Задания правописание суффиксов существительных с ответами

Практические упражнения «Правописание суффиксов имен существительных»

Практические упражнения и задания помогут ученикам закрепить написание различных суффиксов в именах существительных. Предназначен для учителей русского языка, работающих в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание суффиксов имен существительных»»

Правила написания суффиксов существительных

В суффиксе -ек- пишется буква «е», если в форме р.п. она становится беглой.
При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и».

После шипящих под ударением пишется -ок,
без ударения — -ек-

Суффикс -ец образует слова мужского рода.
Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода.
У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на -цо.
Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу.

Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-.

Суффикс -енк- пишется в остальных случаях.

Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание .

Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание .

Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- образует остальные существительные.

Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением.
Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.

С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание ,
у существительных ж.р. — .

Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с.
В остальных случаях пишется суффикс -щик-.

Упражнение 1. Начертите таблицу (см. образец) и распределите в ней слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Составьте словосочетания.

При склонении гласная е суффикса

При склонении гласная и суффикса

замочек – замочка, к замочку

ключик – ключика, о ключике

Человеч_к, дожд_к, кристалл_к, ореш_к, ножич_к, шалаш_к, работнич_к, сарайч_к, дружоч_к, звоноч_к, карманч_к, сыноч_к, графинч_к, словар_к, сучоч_к, подароч_к, колокольч_к, мешоч_к, дубоч_к, том_к, обрывч_к.

Упражнение 2. От приведённых ниже существительных образуйте формы с суффиксами -ец – -иц, распределив слова в две колонки (см. образец). Укажите, где есть, чередования согласных.

Капитал, лужа, мороз, просьба, жижа, алмаз, книга, рассказ, характер, рожа (грубо-просторечное от «лицо»), кресло, письмо, масло, варенье, пальто, здоровье, здание, платье, ружьё, стихотворение, дупло, мнение, смятение, лиса, разный, матрас, народ, болото.

Упражнение 3. Образуйте существительные с суффиксами -оньк-, -еньк- и распределите их в колонки, согласно образцу. Придумайте связный текст, запишите его, выделяя гласные в искомых орфограммах ярким стержнем.

После корня на твёрдый согласный

После корня на шипящий

После корня на гласный

Голова, папа, баба, тётя, заря, берёза, заяц, киска, Катя, Лиза, дочь, река, душа, полоса, подружка, лапа, липа, Рая, дева, пай-мальчик, внучка, рука, нога, Серёжа, мама, кроха, зелёный, рыба, высокий, глубокий, низкий, лёгкий, глаза.

Упражнение 4. От приведённых ниже существительных и прилагательных образуйте существительные с суффиксами субъективной оценки -ичк-/-ечк-, -инк-/-енк-, использовав, где необходимо, промежуточное звено. Образец: лук – луковица – луковичка; солома – соломина – соломинка; утро – утречко; нежный – неженка.

Улица, умный, изюм, жижа, сахар, имя, вафля, аппарат, сито, Соня, Зоя, ложка, Лия, Тая, лейка, канарейка, чернослив, ссадина, жемчуг, Купала, монах (ж. р.), перекладина, француз (ж. р.), черкес (ж. р.), бисер, беженец (ж. р.), племя, виноград, стремя, расщелина, сор, вишня (ягода), ручка, пыль, ягода, кислый, рогатина, майка, свеча, крошка, бусы, горох.

Упражнение 5. От данных ниже слов образуйте существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ышк-(-ишк-), -ищ-. Выделите суффиксы и окончания. Образец: голова – головушка, головища (ж. р.); позор – позорище (м. р.); поле – полюшко (ср. р., неодуш.).

Трава, поле, горе, церковь, болото, голова, камень, ружьё, корова, одеяло, пальто, заря, клин, страсть, воля, здоровье, мысль, завод, Корней, скворец, город, соловей, ум, Иуда, бревно, стекло, зять, сапог, голос, перо, дно, край, купец, лгун, скука, солнце, сила, туфля, воробей, нос, кол, рояль, нога, рука, столб, кот, грязь, волк, топор (как ‘большой топор’), зима, Тимофей, доля, деревня, народ, зерно, гнездо, кадка, уж, паук, плащ, махина, плечо, пожар, детина, усадьба.

Упражнение 6. От приведённых слов образуйте существительные с суффиксами -чик-, -щик-. Составьте с ними словосочетания.

Разведка, наладка, водопровод, дрессировать, алименты, прокат, приём (стеклотары), зачинать, атом (учёный), отвечать, прогулять, кабак, асфальтировать, баня, по пути, точить, фонарь, разносить (инфекцию), барабан, добыча, бриллиант, переписывать (бумаги), возить (хворост), смазка, трал, участник заговора, проходить, укладывать, пулемёт, объездить, штамповать, наладить, автомат, раскроить, переводить, разметить, настроить, обходить, рубить, застроить, налететь, извоз, убирать, барабан, бетон, камень, перебежать, переплетать, рассказать, забой, кровля, раздача.

Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс. Составьте с ними словосочетания.

Развед..ик, дрессиров..ик, рассказ..ик, лёт..ик, попут..ик, захват..ик, счёт..к, постанов..ик, прогуль..ик, фонар..к, плеч..ко, двоечн..к, василёч..к, хвост..к.

Употребляя необходимые суффиксы, выполните следующие задания:

а) скажите ласково о следующих предметах:

Рука — береза — ночь — солнце –

Скамья — сердце — шапка — голова –

б) назовите предметы так, чтобы они стали маленького размера:

нос — палец — хомяк — кот –

звезда — зеркало — птица — зверь –

в) назовите эти предметы так, чтобы они стали большими:

рука — глаза — букет — дом –

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Обоснуйте ответ.

