Загадки о частях слова корне суффиксе

Внеурочное занятие по русскому языку «Про морфемы»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Научно-познавательное направление. Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

Скачать:

ВложениеРазмер
vneurochnoe_zanyatie.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

На прошлом занятии я раздала каждой группе кейс. А сегодня мы посмотрим как вы справились ними.

— сообщение про корень, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про приставку, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про суффикс, найти загадку, подобрать задание для ребят

1 . — Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы их разгадайте и постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

1) Я у дуба. Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту ( корень ).
2) После корня он стоит, Перед окончанием.
Его я, если заменю, Другое слово получу.
Обозначу уголком. Называю домиком ( суффикс ).

Доскажите словечко: 3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова ( приставка ).
4) На конце любого слова ………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь. ……………он найдет.
Его в рамочку возьмет ( окончание ).
5) Окончание отбросим
И останется … ( основа ).

По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками.

-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
— Сегодня мы с вами поговорим об удивительных превращениях морфем. Но, готовясь к сегодняшнему занятию у меня возникла проблема. Послушайте стихотворение и дайте ответ.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем выяснять:
Вышли способом каким
Те слова, что говорим?

Где был мел, там стал – мелОК!
(Это СУФФИКС нам помог –
Он всю доску исписал
И кусок поменьше стал!)

Здесь был ход, а стал – ОТход,
Как пришла ПРИСТАВКА «от-» —
От такого поворота
Стало всё наоборот!

Ох, не просто разгадать,
Что от слов нам ожидать:
То возьмёт, из двух сольётся,
То нежданно отсечётся,
То протиснется неспешно
К нам из языков чужих
И пропишется успешно –
Отыщи, попробуй, их!

Раз, два, три, четыре, пять,
Интересно разбирать!
А зачем нам это знать?
Чтобы правильно писать!

  1. Сегодня я приглашаю всех вас, ребята, и наших гостей в увлекательное путешествие в сказочную страну «МОРФЕМА»

Можно поискать музыка из сказки

  1. Слово ребятам из 1-й группы.

Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

  • «Чужак» И вот однажды собрались у старого мудрого корня ВОД его родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседует. ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ разыгралась. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. Все старуху ВОДУ ждут. Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей и сразу чужака заприметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Кто же оказался чужаком среди родственников ВОДЫ? Почему гости не сразу заприметили чужака?

  • А я тоже приготовила для вас задание: образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод

… + (о) + ход … + (о) + лёд

… + (о) + хранилище … + (о) + пад

Вспомните уроки окружающего мира, что мы знаем о воде? В каких состояниях она может быть?

Слово ребятам группы №2

  1. За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, натворил он дел.

Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как появились хозяева — корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали себе корни. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька. А вот суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. Существует еще много других суффиксов. Они научат нас видеть характер слов.

  • . Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, — :

Участок, где растёт виноград, — :

  • Отметь «+ » слова, в которых есть суффикс – К –

Лапка горка избушка

Стирка срок замок

Слово ребятам группы № 3

  1. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова.

Долгое время на волшебной поляне жили корни и суффиксы одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. Вот так выглядели эти домики. Вместе с корнями и суффиксами стали жить приставки и работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. Вместе всегда работать веселее и интереснее. Хотите попробовать?

  • Отметь «+ » приставку, которая придаст слову ОТКРЫТЬ противоположное значение:

Пере- по- у- на- за-

Под- за — в- пере- вы-

  • От каждого слова при помощи приставок образуйте три глагола, которые обозначают, что действие закончено:

Строил, рисовал, считал.

— В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;
пра-: правнук, прабабушка и др.;
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень;
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ежь: молодежь;
-арник: кустарник.
Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

Игра с морфемами

  1. ОКОНЧАНИЕ: В слове – корень пусть любой,

Вместо окончания – ноль.

  1. ПРИСТАВКА: Окончание очень скромно, хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я интересные слова,

чтоб приставка в них был: за-, при-, по-, а может, до-

Мне, ребята, все равно.

  1. СУФФИКС: А теперь – мое задание:

Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья? (зайчик, дубовый, маленький, зёрнышко)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? подарок

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. Беленький

Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. пылеводонепроницаемые (часы ) — С какой морфемы мы начнём?

