Задания правописание не с глаголами прилагательными существительными

Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»

Данный материал — карточки для самостоятельной работы и словарные диктанты.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»»

6 класс Правописание НЕ с существительными и прилагательными

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не)вежду (н..) какими лекарствами (не) вылеч..ш.. . 2. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество. 3. (Не) всё (не)настье, придёт и счастье. 4. Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод. 5. О (не) удаче сож..леть бе..полезно. 6. Признавая достоинства друга, (не)закрывай глаза и на его (не)д..статки.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. Умный с одного слова поймёт, (не) вежде и тысяча впрок (не)идёт. 2. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство. 3. (Не)велика синичка, да тоже птичка. 4. (Не)смотри, что (не)большой, но с головой. 5. Погода ясная, да дума (не) нас..ная. 6. Хорош.. садовник – (не)плох крыжовник. 7. Дом (не)высок, а низок.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. К (не)доброму человеку и голубь (не) летит. 2. (Не)верный друг опас..нее врага. 3. Сытый волк см..рнее (не)насытного человека. 4. (Не)счас..ному (не) позавидуеш.. .5. Силён медведь, да (не)умён. 6. Пр..знавая достоинства друга, (не) закрывай глаза и на его (не) достатки. 6. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не)бойся суда, а бойся (не)праведного судьи. 2. (Не)уклюжий Васька с (не)обыкновен..ой прытью мчался впереди. 3. Противники увид..ли (не)пр..ступную крепость. 4. Доска оказалась (не) ровной, а шероховатой. 5. (Не)высокий (не)зн..комец стоял поодаль. 6. Витя выстругал (не) ровную полочку.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. В решени.. задачи была допущена (не) точность. 2. Во всех его движениях была видна (не) решительность, а робость. 3. (Не) счастье, (не) удача привели учас..ников сп..рт..киады к победе, а упорные тр..н..ровки. 4. Из(за) (не) погоды альп..нисты (не) могли начать восхождение на гору. 5. (Не) искренность чу..ствовалась в его словах. 6. Подкупала (не) искренность девочки, а её простота.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не) зн..комец (не) расслышал вопроса. 2.У плотника доска получилась (не) ровная, а шероховатая. 3. (Не) приятель штурмовал крепость. 4.(Не)вн..мательного ученика трудно научить чему(либо). 5. Дом (не)высок. 6. Егоровна увид..ла (не)обходимость уведомить обо всём молодого Дубровского.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не) погода задержала нас, а (не) здоровье товарища. 2. (Не) обходимость согреться и отдохнуть застав..ла нас сделать привал. 3. (Не) лепость пол..жения была очевидна. 4. Со своими (не) достатками нужно бороться. 5. Павел и (не)зн..комец смотрели друг на друга. 6. (Не) терпение тут нужно, а умение. 7. Послышались (не) громкие голоса.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. На берегу он увид..л (не)большого худенького мальчика. 2. С (не)поддельным восхищением смотрели на него ребята. 3. (Не)поддельный, а настоящий, драгоцен..ый камень был в перстне. 4. (Не)вес..л, а грустен был Федя на праз..нике. 5. Ребята проявили (не)пр..творное, а искрен..ее участие в судьбе товарища. 6. Петьку заинтересовали (не)зн..комые метал..ические предметы. 7 Это был (не)гриб, а толстый кусок метал..а с (не)ровными острыми краями. 8. Он отрицал обв..нение с (не)обыкновн..ой горячностью.

Словарные диктанты (или карточки для самостоятельной работы)

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.

(Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая програм..а; очень (не) пр..ветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное об..яснение; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терп..ливый малыш..; очень (не) интересный фильм; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.

(Не) большой рю..зак, (не) красивый поступок, (не) лепый вид, (не) высокий, а низкий дом, (не) ровная дорога, очень (не) красивый вид, (не) брежная запись, (не) пр..ступная крепость, дорога (не) ровная, но короткая, (не) добрый человек, (не) дорогой, а красивый ситец, (не) громкое чтение, ничуть (не) интересный рассказ, (не) глубокая, но широкая река; (не)ряшливый вид, (не)ул..вимое мгновенье, (не)глупый человек, (не)пр..ятное общение

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

(Не)ак..уратность в работе; (не) стол, а стул;(не) брежность в одежде; (не) земляника, а клубника; полная (не) лепость; твоя (не) вн..мательность; (не) годование брата; (не) б..дон, а к..стрюля; (не)приятный человек, (не)дружелюбный взгляд , (не) скромность в поведени..; (не)устрашимость в бою; (не) постоянство в отношениях, (не) уживчивость характера, (не) серьёзность поступка, (не)подвижность взгляда; (не)друг, а враг; отнюдь (не) интересный

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

Остановиться от (не)ожиданности;(не)пр..ступность крепости; (не) клюква, а брусника; (не)справедливость наказания; (не)покорность ст..хии; (не)урядица в делах, (не)достатки в работе; (не)брежная зап..сь; (не)большой, но рыбный пруд; (не)пр..ятная внешность; (не)стеклян..ый, а глинян..ый кувшин; (не)уклюжий малыш..; бойтесь (не) правды, а лжи; бороться против (не)правды

