Загадка по русскому языку 3 класс про части слова приставка корень суффикс окончание

Внеурочное занятие по русскому языку «Про морфемы»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Научно-познавательное направление. Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

Скачать:

ВложениеРазмер
vneurochnoe_zanyatie.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

На прошлом занятии я раздала каждой группе кейс. А сегодня мы посмотрим как вы справились ними.

— сообщение про корень, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про приставку, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про суффикс, найти загадку, подобрать задание для ребят

1 . — Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы их разгадайте и постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

1) Я у дуба. Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту ( корень ).
2) После корня он стоит, Перед окончанием.
Его я, если заменю, Другое слово получу.
Обозначу уголком. Называю домиком ( суффикс ).

Доскажите словечко: 3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова ( приставка ).
4) На конце любого слова ………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь. ……………он найдет.
Его в рамочку возьмет ( окончание ).
5) Окончание отбросим
И останется … ( основа ).

По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками.

-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
— Сегодня мы с вами поговорим об удивительных превращениях морфем. Но, готовясь к сегодняшнему занятию у меня возникла проблема. Послушайте стихотворение и дайте ответ.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем выяснять:
Вышли способом каким
Те слова, что говорим?

Где был мел, там стал – мелОК!
(Это СУФФИКС нам помог –
Он всю доску исписал
И кусок поменьше стал!)

Здесь был ход, а стал – ОТход,
Как пришла ПРИСТАВКА «от-» —
От такого поворота
Стало всё наоборот!

Ох, не просто разгадать,
Что от слов нам ожидать:
То возьмёт, из двух сольётся,
То нежданно отсечётся,
То протиснется неспешно
К нам из языков чужих
И пропишется успешно –
Отыщи, попробуй, их!

Раз, два, три, четыре, пять,
Интересно разбирать!
А зачем нам это знать?
Чтобы правильно писать!

  1. Сегодня я приглашаю всех вас, ребята, и наших гостей в увлекательное путешествие в сказочную страну «МОРФЕМА»

Можно поискать музыка из сказки

  1. Слово ребятам из 1-й группы.

Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

  • «Чужак» И вот однажды собрались у старого мудрого корня ВОД его родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседует. ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ разыгралась. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. Все старуху ВОДУ ждут. Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей и сразу чужака заприметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Кто же оказался чужаком среди родственников ВОДЫ? Почему гости не сразу заприметили чужака?

  • А я тоже приготовила для вас задание: образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод

… + (о) + ход … + (о) + лёд

… + (о) + хранилище … + (о) + пад

Вспомните уроки окружающего мира, что мы знаем о воде? В каких состояниях она может быть?

Слово ребятам группы №2

  1. За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, натворил он дел.

Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как появились хозяева — корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали себе корни. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька. А вот суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. Существует еще много других суффиксов. Они научат нас видеть характер слов.

  • . Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, — :

Участок, где растёт виноград, — :

  • Отметь «+ » слова, в которых есть суффикс – К –

Лапка горка избушка

Стирка срок замок

Слово ребятам группы № 3

  1. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова.

Долгое время на волшебной поляне жили корни и суффиксы одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. Вот так выглядели эти домики. Вместе с корнями и суффиксами стали жить приставки и работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. Вместе всегда работать веселее и интереснее. Хотите попробовать?

  • Отметь «+ » приставку, которая придаст слову ОТКРЫТЬ противоположное значение:

Пере- по- у- на- за-

Под- за — в- пере- вы-

  • От каждого слова при помощи приставок образуйте три глагола, которые обозначают, что действие закончено:

Строил, рисовал, считал.

— В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;
пра-: правнук, прабабушка и др.;
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень;
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ежь: молодежь;
-арник: кустарник.
Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

Игра с морфемами

  1. ОКОНЧАНИЕ: В слове – корень пусть любой,

Вместо окончания – ноль.

  1. ПРИСТАВКА: Окончание очень скромно, хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я интересные слова,

чтоб приставка в них был: за-, при-, по-, а может, до-

Мне, ребята, все равно.

  1. СУФФИКС: А теперь – мое задание:

Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья? (зайчик, дубовый, маленький, зёрнышко)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? подарок

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. Беленький

Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. пылеводонепроницаемые (часы ) — С какой морфемы мы начнём?

Итог занятия – частушки

1.Корни, суффиксы, приставки –

Это все морфемы.

Если с ними мы подружим

Не будет проблемы.

2. в слове корень главный самый

Всем известно нам, друзья.

Его первым выделяем

Без него никак нельзя.

3. изменяемая часть слова — это окончание.

Оно свяжет все слова — будет понимание.

4. мы морфемы изучаем

К корню суффикс добавляем

К столу ик поставили

Стал он столик маленький.

5. знать морфемы очень важно,

К ним наше внимание.

Эти знания для нас –

-Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились

и чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии.

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них — неисчетная.

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного з.

