Задания по теме н и нн в суффиксах причастий

Практикум для 7 класса по теме «Написание Н и НН в причастиях»

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

УСТНО. Прокомментировать написание Н и НН.

Письменно.

Упражнение 1. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.

Контроль знаний. Вставьте Н или НН.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для 7 класса по теме «Написание Н и НН в причастиях»»

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

Прокомментировать написание Н и НН. Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

Первичное закрепление. Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму. Сварить ,вспахать ,мариновать асфальтировать ,варить.

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.

Упражнение 1. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн. Образец: реш. ная задача — задача решена.

Выращ. ные овощи, законч. ная дискуссия, утер. ная расписка, своеврем. ная помощь, прекрасно сыгр. ная роль, объявл. ные результаты соревнования, высуше. ное белье, слома. ная хулиганами скамья, заброш. ные на чердак лыжи, избалова. ная гастролерами публика, получ. ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч. ные лица.

Упражнение 2. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.

Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, , травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 3. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

Упражнение 4. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн. Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

Упражнение 5. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.

Проверить исправность туристского сн..ряжения.

Получить согласие родителей на участие в походе.

Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

Упражнение 6.. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

Контроль знаний. Вставьте Н или НН.
Гост…ый, карма…ый, искусстве. ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, восторже…ый, деревя…ый(!), воробьи…ый ,каме…ый, авиацио…ый, стекля…ый(!), ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, ветре…ый(!), румя…ый, ю…ый, были…ый, безветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-..

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова. ый ребенок, замаскирова. ый вход, плете. ая корзина, измуче. ый вид, груж. ая дровами машина, груже. ая машина, нагруже. ая машина, стреля. ая дичь, неслыха. ые обстоятельства, ране. ый в руку солдат, гаше. ая известь, негаше. ая известь, назва. ый брат, моще. ая дорога, писа. ые акварелью картины, ране. ый боец, переплавле. ый металл, асфальтирова. ая улица, посоле. ая закуска, ноше. ая шляпа, поноше. ые ботинки, оплете. ый плющом забор, взволнова. ый разговор, броше. ый камень, нечая. ая встреча, купле. ый товар, отправле. ое по факсу письмо, изыска. ые экономистами ресурсы, застрахова. ое имущество, непредвиде. ые обстоятельства, оказать вооруже. ое сопротивление, довере. ое лицо, дипломирова. ый специалист.

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Спишите, вставляя Н или НН..

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Разноуровневые карточки по теме «Н-НН в суффиксах причастий»
картотека по русскому языку (6 класс)

разноуровневые карточки по теме «Н-НН в суффиксах причастий, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_n-nn.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Н-НН в суффиксах причастий».

1. От данных глаголов образуйте причастия.

Варить (несов.), путать (несов.), квасить (несов.), красить (несов.), ковать (несов.), решить (сов.), бросить (сов.), сказать (сов.), купить (сов.).

2. Добавьте приставку .

Образец: копч ён ая рыба – закопч ённ ая кастрюля. Ломаная линия — ______, жареная картошка — ______, вязаный свитер — ______, путаное объяснение — ______, глаженое бельё — ______, гружёная баржа — _____.

3. Выделенные сочетания слов замените словами на –ованный, поставьте ударение (по образцу).

Образец: Улица, покрытая асфальтом – асфальт`ир ованн ая улица.

Журнал, содержащий иллюстрации — _______, рабочий, имеющий квалификацию — _______, школьник, получивший премию — _______, ребёнок, которого избаловали — _______, вода, насыщенная газами — _______, спортсмен, которого натренировали — _______, мебель, которую полировали — _______, медведь, которого дрессировали — _______.

4. Распределите словосочетания в две колонки.

Ране..ый боец – изране..ый солдат; посея..ое зерно – сея..ая мука; кипяче..ая вода – вскипяче..ое молоко, краше..ый пол – выкраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер; стреля..ый воробей – подстреле..ая птица; жже..ый кофе – сожже..ое письмо; балова..ый ребенок – избалова..ое дитя – девочка избалова..а родителями; стриже..ый мальчик – стриже..ые под ноль волосы – остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода; линова..ая тетрадь; асфальтирова..ая улица.

