Задания правописание приставок 10 класс

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________

искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________

погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________

не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________

Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________

нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________

2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________ з_рница ______________________________

Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________

Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________

Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________

В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пром_кашка подр_внял кусты

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину ра_паковать вещи

Чере_чур много и_течь кровью

Во_полнить пробклы прои_шедший случай

Во_звание шалишь и_подтишка

Мирово_зрение _гинуть навсегда

Чре_мерный восторг _даться на милость

Ра_жечь ни_ринуться с обрыва

Бе_системный _гореть дотла

_двинутые парты ни_посланная милость

Бе_брежное небо живу _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту пр_следовать врага

Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище пр_вивка

Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья

Камень пр_ткновения знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы пр_ворожить

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.

Задания правописание приставок 10 класс

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

1) пре образовать (ПРЕ- в значении «пере-»), пре неприятный (ПРЕ- в значении «очень»), пре следовать (ПРЕ- в значении «пере-»)

2) сверх ъестественный, съёмка (по традиции, т.к. С- была приставкой, хотя сейчас выделить значение корня -ём- трудно), двух ъярусный (Ъ пишется в сложных словах с числительными)

3) по никнуть (приставки по- неизменяемая), прадедушка (приставка в значении «первоначальный, наиболее древний», позавчера (с двумя приставками слово: по- и за-)

4) черес чур, ис синя-чёрный, бес крайний (приставки оканчиваются на -С, потому что корни начинаются с глухого согласного)

5) взыскать, безынициативный, сверхизысканный (после иностранных приставок и приставки СВЕРХ- И на Ы не меняется)

и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.

Орфограммы, проверяемые в данном задании:

9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки

1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.

2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:

отказать — Отклик, наказать — нАспех.

3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,

где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.

4. Приставка ПРА- употребляется в словах:

5. Приставка ПА- встречается только под ударением:

6. Следует различать пары:

ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный

ПОделка и ПОДделка

ПОдевать и ПОДдевать

ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный

ПОдразнить и ПОДдразнить

9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С

ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)

которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.

3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)

звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глухим согласным (расСматривать)

глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.

2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.

В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.

3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).

В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).

5. Близ — предлог (близ дома).

Но: близстоящий, близсидящий (причастие).

9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.

Приставка ПРИ- имеет значение:

— близость (приморский — близко от моря);

— неполное действие (приоткрыть);

— действие, доведённое до конца (придумать);

— близкое к приставке ДО- (приписывать);

— усиление действия (приналечь);

— действие в собственных интересах (принарядиться).

Приставка ПРЕ- имеет значение:

— очень (прекрасный — очень красивый);

— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).

В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:

прИбывать в город — прЕбывать в городе;

прИдать вид — прЕдать друга;

прИзреть сироту — прЕзирать недруга;

прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);

прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);

прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)

прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);

прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);

прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);

прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);

прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);

прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);

прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;

прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);

прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)

прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)

Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:

пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.

Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.

Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ. Правописание приставок. (Задание 10)

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать:

пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-, взо-, наи-, недо-

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ:
анти-, архи-, де- , дез- , дис- , ин-, контр-, ре-, суб-, экс-

Втащить, обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь, наслаждение, отблеск, подписчик, доверенный, перешеек, заоблачный, неосвещённый.

Карточка «Неизменяемые приставки»

Вставьте буквы и выделите приставки:

З..ливные, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, пр..бабушка, п..добрать, с..провождениё, п..дойти, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, пр..родина, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, нед..варенный, н..испособнейший.

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Вставьте буквы, выделите приставки.

1 О..ключить, пре..сказать, по..пустить 5 Не..плаченный, с..звучно, пр..родина

2 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить 6 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный

3 По..солнечник, о..бросить, пре..писание 7 Н..испособнейший, з..брать, пр..язык

4 Об..греватель, нед..варить, ..тпить 8 Н..право, п..днимать, ..тгадать.

3. Вставьте буквы, разберите слова по составу. Укажите слова с непроизносимыми приставками.

