Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок 21 — 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_21._sklonenie_prichastiy_i_pravopisanie_glasnyh_v_padezhnyh_okonchaniyah_prichastiy.doc | 58 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок 21 (7 класс)
Тема: Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (§ 11).
Цели: а) ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий;
б) научить определять гласные в окончаниях причастий;
в) повторить признаки прилагательных у причастий;
г) продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков;
д) р/р. Составить предложения с причастиями.
2. Проверка домашнего задания
( дети зачитывают газетные статьи, которые они подобрали, находят признаки, характерные для публицистического стиля).
3. Запись словарных слов:
гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.
Придумайте с этими словами предложения.
Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте
их с существительными; подберите причастия к существительным:
калитка, колонна, гирлянда .
Запишите составленные словосочетания в тетрадь.
Определите у причастий признаки прилагательных.
Просклоняйте два словосочетания.
— Что вы заметили?
4. Новая тема. § 11
Знакомство с материалом на стр. 29 учебника.
— Как склоняются причастия?
Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они
— Какой вывод мы можем сделать?
Чтение правила на стр. 30 .
Запись в тетради с объяснением учителя.
Задание 1. Упр. 64 ( письменно ).
Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
Обозначьте изучаемые орфограммы.
Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.
Задание 3. Упр. 65 ( письменно) .
Два человека работают по карточкам.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.
Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;
за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.
6. Повторение материала предыдущих уроков.
Подберите прилагательные и причастия к данным существительным:
рыба , с обака яблоко.
Определите их общие признаки.
Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов:
увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.
Задание 6. Упр. 68.
Расскажите о правописании гласных в падежных окончаниях причастий.
8. Домашнее задание. § 11, стр. 30 (правило); упр. 67, * упр. 66.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.
Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;
за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.
Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;
за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.
Самостоятельная работа «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Самостоятельная работа «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
1.Упражнение 82 (по заданию).
доп. образец орфограмма №19
2. Выберите для себя тот вид работы, с которым вы справитесь в течение 10 минут.
1 уровень. Преобразуйте данные словосочетания в синонимичные обороты, поставив причастия (1) – в тв.п.; (2) – в предл. п.
2 уровень. Составить 3-4 предложения с причастными оборотами. Выполните синтаксический разбор одного из них.
1. Образец: дети, которые купаются – купающиеся дети.
Растение, которое вьётся; травы, которые ропщут; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки, которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.
2. Образец: свеча, которая догорела – догоревшая свеча.
Листок, который загнулся; путник, который расположился; ребёнок, который наигрался; почка, которая набухла; жучок, который ползал; студент, который присутствовал; повар, который приготовил.
Составить словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее 5-6)
3.Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Обозначьте окончания прилагательных и причастий.
Доп.: выполните морфологический разбор выделенных причастий.
В ( потемневший ) хвое, с (распахнутый) ворота, о (спящий) царевне, за (строящийся) домом, свирепствовал с (нарастающий) силой, пахло (тающий) снегом, в (колеблемый) ветром траве, (проверяемый) ударением гласные, вдоль ( оживлённый ) дороги, наблюдать за (плывущий) облаками, в (надвигающийся) сумерках, по (разъезженный) машинами дороге, с (проваленный) крыши.
02. Тест. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
02. Тест. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 02. Тест. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Просмотр содержимого документа
«02. Тест. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Автор: ©2013, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
При поддержке проекта http://videouroki.net
Выберите из предложенных слов причастие закрытый в форме ж.р., ед.ч., Р.п.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Падежные окончания причастий:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) различаются для мужского, женского, среднего рода, а также для единственного и множественного числа.
2) различны только для мужского и женского рода.
3) различны для мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.
4) различны для мужского, женского и среднего рода только во множественном числе.
Причастие изменяется по:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
4) родам (только в единственном числе).
В тексте причастие согласуется с:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Выберите из предложенных слов причастие смеющийся в форме Д.п. ед.ч.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Как наиболее просто определить падежное окончание причастия?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) посмотреть на окончание существительного;
2) мысленно подставить в текст прилагательное и посмотреть на его окончание;
3) поставить вопрос от существительного к причастию;
4) поставить причастие во множественное число.
При склонении падежные окончания причастий:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) не изменяются;
2) похожи на окончания существительных;
3) похожи на окончания прилагательных;
4) изменяются только во множественном числе.
Выберите из предложенных слов все формы причастия остававшийся в Тв. п.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Причастия женского рода имеют формы:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) всех шести падежей;
2) только пяти падежей, потому что формы И.п. и Р.п. совпадают.
3) только пяти падежей, потому что формы И.п. и В.п. совпадают.
4) причастия женского рода вообще не имеют падежных форм.
Выберите из предложенных слов формы П.п. причастия «проверенный»:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
http://infourok.ru/samostoyatelnaya-rabota-sklonenie-prichastiy-i-pravopisanie-glasnih-v-padezhnih-okonchaniyah-prichastiy-1489727.html
http://multiurok.ru/index.php/files/02-test-sklonenie-prichastii-pravopisanie-glasnykh.html