Задания правописание не с существительными 6 класс

Правописание НЕ с существительными
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Материал состоит из тренировочных упражнений и тестовой части и поможет учителю организовать работу по изучению темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_sushch.doc27.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения в 6 классе по теме

«Правописание НЕ с существительными»

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.

Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг — недруг.

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
  2. (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
  4. (Не)друг ты мне, а _____________________________ .
  5. (Не)воля ожидала его, а ______________________________.

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

по теме «Не» с существительными».

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

  1. если существительное с НЕ — может быть заменено синонимом без не ;
  2. если в предложении есть противопоставление с союзом а;
  3. если существительное не употребляется без НЕ -.

II. Выберите слова, которые без «НЕ — » не употребляются:

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ — «:

IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ — » с существительными:

  1. а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

  1. а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

  1. а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ — » с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

  1. слитное написание – ____________________________________________
  2. раздельное написание с «НЕ — » – _________________________________
  1. Это горе — всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

  1. Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
  2. Богатый бедному (не)брат.
  3. (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
  4. Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

«Не» с существительными упражнения

Упражнения на тему «Не» с существительными»

1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.

1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.

Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________

6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.

7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)

9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)

10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-

Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются ​​​​​​​

11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.

12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;

а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;

а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.

13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:

Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.

Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.

16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».

Тест № 1 по теме «Не» с существительными».

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.

II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:

(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:

IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:

а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

слитное написание – ____________________________________________

раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________

1.Это горе — всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

3.Богатый бедному (не)брат.

4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

Тест № 2 по теме «Не» с существительными».

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

Б) Полная (не)лепица.

В) Причины (не)успеваемости.

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

А) Прилив (не)нависти.

Б) (Не)знание предмета.

В) Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Б) Говорить (не)правду некрасиво.

В) Говорить (не)правду, а ложь.

4. Не с существительными пишется раздельно.

А) (Не)везение преследовало меня.

Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.

А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Б) Сила с (не)правдою не уживаются.

В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»

КАРТОЧКА 1

Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.

Низкий урожай – (не)урожай.

Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.

КАРТОЧКА 2

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.

КАРТОЧКА 3

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Не правда, а ложь.

Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.

КАРТОЧКА 4

Не с именами существительными.

Задание Распределить имена существительные в три столбика.

Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.

Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).

Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а

Задания для самостоятельного выполнения.

Не – часть корня

Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.

Тренировочные упражнения по теме «Не с существительными»(6 класс)

Спишите, раскрывая скобки. Объясните свой выбор.

С двумя существительными, которые без не- не употребляются, составьте два простых предложения.

(Не)складность фигуры, сказать явную (не)правду, (не)трудоспособность, (не)вежда в музыке,

(не)вежливость, (не)годование, (не)здоровье младенца, настоящий (не)поседа, (не)разбериха,

(не)брежность в работе, оказаться (не)веждой, (не)урожай зерновых, (не)вежливость в общении,

большие (не)взгоды, (не)точность в расчётах.

2. Спишите предложения, распределив их на две группы: 1) не с существительными пишется слитно, 2) не с существительными пишется раздельно. Выполните синтаксический разбор предложений первой группы

а. Буду ждать Вашего ответа с (не)терпением.
б. Друг познаётся в (не)счастье.
в. Люди пишут (не)пером, а умом.
г. Печаль беде (не)помощник.
д. Выкопать несколько ям для кустов – (не)задача для такого, силача, как Дима.
е. Но неудача, или, как говорят у нас, (не)задача моя продолжалась
.

3. Прочитайте текст. Выпишите из текста выделенные слова, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.Выполните морфологический разбор любых трех выписанных существительных.

Никакое р..стение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (не)лепость и (не)уклюжесть бр..саются в глаза. Это дер..во — символ тр..пической Африки и источник (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его т. лщине вызывают (не)доверие. В Танзании р..стёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (не)ровностями к..ра окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть угл..бление, (не)ванна, а целый бассейн, зап..лняющийся водой во время д..ждливого с..зона. В октябре на деревьях вместе с листьями по..вляются пр..красные белые цветы.


источники:

http://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/ne-s-sushhestvitelnymi-uprazhneniya.html

http://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-po-teme-ne-s-suschestvitelnimi-klass-3428401.html