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

Озеро (не)глубокое, а мелкое; берег (не)высок, но лесист; (не)ясный ш..пот ночи; (не)стерпимо болит; (не)обыкновен..ое лицо (не)зн..комца; (не)поддельность чувства; (не) добрый, а злой; (не)брежный по..черк; (не)взрачный на вид; (не)счастливый день; (не)вежественный человек; поглядывали с (не)навистью; (не)отговоришься (не)знанием закона; (не)лепый поступок; принять, как (не)избежность

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

вышло (не)дор..зумение; (не)замедлительное решение;(не)достача товаров; (не)подвижные тучи; (не)нас..ный вечер; (не)наглядный мой; скромные (не)забудки; (не) вежлив, а груб; мальчик вовсе (не)опрятный; далеко (не)пр..ветливый взгляд; (не)

удачный подход; (не)решительный юноша; (не) робкий, а смелый; (не)ряшливый ученик; (не)угомонные птицы; оказался (не)здоровым, а больным человеком; (не) дорогой к..стюм, (не)исправность в м..торе, (не) добр..ты больше, а злости, (не)бли..кий путь, (не)исправная проводка

Комплект заданий и упражнений по русскому языку. Тема: «НЕ с разными частями речи.»

Комплект заданий по теме: « Правописание не с разными частями речи»

Автор разработки: Преподаватель русского языка и литературы Октябрьского филиала «Уссурийского Агропромышленного колледжа» Копылова Наталья Александровна.

Внимание: теоретический материал!

Не с разными частями речи.

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.

2) С существ., прилагательными и наречиями на–о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога)

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.

5) При усилительных словах вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не

Задания и упражнения.

1. Пользуясь «Справочным материалом», объясните разницу в правописании слов.

В супе недостаёт соли. – Он не достаёт до станка.

Не отправленные писателем письма. –Неотправленные письма друзей.

Луга не скошены. – Нескошенные луга.

Виновата не погода, а твоя лень. – Разыгралась непогода.

Нисколько не раскаявшийся человек. – Нераскаявшийся преступник.

Он ещё не старый. – Приобрести нестарый дом.

Поезд идёт не быстро и не медленно. – Приезжай немедленно.

Он не способен это понять. – Человек был бестолков, неспособен.

Незаменимый на данной работе сотрудник. – Никем не заменимый сотрудник.

Нелюбимые в детстве книги. – Не любимая ребёнком игрушка.

Произведение неинтересно. – Произведение ни для кого не интересно.

Нерастворимый в воде элемент. – Не растворимый ни в какой жидкости элемент.

2.Слитно или раздельно?

Расстроился из-за (не) ожиданных (не) приятностей, (не) нравится (не) опрятная комнатушка, остановиться перед (не) приятелем в (не) решительности, (ни) кто (не) верит в разные (не) былицы, ему (не) достаёт интеллигентности, (ни) кем (не) повешенный портрет, (не) вовремя сделанное замечание, (не) взгоды сформировали (не) преклонный характер; (не) длинный, но широкий коридор; (не) скромный, а хвастливый человек; ребёнок (не) поседлив, (не) склоняемые в русском языке слова, (не) чаянное движение, (не) рад случившемуся, (не) о ком беспокоиться, (не )зыблемые идеалы, приобрести отнюдь (не) дешёвую вещь, (не) жалуясь на (не) доедание, сквозь (не) видимые миру слёзы, (не) точные расчёты, рисковать ввиду (не) обходимости, взглянул далеко (не) ласково, (не) посоленный суп, (ни) кем (не) замеченный человек, говорить (не)по-русски,(не) прекращающийся в течение получаса шум, учиться (не) хуже других.

Выделенные слова проговорите по слогам, постарайтесь запомнить их правописание.

Н.. жив н.. мёртв, н..когда н.. исчезнет, сделает во что бы то н.. стало, видел фильм н.. раз, н.. читал эту книгу н.. разу, как н.. в чём н.. бывало; н.. кто иной, как ты; н..ужели вам н..извеснор,самый что н.. на есть опытный, н.. слуху, н.. духу, н..мало сделал, н..смотря н.. на что, н.. тот н.. другой, н..когда н.. постигнет, н..кто в чёрном, н..мало н..смущаясь, н..зачем смотреть, н.. во что н.. верящий.

4. Спишите, всавляя буквы и раскрывая скобки.

(Не) поседливый , а способный ребёнок; небез..нтересное стихотворение (не) опубликова (н,нн) о; выгляд..л (не) веж..й; (не) замечал н..чьих (не) достатков; движ..тся по (не) длинному, но широкому коридору; (не) деш..вая и (не) дорогая покупка; (не) доедал в продолжение полугода; (не) слыха (н,нн) ый скандал; ещё (не) краше(н,нн)ый забор; показал (не) выполн..нное задание; (не) высея (н,нн) ые травы; работа (не) завершена; (не) объяснимые поступки; (н..) кем (не) кош..нный луг; (не) развеш ..(н,нн) ые картины; (не) облетевшая ж..лтая листва.

Разглядывал недосягаемые серебряные вершины, достиг ни с чем не сопоставимых результатов в течение полугода, симметричные постройки выполненные никому не известным мастером, забрезжит неяркий, по-зимнему поздний рассвет, через минуту-другую раздастся неповторимый звон колоколов, не объявленное заранее представление заезжих циркачей.

6. Запишите словосочетания под диктовку. Сверьте написанное с напечатанным.

