Задания по русскому языку правописание не с прилагательными

Дидактический материал НЕ с прилагательными

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал НЕ с прилагательными»

Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе

по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)молодой человек; (не) грустный, а в..сёлый товарищ; (не)широкая, но глубокая реч..нка; (не)лепый поступок; вовсе (не)интересный ра..каз; (не)отзывчивая подру..ка; (не)настный осенний день; (не)подкупный характер; (не)готов к д..алогу; (не)хитрый лисёнок; (не)глубокий, а мелкий ручей; (не)брежная запись, (не)рад встреч..; (не)радос..ное настроение; (не)молодой, а старый человек; (не)молодой, но очень весёлый человек.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)уклюжий прыж..к; (не)разлучные друзья; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой кристалл; вовсе (не)скучная б..седа; (не)громкий, а тихий голос; (не)брежная работа; (не)постоянный друг; (не)ряшливый человек; нисколько (не)интересный сюжет; (не)лепое происшествие; (не)дор..гие вещи; (не)сладкий чай; далеко (не)исренние чувства; (не)готова к разговору; (не)кислый, а сладкий фрукт; (не)сладкий, но очень полезный продукт.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)настная осень; (не)громкий голос; (не)брежный почерк; (не)лёгкий пр..мер; (не)ряшливый вид; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой камень; вовсе (не)трудная задача; (не)пассивные исп..лнители, а активные; трибуна (не)высока; (не)ясное изобр..жение; (не)широкая, но длинная тр..пинка; труд (не)лёгок; (не)прим..римые противоречия; (не)винные развл..чения; (не)трудная, а лёгкая задача; (не)жадный, а расчётливый человек.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)об..ятные просторы; (не)обычное пр..ключение; (не)уклюжий щ..нок; (не)проглядная ночь; (не)правдоподобное об..яснение; (не)избежный результат; (не)людимый х..рактер; (не)прим..римые противоречия; (не)догадливый человек; (не)опрятный вид; (не)ряшливая одежда; (не)вежливое обращение; (не)знакомый лейт..нант; (не)настный веч..р; (не)обыкновенный талант; вовсе (не)интересная повесть; (не)лёгкий, а трудный пр..мер; совсем (не)интересный рассказчик; (не)извес..ный актёр.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)широкая дорога; (не)большая программа; (не)лёгкая, а трудная задача; (не)готов к ответу; нисколько (не)интересный кинофильм; (не)большой, но уютный дворик; (не)большой, а маленький дворик; (не)чистое бельё; (не)брежный почерк; (не)ряшливая каморка; (не)извес..ный аппарат; (не)добрые, а равнодушные соседи; (не)удовлетворительная работа; (не)сложная задача; (не)вежлив, а груб; (не)гативная окраска; (не)мелкая, а полн..водная река; (не)хорошее предчувствие.

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными»

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными».

(§ 62. Правописание частицы «не» с именами прилагательными).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

— повторить правописание частицы «не» с существительными, показать условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

— познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными;

научить правильно писать частицу «не» с прилагательными;

— развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;

— познакомить с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

— воспитание культуры речи (умения вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка).

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I . Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся о порядке морфологического разбора имени прилагательного.

2). Упражнение № 353.

II . Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 25.

Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существительными и качественными прилагательными:

Частица «не» пишется раздельно:

Условие раздельного написания

Если есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопоставление

Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

Не погода ему помешала приехать (а что?)

Лестница не деревянная (а какая?)

Далеко не успешный; вовсе не прихотлив.

Частица «не» пишется слитно:

Условие слитного написания

Если слово не употребляется без частицы «не»

Если слово можно заменить синонимом без частицы «не»

Если частицу «не» можно выделить как приставку

Невежливый (грубый); невнимательный (рассеянный).

С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно:

III . Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 355: комментированное письмо.

Упражнение № 356: самостоятельная работа.

IV . Работа с дополнительным дидактическим материалом.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: спишите словосочетания и обоснуйте слитное или раздельное написание частицы «не» с прилагательными:

(1) (Не)громкий голос; (2) (не)взрачный вид; (3) (не)деревянная дверь; (4) (не)вкусный обед; (5) совсем (не)близкий путь; (6) (не)высокое, а низкое дерево; (7) (не)прочное сооружение; (8) вовсе (не)правильное решение; (9) (не)густые заросли.

Задание № 2: выпишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» раздельно:

(1) Отнюдь (не)близкий; (2) (не)разлучные друзья; (3) (не)робкий, а смелый; (4) (не)настный день; (5) (не)большой, а маленький; (6) вовсе (не)маленький; (7) (не)винный поступок; (8) (не)друг, а враг; (9) возникла (не)обходимость; (10) рассказывал (не)былицы; (11) далеко (не)правда; (12) (не)правда, а ложь; (13) (не)счастье (беда); (14) вовсе (не)поражение.

