Задания по теме правописание приставок на з с

Упражнения по теме «Правописание приставок на -з и -с»
тренажёр по русскому языку (5 класс)

Подборка заданий различного уровня для закрепления работы над орфограммой «Правописание приставок на -з и -с» .

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_po_z_i_s.docx14.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ПРИСТАВКИ НА –З И -С

№ 1. Образуйте от имён существительных при помощи приставки без- (бес-) имена прилагательные. Объясните написание.

№ 2. Вставьте в слова, где нужно, приставку раз- (рас-). Объясните правописание.

№ 3. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание приставок:

№ 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок:

№ 5. Образуйте от слов, данных ниже, существительные или глаголы с приставкой из- (ис-, изо-). Объясните правописание приставки.

№ 6. Подберите к словам слова с ударной приставкой. Расставьте ударение. Объясните правописание.

№ 7. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

1. С самого ра. света идёт снег. 2. Молния ра. колола старое дерево, 3. Бе. прерывно слышались раскаты грома. 4. Перед нами ра. стилалась бескрайняя равнина. 5.Почки у деревьев ра. бухли. 6. В детском доме нельзя нарушить ра. порядка. 7. В скале было много ра. щелин. 8. Ребята ра. чистили площадку для игры в футбол.

№ 8. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.

1. Лучи вечернего солнца ра. рисовали ярким золотом стены. (Кор.) 2. Тут надо было ра. статься. (Кор.) 3. Валек ра. двинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени. (Кор.) 4. Ласточки бе. шумно влетали и вылетали в окна старой часовни. (Кор.) 5. Барыня ра. гневалась, ра. плакалась, велела отыскать Герасима. (Т.) 6.Барыня ни с кем не ра. говаривала. (Т.) 7. В первые же дни я старался ра. шевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.)

Тренировочные упражнения по правописанию приставок на -з — с

3.1. Распределите слова на три столбика в зависимости от звуков перед приставками

Глухие согласныеЗвонкие согласныеГласные

Безоблачный, расстегнуть, чересполосица, безотказный, безвкусный, бесценный, возвращать, исходить, вздрогнуть, вспомнить, безотцовщина, известность, испепелить, чрезмерный, исподволь, безобразный, рассказ, разносчик, иссушил, изморозь, возмущенный, восхождение, низвергнуть, разукрасить, рассыпать, бессчетный, истомленный, взойти, всплеск, восход.

3.2. Спишите слова, вставляя буквы. Выделите корень и приставку в каждом слове, подчеркните буквы, от которых зависит правописание приставки.

Бе. следно и. чезнуть, точный ра. чет, чере. чур ра. горячиться, провести ра. следование, и. дательская деятельность, и. бирательная кампания, ра. считать доходы, чре. вычайное происшествие, ра. следовать причины аварии, бе. ропотный, ра. статься, бе. толковый, ра. чесать, ра. винтить, ра. чистить, ра. ложить, бе. платный, ра. сольник, в. лететь, бе. дорожье, бе. молвный, бе. шумный, и. черпать, ра. сердить, бе. культурье, ра. свет, ра. фасовать, ни. падать, ни. вергнуть, ра. топтать, и. лить, бе. мятежный, ра. жечь.

3.3. Существительные с предлогами замените прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

3.4. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

4. Необходимо обращать внимание на приставку С — она неизменяемая.

При написании слов нужно выделять корни и учитывать, что приставка С может находится рядом с другой приставкой. На приставку С правила написания приставок на -з — с не распространяются.

В словах здание, здоровье, здесь нет приставки (приставки -з- не существует).

Например, в слове несгораемый пишем приставку С, так как приставка НЕ не влияет на написание (корень -гор-). В этом слове нет приставок на -з — с.

4.1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

. борник песен, . жатое изложение, старинное . дание, . дать в аренду, . жечь обломки, . густить краски, . беречь энергию, . гладить противоречия, . гинуть навсегда, . дешний климат, . дравые мысли, провозгласить . дравицу, путевка в . дравницу, . дельная оплата.

4.2. Распределите в таблице слова в зависимости от вида приставок

Неизменяемые приставкиПриставки на -з — с-Приставка С-

По. твержденные факты, бе. следно и. чезнуть, . держать слово, точный ра. чет, странное пр. исшествие, министерство пр. свещения, явное пре. почтение, короткое пер. мирие, д. веренное лицо, по. ставить под удар, п. слать заявку, . становить машину, чере. чур ра. горячиться, . делать заявление, бе. причинно обидеться, . бережения населения, провести ра. следование, и. дательская деятельность, и. бирательная кампания, ра. считать доходы, чре. вычайное происшествие, ра. следовать причины аварии, . жатое изложение, . густить краски, . шитое платье.