Замоч..к, толщ..на, пугов..чка, ключ..к, красав..ца, любим..ца, плать..це, письм..цо, нов..зна, велич..на, солом..на, луков..чка, стар..на, нов..зна, горош..нка, виш..нка, пугов..ца, желт..зна, луков..чка, лож..чка, Сон..чка, врем..чко, шуб..нька, зор..нька, нож..нька, Зо..нька, старш..нство, волч..к, медвеж..нок, рубаш..нка, балала..чка, копе..чка, треск..тня, болт..вня, бедн..та, нищ..та, тиш..на, руч..ньки, дорож..нька, подруж..ньки, па..нька, за..нька, ноч..нька, крив..зна, кис..нька, лап..нька, ба..ньки, внуч..нька, бабул..нька, реч..нька,буфет..к, барабанщ..к, караульщ..к, расклейщ..к, ухаж..р, мороз..ц, сюртуч..к, масл..це, спал..нка, камеш..к, голуб..зна, подароч..к, деньж..нки, голосоч..к, владел..ц, поросят..нка, француж..нка, птенч..к, Маш..нька, блюд..чко, неж..нка, кузнеч..к, друж..к, ёж..к, дорож..нька, стаж..р, хлеб..ц, рож..ца, колокольч..к, вечероч..к, черкеш..нка, жемчуж..нка, врем..чко, ружь..цо, медвеж..нок.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторович…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные:

апельсин — внук — конец –

портфель — поясок — стакан –

пряник- ёж — ножик-

кожа — мороз — лужа — каша –

масло — письмо — книга — растение –

волосы — душа — кухня — башня –

Юля — изюмина — мама — яблоня –

Вор — горе — жена — перо -Кровь — зверь — лапа — скворец –

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

От данных словосочетаний образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, называющее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите слова, выделите суффиксы.

Музыкант, играющий на трубе –

Музыкант, играющий на скрипке –

Тот, кто любит шутить –

Тот, кто любит озорничать –

Обучающийся в школе –

Играющий в футбол –

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Вспыхнул яркий краеш…к со…нца.

2. Устроили шалаш…к из травки.

3. Звонко трещали кузнеч…Ки.

4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Суффиксы –чик- или –щик-.

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Суффиксы имен существительных (Е или И?)

Лист..к, горош..нка, пугов..чка, семечко, баш..нка, трещ..нка, монаш..нка, врем..чко, лестн..чка, протал..нка, нян..чка, стол..к, метел..ца, имень..це, ружь..цо, пальт..цо, кресл..це, протал..нка, тро..чка, колокол..нка, изюм..нка, хиж..нка, беж..нка, страдл..ца, копе..чка.

Решение орфографической задачи Проверка «по цепочке».

Образец рассуждения: ущель-иц-е . Написали суффикс –иц-, т.к. слово ср.р., окончание безударное.

Счастлив..ц, ленив..ц, имень…це, ружь..цо, строень..це, выражень..це, красав..ца, растень..це, письм..цо, плать..це, красав..ца, счастлив..ца, умел..ца, мороз..ц, владел..ц, луж..ца, бель..цо, путан..ца, безум..ц.

Добавьте суффиксы –чик- или –щик- к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль….

2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и.

3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Упражнение 23. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Арбуз_к, горош_к, бараш_к, аппарат_к, бегемот_к, сыноч_к, грибоч_к, берет_к, височ_к, билет_к, блок­нот_к, самолет_к, василеч_к, бриллиант_к, бу­терброд_к, галстуч_к, буфет_к, огонеч_к, паровоз_к, венич_к, веноч_к, винт_к, га­раж_к, глаз_к, волос_к, подароч_к, дожд_к, бант_к, желудоч_к, мяч_к, нол_к, жеребеноч_к, изумруд_к, манеж_к, сит_чко, луков_чка, утр_чко, вым_чко, крал_чка, говяд_нка, сем_чко, тем_чко, бисер_нка, нищ_нка, монаш_нка, лес_нка, виноград_нка, фран­цуж_нка, неж_нка, солом_нка, трещ_нка, спал_нка, кирпич_нка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.).

2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.).

3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.).

4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.).

5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.).

6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 7. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих).

8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.).

9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.).

10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.).

11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 25. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Овраж_к, стульч_к, переднич_к, кресл_це, фонтанч_к, письм_цо, плать_це, дожд_к, луч_к; бель_цо, луж_ца, масл_це, владел_ц, кормил_ц, сослужив_ц, здань_це, лужоч_к, растень_це, росточ_к, венич_к, пальт_цо; лисёноч_к, стаканч_к, плать_це, сюрприз_ц, блюд_чко, котёноч_к, мороз_ц, рассказ_к, кувшинч_к, кабинет_к, руч_чка, дубоч_к, любим_ц, очевид_ц, козлёноч_к, нян_чка, Зо_нька, виш_нка, любим_ца, Ван_чка, подруж_нька, человеч_к, пальч_к, спал_нка, колокол_нка, птенч_к, нож_нька, сот_нка, заборч_к, руч_нька, дорож_нька, пес_нка, Кол_нька, лес_нка, чайнич_к, Маш_нька, Тан_чка, горош_нка, кож_ца, кран_к, стол_к, удал_ц, путан_ца.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок).

2. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин).

3. Лиз..н..ка 3 вздохнула (Попов).

4. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку 3 крыл..ч..ка (А.Н. Толстой).

5. В фуфа..ч..ках пуховых белый снег (Луговской).

6. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов).

7. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов).

8. Таскали – то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок).

Упражнение 27. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Дружоч_к, кусоч_к, птенч_к, кузнеч_к, колокольч_к, свёрточ_к, клюв_к, сухар_к, горош_к, котёноч_к, осколоч_к, комоч_к, фонар_к, букет_к, бараш_к, ореш_к, строптив_ца, тружен_ца, кормил_ц, копь_цо, имень_це, растень_це, кресл_це, варень_це, здань_це, плать_це, ружь_цо, масл_це, мороз_ц, горош_нка, жемчуж_нка, изюм_нка, неж_нка, протал_нка, скваж_нка, солом_нка, спал_нка, трещ_нка, мо­наш_нка, баш_нка, череш_нка.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин).