1 И..ношенный, 2 не..говорчивый, 3 пр..дедушка, 4 д..лгоиграющий,

5 ..нимите, 6 непр..миримость, 7 р..згоняя, 8 ..смотрелась.

4. Работа с деформированным текстом. Исправьте ошибки, укажите слова с неизменяемыми приставками. Графически объясните знаки препинания.

Тапор низом звучал глуше и глуше. Сочьные белые щепки летели на расистую траву, и лёгкий треск паслышался изза ударов. Дерево всдрогнула в сем телом, погнулась и быстра выпремилось, исспугано колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло, но сново погнулось дерево. С нова послышался треск в его стволе, и, ломая сучья, зпустив ветви, оно рухнуло мокушкой на сырую землю. Малиновка свиснула и взпархнула выше. (16 ошибок).

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите слова с неизменяемыми приставками.

Пушкин с..сла(н,нн)ый в Михайловское как всегда,много читает. «Книг ради бога книг!» — просит он в пис..ме к брату. В списках з..каза(нн,н)ых им книг русские и з..рубежные поэты Байрон и Шиллер Вальтер Скотт и Крылов Шекспир и Державин. Читает Пушкин конеч..но и Ломоносова и Карамзина и Руссо. (Из)книг пр..чита(нн,н)ых им в Михайловском с..ставил..сь целая библ..отека и (в)последстви(е,и) её выв..зили в ящиках на две(нн,н)адцати п..дводах. Пушкин шутил что здесь он пер..читал две(нн,н)адцать телег книг. (16 знаков препинания).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА …З И …С

На конце приставок пишется буква «С» перед глухими согласными, «З» перед звонкими согласными.

! (Запомнить глухие согласные поможет фраза: «Фока, хочешь поесть щец?»? В данном предложении все согласные звуки глухие.)

БЕЗ-, ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-, ДИЗ- БЕС-, ВС-, ВОС-, ИС-, НИС-, РАС-, РОС-, ЧРЕС-, ЧЕРЕС-, ДИС-

Безвкусный, бессильный, ниспадать, восхождение, чересседельный, чрезвычайный, иссохший, роспись, извержение, исступление, чересчур , исподтишка

! Приставки «З-» НЕ БЫВАЕТ!! Приставка «С-» — НЕИЗМЕНЯЕМАЯ! Сжечь, сбить, сгореть, сбежать, сделать, спеть

! Приставок «НЕЗ-» и «НЕС-» — НЕ БЫВАЕТ!! Есть сочетание приставок «НЕ-» и «С-»: Несгораемый, несбитый, несделанный, несдуваемый

Исчерпать, распределить, бесценный, беспорядочный, разжигать, исцелить, бездонный, расчесать, восклицание, вскружить, бескорыстный, разгореться, разбуженный, беспричинный, издавать, взбодрившись, несжатый, сбить.

Распространённые ошибки при работе с приставками на ..з- и ..с-:

1 Если после приставки, оканчивающейся на З-С стоит гласная или ъ, то на правописание данной приставки они не влияют, так как З или С слышится в этом случае отчётливо. ( РАЗузнать, БЕЗъядерный ).

2 Правописание приставки С в словах не зависит от последующего согласного, Приставка С – неизменяемая! ( Сбежать, скатиться ).

3 Приставку на ..З- и ..С- можно не заметить, если слово имеет две приставки. ( Невостребованный ).

4 Не путайте слова с приставками на ..З- и ..С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. Беспокоить — беситься разбить — разительный воздержаться — возница низвергнуть — низкорослый растереть — растение росчерк — росистый

! Правописание приставок дис- ( диз- ) не зависит от глухости или звонкости последующего согласного: диз- пишется, если корень начинается с гласной буквы ( дизъюнкция ), дис -, если корень начинается с любой согласной (дисгармония, дисбаланс).

Карточка « Приставки на ..З- и ..С-».