5. Н или НН? Какие слова являются исключением из правил?

Отреза..ый, неслыха..ый, раскраше..ый, топлё..ый, невида..ый, пересаже..ый, свяще..ый, выраще..ый, кваше..ый, нечая..ый, занавеше..ый, вовлечё..ый, нежда..ый, медле..ый, углублё..ый, занавеше..ый, копчё..ый, зва..ый, жела..ый.

1. Образуйте страдательные причастия от данных глаголов, действуя по образцу.

Образец: варить – вар ён ые овощи, варенные в котелке овощи.

Жечь — _______, плести — _______, кипятить — _______, грузить — _______, золотить — _______, красить — _______, сушить — _______, сеять — _______.

2. Распределите слова на две группы: причастия и прилагательные.

Промышле..ые отходы, смоля..ая бочка, просмоле..ая яхта, закруче..ая нитка, письме..ый стол, телефо..ый разговор, расстрое..ое лицо, весе..ий день, зажаре..ый карась, торжестве..ый прием, броше..ый мяч, тума..ый вечер, затумане..ый месяц.

3. Н или НН? Объясните выбор пропущенной буквы.

Покраше..ый пол, краше..ый подоконник, закопчё..ый котелок, копчё..ая колбаса, зажаре..ая в сметане картошка, жаре..ый ц..плёнок, вяза..ая сумочка, связа..ый свитер, высуше..ое бельё, сушё..ые фрукты, краше..ый краской пол, краше..ый пол, некраше..ый по, вяза..ая кофта, развяза..ый шнурок, вяза..ый спицами свитер, скоше..ый луг, некоше..ая трава, плетё..ая из веток корзина, сея..ая мука, несея..ая мука, засея..ое поле.

1. Выпишите вначале страдательные причастия, а затем прилагательные с суффиксами Н-НН. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Народные промыслы – детям.

Издавна в России делали игрушки для детей: выреза..ые из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломе..ые куклы, глиня..ые свистульки и ярко разукраше..ые матрёшки, пёстро расписа..ые погремушки, берестя..ые мячики, выточе..ые из дерева волчки, широко распространё..ые куклы-«лесовики», выдела..ые из дерева, мха, шишек и травы.

Эти игрушки собра..ы в музее игрушки в стари..ом городе Сергиевом Посаде, расположе..ом недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскраше..ые глиня..ые фигурки людей и животных, изготовле..ые в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют – дымковские.

А какими игрушками интересуются современные дети? Опишите одну из игрушек.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

1) Изране_ый солдат мужественно перенёс назначе_ую ему операцию и постепенно поправляется, хотя прикосновения к ране_ой руке всё ещё болезне_ы.

2) Здоровье больного сильно подорва_о, и поэтому ему прописа_ы витами_ые чаи, особенно це_ые для ослабле_ого и обессиле_ого болезнью организма.

3) Вскипячё_ое молоко остуже_о и пода_о к ужину, но предпочтение всё же отда_о топлё_ому, которое вкуснее кипячё_ого.

4) Вяле_ая вобла, присоле_ые орешки и консервирова_ые фрукты – все эти высококачестве_ые излюбле_ые лакомства доставле_ы в магазин и мгновенно распрода_ы.

5) Сотрудниками следстве_ой группы легкомысленно упуще_а единстве_ая це_ая улика против непойма_ого преступника: он оставил свои «пальчики» не на дверце бронирова_ого сейфа, а на притворё_ой двери сте_ого шкафа.

3. Запишите в тетрадь два-три понравившихся вам рецепта из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.

Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.

Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.

Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.

Попробуйте сами сочинить рецепт для этой книги.


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-n-i-nn-v-prilagatelnih-i-prichastiyah-klass-2012802.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/29/raznourovnevye-kartochki-po-teme-n-nn-v-suffiksah-prichastiy