2. Перед ним тарелка с борщ..м 3 , ломт..ки ч..рного хлеба и оливки 3 на блюд..чке (А.Н. Толстой).

3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха 3 , вот стерляди кусоч..к (Крылов).

4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков).

5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего 3 (Маяковский).

6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов).

7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов).

Упражнение29. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Ножич_к, сарафанч_к, халат_к, мешоч_к, кристалл_к, карманч_к, замоч_к, тет_нька, зор_нька, трав_нька, доч_нька, умн_чка, сахарн_чка, плем_чко, сит_чко, пепельн_чка, графинч_к, работнич_к, звоноч_к, человеч_к, ореш_к, словар_к, ключ_к, Лиз_нька, Саш_нька, лис_нька, за_нька, бер_зонька, па_нька, Юл_чка, луков_чка, стрем_чко, ножн_чки, камеш_к, горош_к, бус_нка, растень_це, говяд_нка, ле_чка, горл_нка, завал_нка, переклад_нка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Правописание суффиксов существительных: Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Платоч. к, корж. к, сыноч..к, дом. к, замоч. к; стож. к, лягуш. нок, овраж. к, руч. нька; в плам. ни, плем. нем, на стрем. нах, об им. нах; разнос. ик, перебеж. ик, камен. ик, носиль. ик, смен. ик; крош. чка, врем. чко, лап. чка, пугов. чка, реч. нька, за. нька, лис. нька; европе. ц, красав. ца, любим. ц, бессмысл. ца, письм. цо, плать. це, кресл. це, ружь. цо

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.).

2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.).

3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.).

4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.).

5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.).

6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.).

7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках.

8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.).

9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.).

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязалыд. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Игра «Корректор». Найти слово с ошибкой в изучаемой орфограмме исправить её. Обозначить графически орфограмму.

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Распределите данные ниже слова в два столбика.

чик- -щик- Камен_ик, газет_ик, приём_ик, набор_ик, объез_ик, учёт_ик, пулемёт_ик, бан_ик, водопровод_ик, бетон_ик, набор_ик, фонар_ик, буфет_ик, контор_ик, проход_ик, гардероб_ик, ответ_ик, растрат_ик, донос_ик, экскаватор_ик, зимов_ик, сортиров_ик, сталепрокат_ик, автомат_ик, перевод_ик, чугунолитей_ик, инсцениров_ик, лазут_ик, смёт_ик, укат_ик, настрой_ик, маслобой_ик, корректиров_ик, фальшивомоне_ик, совет_ик

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой).

2. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак).

3. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов).

4. Изредка брёл прохожий 3 , грызя сем..ч..ки 3 (А.Н. Толстой).

5. Р..звалина (гряз..) лечебницы и обг..релые столбы купален.. особенно уныло отражались в воде лимана (Катаев).

6. К..нвоиры выстрелили и забили в трещ..тки (Федин).

7. Мешков узнал рабочий пикет, ружь..ца виднелись у людей за спинами (Федин).

8. Пастухова кто (то) потянул за пальт..цо 3 , которое он держал через руку (Федин).

9. Вдруг покажется над берегом утончённо зелёная тополиная рощ..ца (Федин).

10. Мы с тобой в Астрахан.. 3 в изво..ики поступим (Гладков).

11. Никитушка не был начё..иком и обладателем книжной мудрости (Гладков). 12. Колесничук бодро взбегал по лес..нке, снимал с полки товары (Катаев).

13. Фен..ч..ка была редкая неж..нка (Катаев).

14. На лугу – зелёные протал..нки (Гладков).

15. Словеч..ки автор подобрал мягкие, «трогающие за душу»: «хлеб..ц», «младенч..к», «масл..це», «кусоч..к», «ватка» (М. Горький).

16. Голосоч..к у тебя как колокольч..к (Гладков).

Вставьте пропущенную букву в нижеследующих словах.

Копиров..ик, экскаватор..ик, сортиров..ик, стеколь..ик, автомат..ик, объезд..ик, воз..ик, расфасов..ик, автопогруз..ик, налад..ик, перепис..ик, вертолет..ик, буфет..ик, водопровод..ик, рассказ..ик, аппарат..ик, разнос..ик, обход..ик.

Дайте толкование лексического значения имен существительных, обозначающих лиц по роду занятий, профессии, специальности.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.).

2. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.).

3. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.).

4. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.).

5. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.).

6. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.).

7. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.).

8. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.).

9. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Распределите имена существительные по родам в три столбика. От данных существительных образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением посредством суффиксов -ишк- (-ышк-), -ушк- (-юшк-). Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда одушевленности или неодушевленности.

Образец. дядя–дядюшка (м.р.), тетя – тетушка (ж.р.), солнце – солнышко (ср.р.).

Сосед, скворец, воля, доля, корова, соловей, гнездо, поле, горе, воробей, баба, хозяйка, голова, трава, камень, дед, беседа, борода, няня, ядро, зерно, горло, дно, река, деревня, море, сын, стекло.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

1. Дно реч…ки сплошь усеяно мелкими яркими кам…шками. (В. Солоухин)

2. Вороб…шки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна. (С. Есенин)

3. Мы прошли еще с четверть версты. Показалась маленькая дерев…шка на краю неглубокого оврага. (И. Тургенев)

4. Дарь…шка долго смотрела, от солнца рукой заслоняясь. (Н. Некрасов)

5. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по пер…шку носил за ставню и вил там гнезд…шко.

6. Но вот дом…шко с вывеской виднеется один около дороги посреди снега, который чуть не до крыш и окон занес его.

7. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сын…шку. (Л. Толстой.)

8. Зерн…шко к зерн…шку – будет мешок. (Пословица)

9. Ив…шка, ив…шка, зеленая моя! Что же ты ив…шка невесела стоишь? Или тебя, ив…шка, солн…шком печет, солн…шком печет, частым дождиком сечет…? (Песня)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Терпеть он не мог каба..иков, барышников, мироедов (Гладков).

2. Послушай-ка, дружищ. ты, сказывают, петь великий мастерищ.. (Крылов). 3. Губы словно виш..н..ки, вся как цвет..к аленький (Исаковский).

4. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Аксаков).

5. Табун..ик Нестор был одет в казакин (Л. Толстой).

6. Торопливо пр..бежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Серафимович). 7. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев). 8. Вот сидишь ты на веч..рке, и девч..нка – самый цвет (Твардовский).

9. Маленькую Зо..н..ку иногда шутливо называли За..н..кой (Гладков).

10. Пётр был весельч..ком, мастером на все руки, искус..ным (скор..) писцем и перепи..иком книг (Гладков).

11. Дело уп..ралось в скудное житьишк.. с без..емельем, с голодом 3 , с податями (Гладков).

12. Ты соврал, что ты первый гон..ик на моторах! (Гладков).

13. По главным улицам проворно перебегали с лес..нками фонар..ики, заж..гая свет 3 (Шишков).

14. Долго бился судья 3 , допрашивая св..детелей, но так и не обнаружил зачин..иков (Н. Островский).

Работа с текстом.

(1) Луч..к со(?)нца блес(?)нул из(за) леса к..снулся в..рхуш..к д..ревьев от..скал в листве шар..ки зелёных яблоч..к. (2) Дрож(?) света пр..б..жала по саду и з..искрились ..лмазами р..синки на пр..дорожной трав.. . (3) Мал..нький еж..нок впервые вышел из норки и пош..л путешествовать по б..льшому свету.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите слово(-а) с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

Работа с текстом.

(1) Х..р..ши снежные зимы в (Р, р)осси.. ! (2) Бл..стят на со(?)нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки и мал..нькие реч..нки. (3) Нап..лняется жизнью зимн..й лес. (4) Я ск..лотил ящич..к и по пушист..му снегу отправился уг..щать разн..ми вкусностями зимних об..тателей.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите из текста слово с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите из текста существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

Орфографический тренинг «Задание №11 Правописание суффиксов существительных»

Орфографический тренинг 10 класс

Правописание суффиксов существительных

Дружоч..к, воз..ик, здан..це, горош..нка, билет..к, бел..зна, бус..нка, луж..ца, жемчуж..нка, строен..це, спал..нка, карандаш..к, желт..зна, ножн..чки, извоз..ик, кусоч..к, сем..чко, страдал..ца, протал..нка, спал..нка, перепис..ик, свидан..це, кузнеч..к, ле..чка, дождич..к, пальт..цо, книж..чка, рез..ик, плать..це.

Груз..ик, понч..к, бел..зна, голуб..зна, род..нка, совоч..к, умн..чка, диков..нка, книж..ца, блюд..чко, мам..нька, солом..нка, фонар..ик, сюжет..ц, душ..нька, здоров..це, волос..ньки, кресл..це, растен..це, кож..ца, письм..цо, масл..це, скваж..нка, развед..ик, перебеж..ик, бетон..ик, водопровод..ик, рощ..ца, замоч..к.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Конакова Наталья ЮрьевнаНаписать 2845 17.10.2019

Номер материала: ДБ-744294

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.10.2019 68
    17.10.2019 452
    17.10.2019 88
    17.10.2019 324
    17.10.2019 336
    17.10.2019 7937
    17.10.2019 54
    17.10.2019 38

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задания правописание суффиксов существительных с ответами

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

Пояснение (см. также Правило ниже).

1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;

2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда

3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ

4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется

5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)

НА­ПИ­СА­НИЕ СУФ­ФИК­СОВ РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

Суф­фикс — это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся после корня и слу­жит обыч­но для об­ра­зо­ва­ния новых слов.

На на­пи­са­ние того или иного суф­фик­са вли­я­ют раз­лич­ные фак­то­ры:

—часть речи, в ко­то­рой он упо­треблён;

—спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова;

—удар­ная или без­удар­ная по­зи­ция;

—пи­шет­ся после ши­пя­щих или нет;

—ка­ко­го рода слово с про­пу­щен­ной бук­вой

и так далее. По­это­му еди­ных пра­вил нет, все суф­фик­сы пи­шут­ся по осо­бым пра­ви­лам.

10.1 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ
10.1.1 СУФ­ФИК­СЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По Ро­зен­та­люПо Ло­па­ти­ну:
Суф­фикс -ив- несет на себе уда­ре­ние: краси́вый, прав­ди́вый.

Ис­клю­че­ния: ми́ло­сти­вый, юро́дивый.

В не­уда­ря­е­мом по­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся суф­фикс -ЕВ-: бо­Е­Вой, си­ре­нЕ­Вый, алю­ми­ни­Е­Вый, ге­ли­Е­Вый (от гелий), но ге­лЕ­Вый (от гель).

В суф­фик­сах -ЛИВ- и -ЧИВ- (про­из­вод­ных от -ИВ-) пи­шет­ся буква и: за­бот­лИ­Вый, за­нос­чИ­Вый.

Сле­ду­ет раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ЕВ-, с одной сто­ро­ны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с дру­гой.

Слова на -ЕВый — напр., со­Е­Вый, фер­зЕ­Вый, фла­нел ЕВ ый, мат­чЕ­Вый, зам­шЕ­Вый, — со­дер­жат суф­фикс -ЕВ- (ор­фо­гра­фи­че­ская раз­но­вид­ность суф­фик­са -ОВ-), про­ве­ря­ю­щий­ся под уда­ре­ни­ем в таких сло­вах, как дубо́вый, рублёвый. Эти при­ла­га­тель­ные — от­но­си­тель­ные , у них нет крат­ких форм.