1 Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Ра..хаживать, чере..чур, бес..цельность, ..делать, здесь, и..живать, бе..просветная, во..создать, и..подтишка, в..думать, не..гибаемый, и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать, ра…порядиться, ра..положиться, ра..тущий, и..числять, бе..компромиссный, н..звергнуть, не..жатый, не..гораемый, неи..бежность, ра..секреченный, бе..прибыльный, бе..голосый, ра..стелить, ра..хожий.

2 Вставьте пропущенные буквы, укажите слова с орфограммами на приставки. Найдите наречия и разберите их по составу. Графически объясните постановку знаков препинания.

1Бер..г спускался крутым о..косом, а за(ним) ра..ст..лалась озеро, г..ревш..е на солнце как ра..плавле(н,нн)ое. 2 Тр..пинка то в..б(и,е)рается круто (в)верх, то (с,з)бегает в з..ро(з,с)шую к..лючим кустарником н(и,е)зину, п..рес(е,и)кает её смел(о,а) и, из(а,о)гнувшись, снов.. по..н(е,я,и)мается на пр..горок. 3 В бледно(жёлтом) ра..светном небе ре(з,с)ко очерчивались, словно выреза(нн,н)ые из плотной чёрной бумаги, силуэты скал. 4 (На)прав(о,а) лежала р(о,а)внина, такая(же) ровная и бе..граничная, как небо. 5 Д..леко в ра..рывы мягких туч.. светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и бл..стела. 6 На том месте, где, петляя, река и..в(е,и)вается змейкой, ра..п..л..жился ст..рожевой пост п(е,и)хотного батал(ь,ъ)она, охр..нявший (не)большой участок левого бер..га Дона.

3 Вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу. Укажите слова с орфограммой «..З-, и ..С- на конце приставки».

1 ра..ширить 2 (не)..держанность 3 пр..граждё(н,нн)ый 4 вз..скательный

ра..шифрованный 6 бе..болезне…ый 7 н..полн..вший 8 предусмотр..нный

4 Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1 П..пробуй в..глянуть на молнию когда ра..кроивши черные как уголь тучи (не)ст..рпимо з..тр..пещет она целым потопом блеска. 2 В(а,о)звр..тясь в гости..ую они уселись (в)троем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы а Алексей ра..мышлял о том какую роль играть ему в пр..сутствии Лизы. 3 Сотник сидел почти (не)подвижен в своей светлице; та(же самая бе..надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице с..хранялась в нем и (до)ныне. 4 Крестясь и что(то) бормоча пр..летел п..чальный человечек без шляпы с соверше(н,нн)о бе..умным лицом и..царапа..ой лысиной и в соверше..о мокрых штанах. 5 Мы сели за стол; хозяин был чре..вычайно в духе.. и скоро в..селость его ..делалась общею; пробки хлопали (по)минутно стаканы пенились и шипели бе..пр..станно и мы со (вс)евозможным усердием желали от..езжающему доброго пути и всякого блага. 6 Он осекся и опять уставился на меня с теми(же) вытараще..ыми глазами и с тою(же) длинною судорожною бе..смысленно(вопрошающей) улыбкой ра..дв..гающейся все более и более.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

Написание букв «Е», «И» в приставках ПРЕ — и ПРИ — зависит от значения приставки:

1 = около, возле, рядом (пространственная близость) 1 = очень, весьма Н-р: Прибрежный, привокзальный, Прибалтика Н-р: Премилый, 2 Приближение, присоединение преувеличить Н-р: Прибежать, приплыть, прилепить, 2 = пере- (через, приклеить, приползти, прикупить по-иному, по-другому) 3 = слегка, чуть-чуть, ненадолго (неполнота действия) Н-р: Преграда, Н-р: Присесть, прилечь, приклонить(ветку) преступить (закон), 4 Действие сверху вниз преобразить Н-р: Прихлопнуть, пристукнуть, пришлёпнуть 3 = над, сверх 5 Сопутствующее действие Н-р: Приплясывая, приговаривая Н-р: Преобладать 6 Действие, доведённое до конца Н-р: Придумать 7 Действие в своих интересах Н-р: Присвоить, прикарманить

! В некоторых словах буквы Е и И являются смыслоразличительными. Приставку ПРИ- в таких словах всегда можно объяснить прямым значением, ПРЕ – переносным.