Ни к кому ни за чем не обращался; ни от кого не хотел ни в чём зависеть на протяжении всей жизни; это нечто иное, как сюрприз; никто иной этого его не интересовало; не объяснив ничего; ничуть не занимательный рассказ; не вовремя начатый разговор; ещё не сеянное ржаное поле; не терпящий никаких возражений; невыполненный объём работ; не обращенные ни к кому конкретно упреки; невыслушанные просьбы; не мог не посочувствовать; испытываешь абсолютно нестерпимую боль; не рад встрече; не готов к дискуссии; ягоды некрупные, но вкусные; всё-таки никого не разыскал; вовсе не обязательно; недаром не хотел разбираться; незаменимый на данной работе сотрудник; не повешенный на место непромокаемый плащ; располагаются неподалёку; не растворимый ни в какой жидкости; в помещении нехолодно; не окрепший после болезни; взглянул далеко не ласково; ни один из набросков не завершён.

Кто ни разу не был на вершине недосягаемого Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть взглядом нашу древнюю необъятную столицу из конца в конец, кто ни разу не любовался величественной, невообразимой, ни с чем не сопоставимой, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия, какова Москва-матушка, ибо Москва не есть большой город, коих тысяча. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных никому не известным неведомым мастером в симметрическом порядке… нет! у неё есть своя душа, своя ни от кого и ни от чего зависящая жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый её самый небольшой камешек хранит надпись, некогда начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! Как у океана, у неё есть свой, ни на что не похожий язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! Едва забрезжит рассвет, как со всех её златоглавых церквей раздастся неповторимый гимн колоколов, подобный лишь чудной, фантастической, несравненной увертюре Бетховена.

О, какое блаженство, читатель, внимать этой наземной музыке, взобравшись на верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на неширокое, но высокое мшистое оконце, к которому привёл вас не кто иной, как сама история, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и вообразить, что всё это ни для кого другого, только для вас одних, что вы царь этого невещественного мира! Какое счастье разом обнять душою раннее необъятную суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, глядя на мир с неизмеримой высоты!

На север перед вами, в самом отдалении на севере на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет ничуть не мрачная, романтическая Марьина роща, и перед ней лежит целый слой пёстрых кровель, пересечённых кое-где пыльной зеленью бульваров, устроенных на городском валу.

И так простирается под вами вся Москва, доселе вам, быть может, неизвестная. (По Лермонтову)

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог.

Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на кого, я следовал по еще не забытому маршруту.

Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж.

Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке.

Я заметил: «Иван, я невправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!»

Он то ли недовольно, то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.

(248 слов / 47 с орфограммой).

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Несмотря на то что синоптики предсказали непогоду, наша группа, состоящая из юных, неопытных путешественников, отправились в края, никем из наших приятелей еще не изведанные. Не успели мы выйти из не большой, а маленькой деревни, как почти неподвижная, на наш взгляд, туча нависла над лиственным негостеприимным лесом.

Неожиданно блеснула огненная нить, раздался неприятный, оглушительный гром, который казался торжествующим, а не угрожающим. И тут же по лиственницам забарабанили далеко не мелкие капли дождя.

Мы никогда раньше не встречались с грозой в лесу, поэтому не подозревали даже о том, что это незабываемое, неприятное зрелище. Ливень хлынул неукротимыми потоками, невообразимый по силе гром сотрясал всю округу, а молнии, не перестававшие вспыхивать, слепили наши не подготовленные для такого зрелища глаза. Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть почти непроходимые заросли можжевельника, едва не затопленные водой, и крупные листья осин, обвешанные совершенно не легкими каплями.

Наша экспедиция оказалась абсолютно не защищенной от дождя. Командир предложил ждать, ничего не предпринимая и не останавливаясь под огромными деревьями, в которые могла угодить опасная для жизни молния.

Но вот не спеша свинцовые тучи поползли по небу в сторону города, а мы продолжили путь по малоезженому асфальтированному шоссе. А вот и желанная цель – обещанная нам еще в начале похода избушка лесника.

Лесник с несвойственной ему торопливостью преподносит нам диковинные яства: топленое молоко, печеную в золе картошку, копчености, перченые и соленые огурчики-малютки. Мы же дари ему недавно купленный, ни разу не надеванный тулупчик, а сами ждем, когда просохнет развешенная у огня наша одежонка.

(242 слова / 30 с орфограммой).

Задание НЕ с разными частями речи

1.Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный всем Пифагор был (не)историком, а математиком.

Плотным кольцом площадь обступили (не)достроенные дома.

(Не)полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.

Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка.

2. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На свежем снегу (не)было видно следов.

Черты лица Павла Ивановича (не)лишены приятности.

В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

Рядом шелестел камыш с ещё (не)распустившимися кисточками.

(Не)спросясь броду, (не)суйся в воду

3. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наши кони (не)были измучены.

Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимавший в чистокровных лошадях.

Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.

Душа, никогда (не)страдавшая , (не)может постичь счастья.

4. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

Нам (не)откуда было позвонить в город.

Окна были (не)мыты и отворены настежь.

Степан (не)приучен был слушать женские советы.

Одет мальчуган был (не)по-деревенски.

5. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

Вопрос журналиста показался ему (не)пустым, а наоборот, продуманны и интересным.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (не)исследованных учеными территорий.

Вопреки моим опасениям, чемодан оказался ничуть (не)тяжелым.

6. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Участки за рекой были (не)застроены.

Отнюдь (не)праздное любопытство привело меня в этот город.

