Задул суховей и высушил землю вид сказуемого

Презентация по русскому языку для 8 класса «Типы сказуемого»
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Презентация по русскому языку для 8 класса «Типы сказуемого» основана на ФГОС с использованием знаково-символистических средств, позволяет доступно объяснить новый материал по данной теме, а также использовать её при закреплении материала и при повторении.

Скачать:

ВложениеРазмер
v_perm_kontrolnaya_kobzeva.pptx193.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сказуемое . Виды сказуемого. Урок с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации , классификации и знаково-символических средств

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки». Е.И. Ширяева

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он делает? Кто он такой?

Простое составное Сказуемое Мы сидели на берегу пруда. — простое Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Сказуемое Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое

выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено 1 ) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто . 2) глагольным фразеологизмом Природа так явно бросалась в глаза человеку. 3 ) усеченной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл . 4) глагольно –именным описательным оборотом: Он принимал участие в соревновании. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Составное сказуемое Составное именное Составное глагольное

Составное глагольное сказуемое Вспомогательное слово Неопределённая форма глагола Грамматическое значение Лексическое значение

Основные вспомогательные слова Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Глагольно-именной описательный оборот начать стать закончить приняться продолжить прекратить уметь успеть желать мечтать хотеть стараться любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться рад должен готов обязан достоин иметь желание сделать усилие дать согласие

Составное именное сказуемое Глагол-связка Именная часть 1.глагол-связка быть; 2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; 3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться) 1.имя прилагательное; 2.имя существительное; 3. причастие; 4. числительное; 5. местоимение 6. наречие 7. синтаксически неделимое словосочетание

Часть речи примеры 1. Имя прилагательное Он весёлый . Он был весёлый . Он сегодня весел . 2. Имя существительное. Он весельчак . Он был весельчаком . Весь сад в цвету . 3. Причастие Брови её были сдвинуты . Вода в пустыне будет обнаружена . 4.Числительное Два да три будет пять . 5.Местоимение. Вишнёвый сад теперь мой. 6.Наречие Ей туфли будут впору . 7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста . Варя была с заплаканными глазами. Выражение именной части сказуемого

Задание. — Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре. — Определите вид сказуемого и заполните таблицу. — Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница? а) простое глагольное; б ) составное глагольное; в ) составное именное. простое глагольное составное глагольное составное именное 1 . Я буду долго гнать велосипед. буду гнать 2. Швецовы пришли в себя от неожиданности. пришли в себя 3. Всем хотелось принять участие в вечере. 4. Мы должны были пересечь равнину. 5. Сейте разумное, доброе, вечное.

— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое: а) существительным; б) прилагательным; в) глаголом; г) глаголом + существительным; д ) глаголом + прилагательным; е) глаголом + глаголом ; ж) прилагательным + глаголом. — Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило: Чем может быть выражено сказуемое в русском языке.

Предложение Выражено… 1. Сегодня месяц как светлый серп. 2. Пять подбитых танков являются результатом боя. 3. Пойду погуляю в сад. Пойду погуляю – глагол + глагол 4. Он горел желанием поскорее уехать. 5. Ветер был встречный. 6. Девушка бродит такая унылая. 7. Жизнь прекрасна и удивительна. 8. Я слышу веселую речь. 9. К полночи Зарево погасло. 10. Я всегда готов вам помочь.

— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений : 1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам. 2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. 3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался. 4. Задул суховей и высушил землю. 5. Было знойное лето, пахло резедой. 6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру. 7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела. 8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана. 9. Глеб, я это знал, учился в гимназии. 10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое 1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам. 2. 3. 4. 5.

— Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами: а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное . 1. Вся комната янтарным блеском озарена. 2. Погода была не из приятных. 3. Раннюю песню запел жаворонок. 4. Брат стал студентом института. 5. Деревья продолжают желтеть. 6. Он хотел дышать чистым воздухом. 7. Я долго буду петь. 8. Не посеянные зерна не взойдут. 9. В зной рад бродить в березовой роще. 10. Он был мастером на все руки. Простое глагольное Составное глагольное Составное именное 1. Вся комната янтарным блеском озарена озарена 2.

— Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены: а) существительным; б) прилагательным; в) глаголом; г) глаголом + существительным; д ) глаголом + прилагательным; е) глаголом + глаголом ; ж) прилагательным + глаголом; з ) фразеологизмом 1 . Мы сделали усилие продвинуться дальше. 2. Он отлично умеет плавать. 3. Я рад встретиться с вами. 4. Он казался болтливым. 5. Зинаида ходила по всем комнатам. 6. Ольга чувствовала приближение весны, 7. Пристально глядя в окно, он постучал. 8. Мы вам ничего не должны. 9. Расстояние не помеха для друзей. 10. С него все как с гуся вода.

