Задания правописание союзов 10 класс

Упражнения по теме «Предлоги и союзы»
учебно-методический материал по русскому языку (7, 10 класс) на тему

доп.материал к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_po_teme_predlogi_i_soyuzy.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрыв скобки.

  1. (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.
  2. Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В)роде имен существительных нелегко разобраться.
  3. (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.
  4. Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.
  5. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.

Вставьте пропущенные буквы.

1. В течени.. дня шел дождь. 2. Яма была довольно узкая, и я в течени. получаса пробовал выбраться наверх. 3. Быстрая в течени.. речонка идет вдоль гребня. 4. В продолжени.. получаса солнце наполовину вышло из моря и навстречу ему, гордо рассекая волны, бежал белый корабль. 5. В продолжени. романа, который готовится к выпуску, мы узнаем о судьбе героя. 6. Вследстви.. задержки в пути мы не можем прибыть вовремя. 7. Вследстви.. весеннего паводка связь с городом в течени.. следующей недели будет по- прежнему затруднена. 8. Он участвовал ..следстви.. о поджоге как свидетель.

Объясните правописание, подчеркните производные предлоги.

  1. В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени. трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени. речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени. тысячелетий. 4. В течени. часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать . ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени. всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова. ый он говорил очень тихо ..смотря в зал.
  1. Вникните в причину – и тогда поверите (в)следстви.. . (В)следстви.. ранних заморозков быстро пожелтела трава.
  2. (В)продолжени.. рассказа ребятам очень хотелось верить. (В)продолжени.. разговора он несколько раз говорил по телефону.
  3. Уже (в)течени.. часа он всматривался в причудливые очертания гор. Он всматривался (в)течени.. реки. (В)течени.. реки было что-то завораживающее.
  4. В заключени.. он подвел итог работы. В заключени.. эксперта содержались выводы.

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

  1. Смотреть (в)след уходящему теплоходу.
  2. Жить (в)близи стадиона.
  3. Сделать запрос (на)счет графика работы.
  4. Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.
  5. Болеть (в)продолжени.. семестра.
  6. (В)продолжени. фильма увидеть новых актеров.
  7. (В)заключени. сделать в сочинении нужные обобщения.
  8. (В)заключени. сочинения отсутствуют выводы.
  9. (В)течени. всего лета шли дожди.
  10. (В)виду шторма рыбаки не вышли в море.
  11. (Не)смотря на все старания, он опоздал.
  12. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.
  13. (В)следстви. были допущены ошибки.
  14. (В)след экипажам двинулись люди.

Списать, раскрыв скобки.

  1. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали.
  2. Что(бы) мне сделать, что(бы) они помирились.
  3. Я думал, что(бы) мне сказать отцу, что(бы) он успокоился.
  4. Была та(же) странная тишина.
  5. И так(же) неподвижно светил месяц.
  6. Часы остановились и показывали то(же) время, что и раньше.
  7. Она сказала, что то(же) самое бывает и с ней.
  8. Женщины о раненых заботились так(же) нежно, как о своих детях.
  9. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.
  10. Наступила тишина, за(то) мы услышали вдали соловья.
  11. При(том) заводе был опытный полигон.
  12. Идти оставалось неделю, при(том) по хорошей дороге.
  13. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.
  14. Они беседовали, а за(тем) разошлись.
  15. От(чего) ты меня не пожалеешь?
  16. К обеду мы сильно проголодались, по(тому) повернули и возвратились домой по(тому) же пути.
  17. Заячьи следы заворачивали за(то) дерево.
  18. С кем поведешься, от(того) и наберешься.
  19. Корень ученья горек, за(то) плод сладок.
  20. Решили погулять, по(этому) отправились в лес.

Впишите подходящие по смыслу слова или части слов ( то, же, бы, по ). Вставьте пропущенные буквы, дефисы.

1. Вокруг (по) осеннему тихо и в то.. самое время (по) летнему жарко. 2. (По) моему, он то.. поступил не (по) товарищески. 3. Ветерок то.. пр..тих, словно так. как и люди, чувствовал торжестве..ость минуты. 4. Он пр..красно пон..мал (по) францу..ки, а так.. (по) швед..и. 5. Я (по) хозяйски поднялся ..верх лестницы, что.. осмотреться. 6. Что.. н.. случилось, хочется что.. все осталось (по)прежнему. 7. Устал, за.. сделал все (по) хозяйски. 8. ..тому маршруту то.. идти опасно, ..этому надо найти опытного проводника. 9. Я то.. был огорчен, ..этому в течени. всего вечера молчал. 10. ..следстви.. того, что дорогу перерыли, нам пр..шлось завернуть за.. здание. 11. .. смотря на успех, я понял, что удержать его будет так.. трудно, как остановить движущийся ..встречу локомотив.

Практические упражнения «Правописание союзов»

Предлагаемые упражнения позволяют отрабатывать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание союзов»»

для самостоятельной работы по теме «Союз»

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают.


1. Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.(А. Чехов)

2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям.

(М. Лермонтов). 3. Чтобы вода (не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. (В. Арсеньев) 4. Солнце село, но в лесу ещё светло.

5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. (В. Арсеньев).6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. (.Л. Толстой) 7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет. (Г.Троепольский)

Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.

Крупная земл..ника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни(от)кого (не)отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. (В)течени.. нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже соб..рали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через (пол)часа отдыха мы мчались к лесной реч..нке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из пр..манок нашего путешествия.
К вечеру мы торопились домой, (ЧТО БЫ, ЧТОБЫ) на следующий день повторить (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) путешествие. За день мы чу..ствовали усталость. (ЗА ТО, ЗАТО) как пр..ятно быть в лесу и соб..рать ягоды!

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.

Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.

Упражнения по теме «Правописание союзов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правописание союзов упражнения

Упражнение1. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно. 1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы . 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) . 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе . 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день . 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали . 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла . 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался . 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.).

Слитно или раздельно? 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост . 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? . 14. Собаки притихли(от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый . 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу . 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином . 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь . 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату . 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы .

Упражнение 2 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания 1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же)прекрасна была земля в дивном серебряном блеске . 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно . 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно . 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь . 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало . 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) . 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру . 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда . 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем .

Упражнение 3 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов 1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел. 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом . 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем)он так распространился перед этим барином 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс .5. Прибыл он за(тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей . 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом . 7.Вслед за (тем) он встал с постели . 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила . 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много .

Слитно или раздельно? 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от(того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне . 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало . 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово . 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно . 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы . 15. За (чем)пойдешь, то и найдешь . 16. И (так), все кончено .

Упражнение 4 Объясните написание выделенных слов. 1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9.Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало.

Упражнение 5 Перепишите, раскрывая скобки 1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном . 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома . 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) . 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах . 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату.

Упражнение 6 Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов. 1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

Упражнение 7 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов. 1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. 6)Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила.

Упражнение 8 Напишите текст под диктовку. ПОСЛЕ ВИХРЯ Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы. Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. Отойдя немного, я сел на камень и стал слушать. Шум ручья, который обыкновенно не замечаешь днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и тоже уснул как убитый. (По В.К.Арсенъеву)

Упражнение 9 Напишите текст под диктовку. НА ВОЛГО-ДОНЕ Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал. Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона. Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек! На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон. Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется— то бурлаки идут бечевой. »


источники:

http://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-pravopisanie-soiuzov.html

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-soyuzov-2906083.html