(Не)резким, а тихим и спокойны голосом говорила со мной в этот раз бабушка.

Всякая работа была ему (не)навистна.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

7. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Книга до сих пор (не)прочитана.

Пусть будет (не)по-моему.

Его слушали (не)перебивая.

Эпитет — образное, (не)обычное определение.

Дон в месте переправы далеко (не)широкий, какие-нибудь тридцать-сорок метров.

8. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы бредем по дорожкам, где (не)кошена трава.

В степи образовалось (не)просыхающее даже в самую жару соленое болото.

Это был далеко (не)легкий выбор.

Публика (не)доумевала, глядя на приготовления артистов.

Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

9. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

(Не)распроданные вовремя игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Ветер колеблет стебелек с еще (не)высохшей росой.

До Нового года (не)больше недели.

10. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными стенами.

Иван уверился в том, что в клинике (не)плохой коллектив.

Блестят, как губы, (не)утёртые рукою, и лозы ив, и листья дуба.

Из-за угла вышел ловчий Данило, седой, морщинистый, но отнюдь (не)старый.

Сережа, (не)торопясь, перевернул страницу.

11. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.

Но страх (не)сжал души моей.

Решение задачи (не)продумано.

12. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Решено было остановиться на ночлег в дубраве – (не)тронутом цивилизацией уголке природы.

Поэт посмеивается над своими героями, но (не)зло, а добродушно.

Полковник осторожно прикрыл дверь в маленькую, отнюдь (не)похожую на дворцовую комнату с телефонными аппаратами.

(Не)знакомые строки казались яркими и мелодичными.

Месяца (не) было на небе, и звезды ярко светили.

13. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Такая речь, отнюдь (не)лишённая смысла, озадачила Ивана.

Откладывать поход (не)было никакой возможности.

Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не)богатой купеческой семье.

Дуня (не)торопясь возвращалась домой.

Этот фильм (не)интереснее вчерашнего.

14. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За водоразделом начинались бесхозные, до сих пор (не)обустроенные земли.

На новом участке трассы еще (не)сняты знаки, ограничивающие движение.

Надо было (не)мешкая ехать дальше.

(Не)наряженная елка стояла посреди гостиной.

Прямые волосы егеря, давно (не)чесанные, торчали из-под шапки, как солома

15. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его слушали (не)перебивая.

Более трети учащихся дали (не)верные ответы на задания повышенной сложности.

Миша был (не)похож на брата.

В Пакистане находится самая высокая из еще (не)покоренных вершин мира.

Я знал Павла (не)первый год.

16. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В первое мгновение мне показалось, что Светлана (не)рада видеть меня.

Тротуары (не)чищены, да кругом талый снег на огромных булыгах.

Такое случалось отнюдь (не)часто.

(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки

(Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

17. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Еще (не)зажившая рана давала о себе знать.

Почти (не)заметная улыбка промелькнула на лице игрока.

Компьютер (не)подключен к сети.

18. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.

Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

Подарок хоть и (не)дорогой, но очень полезный.

На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не)лучший результат.

19. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Птиц гонит на юг (не)наступивший холод, а отсутствие корма.

Брат (не)удостоил его даже упреком.

Ключи до сих пор (не)найдены.

К нам прибыл новый жилец — (не)кто Кузнецов.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

20. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

С первого взгляда профессор показался мне ничем (не)примечательным человеком.

(Не)поворчав, кошка куска (не)съест.

(Не)смотря по сторонам, он молча прошел мимо нас.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

21. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Многие весьма(не)дорогие гостиницы Финляндии позволяют постояльцам брать с собой домашних питомцев.

(Не)смотря на усталость, Александр продолжал работать.

(Не)раздеваясь, он прилег на пружинный диван.

Для того чтобы талант проявился, человек должен приложить (не)мало, а много усилий.

(Не)их дело советы давать.

В лесу раскинулось (не)большое, а маленькое озеро.

22. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Постройка крыльца оказалась для меня отнюдь (не)простым делом.

В мастерской художника оказались только (не)завершенные работы.

В молодости он был далеко (не)бедным человеком.

На нем лежала печать иного чувства, (не)передаваемого словами.

Егор шел задумавшись, (не)смотря по сторонам.

23. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)сильные дожди размыли дорогу, а весенний паводок.

Когда я подошел к дому, ворота были (не)заперты.

Работы по внутренней отделке помещений пока (не)завершены.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

(Не)убив медведя, шкуры не продают.

24. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Подвиги наших прадедов (не)забыты нами.

Стакан с (не)допитым до конца молоком стоял на столе.

Я твердо решил (не)поддаваться его власти и продолжать свой путь.

Когда Дымова усадили и напоили чаем, он как будто (не)сколько успокоился.

(Не)взирая более на присутствующих, она продолжала свою речь.

25. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Она была далеко (не)красавица.

Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.

Райский, (не)шевелясь, смотрел на всю эту сцену.

Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.

Поступки героя отнюдь (не)просты.

26. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.

Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.

Роста он был (не)большого, сложён хорошо, лицом весьма привлекателен.

Причины миграции этих редких птиц еще (не)изучены.

27. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно.

(Не)приятно гулять в такую сырую погоду.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

(Не)заметь сторож трещины, поед мог сойти с рельсов.

28. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Публика (не)доумевала, глядя на приготовления артистов.

Он постоял, (не)решаясь двигаться дальше.

(Не)дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.