-Найдите в данном стихотворении сказуемые , определите их вид, ответы оформите в виде таблицы Я часто брёл по бездорожью, Но если, чистое тая, Хранил в ладонях искру божью, То это – Родина моя. На свете всё небесконечно – От океана до ручья, Но если что — то в мире вечно – То это – Родина моя. Меня не станет, солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя . Е. Евтушенко Сказуемое Выражено…

Презентация по русскому языку «Типы сказуемого»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Сказуемое. Виды сказуемого.
Урок с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации, классификации и знаково-символических средств

Описание слайда:

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки».
Е.И. Ширяева

Описание слайда:

Сказуемое- это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.
Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делает предмет?

Что с ним происходит?

Описание слайда:

Сказуемое
Мы сидели на берегу пруда. — простое

Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Описание слайда:

Сказуемое
Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое

Описание слайда:

выражается в форме
изъявительного,
условного,
повелительного наклонения
а также может быть выражено

1) глаголом в форме сложного будущего времени:
Я буду писать тебе часто.

2) глагольным фразеологизмом
Природа так явно бросалась в глаза человеку.

3) усеченной формой глагола:
А он прыг в воду и поплыл.

4) глагольно–именным описательным оборотом:
Он принимал участие в соревновании.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Описание слайда:

Составное сказуемое
Составное именное
Составное глагольное

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое
Вспомогательное слово
Неопределённая форма глагола
Грамматическое значение
Лексическое значение

Описание слайда:
Описание слайда:

Составное именное сказуемое
Глагол-связка
Именная часть
1.глагол-связка быть;
2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;
3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться)
1.имя прилагательное;
2.имя существительное;
3. причастие;
4. числительное;
5. местоимение
6. наречие
7. синтаксически неделимое словосочетание

Описание слайда:

Выражение именной части сказуемого

Описание слайда:

Задание.
— Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре.
— Определите вид сказуемого и заполните таблицу.
— Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница?
а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное.

Описание слайда:

— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом.
— Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило:
Чем может быть выражено сказуемое в русском языке.

Описание слайда:
Описание слайда:

— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений:
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
4. Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето, пахло резедой.
6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.
7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана.
9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.
10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

Описание слайда:

— Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами:
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннюю песню запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать чистым воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Не посеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он был мастером на все руки.

Описание слайда:

— Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом;
з) фразеологизмом

1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2. Он отлично умеет плавать.
3. Я рад встретиться с вами.
4. Он казался болтливым.
5. Зинаида ходила по всем комнатам.
6. Ольга чувствовала приближение весны,
7. Пристально глядя в окно, он постучал.
8. Мы вам ничего не должны.
9. Расстояние не помеха для друзей.
10. С него все как с гуся вода.

Описание слайда:

-Найдите в данном стихотворении сказуемые , определите их вид, ответы оформите в виде таблицы
Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.
На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что — то в мире вечно –
То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.
Е. Евтушенко

Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» (4 класс)

Открытый урок по русскому языку на тему «Этикетный диалог» (5 класс)

Презентация по русскому языку «Основные способы образования слов»

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык» для специальности 21.02.14 Маркшейдерское дело

Методические рекомендации по выполнеи. самостоятельной работы. Дисциплина «Русский язык»

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» (2 класс)

Карточка «Имя существительное» 5 класс

Календарно — тематический план дисциплины «Русский язык»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5231760 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Контрольная работа

Цель: проверка знаний учащихся.

Вариант А — контрольный диктант; вариант Б — тест.

Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Найдите назывные предложения в со­ставе сложных. Чем осложнены эти предложения?

Андрей Платонов был наделен трудным даром — «обнажившимся сердцем». О чем бы он ни писал: о стариках или о детях, о великих замыслах или об обычной работе обыкновенного кузнеца, о любви или о смерти, — он действительно прикасался к своим героям этим «обнажившимся сердцем». Отсюда особая эмоциональная насыщен­ность его прозы, предельность сопереживания, которую мы ощущаем в каждом его произведении.

Зарождающаяся мысль разворачивается, расцветает во всей своей зрелой органической мощи в необычной платоновской фразе, соче­тающей иронию, житейскую усмешку, разговорную речь с высокой философской или сугубо технической терминологией. Язык Плато­нова — попытка показать путь к новому, «неевклидовому» познанию мира. Это язык «по Лобачевскому», с пересекающимися параллель­ными, с шокирующей наше будничное сознание обратной перспекти­вой, характерной, скажем, для русской иконописи, где мнимая несо­размерность на самом деле выражает не столько реальность мира, сколько направленность нашего восприятия, нашей мысли по поводу этого мира.

«Странный» язык Платонова — это не просто особый язык, это це­лое миросозерцание, это крупная, серьезная, ждущая исследования философия писателя, выраженная не псевдоязыком профессионалов, а языком мыслящего художника. Философия, роднящая его с такими поэтами, как Хлебников и Заболоцкий, такими художниками, как Фи­лонов, такими учеными, как Вернадский.