Слова на -ИВЫЙ яв­ля­ют­ся ка­че­ствен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми (име­ю­щи­ми крат­кие формы) с суф­фик­са­ми -ИВ-: ми­ло­стИ­Вый; -ЛИВ-: за­бот­ЛИ­Вый, за­вист­ЛИ­Вый, не­по­сед­ЛИ­Вый, при­чуд­ЛИ­Вый; -ЧИВ-: за­быв­ЧИ­Вый, на­ход­ЧИ­Вый, пе­ре­мен­ЧИ­Вый. Эти же суф­фик­сы -ИВ- и -ЛИВ- под уда­ре­ни­ем: ле­нИ­Вый, смеш­ЛИ­Вый, при­хот­ЛИ­Вый.

При­ме­ча­ние. Суф­фикс -ИВ- име­ет­ся также в слове юро­ди­вый, об­ра­зо­ван­ном от уста­рев­ше­го юрод.

Здесь не­об­хо­ди­мо сде­лать важ­ное за­ме­ча­ние: в за­да­ни­ях часто встре­ча­ют­ся слова, име­ю­щие очень по­хо­жие на­пи­са­ния, на­при­мер, мин­дал..вый, на­зойл..вый, за­ботл..вый. Если сле­до­вать пра­ви­лу Ло­па­ти­на, то по­пыт­ка об­ра­зо­вать крат­кие формы удаётся для слов «на­зой­ли­вый (на­зой­лив)» и «за­бот­ли­вый (за­бот­лив)», по­то­му и на­пи­са­на буква И, это суф­фикс ЛИВ. «Мин­да­ле­вый» усечь не уда­лось, это при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ, буква Л при­над­ле­жит корню. В этом плане ин­те­рес­но слово «гут­та­пер­че­вый», это на­зва­ние ма­те­ри­а­ла, их ко­то­ро­го когда-то де­ла­лись иг­руш­ки. В этом слове Ч тоже яв­ля­ет­ся ча­стью корня, а сде­лать крат­кую форму никак не по­лу­чит­ся, ведь это от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ. По­это­му, как го­во­рят, зрите в ко­рень!

10.1.2. ДРУ­ГИЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ

• В без­удар­ном по­ло­же­нии после твер­дых со­глас­ных ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: де­лО­Вой, крас­нО­ВА­Тый, да­рО­ВИ­Тый. После мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и ц ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: ве­щЕ­Вой, Ба­рен­цЕВо море, си­нЕ­ВА­Тый, глян­цЕ­ВИ­Тый.;

• суф­фикс -ИСТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой И, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­са -ест- не бы­ва­ет: по­ро­дИ­СТый, по­кла­дИ­СТый;

• суф­фикс -ЧАТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой А: бре­вен­ЧА­Тый, взрыв­ЧА­Тый;

• суф­фик­сы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пи­шут­ся без из­ме­не­ния во всех сло­вах, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­сов -ИНЬК-, -АНЬК- не бы­ва­ет: бе­лЕНЬ­Кий, ма­хОНЬ­Кий.

10.2 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ГЛА­ГО­ЛОВ
10.2.1. ГЛАС­НЫЕ В ИН­ФИ­НИ­ТИ­ВЕ (НЕ­ОПРЕ­ДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БА­ЗО­ВОЕ, ОС­НОВ­НОЕ ПРА­ВИ­ЛО.

Глас­ный перед суф­фик­сом ин­фи­ни­ти­ва (не­опре­де­лен­ной формы) -ТЬ может быть без­удар­ным. Для опре­де­ле­ния того, какую букву сле­ду­ет пи­сать на месте этого без­удар­но­го глас­но­го, ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие усе­ка­е­мо­сти гла­голь­ной ос­но­вы. Это по­ня­тие не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе, по­это­му слова с без­удар­ным глас­ным перед ТЬ не­об­хо­ди­мо за­учи­вать на­и­зусть. При­ведём при­ме­ры таких слов.

Спи­сок слов да­ле­ко не пол­ный, гла­го­лов с без­удар­ным суф­фик­сом очень много. Пом­ни­те, что до­бав­ле­ние при­став­ки не ме­ня­ет на­пи­са­ния. Так, все слова с при­став­ка­ми от слова кле­ить — за­кле­ить, под­кле­ить, пе­ре­кле­ить и скле­ить пи­шут­ся оди­на­ко­во с суф­фик­сом И. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на зна­чи­мость этого пра­ви­ла: от вер­но­го на­пи­са­ния буквы перед ТЬ будет за­ви­сеть и на­пи­са­ние формы гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни, и, со­от­вет­ствен­но, при­ча­стий и де­е­при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, так как эти формы об­ра­зу­ют­ся от ин­фи­ни­ти­ва.

По Спе­ци­фи­ка­ции 2015-2016 года на­пи­са­ние при­ча­стий про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 11.

10.2.2 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ ГЛА­ГО­ЛОВ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

На­пи­са­ние глас­ной буквы в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни на­пря­мую за­ви­сит от суф­фик­са на­чаль­ной формы (ин­фи­ни­ти­ва), так как для об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ра­бо­та­ет схема: ОС­НО­ВА ин­фи­ни­ти­ва+ суф­фикс Л. Есте­ствен­но, что -ТЬ усе­ка­ет­ся, так как в ос­но­ву не вхо­дят. В раз­ных учеб­ни­ках эта часть слова на­зы­ва­ет­ся либо суф­фик­сом не­опре­делённой формы (ин­фи­ни­ти­ва, на­чаль­ной формы), либо окон­ча­ни­ем. Это со­вер­шен­но не кри­тич­но для объ­яс­не­ния пра­ви­ла: от­се­ка­ем — и всё. Итак, в слове каш­лЯл пи­шет­ся Я, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы кашлЯ(ть), в слове уви­дЕл пи­шет­ся Е, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы увидЕ(ть). Ещё при­ме­ры: уве­ли­чИл (от уве­ли­чИть), умно­жИ­ла (от умно­жИть), оби­дЕл­ся (от оби­дЕть­ся). Как видно из при­ме­ров, зна­ние спря­же­ния гла­го­ла здесь не нужно.