(Не)постоянное везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

29. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)любивший говорить высокие слова, он все же ярко и убедительно выступил на собрании.

Эта повесть еще (не)написана автором, но все знают, что это будет шедевр.

Иван был молод и в житейских делах слыл (не)дотёпой.

Окно на кухне было (не)занавешено.

Этот человек (не)лишен воображения.

30. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)смотря на плохую погоду, соревнования на местности прошли успешно.

Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а моросящий.

Лампы еще (не)зажжены, поэтому гостиная была темна и таинственна.

(Не)помня зла, за благо воздадим.

Это было (не)что иное, как пожар.

Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду:

1. (не)точность в ответе, (не)добрать баллов

2. ни на что (не)похожий, (не)за что благодарить!

3. (не)досталось никому, (не)смотря на жару

4. крайне (не)велик, (не)вдалеке

5. (не)проверенный механиком двигатель, (не)медля ни минуты

6. (не)домогание, (не)хватило денег

7. отнюдь (не)легкое решение, (не)хотя сделал

8. (не)умеющий говорить, (не)четкий контур

9. (не)кто иной, как Петров, (не)шутя

10. (не)надолго задержался, (не)должен

11. (не)приятель, а знакомый, (не)глядя

12. в высшей степени (не)осторожен, (не)ближе трех метров

13. еще (не)существующий роман, никем (не)охраняемый

14. (не)умея, (не)к кому обратиться

15. (не)доумевал, (не)откуда ждать помощи

16. (не)установленные следствием факты, книга (не)прочитана

17. (не)искренне, (не)ужели

18. (не)нужно объяснять, (не)торопясь

19. (не)от кого ждать помощи, (не)счастливый

20. ягоды (не)крупные, но вкусные, ни на кого (не)похожий

21. пришел (не)медленно, (не)соизмеримый

22. (не)умеющий слушать, нисколько (не)веселый

23. (не)рискуя, работа (не)сдана

24. абсолютно (не)умело, пока (не)специалист, а просто студент

25. (не)ниже брата, (не)красивый, но обаятельный

26. (не)с кем поговорить, (не)весело

27. (не)шутя; (не)доброжелательный, а агрессивный

28. (не)освещенный прожектором, (не)смотря на трудности

29. ребенок (не)достает до кнопки звонка, работа (не)выполнена

30. далеко (не)красивый, (не)куда идти

31. (не)видимый глазом вирус, (не)смотря на плохое здоровье

32. (не)отправленный вовремя, письмо (не)получено

33. (не)обратимые изменения, (не)хватило места

34. упрекать в (не)самостоятельности, (не)совсем обычный

35. ни с кем (не)связанный, (не)что иное, как ожог

36. (не)раз звонили, вагон для (не)курящих

37. (не)яркий, а тусклый, (не)мешкая

38. абсолютно (не)выгодный контракт, (не)верилось

39. урожай (не)собран, (не)сдобровать

40. (не)достает рукой до потолка, (не)прекращающийся ни на миг дождь

41. никому (не)интересный рассказ, (не)мудрствуя лукаво

42. (не)было денег, (не)зачем спрашивать

43. (не)однажды встречались, платье (не)к лицу

44. (не)должен сомневаться, (не)долюбливаю кошек

45. конкурс (не)проведен, (не)знающий страха

46. (не)знакомый, а случайный прохожий, (не)слишком внимательный

47. ни на минуту (не)затихающий гул, книга (не)продана

48. (не)думая, (не)смотря на мороз

49. (не)откуда ждать помощи, абсолютно (не)ловок

50. (не)по-русски, (не)вообразимый снегопад

Проверочная работа для студентов

2 этап Опорная схема

— Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-.

• То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);

• Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);

• Грубый, невоспитанный человек (невежа);

• Необразованный, малосведущий человек (невежда);

• Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);

• Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);

• Раб, обычно из пленников (невольник);

• Отсутствие свободы, рабство (неволя);

• Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);

• Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);

• Военный противник, враг (неприятель).

Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

а) Я полюбил ненастный шум вечерний,

Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

б)В местности этой невзрачной

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

в)Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

г)Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)

д)И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

е)Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено. (Н.Языков)

ё)Неправдой весь свет пройдёшь,

Да назад не воротишься. (Пословица)

ж)И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)

4 этап 1 группа «Четвертый лишний»

2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?)

а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

1.«Чужой» среди «своих». Найди его.

2. «Чужой» среди «своих». Найди его.

3. НЕ пишется раздельно.

а) (не)изученный материал

в) ещё (не )продуманный ответ

г) (не)опасное существо

4. Где допущена ошибка?

а) далеко неполный ответ

б) почуять недоброе

в) путь недлинен, а короток

г) не забывший обо мне

Не с местоимениями «Распределительный диктант»

Не с сущ, прил, нареч.

5. Бинокль (выбери строчку)

НЕ со словами разных частей речи

1. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

(НЕ)СКОШЕННЫЕ луга ис¬то¬ча¬ют див¬ный аро¬мат.

(НЕ)СУМЕВШИЙ ре¬а¬ли¬зо¬вать себя в жизни, Ба¬за¬ров про¬яв¬ля¬ет свои луч¬шие ка¬че-ства перед лицом смер¬ти.

В ещё (НЕ)ПРОСОХШЕМ доме было сыро и хо¬лод¬но.

Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а от¬сут¬ствие корма.