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель — обобщение знаний по теме «Тема текста».

Сценарий открытого внеурочного занятия духовно-нравственного направления «Традиции русского гостеприимства» 2 класс.

Включение технологии развития критического мышления в систему развивающих занятий открывает возможности личностного роста каждому ученику.

Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе.

Викторина по русскому языку 3 класс

На странице собраны задания для проведения викторины по русскому языку в 3 классе.

Разминка в начале викторины

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.

2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.

3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?

4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.

5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?

6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.

7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?

8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?

9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?

10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы: 1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10. Шил, шью, сошью.

Загадки в стихах для викторины по русскому языку

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно. (орфограммы)

Тридцать три подружки

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —. (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется. (глагол)

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — . (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто.

После слов тех — . (знак вопроса)

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —. (восклицательный)

Это был монолог.

Стала речь —. (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — . (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю. (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

По составу то. (разбор)

Словарь зовет. («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется. (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — . (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я. (опечатки)

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда. (запятою)

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит. (многоточие)

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал. (заголовок)

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это. (падежи)

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СЬ»

Мы называем. (постфикс)

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила. (правило)

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется. (имя числительное)

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком ˆ)

Из разных букв составь название гриба

Найди «третье лишнее»

а) гореть, угорать, гора

б) горе, нагорный, горевать

в) пот, потолок, потливый

г) море, морщины, морской

д) боль, большой, больница

е) вода, водить, водник

Найди лишние пары слов

Робкий – смелый Скучный – веселый

Широкий – узкий Глубокий – мелкий

Громкий – сильный Маленький – большой

Темный – светлый Хороший – красный

Подбери слова с противоположным значением

Найди лишнее слово

Сестра, малыш, братик, отец, мать

В цепочке букв найди 3 слова

Загадка с подвохом

Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это?

Доскажи пословицу

В гостях хорошо….. (а дома лучше)

Февраль богат снегом…..(апрель водою)

Береги одежду снову…..(а честь смолоду)

На добрый привет…..(добрый ответ)

Крепкую дружбу…..(и топором не разрубишь)

Старый друг…..(лучше новых двух)

Долог день до вечера…..(когда делать нечего)

Волков бояться…..(в лес не ходить)

Ученье свет,…..(а неученье — тьма)

Был бы хлеб,…..(а каша будет).

Крылатые слова

Объясни значения слов:

А Васька слушает, да ест.

Заруби себе на носу.

Волк в овечьей шкуре.

За тридевять земель.

Из мухи сделать слона.

Как об стенку горох.

Обжегся на молоке – дует на воду.

Разгадайте ребусы

Ответ: словарь

Ответ: корень

Ответ: учитель

Разгадай загадки

Кто ходит в каменой рубахе? (черепаха)

Что с земли не поднимаешь? (тень)

Без языка, без голоса, а все расскажет (книга)

Пять братьев – годами равные, ростом разные (пальцы)

Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

В маленьком амбаре лежит 100 амбаров (спички)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (хлеб)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

Постройте пирамиду

Она проста довольно с виду.

Но как же строить пирамиду?

Не каждый, может быть, построит,

Но попытаться все же стоит.

В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:

Рак

Кара

Карта

Кварта

Квартал

Задание для команд в виде загадок:

Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)

Я не простое учреждение. (Банк)

Во мне всегда хранят варенье. (Банка)

А я нужна грузовику. (Кабина)

А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Найди хитрое слово

Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.

Загадки по русскому языку. Тема «Состав слова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Загадки по русскому языку.
Тема «Состав слова»
Презентацию приготовила
Женя Гагаринова

Описание слайда:

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Его корень в слове «взять»
Приставка в слове «замолчать»
Суффикс в слове «сказка»
Окончание в слове «рыбка»
Завязка
Рыбалка
сказочка

Описание слайда:

Его корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехал»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
1.Подснежники
2.Снеговики
3.Подснежник

Описание слайда:

Его корень в слове «возит»
Приставка в слове «поход»
Суффикс в слове «рыбка»
Окончание в слове «туча»
1.тучка
2.повозка
3.повозочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «поломка»
Суффикс в слове «лодочка»
Окончание в слове «слава»
1.поход
2.походочка
3.поломочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «наплыл»
Суффикс в слове «кружка»
Окончание в слове «компьютера»
1.находит
2.находка
3.ходит

Описание слайда:
Описание слайда:

А ЕСЛИ ПОДУМАТЬ?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рабочая программа учебного предмета «Человек» 9 класс

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Презентация по экономической теории «Финансы. Кто я?»

Методическая разработка «Расчет технико-экономических характеристик средств автоматизации»

Требования к участникам педагогического проектирования

Сценарий «Волшебный новый год 2021» для детей детского сада

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы философии»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5199921 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://materinstvo.ru/art/16393

http://infourok.ru/zagadki-po-russkomu-yazyku-tema-sostav-slova-4835886.html