ПРИдать (значение, силы ) ПРЕдать друга ПРИтворить дверь(слегка) ПРЕтворить мечту ПРИклонять ветки ПРЕклоняться перед кем-то ПРИступать к делу(приближение) ПРЕступать закон ПРИбывать в Москву(приближение) ПРЕбывать в Москве(быть) ПРИёмник (принимает, присоединяет) ПРЕемник (последователь) ПРИходящий (приближение) ПРЕходящий (временный) ПРИзирать сироту(присматривать) ПРЕзирать (не уважать) ПРИдел в церкви (присоединение) ПРЕдел (граница) ПРИвратник (=возле ворот) ПРЕвратный (изменчивый)

! В некоторых словах ПРЕ и ПРИ не зависят от значения или входят в состав корня. Их нужно запоминать или проверять по словарю.

ПРИвилегия ПРИрода ПРЕподнести ПРЕобладать ПРИключение ПРИсяга ПРЕпятствие ПРЕзидент ПРИоритет ПРИчудливый ПРЕгрешения ПРЕзидиум ПРИсутствие ПРИчина ПРЕследовать ПРЕльщать ПРИличный ПРИчёска Знаки ПРЕпинания ПРЕпарат ПРИверженец ПРИказ ПРЕтензия ПРЕмьера НеПРИхотливый ПРИказ ПРЕтендент камень ПРЕткновения

Карточка «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

1 Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Пр..увеличивать, пр..школьный, пр..подавать, пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться, пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный, пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать, пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться, пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил, пр..ключение, пр..обрёл, Пр..морье, пр..вратности судьбы, пр..небрегать, пр..следовать, пр..одолеть, пр..вращение, пр..возмочь, пр..следуя, пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать.

2 Вставьте пропущенные буквы. В каких строчках во всех словах пропущена одна и та же буква.

1 пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать, камень пр..ткновения 2 пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный, знаки пр..пинания 3 пр..следовать, непр..клонный, пр..винтить, пр..вратник 4 Пр..морье, непр..миримый, пр..обрести, пр..бывать в Снежинск 5 пр..страстный, пр..тормозить, пр..вышение скорости, непр..ступные горы 6 пр..вращение, пр..высить, пр..красный, пр..клоняться перед мудростью 7 пр..успевать, пр..плести, пр..рывание, пр..ступный замысел 8 пр..зреть сироту, пр..способленный, пр..вилегии, пр..оритет

3 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите основы предложений. Найдите субстантивированное причастие (употреблённое в значении существительного).

1 Мы пр..бл..жались к Парижу и я бе..пр..ста(н,нн)о спрашивал скоро(ли) увидим его. 2 Ей п..казалось что в его взгляде промелькнуло пр..зрение. 3 Послы пр..близились и на к..вре перед тронными ступенями пр..клонили к..лени. 4 Пр..следование пр..дставлялось бе..полезной тратой времени. 5 Те (не)многие м..нуты.. которые были нужны для пр..од..ления этого пр..пятствия показались пр..ехавшему вечностью. 6 Громко засм..явшиеся они (в)скоре опять пр..умолкли (на)время. 7 К нашим сказкам милый рыцарь пр..клоните слух.

4 Внимательно прочитайте текст и напишите его под диктовку. Графически объясните знаки препинания.

В душные июльские ночи двери в палаты не прикрывались. Многие теперь признавались, что полюбили просыпаться рано, ещё сквозь дремоту слыша бесцеремонный птичий щебет над самым ухом. Прилетевший с гор ветерок треплет края простыни, приветливо касается спящих детей. Несмотря на все превратности войны, на непрестанную боль и страдания, они улыбаются, предаваясь утренней неге. Ночь унесла с собой все вчерашние огорчения. Рассветный холодок, запах акации и росы будто сами собой входят в грудь, и родится беспричинная радость. Всё вокруг преображается. Всего хочется: и утренней каши, и книжку предложить соседу, с которым вчера поссорился, и птицу на кровать приманить.

