Загадки правописания в корне слова

Пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_ya_ispolzuyu_poslovitsy_i_zagadki_pri_izuchenii_proveryaemoy_bezudarnoy_glasnoy_v_korne.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.

С первого класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала пословицы и загадки. В течение четырех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (I класс), к более сложному (II — III классы), а затем к обобщению изученного (IV класс).

Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, как я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова:

Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение.

Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.

Зимой согревает. /Дерево

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся. /Река

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая. /Зима и весна

На кол насажена,

А по улице пляшет. /Метла

Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самой загадке.

При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне (II – III классы) предлагаю разнообразные задания, усложняя их, списать пословицу с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова, обозначить в них орфограмму, выделить корень.

Бояться волков — быть без грибов.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

В гости ходить- надо и к себе водить.

В ногах правды нет.

В четвёртом классе составляем памятку, в которой представлены все орфограммы и в столбиках – части речи: I столбик – имена существительные, II – имена прилагательные, III – глаголы.

Коровушка стоит во дворе – вкусный обед лежит на столе.

Существительные Прилагательные Глагол

Коровушка вкусный стоит

Прошу ребят дописать пословицу.

Ленивому и лениться — /Лень/

Тише /воды/, ниже /травы/.

Таким образом, тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.

Загадки по теме: «Безударные гласные»

Подборка загадок по теме: Безударные гласные» я использую их на уроках ОБЖ.

Просмотр содержимого документа
«Загадки по теме: «Безударные гласные»»

Загадки по теме: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

1.Кто пчеле подарит мед?

Кто на солнышке цветет?

И головкою цветной

Нам качает в летний зной? (Цветок)

2. Без нее не будет моря,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки. (Вода)

3. По горам да по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

4. С бородой родится.
Никто не дивится. (Козёл)

5. Без рук, без топорёнка

Построена избенка. (Г нездо)

6. Днем спит, ночью летает
И прохожих путает. (Сова)

7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

8. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

9. В тесной избушке

Ткет холст старушка. (Пчела)

10. Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Звонок)

11. Хожу — брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Гребешок)

12. Ношу их много лет,

А счета им не знаю. (Волосы)

13. По морю идет, идет.

А до берега дойдет

Тут и пропадет. (Волна)

14. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

15.На ночь оконца сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

16. Везде ищет свой нос витой.

Дыру проткнет в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне. (Сверло)

17. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска:
Знать не вкусная доска. (Пила)

18. В одном бочонке два вина,

Болтаются — не смешаются. (Яйцо)

19. Избушка нова,

Избушка развалится. (Яйцо)

20. В шахту спустится шахтер,

Принесет воды во двор. (Ведро)

21. Брат с братом
Через дорогу живут,
Один другого

«Орфографические загадки» орфограммы 1-2 класс

Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

При разгадывании загадок:

1). формируется любовь к народному творчеству, родному языку;

2). ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3). мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;

4). развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;

5 ). расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Первоклассники с удовольствием отгадывают загадки, обосновывая выбранный вариант отгадки, ищут их сами, учат наизусть. Во втором классе задания усложняются: необходимо списать загадку с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, поставить знак ударения, подчеркнуть ударную гласную, выделить корень. Эти задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Отгадай загадку, проверь написание

(запиши проверочное слово), запиши отгадку.

То ее немедленно ставь под ударение
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(сова)

Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят.
(глаза)

Скоро ест,
Мелко жует,
Сама не ест,
Другим не дает.
(пила)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает,
(земляника).

В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(рябина)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её..
(лиса)

Кто ходит ночь,
И ходит день,
Не зная, что такое лень?
(часы)

Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят,
(грибы)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем. ищем — не найдем.
(роса)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
(волна)

Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса! Чудеса!
Как проведала.
(оса)

Домовитая хозяйка
Пролетая над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Не прядет, не ткет,
А людей одевает.
(овца)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
(гроза)

Делиться со всеми –
Привычка моя!
Вам яду не надо?
Спросила……
(змея)

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет,
(коза).

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два брата, а друг друга не видят. (Глаза)

Хоть сама и снег и, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)

Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

На березке теремок, не висит на нем замок,

Дверь открыта для жильца, говорливого скворца. (Скворечник)

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)

По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.

А теперь мороз седой у нас летом и зимой

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. (Коса)

На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова)

Телом вертким, как змея, в доску вкручиваюсь я. (Сверло)

Целый день «уа-уа» вот и все её…(слова) Е.Благинина

И сейчас же щетки, щетки затрещали, как…(трещотки) К.Чуковский

Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…(лису) С.Маршак

Ходит по лесу хорек, хищный маленький…(зверек) С.Маршак

Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей) С.Маршак

Вон по бульвару гуляет тигрица – Лиля ни капли ее не… (боится)

НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

Сто орешков, да усы кисточкой. (Горох)

Круглый, как мяч, с виду зеленый, на вкус сладкий. (Арбуз)

Неказиста, мелковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)

Был ребенок – не знал пеленок,

Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

Без рук, без ног, а двери отворяет. (Ветер)

Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены. (Березы)

Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)

На раскрашенных страницах много праздников хранится. (Календарь)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз- и день включу,
(выключатель)

Пять амбарушек –
Одни ворота,
(перчатка)

Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.
(чулок)

Идут, идут,
А всё тут да тут.
(часы)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(туча)

Черненько,
Горяченько,
А все любят.
(чай)

Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(щука)

Горит столб,
А дыму нет.
(свеча)

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(чайник)

Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки,
(огородное чучело)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда, вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)

Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда все несут.
(мыши)

Ползун ползет,
Иголочки везет.
(ежик)

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их
(лыжи)

С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки
Белые .
(снежинки)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он.
(жираф)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(кувшинки)

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А её зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(душица)

На четыре ноги
Надевали сапоги
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать.
(шины)

Растет зеленый кустик
Дотронешься — укусит.
(шиповник)

Если дождик, мы не тужим
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.
(калоши)

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Маленькие лапки,
А в лапках царапки,
(кошка)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой,
(медведь)

Красна девица в темнице,
А коса на улице,
(морковь)

Сама не ем,
А людей кормлю.
(ложка.)