(НЕ)УДАЧА обес¬пе¬чи¬ва¬ет успех на эк¬за¬ме¬не, а хо¬ро¬шее зна¬ние пред¬ме¬та.

2. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Мы так и оста¬лись в (НЕ)ДО¬УМЕ¬НИИ, когда стран¬ный гость вне¬зап¬но уда¬лил¬ся.

Не¬воз¬мож¬но овла¬деть выс¬шей ма¬те¬ма¬ти¬кой, (НЕ)ЗНАЯ эле¬мен¬тар¬ных ма¬те¬ма¬ти¬че-ских по¬ня¬тий.

Нель¬зя до¬пу¬стить ничем (НЕ)ОПРАВ¬ДАН¬НОЕ от¬ри¬ца¬ние но¬во¬го в науке.

Ге¬ро¬и¬не (НЕ)СУЖ¬ДЕ¬НО было свя¬зать свою жизнь с жиз¬нью лю¬би¬мо¬го че¬ло¬ве¬ка.

Когда Артур вы¬брал¬ся на про¬ти¬во¬по¬лож¬ный берег, то ока¬зал¬ся у ранее (НЕ)ЗА¬МЕ-ЧЕН¬НО¬ГО им за¬го¬на для овец.

3. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Жи¬во¬пись И.К.Ай¬ва¬зов¬ско¬го по¬лу¬чи¬ла при¬зна¬ние зри¬те¬лей (НЕ)ОБЫК¬НО¬ВЕН¬НО рано: уже в юно¬сти за этюд «Воз¬дух над морем» ху¬дож¬ни¬ку была при¬суж¬де¬на се¬реб¬ря-ная ме¬даль.

Автор про¬ек¬та по¬ни¬мал: ре¬кон¬стру¬и¬руя ста¬рую часть го¬ро¬да, ему придётся при¬нять от¬нюдь (НЕ)ПРО¬СТОЕ ре¬ше¬ние.

По¬э¬зия А.А.Ах¬ма¬то¬вой воз¬вра¬ща¬ет вещам пер¬во¬здан¬ный смысл и оста¬нав¬ли¬ва¬ет вни¬ма¬ние на том, что мы в обыч¬ном со¬сто¬я¬нии (НЕ)ОЦЕ¬НИ¬ВА¬ЕМ.

(НЕ)ПРЕ¬КРА¬ЩАВ¬ШИЙ¬СЯ всю ночь силь¬ный во¬сточ¬ный ветер под¬нял боль¬шие волны.

С тёмного неба, из лох¬ма¬тых туч, в смя¬те¬нии да¬вя¬щих друг друга, (НЕ)ПЕ¬РЕ¬СТА-ВАЯ, раз¬да¬ют¬ся рас¬ка¬ты грома.

4. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Когда мы плыли на лодке по раз¬лив¬шей¬ся реке, нам то и дело по¬па¬да¬лись гряз¬но-серые пя¬тач¬ки — (НЕ)ЗА¬ТОП¬ЛЕН¬НЫЕ ещё бу¬гор¬ки.

Днём в го¬ро¬де все¬гда было очень (НЕ)СПО¬КОЙ¬НО.

Солн¬це¬ва си¬де¬ла в купе, (НЕ)СНИ¬МАЯ паль¬то и плат¬ка.

Диван ока¬зал¬ся вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое груз¬чи¬ков без труда внес¬ли его в квар-ти¬ру.

(НЕ)ЛАС¬КО¬ВО по¬смот¬ре¬ла на Егоруш¬ку Нина, а как-то зло, от¬чуждённо.

5. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Глу¬бо¬кая, (НЕ)ТРО¬НУ¬ТАЯ даже ше¬ле¬стом су¬хо¬го листа ти¬ши¬на про¬сти¬ра¬лась в лугах.

У этого водоёма были (НЕ)ПРИ¬ВЫЧ¬НЫЕ твёрдые бе¬ре¬га, а гу¬стое спле¬те¬ние бе¬ло-крыль¬ни¬ка, ба¬гуль¬ни¬ка, трав, кор¬ней и мхов.

Я (НЕ)РАЗ в своей жизни по¬па¬дал в слож¬ные си¬ту¬а¬ции, но все¬гда на моём пути встре¬ча¬лись хо¬ро¬шие люди, ко¬то¬рые по¬мо¬га¬ли мне.

За окном горел, никак не мог по¬гас¬нуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень кра¬си¬вый закат.

Раз¬го¬вор был ещё (НЕ)ОКОН¬ЧЕН, когда в ка¬би¬нет вошла сек¬ре¬тар¬ша и со¬об¬щи¬ла, что Ни¬ко¬лая Сер¬ге¬е¬ви¬ча про¬сят сроч¬но спу¬стить¬ся в цех.

6. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

К по¬лу¬но¬чи все гости разъ¬е¬ха¬лись, Мария оста¬лась одна, но те¬перь ей было уже (НЕ)ТАК груст¬но.

Новый зна¬ко¬мый На¬та¬льи Пет¬ров¬ны ока¬зал¬ся че¬ло¬ве¬ком да¬ле¬ко (НЕ)ПРО¬СТЫМ.

Ещё (НЕ)ОБ¬СТАВ¬ЛЕН¬НАЯ ме¬бе¬лью ком¬на¬та ка¬за¬лась пу¬га¬ю¬ще огром¬ной, чужой и хо¬лод¬ной.