Итог занятия – частушки

1.Корни, суффиксы, приставки –

Это все морфемы.

Если с ними мы подружим

Не будет проблемы.

2. в слове корень главный самый

Всем известно нам, друзья.

Его первым выделяем

Без него никак нельзя.

3. изменяемая часть слова — это окончание.

Оно свяжет все слова — будет понимание.

4. мы морфемы изучаем

К корню суффикс добавляем

К столу ик поставили

Стал он столик маленький.

5. знать морфемы очень важно,

К ним наше внимание.

Эти знания для нас –

-Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились

и чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии.

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них — неисчетная.

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного з.

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель — обобщение знаний по теме «Тема текста».

Сценарий открытого внеурочного занятия духовно-нравственного направления «Традиции русского гостеприимства» 2 класс.

Включение технологии развития критического мышления в систему развивающих занятий открывает возможности личностного роста каждому ученику.

Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе.

Загадки по русскому языку. Тема «Состав слова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Загадки по русскому языку.
Тема «Состав слова»
Презентацию приготовила
Женя Гагаринова

Описание слайда:

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Его корень в слове «взять»
Приставка в слове «замолчать»
Суффикс в слове «сказка»
Окончание в слове «рыбка»
Завязка
Рыбалка
сказочка

Описание слайда:

Его корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехал»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
1.Подснежники
2.Снеговики
3.Подснежник

Описание слайда:

Его корень в слове «возит»
Приставка в слове «поход»
Суффикс в слове «рыбка»
Окончание в слове «туча»
1.тучка
2.повозка
3.повозочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «поломка»
Суффикс в слове «лодочка»
Окончание в слове «слава»
1.поход
2.походочка
3.поломочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «наплыл»
Суффикс в слове «кружка»
Окончание в слове «компьютера»
1.находит
2.находка
3.ходит

Описание слайда:
Описание слайда:

А ЕСЛИ ПОДУМАТЬ?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рабочая программа учебного предмета «Человек» 9 класс

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Презентация по экономической теории «Финансы. Кто я?»

Методическая разработка «Расчет технико-экономических характеристик средств автоматизации»

Требования к участникам педагогического проектирования

Сценарий «Волшебный новый год 2021» для детей детского сада

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы философии»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5184420 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Викторина по русскому языку 4 класс

В подборку включены вопросы и увлекательные задания для проведения викторины по русскому языку в 4 классе.

Разминка викторины

1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

7. Есть ли в русском языке приставка «з»?

8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.

9. Является ли местоимение частью речи?

Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да. Автор: Анна Круглова

Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — . (обращение)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется. (приставка)

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся.

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем. (устаревшие)

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова.

Собираются звуки в. (слова)

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем. (фразеологизмом)

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это. (падежи)

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так. (служебные)

Что означают эти крылатые выражения?

Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:

  • Рукой подать. (Близко)
  • В час по чайной ложке. (Медленно)
  • Во весь дух. (Быстро)
  • Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
  • Работать спустя рукава. (Плохоработать)
  • Прикусить язык. (Замолчать)
  • Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)
  • Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
  • Сломя голову. (Быстро)
  • Зарубить на носу. (Запомнить)
  • При царе Горохе. (Очень давно)
  • Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
  • Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
  • Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
  • Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
  • Бить баклуши. (Ничего не делать)

Разгадайте ребусы

Ответ: падеж

Ответ: спряжение

Ответ: глагол

Вопрос с подвохом

Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)

Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)

Игра «Гонка за лидером»

Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.

  • Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
  • На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
  • Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
  • Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
  • Определите род имени существительного «трель». (Женский)
  • Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
  • Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
  • Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
  • Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
  • Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
  • В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
  • В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
  • Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
  • Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
  • На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
  • Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
  • Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
  • Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
  • Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
  • Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
  • Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  • Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
  • Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
  • Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
  • Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
  • Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
  • Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
  • Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)

Словообразование

В Москве живут москвичи, во Владимире — владимирцы. А как зовут себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)


источники:

http://infourok.ru/zagadki-po-russkomu-yazyku-tema-sostav-slova-4835886.html

http://materinstvo.ru/art/16397