В воде купался,
А сух остался.
(гусь)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашка)

Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
(гриб)

На дворе горой,
А в избе водой.
(снег)

Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(гвоздь)

Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет,
(лук)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать,
(утюг)

Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь.
(самолет)

Белая скатерть все поля покрыла. (Снег)

Зимой на земле лежало,

весной в реку побежало. (Снег)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

не рот, а ловушка

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

Толстый тонкого побьет–

тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток,гвоздь)

Бьют парнишку по фуражке,

чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

За тобою он плетется,

хоть на месте остается. (След)

На дворе переполох:

с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

у нее теперь ангина. (Град)

Если хорошо заточен,

все легко он режет очень,-

Хлеб, картошку, свеклу,

мясо, рыбу, яблоки и мясо. (Нож)

Пройдусь слегка горячим я,

и гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

и навести на брюках стрелки. (Утюг)

От врагов его защита на одежде вся пришита.

Как свернется – не возьмешь.

Вот какой колючий…(еж)

Вот так чудо! Чудеса!

Подо мной два колеса!

Я ногами их верчу

и качу, качу, качу. (Велосипед)

привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

открывай по шире рот! (Ложка)

Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ.

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(солнце)

Крутая гора,
Что ни шаг, то дыра.
(лестница)

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)

То это за дорога? Кто по ней идет – тот хромает? (Лестница)

Выпиши другие слова на это же правило.

Стою на крыше
Всех труб выше.
(антенна)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей дома вожжи,
Дом без них ходить не может.
(троллейбус)

Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(ванна)

Этот глаз- особый глаз.
Быстро взглянет он на вес,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(фотоаппарат)

По асфальту идет дом,

ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи,

он ходить без них не может. (Троллейбус)

День и ночь стоит на крыше

Все увидит, все услышит,

всем поделится со мной! (Антенна)

Плещется теплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)

Отгадай загадку, запиши отгадку.

Шел долговяз,
В сыру землю увяз,
(дождь)

Мету, мету-
Не вымету,
Несу, несу,
Не вынесу;
Пора придет –
Сама уйдет,
(тень)

В воде купался,
А сух остался.
(гусь)

Кто в дом не идет,
Меня за руку берет.
(дверь)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(желудь)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(медведь)

Кто на своей голове лес носит?
(олень)

Каждый вечер я иду
Рисовать круги по льду.
Только не карандашами,
А блестящими .
(коньками)

Тоя в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я ?
(тетрадь)

Мала я, никому не мила. (Мышь)

В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)

Попало наше тесто в горячее место.

Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
(Очки)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

А ну-ка, ребята,
Кто отгадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(рукавички)

Стальной конек по белому
Полю бегает,
За собой черные следы
Оставляет,
(ручка)

Спят мирно дочки
В фанерном домочке
У сонь, у тихонь
В головках огонь,
(спички)

Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде,
(удочка)

Рос шар бел,
Ветер дунул –
Шар улетел,
(одуванчик)

Золотое решето
Черных домиков полно;
Столько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(подсолнечник)

В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поет — заливается.
Как называется?
(дудочка)

Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила всё –
Закончила рассказ.
(точка)

Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Еж)

Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш)

Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(мышь)

Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит этот .
(уж)

Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет
Тот и в дом войдет.
(ключ)

Махнула птица крылом
И покрыла свет одним пером.
(ночь)

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(грач.)

В поле тычинка –
Золотая вершинка.
(рожь)

Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(печь)

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(мяч)

Падают с ветки Золотые монетки.
(листья)

Спинка в веснушках,
Ах как неловко!
И покраснела .
(божья коровка)

Гуляет в поле,
Да не конь,
Летает на воле,
Да не птица.
(вьюга)

Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа- пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(свинья)

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора
Строит себе город.
(муравьи)

Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут — положу,
Человеку я служу.
(подъемный кран)

СОЧЕТАНИЯ – оро-, -оло-

Глубоко был спрятан он,
Один, два, три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(боровик)

Не сеют, не сажают –
Сами вырастают.
(волосы)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это ?
(соловей)

Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках.
(горох)

Стоит копытце
Полно водицы,
(колодец)

Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(смородина)

Говорит дорожка-
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(полотенце)

Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя.
(болото)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(воробей)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(колос)

Жидко, а не вода
Бело, а не снег.
(молоко)

Деревянная шея,
Железный клюв.
Стучит «тук, тук, тук»
(молоток)


источники:

http://multiurok.ru/files/zaghadki-po-tiemie-biezudarnyie-ghlasnyie.html

http://infourok.ru/orfograficheskie-zagadki-orfogrammi-klass-1320102.html