При всем своем очевидном новаторстве творчество Платонова — корнями уходит в народное миросозерцание, в фольклор. Л. Шубин точно сформулировал: «Платонов — интеллигент, который не вышел из. народа». (202 слова.)

(Н. Иванова, А. Платонов)

I. Определите, простое предложение или сложное:

а) простое; б) сложное.

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4. Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

II. Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным; б) прилагательным;

д) глаголом; е) наречием;

1. Наше завтра непредсказуемо.

2. Дед с матерью шли впереди.

3. Прошло два дня.

4. Кто стучится в дверь ко мне?

5. Черное море прекрасно в любую погоду.

6. Петь с чужого голоса всегда плохо.

7. Непогода мешала уборке урожая.

8. Бывалые поучали молодых.

9. Десять делится на два.

10. К славному подвигу каждый готов.

III. Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное; б) составное глагольное;

в) составное именное.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.

2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок.

4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь.

8. Непросеянные зерна не взойдут.

9. В зной рад бродить в березовой роще.

10. Он был мастером на все руки.

IV. Укажите, чем выражено сказуемое:

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом;

1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.

2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами.

4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам.

6. Ольга чувствовала приближение весны.

7. Пристально глядя в окно, он постучал.

8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей.

10. С него все как с гуся вода.

V. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно; б) не нужно.

1. Волга величайшая река.

2. Птицы наши лучшие помощники.

3. Хорошая книга точно беседа с человеком.

4. Пять да шесть одиннадцать.

5. Тигр животное чрезвычайно красивое.

6. Прилет грачей признак начала весны.

7. Попытка не пытка, спрос не беда.

8. Весна всему начало.

9. Людская молва что морская волна.

10. Счастье это быть с природой.

2 H. В. Егорова и др.

1радиционная система планировании уришв

VI. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим; б) сказуемым;

в) дополнением; г) определением;

д) обстоятельством; е) не является членом предло-

1. Вальсы играет гармонь вдалеке.

2. Шепчут губы чье-то имя.

3. Вследствие дождей дороги размыло.

4. Ночь на миг дыханье задержала.

5. Он поторопился, потому и ошибся.

6. Он просил нас зайти к нему.

7. Сбылась мечта увидеть Париж.

8. С горы хорошо видно мой дом и школу.

9. С утра мы решили заняться делом.

10. Байкал — самое глубокое в мире озеро.

VII. Определите тип простого предложения:

а) односоставное; б) двусоставное.

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

2. Не забывай родные дали.

3. Принесли к врачу солдата только что из боя.

4. Есть в мире сотни замечательных явлений.

5. Юность склонна к быстрым обобщениям.

6. Обожаю всяческую жизнь.

7. Быть грозе великой.

8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

9. Опалило ивушку грозою.

10. Я воспитан природой суровой.

VIII. Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) обобщенно-личное; г) безличное;

1. Вот письмо сына.

2. Словом можно полки за собой повести.

4. Сильнее кошки зверя нет.

5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

7. В поселке строят новый дом.

8. Слезами горю не поможешь.

9. Век живи — век учись.

10. Приятно пахнет черемухой.

IX. Определите, полное или неполное предложение:

а) полное; . б) неполное.

1. Над лесной поляной ночная звезда.

2. В нежном небе серебристом комом облако невиданной красы.

3. Дремлет в русле река от истока до устья.

4. Отсветы березовой коры.

5. На подушке — елки тень резная.

6. Охватило всю душу тревогами.

7. Предчувствую отрадное свиданье.

8. За лесом необъятная равнина.

9. Ночь бесприютна звездна и черна. 10. После ливня — ни грозы ни ветра.

I. 1 а); 2 б); 3 б); 4 а); 5 б); 6 а); 7 б); 8 а); 9 а); 10 а).

II. 1 е); 2 ж); 3 ж); 4 г); 5 ж); 6 а); 7 б); 8 ж); 9 ж); 10 д).

III. 1 в); 2 в); 3 а); 4 в); 5 б); 6 б); 7 а); 8 а); 9 б); 10 в).

IV. 1 г); 2 е); 3 ж); 4 д); 5 в); 6 в); 7 в); 8 б); 9 а); 10 д).

V. 1 а); 2 а); 3 б); 4 а); 5 а); 6 а); 7 б); 8 а); 9 б); 10 а).

VI. 1 а); 2 а); 3 е); 4 в); 5 д); 6 в); 7 г); 8 в); 9 б); 10 а).

VII. 1 б); 2 а); 3 а); 4 б); 5 б); 6 а); 7 а); 8 а); 9 а); 10 б).

VIII. 1 д); 2 г); 3 г); 4 г); 5 в); 6 г); 7 б); 8 в); 9 в); 10 г).

IX. 1 б); 2 б); 3 а); 4 а); 5 б); 6 а); 7 а); 8 б); 9 а); 10 б).


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-tipy-skazuemogo-5379311.html

http://pandia.ru/text/80/153/37030.php