10.2.3 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В ДЕ­Е­ПРИ­ЧА­СТИ­ЯХ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

Де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ют­ся по схеме: Ос­но­ва ин­фи­ни­ти­ва+суф­фикс ВШ (Ш). По­это­му пра­ви­ло то же самое: какая глас­ная в ин­фи­ни­ти­ве, такая и в де­е­при­ча­стии. На­при­мер: уви­дЕв (от уви­дЕть), воз­не­на­ви­дЕв (от воз­не­на­ви­дЕть); услы­шАв (от услы­шАть). Ещё при­ме­ры: из­ме­рИв (пло­щадь), за­му­чИв (рас­спро­са­ми), оби­дЕв (то­ва­ри­ща).

10.2.4. ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА-; ПЕРЕД ВА

В любом за­да­нии есть слова на дан­ное пра­ви­ло, и не по од­но­му. Чаще всего ука­зан­ные суф­фик­сы встре­ча­ют­ся имен­но в гла­го­лах, но не­ред­ко и в име­нах су­ще­стви­тель­ных или при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. На­при­мер, на­пи­са­ние буквы в слове «вскармл..вание» опре­де­ля­ет­ся на­пи­са­ни­ем гла­го­ла «вскарм­ли­вать», а слово «раз­вед..ва­тель­ный» сло­вом «раз­ве­ды­вать».

За­те­ЯтьКле­ИтьОби­дЕть
ВеЯтьСтро­ИтьЗа­ви­сЕть
РеЯтьМу­чИтьНе­на­ви­дЕть
СеЯтьМе­рИтьВи­дЕть
ЛаЯтьНа­ску­чИтьОбес­си­лЕть (по­те­рять силы)
Каш­лЯтьУте­шИтьВы­здо­ро­вЕть
Ма­Ять­сяСо­сре­до­то­чИть
На­де­Ять­сяЗи­ждИть­ся (на чём-то ос­но­вы­вать­ся)
Ле­ле­ЯтьЗы­бИть­ся (ко­лы­хать­ся, ка­чать­ся)
ТаЯтьУве­ли­чИть

Рас­се­И­ВАть-рас­се­И­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-, так как я (что делаю?) рас­се­И­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Сгла­жИ­ВАть-сгла­жИ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-,так как я (что делаю?) сгла­жИ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Скла­дЫ­ВАть-ск­лы­дЫ­ВА­ла (пи­шет­ся суф­фикс -ЫВА-, так как я (что делаю?) скла­дЫ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ЫВАЮ).

Пот­чЕ­ВАть- пот­чЕ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) пот­чУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

По­про­бО­ВАть-по­про­бО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что сде­лаю?) по­про­бУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ).

Ко­ман­дО­ВАть- ко­ман­дО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что делаю?) ко­ман­дУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

Суф­фик­сыИх пра­во­пи­са­ниеПри­ме­ры
ИВА/ЫВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на — ИВАЮ /-ЫВАЮ.
ЕВА/ОВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шем вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ/-ЮЮ.
Буквы Е или И перед удар­ным суф­фик­сом ВАОт гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- сле­ду­ет от­ли­чать гла­го­лы, об­ра­зо­ван­ные при по­мо­щи суф­фик­са -ВА-.

Перед удар­ным суф­фик­сом -ВА пи­шет­ся та же глас­ная буква, что и в не­опре­де­лен­ной форме, если в ней от­бро­сить этот суф­фикс -ВА-.

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть)

ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя за­тмИть)

ПРО­ДЛЕ­ВАТЬ (хотя про­длИть)

РАС­ТЛЕ­ВАТЬ (хотя рас­тлЯть)

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ, ВСТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть, встрЯть)

УВЕ­ЩЕ­ВАТЬ, НА­МЕ­РЕ­ВАТЬ­СЯ, СО­МНЕ­ВАТЬ­СЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ

По­ве­ле­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс -ВА, по­лу­ча­ем по­ве­лЕть, такой гла­гол есть, зна­чит, пра­ви­ло при­ме­не­но верно;

Пре­тер­пе­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс-ВА, по­лу­ча­ем пре­тер­пЕть, такой гла­гол есть.

Если же от­бро­сить суф­фикс ВА нель­зя, зна­чит, нужно ис­поль­зо­вать ос­нов­ное пра­ви­ло: на­при­мер, в слове «но­че­вать» также уда­ре­ние па­да­ет на ВА. Но от­бро­сить его не удаётся, нет та­ко­го слова «но­четь»; в слове «го­ре­вать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «го­реть» уже дру­гое по зна­че­нию, с «го­ре­вать» не од­но­ко­рен­ное.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в не­ко­то­рых сло­вах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА вхо­дит в со­став корня, на­при­мер: обу­ре­ва/ть, шпат­ле­ва/ть, рас/ту­ше­ва́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не долж­но.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на важ­ность общей грам­ма­ти­че­ской куль­ту­ры речи: если вме­сто «я ко­ман­дую, со­ве­тую» го­во­рить «ко­ман­ды­ваю/ко­ман­до­ваю, со­ве­ты­ваю/со­ве­то­ваю», то пра­ви­ла при­ме­нить не по­лу­чит­ся, так как для них это форма яв­ля­ет­ся про­ве­роч­ной. Го­во­ри­те пра­виль­но!