*Примеры по теме «Правописание приставок на -з — с» взяты с сайта http://videotutor-rusyaz.ru

Материалы для записи под диктовку по теме «Правописание приставок» (приставки ПРЕ-ПРИ, приставки на -з — с) из книги Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая».

1. Творец, философ, «матерый человечище», Толстой по природе своей оставался старинным русским барином, в самом прекрасном смысле слова.

2.В этот многосложный и, увы, давно утраченный душевный комплекс входили такие понятия, как моральная и физическая чистоплотность, невозможность лгать в глаза, злословить о человеке в его отсутствие, боязнь задеть чьи-то чувства неосторожным словом и просто быть чем-то неприятным для людей.

3. Но к старости, кроме благоприобретенных принципов любви и сострадания к людям, в нем все больше проявлялось неприятие гадкого, грязного, скандального.

4. На протяжении всего конфликта с женой Толстой был почти безупречен.

5. Он ее жалел, пресекал любые попытки злословить на ее счет, даже когда знал справедливость этих слов.

6. Он подчинялся, насколько возможно и даже невозможно, ее требованиям, порой самым нелепым.

7. Но в сердцевине этого поведения, которое удивляло и даже раздражало его сторонников, были не отвлеченные принципы, а натура старого барина, да просто прекрасного старика, который болезненно переживает любую ссору, раздор, скандал.

8. Поэтому самым сильным чувством, которое испытывал Толстой в каретном сарае, был страх.

9. И – не избежать скандала, мучительной, душераздирающей сцены, которая станет crescendo того, что происходило в Ясной Поляне последнее время.

10. В последние годы, напротив, благодарил Бога, когда Он посылал ему испытания.

11. Со смиренным сердцем принимал любые «неприятности».

Материалы для записи под диктовку по теме «Правописание приставок» (приставки ПРЕ-ПРИ, приставки на -з — с) из книги Павла Басинского «Полуденный бес».

1. Сегодня Покров, вспомнил Недошивин.

2. В голове вспыхнул огненный шар.

3. Боль затравленно отступила в затылок и притаилась.

4. Не давая ей времени опомниться, он вслепую достал из ящика стола серебряную фляжечку с вензелем «И. Н.», быстро свинтил ей крышку и сделал несколько глотков.

5. Шумно и печально вздохнул, как спящий пес, и отпустил глаза на волю.

6. Он смотрел вокруг растерянным взглядом близорукого человека.

7. По его серому от ночных бдений лицу пошли розовые пятна, лоб вспотел.

8. Однако с недавнего времени это перестало его беспокоить.

9. В последнее время он все чаще и чаще вспоминал отца.

10. Иван Платонович Недошивин, сенатор и либерал, известный московский социолог, был казнен в 1918 году.

11. После гибели отца они с братом Родионом голодали и незаметно превратились в профессиональных нищих.

12. Потом был лагерь для беспризорных, потом они потеряли друг друга.

13. Сестра рассказывала, что с Чичериным его познакомили до революции в Петербурге в каком-то поэтическом кафе во время выступления Бальмонта.

14.Платона пристроили в Москве.

15. К 1936 году он был уже девять лет как женат, взяв в жены миленькую курносенькую сотрудницу из архива и превратив ее в приличную домохозяйку.

16. Воспитанием их единственного сына занималась она, а он строго-настрого приказал ей следить, чтобы мальчик: а) никогда не лгал (пусть лучше сознается в проступке и получит прощение); б) содержался в чистоте и опрятности; в) не заносился перед менее обеспеченными детьми и не тушевался перед более богатыми.

17. В какой-то момент он искренне поверил в то, что смерть отца была результатом необходимого и неизбежного исторического процесса.

18. Подростковый кошмар притупился в его памяти, страна жила всё лучше и веселее.

Карточки по русскому языку на тему «Правописание приставок на -з /-с .Правописание приставки с-«.5 класс

Карточки по русскому языку для 5 класса

на тему «Правописание приставок на –з /-с. Правописание приставки с-»

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами.

Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.

Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

Задание: найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенные орфограммы.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.

Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.

Задание: от данных глаголов образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Лаврова Александра ИвановнаНаписать 33933 13.12.2015

Номер материала: ДВ-256251

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.12.2015 1595
    13.12.2015 3555
    13.12.2015 7089
    13.12.2015 349
    13.12.2015 555
    13.12.2015 333
    13.12.2015 1226

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://poisk-ru.ru/s20929t17.html

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-na-z-s-pravopisanie-pristavki-s-klass-682730.html