Задания по теме правописание суффиксов существительных

Суффиксы существительных
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Упражнения и тест по теме «Правописание суффиксов существительных» для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
упражнения по русскому языку для 10 класса по теме «Суффиксы существительных»23.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 2. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.). 9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.). 11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 4. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк- : заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязальщ. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.). 2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.). 15. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.). 16. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.). 17. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Упражнение 2 . Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Упражнение 6 . Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Орфографический тренинг «Задание №11 Правописание суффиксов существительных»

Орфографический тренинг 10 класс

Правописание суффиксов существительных

Дружоч..к, воз..ик, здан..це, горош..нка, билет..к, бел..зна, бус..нка, луж..ца, жемчуж..нка, строен..це, спал..нка, карандаш..к, желт..зна, ножн..чки, извоз..ик, кусоч..к, сем..чко, страдал..ца, протал..нка, спал..нка, перепис..ик, свидан..це, кузнеч..к, ле..чка, дождич..к, пальт..цо, книж..чка, рез..ик, плать..це.

Груз..ик, понч..к, бел..зна, голуб..зна, род..нка, совоч..к, умн..чка, диков..нка, книж..ца, блюд..чко, мам..нька, солом..нка, фонар..ик, сюжет..ц, душ..нька, здоров..це, волос..ньки, кресл..це, растен..це, кож..ца, письм..цо, масл..це, скваж..нка, развед..ик, перебеж..ик, бетон..ик, водопровод..ик, рощ..ца, замоч..к.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Конакова Наталья ЮрьевнаНаписать 2847 17.10.2019

Номер материала: ДБ-744294

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.10.2019 68
    17.10.2019 452
    17.10.2019 88
    17.10.2019 324
    17.10.2019 336
    17.10.2019 7937
    17.10.2019 54
    17.10.2019 38

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

В именах существительных

Суффикс
(сочетание)

Когда пишется

Примеры

-ек
-ик

Если гласный в косвенных падежах выпадает:
Если гласный сохраняется:

комочек – комочка
гвоздик – гвоздика

-ец

1) В сущ. мужск. рода с беглым гласным:
2) В сущ. средн. рода с ударением на окончании:

гостинец – гостинца
письмецо, ружьецо

-иц-

1) В сущ. женского рода:
2) В сущ. средн. рода с ударением на основе:

упрямица, пуговица
платьице, желаньице

-чик
-щик

После согласных д, т, з, с, ж (здесь жить)
Искл.: брильянтщик, асфальтщик
После остальных согласных:

разносчик, ответчик
смазчик, перебежчик
спорщик, стекольщик

-инк-
-енк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ина:
В остальных сущ. женск. рода:
Искл.: баиньки, паинька, заинька

скважинка (скважина)
беженка, башенка

-ичк-
-ечк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ица:
В остальных случаях:

пуговица – пуговичка
семечко, скамеечка

-ен-

В словах на -мя в косвенных падежах:

на темени, у имени

В прилагательных

Запомните!
а) -чив-, -лив-, -ист-, -ив- (гласный в суффиксе -ив- ударный) доверчивый, отчетливый, задиристый, правдивый
Искл.: милостивый, юродивый
б) -к- – 1) если имеет краткую форму: узкий – узок, резкий – резок
2) после к/ц, ч/ц: ткацкий, турецкий, немецкий
-ск- – после остальных букв в основе: шведский, светский, январский
Искл.: узбекский, таджикский, угличский

В наречиях

Наречия, образованные с помощью приставок: из-, до-, с- пишутся с а,в-, на-, за- пишутся с о, по- пишутся с у:
издавна, досыта, справа;
влево, набело, заново;
понемногу, поздорову
.
Искл.: смолоду, смалу, сослепу («правило»-помощник: падежные формы слова окно с такими же предлогами оканчиваются на те же буквы: из окн[а], на окн[о], по окн[у])1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Суффиксы существительного

Ответьте на вопросы.

1. Какие беглые гласные вы знаете?
Как же различить суффиксы -ек и -ик?
2. Когда пишутся суффиксы -ец и -иц-?
3. После каких согласных пишется суффикс -чик?
(Запомните фразу и выделенные согласные буквы: «Здесь жить)
4. Как различить сочетание -енк- и похожее на него сочетание -ин-к-?

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. Объясните написание выделенных суффиксов, указав в скобках проверочное слово: сыночек (сыночка), ключик (ключика),

2. Распределительный диктант. Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду. В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через лужицы, интересный рассказец, слабое здоровьице, небольшое поместьице, новое бельецо, свежий хлебец, детская книжица, нажитый капиталец, легкое пальтецо, любимое созданьице, ползущая гусеница, бравый гвардеец, перехитрить хитреца, зеленая луковица, умелец на все руки.

3. Вставьте гласную, объясняя правописание суффикса или сочетания так: спаленка (спальня), монашенка (монах), проталинка (проталина).

Тонкая паут_нка, хвататься за солом_нку, незаметная ссад_нка, присесть на завал_нку, резная став_нка, дальняя часов_нка, держаться за переклад_нку, напевать пес_нку, черная виноград_нка, светлая прогал_нка, вкусная череш_нка, юная черкеш_нка, построить баш_нку, принцесса на горош_не, старая нищ_нка, прелестная француж_ка.

4. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -чик и -щик, объясните выбор согласной в них.

Пилить, налаживать, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

5. Выборочный диктант: запишите слова с изученными суффиксами, объясните их правописание.

1) Поешь же, миленький дружочек! 2) Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. (И.Крылов) 3) Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. (Н.Некрасов) 4) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, ясно: это плохо очень для ребячьей кожицы. (В.Маяковский) 5) Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик. (А.Пушкин) 6) Вдоль по улице метелица метет. 7) Напиши мне письмецо. 8) Платьице из бархата, пальтецо из плюша.

6. Пользуясь таблицей, объясните разницу в написании слов:

телефонщик – телефончик
доносчик – сборщик

7. Вставьте буквы, обозначьте суффиксы.

Виш_нка, впад_нка, спал_нка, скваж_нка, жемчуж_нка, бессонн_ца, фонарщ_к, твой однофамил_ц, гварде_ц, владел_ц, сма_ик, характер_ц, варень_це, крап_нка, луков_ца, охотн_ца (до сказок), ружь_цо, гусен_ца.

8. Составьте и запишите словарный диктант из 22 слов по теме «Трудные суффиксы существительного» (по 4 на каждую пару суффиксов и 2 слова с суффиксом -ен- в словах на -мя).

Суффиксы прилагательного

Ответьте на вопросы.

1. Назовите суффиксы прилагательного с гласным и, приведите примеры. Есть ли исключения из этого правила? Какие?
2. После каких согласных пишется суффикс -к-?
Запомните фразу и первые буквы каждого слова Кто что ценит?»). Есть ли исключения из этого правила? Какие?

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. Подчеркните существительные, от которых образуются прилагательные с помощью суффикса -к-. Назовите чередования согласных перед этим суффиксом.

Шофер, Сибирь, узбек, Рига, Устюг, Прага, чех, ненец, ткач, батрак, посол, щеголь, декабрь, холуй, казак, казах, калмык, горняк, турок, дворник.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.

У_кие туфли, рыба_кий улов, гре_ие орехи, дат_ий писатель, сосе_ий кот, рус_ий язык, депута_ий мандат, каза_ая шашка, фло_ий борщ, папуа_ий танец, ре_ий голос, ни_ие потолки, францу_ий язык.

3. Объясните написание суффиксов, используя таблицу.

Вдумчивый читатель, опрометчивый поступок, расчетливый хозяин, вкрадчивый голос, кольцевая станция, дождевой червь, заботливая мать, неповоротливая телега, тюлевые занавески, засушливое лето, навязчивая идея, деревенский юродивый, милостивый государь.

4. Найдите «третье лишнее».

А. Каде_ий, неме_ий, сове_ий.
Б. Тюл_вый, завистл_вый, талантл_вый.
В. Январ_ий, ноябр_ий, декабр_ий.
Г. Доверч_вый, ключ_вой, луч_вой.

5. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Устойч_вая погода, услужл_вый швейцар, нож_вое ранение, пол_вые цветы, офицер_ие погоны, матрос_ая тельняшка, фланел_вая рубашка, октябрь_ие праздники, податл_вая глина, со_вые бобы, хлест_ие слова, придирч_вый ученик, уз_ие коридоры, париж_ие соборы.

6. Напишите словарный диктант для проверки усвоения суффиксов прилагательного (24–26 слов).

Суффиксы наречий

Ответьте на вопросы.

1. Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода (окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, за-; из-, до-, с-; по-), пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.

«Суффиксы наречия -о- и -а-
Можно проверить “правилом окна”».

2. Какие исключения есть из этого правила? (Смолоду, сослепу, смалу.)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. С помощью приставок из-, до-, с- образуйте наречия от данных прилагательных и запишите их в составе словосочетания.

Темный, давний, правый, новый, редкий, сухой, сытый, левый.

2. С помощью приставок в-, на-, за- образуйте от данных слов наречия, используя «правило окна».

Мертвый, простой, глухой, новый, долгий, чистый, левый, черный.

3. Найдите «третье лишнее» слово, объясните выбор.

А. Изредк_, сначал_, наглух_.
Б. Запрост_, сызмал_, влев_.
В. Нагол_, зажив_, досух_.
Г. Наскор_, засветл_, снов_.
Д. Искос_, издавн_, накрепк_.

4. Образуйте наречия, подобрав подходящую приставку, запишите наречия в 2 колонки в зависимости от суффикса.

_лево, _давна, _светло, _редка, _лева, _далека, _ново, _право, _права, _чисто, _бело, _бела.

5. Выборочный диктант: выпишите словосочетания с суффиксами и , объясните выбор гласной в суффиксе.

1) Ветер снова усилился. 2) Окна товарных вагонов наглухо забиты. 3) Небо было раскалено почти добела. 4) Серые плотные тучи надолго предвещали дождь. 5) Посмотри-ка сперва вправо, а уж потом налево. 6) Начни все сначала! 7) Сызмала приучались мы к труду.


источники:

http://infourok.ru/orfograficheskiy-trening-zadanie-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-3889733.html

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200200404