10.3 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ

1. Суф­фикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при скло­не­нии су­ще­стви­тель­но­го со­хра­ня­ет глас­ную: сто­лик — сто­лИ­Ка, чай­ник — чай­нИ­Ка, паль­чик — паль­чИ­Ка; суф­фикс -ЕК- имеет «бег­лую» глас­ную: кра­е­шек — кра­еш­Ка, ли­сто­чек — ли­сточ­Ка.

2. Су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ- (с «бег­лой» глас­ной): горец — горца, крас­но­ар­ме­ец — крас­но­ар­мей­ца. Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода имеют суф­фикс -ИЦ-: вла­де­ли­ца, кра­са­ви­ца. Су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ-, если уда­ре­ние па­да­ет на слог после суф­фик­са, и -ИЦ-, если уда­ре­ние пред­ше­ству­ет суф­фик­су: паль­тЕ­Цо́, пись­мЕ­Цо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе.

3. Суф­фикс -ИЧК- имеют су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, об­ра­зо­ван­ные от слов с суф­фик­сом -иц-: лест­нИЧ­Ка ← лест­ни­ца, пу­го­вИЧ­Ка ← пу­го­ви­ца.

В осталь­ных слу­ча­ях по­доб­ные формы су­ще­стви­тель­ных имеют суф­фикс -ЕЧК-: пе­шЕЧ­Ка, тро­ЕЧ­Ка; Ва­нЕЧ­Ка, Зо­ЕЧ­Ка; вре­мЕЧ­Ко, здо­ро­вьЕЧ­Ко.

При­ме­ча­ние. Формы типа Фе­нич­ка (обыч­ные в ли­те­ра­ту­ре XIX в.) от­но­сят­ся к числу уста­ре­лых.

За­пом­ни­те: без­удар­но­го суф­фик­са -ячк- в рус­ском языке нет.

4. Со­че­та­ние -ИНК- имеют су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные от слов жен­ско­го рода на -ин(а): впа­дИН­Ка ← впа­ди­на, за­ва­лИН­Ка ← за­ва­ли­на.

Со­че­та­ние -ЕНК- имеют умень­ши­тель­ные су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью суф­фик­са -к- от слов на -ня и -на, у ко­то­рых в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа мно­же­ствен­но­го числа мяг­кий знак на конце не пи­шет­ся: ви­шЕН­Ка ← вишня (вишен), со­сЕН­Ка ← сосна (сосен), а также в не­ко­то­рых сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих лиц жен­ско­го пола: не­жЕН­Ка, ни­щЕН­Ка, фран­цу­жЕН­Ка. По этому же пра­ви­лу пи­шет­ся слово ле­сен­ка.

5. Умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные су­ще­стви­тель­ные имеют суф­фик­сы:

-ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твер­дых со­глас­ных: берёзОНЬ­Ка (берёза), ли­сОНЬ­Ка (лиса), Мар­фЕНЬ­Ка (Марфа);

-ЕНЬК- после мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и глас­ных: Ка­тЕНЬК­ка (Катя), ту­чЕНЬ­Ка, Зо­ЕНЬ­Ка.

За­пом­ни слова-ис­клю­че­ния: Ис­клю­че­ния: ба­инь­ки, за­инь­ка, па­инь­ка.

При­ме­ча­ние. Суф­фик­сов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном языке нет; формы по­ло­сынь­ка, ли­сань­ка, Мар­финь­ка, Лю­бинь­ка, Ан­нинь­ка и т. п. встре­ча­ют­ся толь­ко в про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей XIX в. и в фольк­ло­ре.

6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Раз­ли­ча­ют­ся суф­фик­сы -ИНСТВ- в сло­вах боль­шин­ство́, мень­шин­ство́, стар­шин­ство́ (с уда­ре­ни­ем на окон­ча­нии, в ва­ри­ан­те мень­ши́нство — на суф­фик­се) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвен­ство (с уда­ре­ни­ем на корне).

7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суф­фик­сах умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ных су­ще­стви­тель­ных -ЫШК- (в сло­вах сред, рода) и -ЫШЕК (в сло­вах муж. рода) без уда­ре­ния после твер­дых со­глас­ных пи­шет­ся буква ы, напр.: пят­нЫШ­Ко, кры­лЫШ­Ко, стёклЫШ­Ко, гнёздЫШ­Ко, пе­рЫШ­Ко (слова сред­не­го рода); ко­лЫ­ШЕК, кли­нЫ­ШЕК, во­ро­бЫ­ШЕК. В слове кра­е­шек в суф­фик­се перед ш пи­шет­ся буква е.

Эти су­ще­стви­тель­ные сле­ду­ет от­ли­чать от су­ще­стви­тель­ных с лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также без­удар­ны­ми: тра­вуш­ка, во­люш­ка, де­душ­ка, дя­дюш­ка, со­ло­вуш­ка, ре­бя­туш­ки, Ан­нуш­ка, Ива­нуш­ка, по­люш­ко, го­рюш­ко, хле­бу­шек, ка­му­шек. Име­ют­ся ва­ри­ан­ты с бук­ва­ми ы и у в суф­фик­сах: во­ро­бы­шек и во­ро­бу­шек, ола­дыш­ки и ола­душ­ки.

8. -(М)ЕН-. В ос­но­вах кос­вен­ных па­де­жей и форм мн. ч. су­ще­стви­тель­ных на —мя пи­шет­ся суф­фикс -ЕН- с бук­вой е на месте без­удар­но­го глас­но­го, напр.: время — вре­ме­ни и вре­ме­на, имя — имени и имена, семя — се­ме­ни и се­ме­на.

10.4 СУФ­ФИК­СЫ НА­РЕ­ЧИЙ

1.На­ре­чия с при­став­ка­ми В-, ЗА-, НА-, об­ра­зо­ван­ные от имён при­ла­га­тель­ных, имеют на конце букву о: Впра­вО← пра­вый;, ЗА­свет­лО←свет­лый, НА­креп­кО←креп­кий.

