вительный а…петит. (В)сутки он съедает столько, сколько весит сам. (Без) пищи этот прожорливый зверь мржет прож…ть не более 12 ч…сов.

Задание № 8. От данных слов, изменяя приставку образуйте слова с противоположным значением. Выделите приставку.

Задание № 9 . Прочитайте слова. Обратите внимание на двойные согласные. Выделите приставки и суффиксы.

Поддержка, рассказ, рассердился, оттепель, оттенить, оббежать, подделка, рассвет, рассада, рассольник, рассказчик, раззадорить.

Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Выделите приставки. Сравните значение слов скобках и вне скобок.

Отплыть от берега, написать (вписать) в блокнот, нарезать колбасу, пожарить яичницу, поехать в город, пошёл (вошёл) в школу, проезжать мимо дома, написать (подписать) работу, закончить (окончить) дело, вклеить в альбом, подвязать платком.

Лес, лесной, лесовик, лесочек, лесничиха, лесок.

— Выделите в данных словах корень, окончание.

— какая часть слова осталась не выделенной? ( это суффикс)

— В каком месте стоит суффикс? (после корня)

— Обратите внимание как изменилось значение слов (образовались новые слова)

-Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

— Сделайте вывод: Что такое суффикс?

Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Он обозначается так: ^

Задание № 1. От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Суффиксы: — ник, — ышк, — ик, — очк, — н, — ечк, — ок, — ек, -ёк, — еньк, — к, -ушк, — ист, — ов, — ин, — чик, -ищ.

Слова: звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

Образованные слова напишите ниже. Выделите в них суффиксы.

Задание № 2. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.


источники:

http://infourok.ru/tekuschaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-na-temu-koren-slova-suffiks-klass-2938582.html

http://multiurok.ru/files/zadaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-razdi.html