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «Ы», «И» ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

! После русских приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква «Ы», а не «и». В данной орфограмме написание соответствует произношению.

Н-р: ПОД Ы ТОЖИТЬ (от и тог), РАЗ Ы ГРАТЬ (от и грать), БЕЗ Ы НТЕРЕСНЫЙ (от и нтерес), ОТ Ы СКАТЬ (от и скать), БЕЗ Ы НИЦИАТИВНЫЙ (от и нициатива) ! ИСКЛЮЧЕНИЕ: ВЗ И МАТЬ

! Буква «И» сохраняется:

1 После иноязычных приставок ДЕЗ- , СУБ- , КОНТР- , ТРАНСПОСТ- , СУПЕР- Н-р: суперигра, постимпрессионизм, дезинфекция, субинспектор, трансиорданский, пости мпрессионизм, суперинтендант 2 В приставках-исключениях МЕЖ- и СВЕРХ- . После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется « И », так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется « Ы ». Н-р: межинститутский, сверхинтересный, сверхинициативный, межиздательский 3 Буква « И » сохраняется, если первая часть слова не приставка, а корень или его часть. Н-р : пединститут, спортинвентарь, санинструктор 4 После числительных ДВУХ- , ТРЁХ- , ЧЕТЫРЁХ- сохраняется « И ». Н-р: двухигольный, трёхимпульсный

Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, предыстория, сыграть, подытожить, розыгрыш, безысходный, предыюльский, безымпульсный, изысканный. Сверхидейный, межиздательский, дезинформация, спортинвентарь, панисламист

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ

! Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я :

1 После приставки , оканчивающейся на согласную: подъезд , объезд ;

2 В словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант , трансъевропейский ; (но перед гласными А, О, Э, У твёрдый знак (Ъ) НЕ ПИШЕТСЯ! Панамериканский, контрудар.

3 В сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный . НО: трехэтажный ;

! Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, главюрист, детясли.

Правописание разделительного ь (мягкого знака) . Разделительный ь (мягкий знак) пишется: 1 внутри слова в корне или после корня перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин , вьюга ; 2 в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон , шампиньон , интерьер . НО: ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ! (заимствованное).

Въезд, подъём, съехидничать, разъяриться, объегорить, разъёмный, межъярусный, адъютант, адъюнктура, Барьер, лисьи, костью, воробьи, завьюжило, фортепьяно, портьера, соловьиный.

КАРТОЧКА «ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ» Отработка задания А-14

1 Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы.

Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без. скровая сварка, без. скусный рассказ, без. сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз. скательный вкус, дез. нтегральная схема, из…скан ная обстановка, предложить контр. гру, предъявить контр. ск, меж. гровая тренировка, меж. нститутская конференция, меж. рригационный период, меж. здательское соглашение.

2 Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями.

Выр..с меж..языковой бар..ер, предпол..гался пред..юбилейный вечер, с..ёжиться от пр..к..сновения, из..ять из обращения, п..едестал п..чёта, под..ёмная реш..тка, кар..ер зар..стает, ин..екция после ож..га, предл..гают пред..явить, ад..ютант вск..чил на лошадь, без..ядерные державы, подош..л к..мпан..он, выр..сли шампин..оны, заст..лает в..юнок, зар..сти бур..яном, суб..ективное отношение, план контр..атаки небез..звестный пл..вец, пред..ыдущий предпр..ниматель, соб..рать спорт..нвентарь, без..глое р..стение, без..дейное тв..рение, сверх..зысканный ухаж..р, раз..гралось ср..жение, без..мянная реч..нка, от..скать не(з,с)г..ревшие вещи.

3 Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Расставьте знаки препинания. Напишите предложения в исправленном виде под диктовку.

