Пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.
статья по русскому языку (3 класс) по теме
Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_ispolzuyu_poslovitsy_i_zagadki_pri_izuchenii_proveryaemoy_bezudarnoy_glasnoy_v_korne.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.
С первого класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала пословицы и загадки. В течение четырех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (I класс), к более сложному (II — III классы), а затем к обобщению изученного (IV класс).
Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, как я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова:
Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение.
Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.
Зимой согревает. /Дерево
В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся. /Река
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. /Зима и весна
На кол насажена,
А по улице пляшет. /Метла
Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самой загадке.
При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне (II – III классы) предлагаю разнообразные задания, усложняя их, списать пословицу с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова, обозначить в них орфограмму, выделить корень.
Бояться волков — быть без грибов.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
В гости ходить- надо и к себе водить.
В ногах правды нет.
В четвёртом классе составляем памятку, в которой представлены все орфограммы и в столбиках – части речи: I столбик – имена существительные, II – имена прилагательные, III – глаголы.
Коровушка стоит во дворе – вкусный обед лежит на столе.
Существительные Прилагательные Глагол
Коровушка вкусный стоит
Прошу ребят дописать пословицу.
Ленивому и лениться — /Лень/
Тише /воды/, ниже /травы/.
Таким образом, тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Загадки по теме: «Безударные гласные»
Подборка загадок по теме: Безударные гласные» я использую их на уроках ОБЖ.
Просмотр содержимого документа
«Загадки по теме: «Безударные гласные»»
Загадки по теме: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
1.Кто пчеле подарит мед?
Кто на солнышке цветет?
И головкою цветной
Нам качает в летний зной? (Цветок)
2. Без нее не будет моря,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки. (Вода)
3. По горам да по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
4. С бородой родится.
Никто не дивится. (Козёл)
5. Без рук, без топорёнка
Построена избенка. (Г нездо)
6. Днем спит, ночью летает
И прохожих путает. (Сова)
7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
8. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем — не найдем. (Роса)
9. В тесной избушке
Ткет холст старушка. (Пчела)
10. Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Звонок)
11. Хожу — брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок)
12. Ношу их много лет,
А счета им не знаю. (Волосы)
13. По морю идет, идет.
А до берега дойдет
Тут и пропадет. (Волна)
14. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)
15.На ночь оконца сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
16. Везде ищет свой нос витой.
Дыру проткнет в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (Сверло)
17. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска:
Знать не вкусная доска. (Пила)
18. В одном бочонке два вина,
Болтаются — не смешаются. (Яйцо)
19. Избушка нова,
Избушка развалится. (Яйцо)
20. В шахту спустится шахтер,
Принесет воды во двор. (Ведро)
21. Брат с братом
Через дорогу живут,
Один другого
«Орфографические загадки» орфограммы 1-2 класс
Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
При разгадывании загадок:
1). формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
2). ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
3). мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
4). развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
5 ). расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Первоклассники с удовольствием отгадывают загадки, обосновывая выбранный вариант отгадки, ищут их сами, учат наизусть. Во втором классе задания усложняются: необходимо списать загадку с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, поставить знак ударения, подчеркнуть ударную гласную, выделить корень. Эти задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
— Отгадай загадку, проверь написание
(запиши проверочное слово), запиши отгадку.
То ее немедленно ставь под ударение
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(сова)
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят.
(глаза)
Скоро ест,
Мелко жует,
Сама не ест,
Другим не дает.
(пила)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает,
(земляника).
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(рябина)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её..
(лиса)
Кто ходит ночь,
И ходит день,
Не зная, что такое лень?
(часы)
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят,
(грибы)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем. ищем — не найдем.
(роса)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
(волна)
Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса! Чудеса!
Как проведала.
(оса)
Домовитая хозяйка
Пролетая над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)
Не прядет, не ткет,
А людей одевает.
(овца)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
(гроза)
Делиться со всеми –
Привычка моя!
Вам яду не надо?
Спросила……
(змея)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет,
(коза).
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Два брата, а друг друга не видят. (Глаза)
Хоть сама и снег и, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
На березке теремок, не висит на нем замок,
Дверь открыта для жильца, говорливого скворца. (Скворечник)
Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)
По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)
На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)
Летом папа наш привез в белом ящике мороз.
А теперь мороз седой у нас летом и зимой
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. (Коса)
На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова)
Телом вертким, как змея, в доску вкручиваюсь я. (Сверло)
Целый день «уа-уа» вот и все её…(слова) Е.Благинина
И сейчас же щетки, щетки затрещали, как…(трещотки) К.Чуковский
Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…(лису) С.Маршак
Ходит по лесу хорек, хищный маленький…(зверек) С.Маршак
Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей) С.Маршак
Вон по бульвару гуляет тигрица – Лиля ни капли ее не… (боится)
НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)
Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
Сто орешков, да усы кисточкой. (Горох)
Круглый, как мяч, с виду зеленый, на вкус сладкий. (Арбуз)
Неказиста, мелковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)
Был ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)
Без рук, без ног, а двери отворяет. (Ветер)
Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены. (Березы)
Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
На раскрашенных страницах много праздников хранится. (Календарь)
Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз- и день включу,
(выключатель)
Пять амбарушек –
Одни ворота,
(перчатка)
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.
(чулок)
Идут, идут,
А всё тут да тут.
(часы)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(туча)
Черненько,
Горяченько,
А все любят.
