Задания правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Карточка 1 по теме «Правописание безударных личных окончаний глагола»
тренажёр по русскому языку (4 класс)

Карточка содержит алгоритм и упражнения на правописание безударных окончаний глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_bezud_okonch_glagola.kartochka_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Повтори правило по схеме.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Настоящее время Будущее время

  1. Образуй неопределённую форму глагола что делать? что сделать?
  2. Посмотри на что оканчивается глагол

-еть, -оть -ать, -ять,-уть, -ыть, — ить

Брить, стелить слышать, дышать

смотреть, видеть, ненавидеть

1 спряжение 2 спряжение

— е шь, — ё шь — и шь

— е те, — ё те — и те

— ут, -ют, — а т, — я т

Запиши в тетрадь, вставляя пропущенные окончания. Определи спряжение, выдели окончания. Ем или Им?

Пиш..м, стро..м, обид..м, чита..м, приход..м, выбега..м, принос..м, ответ..м, вид..м, плач..м, слыш..м, скаж..м, дыш..м, отдыха..м, хвата..м, кашля..м .

От данных глаголов образуй глаголы 2-го лица единственного числа. Запиши. Укажи спряжение. Выдели окончание.

Ловить — …., готовить -…, утонуть -…, укрыть — …., лопнуть -…, узнать — … .

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи спряжение, выдели окончание.

Вы наступа…те, ты покупа…шь, он сажа…т, они мысл…т, ты закрут…шь, мы закрут…м, ты напил…шь, ты хлопоч…шь, он се…т.

Вы хлопоч…те, ты налива…шь, он тян…т, они стро…т, ты наруб…шь, они дыш…т, ты смотр…шь, ты исправ…шь, он лома…т.

Спиши, вставляя пропущенные буквы в окончании глагола. Определи спряжение, выдели окончание.

Кто вперед смотр__т, тот далеко вид__т. За двумя зайцами погон__шься, ни одного не пойма__шь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для урока русского языка по теме «Безударные личные окончания глаголов». Имеется проверка. Можно работать как в парах, так и в группах.

Работа с этим материалом поможет сформировать навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Карточка содержит упражнения на отработку правописания безударных личных окончаний глагола.

Карточка содержит упражнения для формирования навыков правописания безударных личных окончаний глагола.

Карточка содержит упражнения на правописание личных окончаний глаголов.

Разработка урока по русскому языку на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лиственская средняя общеобразовательная школа»

по русскому языку в 4 классе по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ»

Учитель начальных классов

Мачулина Наталья Павловна.

Тема : «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Развивать умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме;

. Правильно ставить вопросы к глаголам

Создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

Создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

Развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов .

-Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

— Объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

-Определять лицо, число и спряжение глаголов.

-Понимать и сохранять учебную задачу урока;

-Делать выводы на основе информации, представленной в таблице;

-Соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;

-Рационально организовывать самостоятельную УД;

-Активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов

· Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностны х ценностей.

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Методы обучения: поисковый, словесный, практический .

электронное приложение к уроку (диск);

учебник В. П. Канакина «Русский язык», 4 класс;

памятки глаголы-исключения ,сигнальные карточки, раздаточный материал,

таблица «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

I. Организационный момент

— Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке гости. Как нужно принимать гостей?

У. Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:

«Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

У. Сегодня на уроке оценивание вашей работы будет для вас знакомо-сбор цветов в букет(у каждого цветочные наборы)

II . Проверка домашнего задания(упр.194)

I II. Актуализация знаний

А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Интересная часть речи Угадай буквы и сложи слово
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

— Правильно, речь пойдёт о глаголе.

Ответьте на вопросы:

— Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

2. Приём «Продолжи фразу».

а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)

д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Откройте тетради, запишите дату.

— А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют (это окончания 1 спр.)

им ишь ите ит ат ят (это окончания 2 спр.)

Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

4. Работа с сигнальными карточками

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит

-Ребята, определите окончания у глаголов

—Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ в электронном приложении)

III. Самоопределение к деятельности

— Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . (Запись на доске)

— Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка.

Берёза распуска . ет (ит) свои клейкие листочки.

(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)

— А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

— Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

— Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)

IV. Углубление открытого знания

Игра «Исключи лишнее слово» Учащиеся работают в парах.

— Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь, определив число ,лицо, время, спряжение.

— Пишем, вяжем, стираем, дружим .

— Строим, клеим, отвечаем, говорим.

— Молчат, посеют, думают, живут.

— Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

— Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.

— Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

— Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

— Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

— Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

— Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.

Работа с пословицами. (упр.198)

Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.

За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.

Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.

За чужим погонитесь – свое потеряете.

Педагог проводит графический диктант.(1ученик у доски)

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном числе глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.Самопроверка

V . Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная работа по карточкам разных цветов)

Самопроверка и самооценка.

Задание «Исправь ошибки»

Весна! Её встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам искрящийся снег. А днём он постепенно оседаит. Скрыш бежит копель, превращаясь ночю в красивые лидяные сосульки.

— Сколько ошибок нашли. Давайте проверим текст на экране.

Какую орфограмму чаще всего решали, выполняя это задание? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)

Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? (Действовали по алгоритму. Дети рассказывают алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов, параллельно на экране)

На экране высвечивается слайд (название алгоритма)

Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов.

  1. Услышать безударный гласный в окончании глагола, определить время.
  2. Поставить глагол в неопределённую форму.
  3. Определить, оканчивается на – ить?
  4. Выяснить, исключение ли это?
  5. Определить спряжение.
  6. Поставить в нужное лицо и число.
  7. Вставить безударную гласную.

-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Да, трудно всё-таки учиться! ( … )

Лист самооценки «Дерево успеха»

1.) Я – молодец! (плод) -5

2 .) Могу и лучше. (листик) — 4

3.) Надо постараться. (цветочек) -3

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.
Притча.
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он.
— Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!

Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.

Упражнение 203 списать, вставляя пропущенные буквы. Повторить правило с.98

Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  1. Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
  2. Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
  3. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.

– Посмотрите на доску.

– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)

– Выпишите все глаголы. )

– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)

– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)

– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.

– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.

– В какой части пропущена буква? (В окончании.)

– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)

– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)

Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)

– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)

– Что для этого надо знать? (Спряжение.)

– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)

– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?

1 спряжение2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют.–ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)

– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)

– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.

– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)

– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)

– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.

– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.

2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?

– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )

– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.

3. – А сейчас мы поработаем с учебником.

– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.

– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)

– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.

Говорит-2клеишь-2
Молчишь-2спешишь-2
Долетят-2построят-2
Отвезут-1посеют-1
Сберегут-1думаешь-1
Живёшь-1отвечаешь-1

– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?

– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.

IV. Закрепление пройденного.

– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.

1. Уровневая дифференциация.

Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.

Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.

  1. Помнить.
  2. Работать.
  3. Верить.
  4. Краснеть.
  5. Играть.

(Проверка на экране через мультимедийный проектор)

2. Работа в парах.

– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.

Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.

1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

  1. Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
  2. Скромность украша_т человека.
  3. Правда и реку останов_.
  4. Труд корм_ , а лень порт_.
  5. ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
  6. Словами поля не засе_.
  7. Где стро_ , там и ро_.

А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).

3. Самостоятельная работа.

Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.

Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

ГлаголНеопределённая формаСпряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м

V. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу.

– Понравился ли урок?

– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?

– Чему вы научились?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagolov-v-nastoyashem-i-budushem-vremeni-4937271.html

http://urok.1sept.ru/articles/533704