(НЕ)ВДА¬ЛЕ¬КЕ от на¬ше¬го дома на¬хо¬ди¬лась берёзовая роща, и я мог дни на¬пролёт гу-лять там.

Мак¬сим¬ка, (НЕ)ДУМАЯ об опас¬но¬сти, бро¬сил¬ся на по¬мощь другу.

7. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Тугие бу¬то¬ны ещё (НЕ)РАС¬ПУ¬СТИВ¬ШИХ¬СЯ роз ис¬то¬ча¬ли тон¬кий аро¬мат.

(НЕ)ГРОМ¬КИЙ, но не¬ожи¬дан¬ный стук в дверь ис¬пу¬гал Юрия.

Ма¬ру¬сю нель¬зя было на¬звать кра¬са¬ви¬цей, од¬на¬ко она была (НЕ)ЛИ¬ШЕ¬НА оба¬я¬ния.

(НЕ) ДО¬ЖИ¬ДА¬ЯСЬ раз¬ре¬ше¬ния, Гри¬го¬рий ре¬ши¬тель¬но вошёл в ком¬на¬ту.

Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борь¬ка.

8. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

В саду уста¬но¬ви¬лась ти¬ши¬на: ни одна птич¬ка (НЕ)ЩЕ¬БЕ¬ТА¬ЛА на де¬ре¬вьях.

Отец стоял с угрю¬мым видом, и на лбу его резко обо¬зна¬ча¬лась склад¬ка (НЕ)ТЕР¬ПЕ-ЛИ¬ВО¬ГО ожи¬да¬ния от¬ве¬та.

Море сли¬лось с синим южным небом и креп¬ко спит, от¬ра¬жая в себе ткань об¬ла¬ков, (НЕ)СКРЫ¬ВА¬Ю¬ЩИХ собою звёзд.

Не¬ред¬ко труд¬но про¬ве¬сти гра¬ни¬цу между язы¬ка¬ми и диа¬лек¬та¬ми, по¬сколь¬ку (НЕ)ВСЕ их осо¬бен¬но¬сти ещё из¬вест¬ны язы¬ко¬ве¬дам.

Ничем (НЕ)ИН¬ТЕ¬РЕ¬СУ¬ЯСЬ, На¬та¬лья рав¬но¬душ¬но смот¬ре¬ла на чер¬не¬ю¬щее небо, на бу¬шу¬ю¬щий океан.

9. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Кусту си¬ре¬ни под окном (НЕ)МЕНЬ¬ШЕ де¬ся¬ти лет.

Воз¬дух, ещё (НЕ)СТАВ¬ШИЙ зной¬ным, при¬ят¬но осве¬жа¬ет.

(НЕ)СУЛИ жу¬рав¬ля в небе, дай си¬ни¬цу в руки.

(НЕ)ПРА¬ВИЛЬ¬НЫЕ, но при¬ят¬ные черты лица при¬да¬ва¬ли Насте сход¬ство

Че¬сто¬лю¬бие есть (НЕ)ЖЕ¬ЛА¬НИЕ быть чест¬ным, а жажда вла¬сти.

10. Опре¬де¬ли¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром НЕ со сло¬вом пи¬шет¬ся СЛИТ¬НО. Рас¬крой¬те скоб¬ки и вы¬пи¬ши¬те это слово.

Я по¬лу¬чил в ответ ни¬че¬го (НЕ)ЗНА¬ЧА¬ЩИЕ объ¬яс¬не¬ния.

Даже (НЕ)ОБ¬РА¬БО¬ТАН¬НЫЙ ма¬сте¬ром ка¬мень по¬ра¬жал ори¬ги¬наль¬ным ри¬сун¬ком.

В На¬та¬ши¬ном пении уже (НЕ)БЫЛО дет¬ской ста¬ра¬тель¬но¬сти.

Глу¬би¬на идеи в ро¬ма¬не (НЕ)РАЗ¬РЫВ¬НО со¬че¬та¬ет¬ся с ху¬до¬же¬ствен¬но¬стью.

Свер¬ху можно было рас¬смот¬реть не¬сколь¬ко ничем (НЕ)ПРИ¬КРЫ¬ТЫХ по¬стро¬ек.

Не с глаголами и деепричастиями

Не с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е,

Задания правописание не с глаголами прилагательными существительными

1. Тема урока: «Не» с существительными, прилагательными и глаголами

3. Учебно-методический комплекс: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с. : ил.

4. Тип урока – урок закрепления пройденного материала.

1) образовательные: закрепить умение различать части речи по их морфологическим признакам; закрепить знания о слитном и раздельном написании «не» с существительными, прилагательными и глаголами;

2) развитие речи: развивать умение грамотно использовать в письменной и устной речи частицы «не» и слова с приставкой не-;

3) развивающие: развивать умение работать в команде.

I . Организационный момент (1 – 2 мин)

II . Проверка домашнего задания (10 мин)

Разделитесь, пожалуйста, на команды. В каждой команде должно быть по четыре человека. Придумайте название своей команды (названия команд в столбик написать на доске).

Итак, вашим домашним упражнением было упражнение 355. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Каждая команда должна будет прокомментировать несколько слов из упражнения. Важно: комментировать слова должен ни один и тот же ученик. Участники других групп следят за ответами выступающей команды, проверяют правильность ответов и исправляют услышанные ошибки. За каждый правильный ответ группа получает один балл. За отмеченную участниками других групп ошибку группа теряет один балл, который уходит «на счёт» группы, заметившей ошибку (все баллы записывать на доске). Участникам победившей команды будут поставлены «пятёрки» в журнал.

