Задания по теме правописание безударных окончаний глаголов

Упражнения «Правописание личных окончаний глаголов»
учебно-методический материал по русскому языку

Закрепление знаний, умений и навыков по правописанию личных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx292.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упр. А. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного лица.

Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.

Упр Б. Спишите, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

Самолёт взлета_т, он тащ_т, она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, ветер ду_т, он вызыва_т сомнение, ребёнок удивля_тся, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, не разруб_шь топором, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, сила уступа_т уму, трава трепещ_т, ветер гон_т листья, солнышко гре_т, девочка не наден_т пальто, школьники шага_т, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, вьюга бушу_т, зрители увид_т пьесу.

Упр В. Спишите пословицы, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

  1. Весною час упуст_шь – годом не наверста_шь.
  2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.
  3. Не тот стрелок, кто стреля_т, а тот, кто попада_т.
  4. Смелый побежда_т, трус пропада_т.
  5. Кто робе_т, того бьют.
  6. Солдатское братство рожда_тся в бою.
  7. Труд всё побежда_т.
  8. На обмане далеко не уед_шь.
  9. Чего в других не люб_шь, того и сам не делай.
  10. Золотые руки на серебро не куп_шь.

Упр. А. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного лица.

Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.

Упр Б. Спишите, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

Самолёт взлета_т, он тащ_т, она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, ветер ду_т, он вызыва_т сомнение, ребёнок удивля_тся, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, не разруб_шь топором, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, сила уступа_т уму, трава трепещ_т, ветер гон_т листья, солнышко гре_т, девочка не наден_т пальто, школьники шага_т, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, вьюга бушу_т, зрители увид_т пьесу.

Упр В. Спишите пословицы, объясняя правописание личных окончаний глаголов.

  1. Весною час упуст_шь – годом не наверста_шь.
  2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.
  3. Не тот стрелок, кто стреля_т, а тот, кто попада_т.
  4. Смелый побежда_т, трус пропада_т.
  5. Кто робе_т, того бьют.
  6. Солдатское братство рожда_тся в бою.
  7. Труд всё побежда_т.
  8. На обмане далеко не уед_шь.
  9. Чего в других не люб_шь, того и сам не делай.
  10. Золотые руки на серебро не куп_шь.

Урок-практикум «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):
– учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
– учиться ставить учебные задачи;
– учиться организации работы в парах и в группах;
– систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
– научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
– научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;
– учиться контролировать и оценивать себя.

– Настрой на продуктивную работу,
– запись числа и слов Классная работа.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске записаны строки из стихотворения И.Сурикова:

Ярко солнце свет…т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян. шь,
Все кругом светло.

Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных личных окончаний глаголов.)

– Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме? (Мы этому уже учились.)

– Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов – время, число, лицо, спряжение.)

Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.

– Как вы действовали при написании окончания?

Ответы детей сопровождаются появлением на доске схемы:

– Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание? (Нет, достаточно определить спряжение.)
– Устраивает ли вас эта схема-алгоритм? (Не совсем. Данную схему можно дополнить.)
– Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение.
– Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение.

Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

– Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.)
– Сформулируйте учебные задачи.
– Учиться ставить глагол в неопределенную форму.
– Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
– Запомнить все личные окончания глаголов.
– Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.
– Попробовать как-то дополнить схему-алгоритм, чтобы было легче писать окончания глаголов.

Работа над решением поставленных задач.

1. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

– Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания? (Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании.)

– У вас на партах карточка со словами:

Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза. шь, чувству. м, лета. м, сине…т, та…т, дыш…т, ожива…т, люб. м, смотр. м, пробега. шь, свет. т, гон. м.

– Организуем работу в парах:

Первый участник называет 5 любых глаголов из карточки. Второй – ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После выполнения задания “первый” делает проверку и оценивает “второго” по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму, – 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение, – 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу отводится 5 минут.

2. Упражнения в написании окончаний глаголов.

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На доске записаны 4 текста. Уровень сложности у них не обозначен. Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты. После обсуждения учитель обозначает уровни текстов фишкой определенного цвета. Каждый ученик выполняет задание по своему выбору. Учитель наблюдает за тем, кто какое задание выбрал, и перед каждым учеником кладет фишку, соответствующую уровню. Это делается для того, чтобы после выполнения задания ребята могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

I-й уровень – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II-й уровень – сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III-й уровень – еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

IV уровень – самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

После взаимопроверки по группам, анализа и исправления возможных ошибок:

– Чем можно дополнить нашу схему-алгоритм?

(Глаголы I спряжения могут заканчиваться на -ыть, -уть, -ять, -ать; к глаголам II спряжения относятся еще и глаголы-исключения.)

3. Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.

На доске – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы. Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.

– Как смогли выполнить это задание? (По буквам И и Е в окончаниях.)
– Можно ли этими окончаниями дополнить схему-алгоритм? (Да).

Окончательно алгоритм выглядит так:

– Какие признаки глагола можно назвать по окончанию? (Спряжение, число, лицо.)

Проводится игра “Укажи признаки глагола по его окончанию”.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

День прибавля. ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

– Какие глаголы не подходят к теме урока? (С ударным окончанием.)
– Запишите текст, укажите грамматические признаки глаголов.

Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Со всеми поставленными задачами вы справились?
– На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
– При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.)
– В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы? (В единственном.)
Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице во множественном числе.
– Спасибо за урок!

Карточки для самостоятельных работ по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Карточки для самостоятельных работ по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1 комплект карточек

Определи спряжение глагола, пользуясь инструкцией. Подпиши сверху: 1спр. или 2спр.

Обращать, побить, поспать, прилететь, штукатурить, дружить, молчать, полетать, пришивать, пропищать, постучать, звонить, стоять, попить, кричать, гулять, писать.

Определи спряжение глагола, пользуясь инструкцией. Подпиши сверху: 1спр. или 2спр.

Заметить, гулять, писать, пробить, заспать, стоять, попить, кричать, влететь, читать, дружить, молчать, полетать, пришивать, пропищать, постучать, звонить.

Определяем спряжение глагола:

1) Проверяю , какими являются его личные окончания: ударными или безударными . Ты…, мы…

2)Если окончания ударные , то сразу определяю спряжение по букве гласного в окончании : буква Е1 спряжение, буква И- 2 спряжение.

3)Если окончания безударные , значит, смотрю на глагольный суффикс в начальной форме: если суффикс – И — глагол 2 спряжения, если нет- 1 спряжения.

2 комплект карточек

Определи спряжение глагола, пользуясь инструкцией. В первый столбик запиши глаголы 1 спряжения, во 2 столбик запиши глаголы 2 спряжения.

Торчать, подумать, шутить, лететь, вылетать, выглядеть, шить, бить, свить, написать, спать, устроить, покрасить, знать, успокоить, вырасти.

Решать, сверкать, замолчать, пить, построить, повести, вить, чистить, любить, сверкать, поглядеть, проспать, удивить, перекрасить, копать.

3 комплект карточек

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е шь.

Расскаж.шь, посмотр.шь, прогон.шь, встрет.шь, накол.шь, скача.шь, обид.шь, устро.шь, подпиш.шь, зна.шь, вытерп.шь, причеш.шь, отмороз.шь, увид.шь, дума.шь, засыпа.шь, ненавид.шь.

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е шь.

Подар.шь, замет.шь, пропиш.шь, накол.шь, увид.шь, прыга.шь, лета.шь, узна.шь,поддерж.шь, покрас.шь, тащ.шь, прочита.шь, загон.шь, слеп.шь, удар.шь, взвес.шь, застрел.шь, завис.шь, мо.шь.

4 комплект карточек

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е шь.

Маш.шь, увид.шь, обид .т(ед.ч.), та.шь, расскаж.шь, зала.шь, пове.т(ед.ч.), свет.шь, кашля.м, вытащ.шь, перегон.т(ед.ч.), робе.шь, гоня.т(ед.ч.), подыш.шь, ненавид.шь, обид.мся, темнее.т(ед.ч.), шепч.т(мн.ч.).

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е шь.

Чита.шь, лета.те, покрас.м, прогон.шь, ненавид.шь, обид.шь, спрос.шь, сверка.те, дума.шь, заверт.шься, укро.шь, напиш.шь, услыш.шь, посмотр.шь, захоч.шь, увид.шь, кида.те, беле.шь, накорм.шь.

5 комплект карточек

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е те.

Зеленее.те, успе.те, ход.м, увид.шь, прилета.те, прочита.те, свет.те, гре.те, освеща.те, пахн.те, закро.те, удар.шь, гуля.те, стро.шь, подыш.шь, сверка.те, услыш.шь, чист.те, намо.те, встрет.те, сдела.те.

Запиши сначала начальную форму глагола, выдели глагольные суффиксы, подпиши спряжение. Затем напиши глагол с безударным личным окончанием, вставляя нужную букву. Сверху напиши спряжение. Окончание глагола выдели.

Образец: се я ть- се е т.

Синее.т (ед.ч.), подерж.т(ед.ч.), ход.т(ед.ч.), хохоч.т, прочита.т(ед.ч.), плач.т, гре.т(ед.ч.), освеща.т(ед.ч.), ищ.т, закро.т(ед.ч.), завис.т(ед.ч.), скач.т, удар.т(ед.ч.), гуля.т(ед.ч.), стро.т (ед.ч.), сверка.т(ед.ч.), уч.т(ед.ч.), чист.т(ед.ч.), намо.т(ед.ч.), подвоз.т(ед.ч.).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Карточки для самостоятельных работ по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» могут быть использованы для самостоятельной работы в классе и домашних заданий. Могут быть использованы по любому учебно-методическому комплекту. На карточке есть образец выполнения задания. Первые два комплекта карточек проверяют умение определять спряжение у глаголов.

  • Ильина Алёна БорисовнаНаписать 16661 19.01.2020

Номер материала: ДБ-934708

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.01.2020 102
    19.01.2020 41
    19.01.2020 34
    19.01.2020 87
    19.01.2020 178
    19.01.2020 40
    19.01.2020 32
    19.01.2020 28

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/601553

http://infourok.ru/kartochki-dlya-samostoyatelnyh-rabot-po-teme-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagolov-4077601.html