Задание № 3: спишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно:

(1) (Не)зрелый человек; (2) (не)красивый, а безобразный; (3) (не)злобивый характер; (4) (не)ведомые страны; (5) (не)искусная работа; (6) (не)внимательный, а рассеянный ученик; (7) (не)брежный почерк; (8) (не)лестный отзыв; (9) (не)объективное суждение; (10) деревья (не)высокие, но раскидистые.

Задание № 4: образуйте такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздельно:

Образец: Нелегкий путь (тяжелый) – не легкий, а тяжелый путь.

(1) Несчастливый; (2) (не)знакомый; (3) (не)умный; (4) (не)известный; (5) (не)скучный.

Задание № 5: распределите словосочетания в три колонки: 1) «Не» — частица; 2) «Не» — приставка; 3) Слово не употребляется без «не»:

(1) (Не)большой портфель; (2) вовсе (не)красивый поступок; (3) (не)лепый вид; (4) (не)высокий, а низкий дом; (5) (не)ровная дорога; (6) очень (не)красивый шарф; (7) (не)брежная запись; (8) путь (не)долог, а близок; (9) (не)приступная крепость; (10) дорога (не)ровная, но короткая; (11) (не)добрый человек; (12) (не)дорогой, а красивый ситец; (13) (не)громкое чтение; (14) ничуть (не)интересный фильм; (15) (не)глубокая, но широкая река.

Домашнее задание: § 62; упражнение № 357.

1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

«Описание материала:

«На занятии выполняются упражнения из учебника, а также дополнительный дидактический материал, который содержит задания различного характера : списать словосочетания и обосновать слитное или раздельное написание частицы «не» с прилагательными (задание № 1), выписать, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» раздельно (задание № 2), списать, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно (задание № 3), образовать такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздельно (задание № 4), распределить словосочетания в три колонки: 1) «Не» — частица; 2) «Не» — приставка; 3) Слово не употребляется без «не» (задание № 5).

Каждое упражнение из дополнительного дидактического материала может быть использовано для создания карточки с индивидуальным заданием.

«Выдержка из материала:

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными».

(§ 62. Правописание частицы «не» с именами прилагательными).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся о порядке морфологического разбора имени прилагательного.

2). Упражнение № 353.

II. Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 25.

NB! Орфограмма № 36:Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существи-тельными и качественными прилагательными:Частица «не» пишется раздельно:№ Часть речи Условие раздельного написанияЕсли есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопостав-ление Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

1. Имя существительное Не ветер, а мороз.Не погода ему помешала приехать (а что?) Вовсе не успех.

2. Имя прилага-тельное Не ветреный, а морозный день.Лестница не деревянная (а какая?)Далеко не успешный; вовсе не при-хотлив.

Частица «не» пишется слитно:№ Часть речи Условие слитного написанияЕсли слово не употребляется без частицы «не» Если слово можно заменить синонимом без частицы «не» Если частицу «не» мож-но выделить как пристав-ку

1. Имя существительное Ненастье, небрежность. Невежливость (грубость); невнимательность (рассеян-ность). Необходимость, неуто-мимость.

2. Имя прилага-тельное Ненастный, небрежный.Невежливый (грубый); невни-мательный (рассеянный). Необходимый, неутоми-мый; необходим, неуто-мим.

NB!С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно:Не железная (крыша), не шерстяное (платье), не мамина (книга), не осиное (гнездо).

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 355: комментированное письмо.

Упражнение № 356: самостоятельная работа.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом.

Дополнительный дидактический материал

«Задание № 1: спишите словосочетания и обоснуйте слитное или раздельное написание частицы «не» с прилагательными:(1) (Не)громкий голос; (2) (не)взрачный вид; (3) (не)деревянная дверь; (4) (не)вкусный обед; (5) совсем (не)близкий путь; (6) (не)высокое, а низкое дерево; (7) (не)прочное сооружение; (8) вовсе (не)правильное решение; (9) (не)густые заросли.

«Задание № 2 : выпишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» раздельно: (1) Отнюдь (не)близкий; (2) (не)разлучные друзья; (3) (не)робкий, а смелый; (4) (не)настный день; (5) (не)большой, а маленький; (6) вовсе (не)маленький; (7) (не)винный поступок; (8) (не)друг, а враг; (9) воз-никла (не)обходимость; (10) рассказывал (не)былицы; (11) далеко (не)правда; (12) (не)правда, а ложь; (13) (не)счастье (беда); (14) вовсе (не)поражение.

«Задание № 3 : спишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно:(1) (Не)зрелый человек; (2) (не)красивый, а безобразный; (3) (не)злобивый характер; (4) (не)ведомые страны; (5) (не)искусная работа; (6) (не)внимательный, а рассеянный ученик; (7) (не)брежный почерк; (8) (не)лестный отзыв; (9) (не)объективное суждение; (10) деревья (не)высокие, но раскидистые.

«Задание № 4 : образуйте такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздель-но:Образец: Нелегкий путь (тяжелый) – не легкий, а тяжелый путь.(1) Несчастливый; (2) (не)знакомый; (3) (не)умный; (4) (не)известный; (5) (не)скучный.

Домашнее задание: § 62; упражнение № 357.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=26351

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6983/conspect/