Все достаём листочки, подписываем на них в верхней правой части свои фамилию, имя, класс, делим листочек на две колонки. Записываем заголовок первой колонки: «Частица «не» пишется раздельно». Записываем заголовок второй колонки: «Частица «не» пишется слитно». Задание такое: вам нужно придумать и записать по два примера раздельного написания и по два примера слитного написания частицы «не» с существительным, прилагательным и глаголом. Итого: четыре примера написания частицы «не» с тремя разными частями речи.

IV . Индивидуальные карточки

Три названных ученика берут ручку и листочек и садятся на последние парты. Они получают три разные индивидуальные карточки: «Не» с существительными», «Не» с прилагательными» и «Не» с глаголами». На каждой карточке три задания: 1) перечислить случаи слитного написания частицы «не» с существительными / прилагательными / глаголами; 2) перечислить случаи раздельного написания частицы «не» с существительными / прилагательными / глаголами; 3) составить два предложения, иллюстрирующих правило написания частицы «не» с существительными / прилагательными / глаголами.

IV . Работа с остальным классом (15 мин)

Сейчас каждый берёт в руки свои тетрадь и ручку, встаёт и садится на любое другое место так, чтобы соседи спереди, сзади и по бокам оказались учениками, рядом с которыми вы не сидели на этом уроке.

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число (проговорить все орфограммы вслух), «Классная работа». Кто хочет к доске? (Один ученик выходит к доске и записывает и комментирует одно предложение (орфография, пунктуация, синтаксический разбор), все остальные записывают предложения в тетрадях; ученики у доски меняются; ученики, окончившие работу с индивидуальными карточками, включаются в общую классную работу).

1) Он не умён, он даже не смешон: в шуты он тоже не годится (И.С. Тургенев).

2) У меня кружится голова от всех этих непонятностей… (М.А. Булгаков).

3) На крутом склоне горы в конце улицы с незапамятных времён высился огромный круглый камень (В.В. Быков).

4) Но все считали, что это не занятие для мальчика (Л.С. Петрушевская).

V . Лингвистическая разминка (5 мин)

Записать на доске два следующих предложения:

1) Я не привык кормиться ничьими объедками да не люблю, чтоб и другие не доедали (М.Н. Загоскин).

2) Недоедали куска, в лишнем платье домочадцам отказывали, хлопотали, кланялись, обивали у сильных мира пороги… (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Вопрос: как вы думаете, почему в одном случае я написала частицу «не» с глаголом раздельно, а в другом – слитно?

После того, как все желающие выскажут своё мнение, учитель отвечает на проблемный вопрос (если никто так и не догадается) .

Ответ: частица «не» пишется раздельно с глаголом «доедать», если в тексте речь идёт о больших порциях; частица «не» пишется слитно с глаголом, если в тексте идёт речь о маленьких порциях (значение «недостаточно есть, плохо питаться»).

VI . Подведение итогов (3 мин)

Я прошу каждого подумать над тем, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, и записать в свои тетради это новое.

Несколько учеников затем прочитывают для всех то, что они записали в тетрадях.

VII . Домашняя работа (1 – 2 мин)

Ученики получают от учителя домашний тест.

1. В каком ряду НЕ пишется со словом слитно?

1) (не)достаёт рукой до дна

2) только этого (не)доставало

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Это совсем (не)интересный и скучный фильм.

2) В войну многие (не)доедали.

3) Решение было весьма (не)стандартное.

3. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?

1) весьма (не)красивый поступок

2) (не)доваривать картофель

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Учитель (не)дооценил способности ученика.

2) Это был далеко (не)лёгкий выбор.

3) Овраг в лесу был (не)глубокий, но обрывистый.

5. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)долгое путешествие

2) ему (не)здоровится

3) (не)взлюбить соседа

6. В каком ряду НЕ со словом пишется раздельно?

1) ни для кого (не)секрет

2) весьма (не)решительный

7. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?

1) в кассе (не)достаёт тысячи рублей

2) (не)досмотреть фильм до конца

3) (не)брежный почерк

8. Распределите по колонкам предложения.

1) Один в поле (не)воин (посл.). 2) Ученье без уменья (не)польза, а беда (посл.). 3) (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться. 4) Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий (А.С. Пушкин). 5) (Не)делай другим того, чего себе не желаешь (посл.). 6) Выполнить эту работу вам (не)хватает мастерства. 7) Где-то среди них затерялось маленькое, (не)яркое созвездие Стожары (А.И. Мусатов). 8) Почуяв чужих людей, собаки подняли (не)истовый лай и бросились к ним навстречу (В.К. Арсеньев). 9) Сеня так рад был концу похода, что даже Казанок, которого он (не)долюбливал, был ему теперь приятен (А.А. Фадеев). 10) Река (не)мелкая.


источники:

http://infourok.ru/komplekt-zadaniy-i-uprazhneniy-po-russkomu-yaziku-tema-ne-s-raznimi-chastyami-rechi-3152689.html

http://www.sites.google.com/site/edinyjucebnikzaiprotiv/ucitelam-russkogo-azyka-i-literatury/metodiceskaa-kopilka/konspekty-urokov-1/konspekty-urokov/6-klass-ne-s-susestvitelnymi-prilagatelnymi-i-glagolami