На­ре­чия та­ко­го же про­ис­хож­де­ния с при­став­ка­ми ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДО­сы­тА←сытый, ИЗ­ред­кА←ред­кий, СновА←новый, Сна­ча­лА-

Важ­ное за­ме­ча­ние: дан­ные на­ре­чия об­ра­зо­ва­ны при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом, то есть од­но­вре­мен­ным до­бав­ле­ни­ем

при­став­ки и суф­фик­са. По­это­му на­пи­са­ние слов типа до­сроч­но, из­би­ра­тель­но, сног­сши­ба­тель­но, до­ста­точ­но ре­гу­ли­ру­ет­ся дру­ги­ми пра­ви­ла­ми: эти слова об­ра­зо­ва­ны толь­ко при по­мо­щи суф­фик­сов от уже су­ще­ству­ю­щих до­сроч­ный, из­би­ра­тель­ный, сног­сши­ба­тель­ный и до­ста­точ­ный.

10.5 ГЛАС­НЫЕ ПОСЛЕ ШИ­ПЯ­ЩИХ В СУФ­ФИК­САХ РАЗ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

По Спе­ци­фи­ка­ции эти пра­ви­ла НЕ ДОЛЖ­НЫ про­ве­рять­ся в ЕГЭ. Но в ос­нов­ном по­со­бии для под­го­тов­ки к ЕГЭ ав­то­ра И.П.Цы­буль­ко (2016 год) такие за­да­ния встре­ча­ют­ся. По­то­му счи­та­ем не­об­хо­ди­мым ука­зать на сле­ду­ю­щие мо­мен­ты.

После ж, ч, ш, щ для пе­ре­да­чи удар­но­го глас­но­го [о] пи­шет­ся буква О или Ё. Рас­смот­рим пра­ви­ла на­пи­са­ния ши­пя­щих в суф­фик­сах, не ка­са­ясь кор­ней и окон­ча­ний.

Буква О пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1.В суф­фик­се на­ре­чий -О: свежО, го­ря­чО, хо­ро­шО, общО

2. В суф­фик­сах имен су­ще­стви­тель­ных:

-ОК, напр.: кру­жОК, крю­чОК, пе­ту­шОК, бор­щОК, пры­жОК, тол­чОК, и в про­из­вод­ных от таких слов: кру­жо­чек, крю­чо­чек, пры­жо­чек и т. п.;

-ОНОК и -ЧОНОК, напр.: мед­ве­жО­НОК, мы­шО­НОК, гал­чО­НОК, бо­чО­НОК, арап­ЧО­НОК;

-ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: кни­жОН­Ка, ру­чОН­Ка, ру­ба­шОН­Ка, рас­па­шОН­Ка, день­жОН­Ки, брю­чОН­Ки;

-ОВК(а) (в оты­мен­ных про­из­вод­ных сло­вах), напр.: чи­жОВ­Ка (самка чижа), мы­шОВ­Ка (гры­зун), ме­ло­чОВ­Ка;

-ОБ(а): ча­що­ба, чи­що­ба (лес­ная вы­руб­ка); то же в слове тру­що­ба, где суф­фикс в со­вре­мен­ном языке не вы­де­ля­ет­ся, и в со­здан­ном по его об­раз­цу иро­ни­че­ском об­ра­зо­ва­нии хру­що­ба. Ис­клю­че­ние: в слове учёба пи­шет­ся ё;

3. В суф­фик­се имен при­ла­га­тель­ных -ОВ-, напр.: ежо­вый, пар­чо­вый, гро­шо­вый, хол­що­вый, а также в су­ще­стви­тель­ных на -ОВК, -ОВНИК, про­из­вод­ных от при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ОВ- (-ЕВ-): но­жов­ка (ср. но­же­вой и ва­ри­ант но­жо­вый), пла­щов­ка (пла­ще­вой), ре­чов­ка (ре­че­вой)..

При­ме­ча­ние 1. Оты­мен­ные су­ще­стви­тель­ные на –овка типа «ме­ло­чов­ка, но­жов­ка, пла­щов­ка »сле­ду­ет от­ли­чать от от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных типа ночёвка. (см ниже).

При­ме­ча­ние 2. В рус­ских фа­ми­ли­ях на ши­пя­щий + -ов (-ёв) пи­шет­ся о или ё в со­от­вет­ствии с тра­ди­ци­ей и с ре­ги­стра­ци­ей в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах: ср., на­при­мер, Чер­ны­шов и Чер­нышёв, Ка­ла­чов и Калачёв, Хру­щов и Хрущёв; Еме­льян Пугачёв.

Буква Е на месте зву­ча­ще­го [о]пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1. В гла­го­лах не­со­вер­шен­но­го вида на -ЁВЫ­ВАТЬ и от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВЫ­ВА­НИЕ, напр.: раз­межёвы­вать, вы­корчёвы­вать, пе­ре­кочёвы­вать, затушёвы­вать; раз­межёвы­ва­ние, вы­корчёвы­ва­ние, затушёвы­ва­ние; в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях на -ёван­ный, напр.: раз­межёван­ный, рас­корчёван­ный, затушёван­ный.

2. В от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от но­че­вать), корчЁВКа, пе­ре­кочЁВКа, раз­межЁВКа, ретушЁВКа (от ре­ту­ши­ро­вать).

4. В суф­фик­се су­ще­стви­тель­ных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тре­нажёр, мас­сажёр.

5. В суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: на­пряжЁННый (и на­пряжён), прожжЁННый, про­печЁННый, раз­мягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в сло­вах, про­из­вод­ных от таких при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, напр.: на­пряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, на­пряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, на­пряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка.


источники:

http://infourok.ru/orfograficheskiy-trening-zadanie-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-3889733.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343