1 Новъючиные тежолыми воеными боипрепасами лошади медлено поднемались на виршыну горы кнашим позицыям. У каменых ворот везда в крепость некого небыло. 2 Разезд казаков рысъю отошол подгору. 3 Что-за звуки за песни льються день деньской от зори до зори. 4 Женя открыла колитку чьейто серой двух этажной дачи. 5 Не подолёку за деревьями открывался не обьятный лозурный простор. 6 В педынституте для спорт инвентаря была отведенна спецыальная комната. 7 Я был не обходимое лицо пятого акта не вольно я разигрывал жалкую роль палача или придателя. 8 Квечеру намывшийся и обевшийся я сидел в столовой а Саня и тётя Даша седели по правую и левую руку и смотрели на меня с токой любовю что мне было совестно чесное слово!

4 Вставьте пропущенные буквы. Укажите строчки, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

1 Пан..сламизм, сверх..нустриализация, при..сковый, об..ск 2 Пед..нститут, сан..нспектор, вз..мать, пред..дущий, с..мпровизировать 3 Пре..скусный, меж..здательский, пред..юльский, вз..скание, вз..мать 4 Меж..рригационный, дез..нфекция, вз..мать, сверх..нтересный 5 Без..скусный, пред..стория, пред..нфарктный, без .. мпульсный 6 Роз .. ск, по .. ск, от .. скивать, вз .. скание, раз .. щем, из .. сканный 7 Под .. мать, без .. нициативный, не .. нтересный, небез .. звестный 8 С .. мпровизировать, об .. гранный, с .. ск, вз .. грать, роз .. грыш

КАРТОЧКА «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК» (ЗАДАНИЕ А – 15)

Вставьте буквы, укажите условия их выбора. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1 пр..вращение, пр..увеличить, пр..огромный, пр..следовать, пр..ступный умысел 2 ин..екция, грузопод..ёмник, необ..ятный, ар..ергард, кон..юктивит 3 и..брать, не..гибаемый, ра..бросать, ..жечь, ра..стелить, ..доровье 4 под..грывать, беспро..грышный, на..грыш, сан..нспектор, контр..гра 5 н..право, п..днимать, под..рвать, пр..язык, поз..вчера, ..тбросить 6 об..ятия, из..ян, необ..езженный, раз..ярённый, об..ездить, интерв..юировать 7 пр..родина, с..знание, под..йти, от..брали, ..крутить, ..моральный 8 под..скать, вы..скивать, под..тожить, дез..нфекция, вз..мать, сверх..нтересный 9 пр..удивительный, пр..сечь, пр..восходный, пр..следовать, пр..одолеть 10 под..язычный, двух..этажный, меж..ярусный, суб..ект, ад..ютант, глав..юрист 11 в..лететь, бе..платный, не..говорчивый, и..черпать, чере..чур, и..подтишка 12 и..подтишка, не..группированный, в..бираться, ..гореть, чере..седельный, ..десь 13 пан..американский, пан..европейский, транс..океанский, контр..ярус, ин..екция 14 не..плаченный, под..греть, нед..есть, от..мстить, не..хватный, об..греватель 15 пр..вычка, пр..следовать, непр..ступные горы, пр..возмочь, пр..образование 16 раз..скивать, пост..ндустриальный, под..тожить, вз..мать, спорт..нвентарь 17 с..ехал, обез..яний, транс..европейский, необ..ятный, с..обез..яничать 18 не..глядный, с..звучие, з..расти, ..логичный, ..смотренный, д..веренный 19 Пр..морье, пр..обрести, непр..миримый, пр..клоняться перед мудростью 20 бе..дорожье, в..будоражить, не..жатый, неи..бежность, ни..послать 21 небез..нтересный, по..мённо, по..нтересоваться, пед..нститут, пред..юльский 22 пред..явить, кар..ера, фел..етон, ад..ютант, в..ездная, подош..ют 23 в..южный, под..езжая, с..ёмка, вар..ирование, бур..ян, в..ётся 24 карьерист, вьются, видеос..ёмка, п..едестал, в..юга, пред..юбилейный 25 бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый, ..жечь, ра..ставить, ни..падать 26 пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать, непр..ступная цитадель, пр..вилегия 27 небез..нтересный, роз..ск, по..скать, меж..гольный, вз..мать, из..ян 28 расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка, н..дпилить, з..облачный 29 ни..вергать, не..горбившийся, ра..двоение, и..сякать, чере..чур, и..подтишка 30 пр..касаться, пр..нести, пр..вратник, пр..бывать в Москву, пр..оритет 31 транс..ранский, сов..нформбюро, сверх..скусный, супер..гра, без..мпульсный 32 батал..он, сверх..естественный, п..еса, с..ехидничать, трёх..этажный, вороб..и 33 бе..характерный, ра..кидать, ..бежавший, ..дание, ра..росшийся, ра..чесать 34 под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний, пр..внук, с..гласие, не..хватный 35 пред..явитель, неот..емлимый, трёх..язычный, транс..европейский, ад..ютант 36 пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный, пр..следовать, пр..одолеть, пр..чуда 37 пр..дать силы, пр..хлопнуть, пр..топтывая, пр..ползти, Пр..балтика, пр..вилегия 38 пр..вратить, пр..граждать, пр..нарядить, пр..следовать, пр..спокойно, пр..тендент 39 пр..манка, пр..одолеть, пр..ступный умысел, пр..ступить к действию, пр..оритет 40 пр..своить, непр..ступная крепость, пр..бывать в городе, пр..клоняться перед силой 41 пр..вилегия, пр..поднести, пр..обладать, камень пр..ткновения, знаки пр..пинания 42 пр..оритет, пр..следовать, пр..зреть сироту, пр..клонять ветки, пр..творить дверь

