Задания правописание существительных 10 класс

Суффиксы существительных
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Упражнения и тест по теме «Правописание суффиксов существительных» для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
упражнения по русскому языку для 10 класса по теме «Суффиксы существительных»23.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 2. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.). 9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.). 11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 4. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк- : заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязальщ. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.). 2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.). 15. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.). 16. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.). 17. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Упражнение 2 . Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Упражнение 6 . Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Орфографический тренинг «Задание №11 Правописание суффиксов существительных»

Орфографический тренинг 10 класс

Правописание суффиксов существительных

Дружоч..к, воз..ик, здан..це, горош..нка, билет..к, бел..зна, бус..нка, луж..ца, жемчуж..нка, строен..це, спал..нка, карандаш..к, желт..зна, ножн..чки, извоз..ик, кусоч..к, сем..чко, страдал..ца, протал..нка, спал..нка, перепис..ик, свидан..це, кузнеч..к, ле..чка, дождич..к, пальт..цо, книж..чка, рез..ик, плать..це.

Груз..ик, понч..к, бел..зна, голуб..зна, род..нка, совоч..к, умн..чка, диков..нка, книж..ца, блюд..чко, мам..нька, солом..нка, фонар..ик, сюжет..ц, душ..нька, здоров..це, волос..ньки, кресл..це, растен..це, кож..ца, письм..цо, масл..це, скваж..нка, развед..ик, перебеж..ик, бетон..ик, водопровод..ик, рощ..ца, замоч..к.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Конакова Наталья ЮрьевнаНаписать 2828 17.10.2019

Номер материала: ДБ-744294

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.10.2019 68
    17.10.2019 452
    17.10.2019 88
    17.10.2019 324
    17.10.2019 336
    17.10.2019 7937
    17.10.2019 54
    17.10.2019 38

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 10-м классе «Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных»

Цель:

  1. Систематизировать знания о правописании имен существительных
  2. Закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах.
  3. Закрепление умения работать с текстом.

Число. Классная работа. Тема.

Записаны слова: созидание, творчество

Домашнее задание: параграф 34,35.Составить 2 теста (7 слов) по теме параграфа. Упражнение № 189 (1,2)

Названия книг Лихачева “Раздумья о России”, “Заметки о русском”, “О русской интеллигенции”.

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Оборудование: доска, мультимедийная установка, толковый словарь, книги Д.С.Лихачева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Пододвиньте, пожалуйста, рабочие листы, подпишите их. У вас уже записано число, классная работа. Запишите тему урока. Приложение 1

Каковы цели сегодняшнего урока? (цели урока ставятся учащимися самостоятельно) Вариант ответа учащихся:

Цели:

  • систематизировать знания о правописании имен существительных,
  • закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах
  • закрепить умение работать с текстом.

Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку будут слова академика Д.С.Лихачева, выдающегося российского ученого: Жизнь – это и есть вечное созидание” (Презентация PowerPoint, слайд1)

Учащимся зачитываются слова.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева?

— Несомненно, жизнь – это созидание. А какой синоним можно подобрать к этому слову? Слово творчество.

Обращение к учащемуся, работающему со словарем: Пожалуйста, зачитайте определение слова творчество.

Итак, созидание – это обретение в душе гармонии. А чтобы быть гармонично развитым человеком, нужны знания.

Обратите внимание, перед вами на доске 3 предложения. В одном из них есть грамматическая ошибка. Исправьте её.

Обратите внимание на теоретическую справку (слайд 2)

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Запишите предложение в исправленном виде на рабочий лист.

(Ответ проговаривает учащийся. Ребята имели возможность написать рецензию на книгу Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.)

Если ваш ответ совпал с правильным, оцените свою работу в +1 балл.

III. Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Обращение к учебному параграфу 34 (слайд 3)

Выполним задание: прочитать материал параграфа, выделить главное, быть готовимся отвечать устно.

  • 1 ряд страница 119 – 120
  • 2 ряд страница 120 (1,2)
  • 3 ряд страница 120 и до конца параграфа

Задание: по карточке – информатору подготовьте ответ по параграфу 35 (готовят ответ 2 учащихся.), выполните письменное задание. Карточка-информатор (Приложение 2)

Работа с учащимися по параграфу.

Для 1 ряда — Расскажите, что вы узнали из текста параграфа о правописании падежных окончаний имен существительных?

Для 2 ряда – Какие варианты падежных окончаний у существительных отметили?

Для 3 ряда – Что вы выделили для себя из текста параграфа?

Задание: прослушать ответы учащихся, работающих в паре, по параграфу 35.

Дать рецензию на ответ. Приложение 3.

IV. Работа с рабочим листом. Тест.

(задания теста по книге Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В. “Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы”)

Учитель: Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе гласных в падежныхРусское слово” окончаниях имен существительных, решая тестовые задания.

На рабочем листе – задания. Выполняем тесты в течение 5 минут. Отмечаем в кружок правильные ответы.

Самопроверка.(слайд 4) За каждый правильный ответ учащиеся ставят +1 балл

Учащиеся, которые работали в парах, сдают тесты на оценку.

Подсчитайте сумму баллов и запишите в клетке. Поднимите руку, у кого 6 баллов? Это высший балл. Молодцы!

V. Работа с текстом (слайд 5). У каждого учащегося текст напечатан на рабочем листе.

Учитель: Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так.

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ. работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

(Проверка слов — слайд 6)

За каждое следующее, правильно выполненное задание +1 балл.

3. Определите тему текста. (Что такое жизнь)

4.Основную мысль текста. (Жизнь есть творчество)

5. Укажите стиль текст. (Публицистический, т.к. назначение текста – информировать, воздействовать на читателей, передать общественно значимую информацию; характерны образность, логичность. Придают тесту выразительность изобразительно- выразительные средства (метафора). Лексика – книжная)

6. Определите тип речи. Докажите. (Рассуждение)

7. Сформулируйте позицию автора. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).

8. Сформулируйте письменно, в чем вы видите смысл своей жизни? На данное задание заслушиваются 2 ответа учащихся. Баллы не ставятся.

VI . Проверка работ учащихся. Зачитываются ответы.

VII. Рефлексия.

Подсчитайте сумму баллов. У кого 12 баллов поставьте себе оценку 5, оставьте листы нас столе. Если меньшее количество баллов, следовательно, еще предстоит вам этот материал отработать самостоятельно.

Учитель: Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?


источники:

http://infourok.ru/orfograficheskiy-trening-zadanie-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-3889733.html

http://urok.1sept.ru/articles/513943