(чай)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(щука)
Горит столб,
А дыму нет.
(свеча)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(чайник)
Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки,
(огородное чучело)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –
Когда спать, когда, вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Разошлись мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)
Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда все несут.
(мыши)
Ползун ползет,
Иголочки везет.
(ежик)
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их
(лыжи)
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки
Белые .
(снежинки)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он.
(жираф)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(кувшинки)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А её зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(душица)
На четыре ноги
Надевали сапоги
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать.
(шины)
Растет зеленый кустик
Дотронешься — укусит.
(шиповник)
Если дождик, мы не тужим
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.
(калоши)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Маленькие лапки,
А в лапках царапки,
(кошка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой,
(медведь)
Красна девица в темнице,
А коса на улице,
(морковь)
Сама не ем,
А людей кормлю.
(ложка.)
В воде купался,
А сух остался.
(гусь)
Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашка)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
(гриб)
На дворе горой,
А в избе водой.
(снег)
Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(гвоздь)
Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет,
(лук)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать,
(утюг)
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь.
(самолет)
Белая скатерть все поля покрыла. (Снег)
Зимой на земле лежало,
весной в реку побежало. (Снег)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
не рот, а ловушка
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)
Толстый тонкого побьет–
тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток,гвоздь)
Бьют парнишку по фуражке,
чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
За тобою он плетется,
хоть на месте остается. (След)
На дворе переполох:
с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
у нее теперь ангина. (Град)
Если хорошо заточен,
все легко он режет очень,-
Хлеб, картошку, свеклу,
мясо, рыбу, яблоки и мясо. (Нож)
Пройдусь слегка горячим я,
и гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
и навести на брюках стрелки. (Утюг)
От врагов его защита на одежде вся пришита.
Как свернется – не возьмешь.
Вот какой колючий…(еж)
Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса!
Я ногами их верчу
и качу, качу, качу. (Велосипед)
привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
открывай по шире рот! (Ложка)
Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ.
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(солнце)
Крутая гора,
Что ни шаг, то дыра.
(лестница)
День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
То это за дорога? Кто по ней идет – тот хромает? (Лестница)
Выпиши другие слова на это же правило.
Стою на крыше
Всех труб выше.
(антенна)
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей дома вожжи,
Дом без них ходить не может.
(троллейбус)
Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(ванна)
Этот глаз- особый глаз.
Быстро взглянет он на вес,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(фотоаппарат)
По асфальту идет дом,
ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи,
он ходить без них не может. (Троллейбус)
День и ночь стоит на крыше
Все увидит, все услышит,
всем поделится со мной! (Антенна)
Плещется теплая волна в берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)
Отгадай загадку, запиши отгадку.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз,
(дождь)
Мету, мету-
Не вымету,
Несу, несу,
Не вынесу;
Пора придет –
Сама уйдет,
(тень)
В воде купался,
А сух остался.
(гусь)
Кто в дом не идет,
Меня за руку берет.
(дверь)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(желудь)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(медведь)
Кто на своей голове лес носит?
(олень)
Каждый вечер я иду
Рисовать круги по льду.
Только не карандашами,
А блестящими .
(коньками)
Тоя в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я ?
(тетрадь)
Мала я, никому не мила. (Мышь)
В воде купался, сухим остался. (Гусь)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)
Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)
Попало наше тесто в горячее место.
Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
(Очки)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
А ну-ка, ребята,
Кто отгадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(рукавички)
Стальной конек по белому
Полю бегает,
За собой черные следы
Оставляет,
(ручка)
Спят мирно дочки
В фанерном домочке
У сонь, у тихонь
В головках огонь,
(спички)
Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде,
(удочка)
Рос шар бел,
Ветер дунул –
Шар улетел,
(одуванчик)
Золотое решето
Черных домиков полно;
Столько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(подсолнечник)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поет — заливается.
Как называется?
(дудочка)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила всё –
Закончила рассказ.
(точка)
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Еж)
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(мышь)
Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит этот .
(уж)
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет
Тот и в дом войдет.
(ключ)
Махнула птица крылом
И покрыла свет одним пером.
(ночь)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(грач.)
В поле тычинка –
Золотая вершинка.
(рожь)
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(печь)
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(мяч)
Падают с ветки Золотые монетки.
(листья)
Спинка в веснушках,
Ах как неловко!
И покраснела .
(божья коровка)
Гуляет в поле,
Да не конь,
Летает на воле,
Да не птица.
(вьюга)
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа- пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(свинья)
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора
Строит себе город.
(муравьи)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут — положу,
Человеку я служу.
(подъемный кран)
СОЧЕТАНИЯ – оро-, -оло-
Глубоко был спрятан он,
Один, два, три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(боровик)
Не сеют, не сажают –
Сами вырастают.
(волосы)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это ?
(соловей)
Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках.
(горох)
Стоит копытце
Полно водицы,
(колодец)
Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(смородина)
Говорит дорожка-
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(полотенце)
Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя.
(болото)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(воробей)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(колос)
Жидко, а не вода
Бело, а не снег.
(молоко)
Деревянная шея,
Железный клюв.
Стучит «тук, тук, тук»
(молоток)
http://multiurok.ru/files/zaghadki-po-tiemie-biezudarnyie-ghlasnyie.html
http://infourok.ru/orfograficheskie-zagadki-orfogrammi-klass-1320102.html