1 Внимательно прочитайте текст, отметьте трудные случаи написания, объясните знаки препинания. Обратите внимание на изученные орфограммы.

Когда на южной окраине города рассвело, третья батарея уже окопалась, и стояла замаскированная. За снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие танки, изготовившиеся к атаке. Они не скрывались, и оттого, что двигались всё время, их трудно было сосчитать. Но их было много. Впереди несколько слева третьей батареи стояла тяжёлая батарея другого полка. Комбата её издали можно было отличить по высокой чёрной папахе с красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки расчёту, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались. Видно было, как работают под щитом номера, наводчик крутит колёсики поворотного и подъёмного механизмов. Батарея готовилась открыть огонь по танкам. После первого снаряда танки ожили. Они ждали этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не зная наших огневых точек, и вызывали огонь на себя. Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды густо рвались вокруг неё, и бойцы только отстреливались.

Задание к диктанту.

— Графически объясните знаки препинания.

— Разберите по составу слова:

НАВАЛИЛИСЬ, ЗАМАСКИРОВАННАЯ, ДЕРЖА, ВОКРУГ, ИЗГОТОВИВШИЕСЯ

— Укажите все орфограммы в приставках.

2 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания , раскройте скобки.

Теперь уже н(е,и)кто (не)сч..тает сверх..естестве(н,нн)ым и (не)об..яснимым тот факт что (с)начала хр..стианства и до татаро(монгольского) н..шествия Киевская Русь была страной высокой и пр..красной письме(нн,н)ой культуры. (В)ведение хр..стианства и пр..общение её к византийской книжности уст..новило пр..емстве(н,нн)ость двух письме..ых культур. Это сильно пр..умножило интерес восточных сл..вян к книге и способствовало ра..пространению письме..ости ещё на з..ре их ц..вилизации.

(Не)без осн..вания пр..дполагают что грамотность была у нас воспринята (в)течении(и,е) самого короткого времени и бе..пр..пятственно ра..вивалась на первых порах. (Не,и)что (не)пр..граждало народу путь к грамоте и наши пр..родители быстро овл..девали сравнительно высоким ур..внем письма. Это п..дтверждается с..хр..нившимися на..писями на прялках пр..чудливых гребнях для ра(сс,с)чёсывания на (не)пр..хотливой гли..яной посуде.

Наука (не)даром пр..даёт огромное значение изучению стари..ых предметов. Без пр..увеличения можно сказать что археологические находки пр..взошли все ожидания учёных пр..открыв картины живой древности.


источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=344

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-dlya-podgotovki-k-ege-pravopisanie-pristavok-zadanie-3247058.html