Загадки про суффиксы и окончания

Загадки по русскому языку. Тема «Состав слова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Загадки по русскому языку.
Тема «Состав слова»
Презентацию приготовила
Женя Гагаринова

Описание слайда:

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Его корень в слове «взять»
Приставка в слове «замолчать»
Суффикс в слове «сказка»
Окончание в слове «рыбка»
Завязка
Рыбалка
сказочка

Описание слайда:

Его корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехал»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
1.Подснежники
2.Снеговики
3.Подснежник

Описание слайда:

Его корень в слове «возит»
Приставка в слове «поход»
Суффикс в слове «рыбка»
Окончание в слове «туча»
1.тучка
2.повозка
3.повозочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «поломка»
Суффикс в слове «лодочка»
Окончание в слове «слава»
1.поход
2.походочка
3.поломочка

Описание слайда:

Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «наплыл»
Суффикс в слове «кружка»
Окончание в слове «компьютера»
1.находит
2.находка
3.ходит

Описание слайда:
Описание слайда:

А ЕСЛИ ПОДУМАТЬ?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа учебного предмета «Человек» 9 класс

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Мастер-класс как одна из форм распространения педагогического опыта по организации проектной деятельности.

Презентация по экономической теории «Финансы. Кто я?»

Методическая разработка «Расчет технико-экономических характеристик средств автоматизации»

Требования к участникам педагогического проектирования

Сценарий «Волшебный новый год 2021» для детей детского сада

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы философии»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5169438 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В Калифорнии детей учат молиться ацтекскому богу

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения РФ обновит систему преподавания истории в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внеурочное занятие по русскому языку «Про морфемы»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Научно-познавательное направление. Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

Скачать:

ВложениеРазмер
vneurochnoe_zanyatie.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

На прошлом занятии я раздала каждой группе кейс. А сегодня мы посмотрим как вы справились ними.

— сообщение про корень, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про приставку, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про суффикс, найти загадку, подобрать задание для ребят

1 . — Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы их разгадайте и постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

1) Я у дуба. Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту ( корень ).
2) После корня он стоит, Перед окончанием.
Его я, если заменю, Другое слово получу.
Обозначу уголком. Называю домиком ( суффикс ).

Доскажите словечко: 3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова ( приставка ).
4) На конце любого слова ………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь. ……………он найдет.
Его в рамочку возьмет ( окончание ).
5) Окончание отбросим
И останется … ( основа ).

По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками.

-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
— Сегодня мы с вами поговорим об удивительных превращениях морфем. Но, готовясь к сегодняшнему занятию у меня возникла проблема. Послушайте стихотворение и дайте ответ.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем выяснять:
Вышли способом каким
Те слова, что говорим?

Где был мел, там стал – мелОК!
(Это СУФФИКС нам помог –
Он всю доску исписал
И кусок поменьше стал!)

Здесь был ход, а стал – ОТход,
Как пришла ПРИСТАВКА «от-» —
От такого поворота
Стало всё наоборот!

Ох, не просто разгадать,
Что от слов нам ожидать:
То возьмёт, из двух сольётся,
То нежданно отсечётся,
То протиснется неспешно
К нам из языков чужих
И пропишется успешно –
Отыщи, попробуй, их!

Раз, два, три, четыре, пять,
Интересно разбирать!
А зачем нам это знать?
Чтобы правильно писать!

  1. Сегодня я приглашаю всех вас, ребята, и наших гостей в увлекательное путешествие в сказочную страну «МОРФЕМА»

Можно поискать музыка из сказки

  1. Слово ребятам из 1-й группы.

Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

  • «Чужак» И вот однажды собрались у старого мудрого корня ВОД его родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседует. ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ разыгралась. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. Все старуху ВОДУ ждут. Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей и сразу чужака заприметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Кто же оказался чужаком среди родственников ВОДЫ? Почему гости не сразу заприметили чужака?

  • А я тоже приготовила для вас задание: образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод

… + (о) + ход … + (о) + лёд

… + (о) + хранилище … + (о) + пад

Вспомните уроки окружающего мира, что мы знаем о воде? В каких состояниях она может быть?

Слово ребятам группы №2

  1. За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, натворил он дел.

Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как появились хозяева — корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали себе корни. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька. А вот суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. Существует еще много других суффиксов. Они научат нас видеть характер слов.

  • . Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, — :

Участок, где растёт виноград, — :

  • Отметь «+ » слова, в которых есть суффикс – К –

Лапка горка избушка

Стирка срок замок

Слово ребятам группы № 3

  1. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова.

Долгое время на волшебной поляне жили корни и суффиксы одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. Вот так выглядели эти домики. Вместе с корнями и суффиксами стали жить приставки и работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. Вместе всегда работать веселее и интереснее. Хотите попробовать?

  • Отметь «+ » приставку, которая придаст слову ОТКРЫТЬ противоположное значение:

Пере- по- у- на- за-

Под- за — в- пере- вы-

  • От каждого слова при помощи приставок образуйте три глагола, которые обозначают, что действие закончено:

Строил, рисовал, считал.

— В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;
пра-: правнук, прабабушка и др.;
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень;
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ежь: молодежь;
-арник: кустарник.
Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

Игра с морфемами

  1. ОКОНЧАНИЕ: В слове – корень пусть любой,

Вместо окончания – ноль.

  1. ПРИСТАВКА: Окончание очень скромно, хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я интересные слова,

чтоб приставка в них был: за-, при-, по-, а может, до-

Мне, ребята, все равно.

  1. СУФФИКС: А теперь – мое задание:

Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья? (зайчик, дубовый, маленький, зёрнышко)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? подарок

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. Беленький

Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. пылеводонепроницаемые (часы ) — С какой морфемы мы начнём?

Итог занятия – частушки

1.Корни, суффиксы, приставки –

Это все морфемы.

Если с ними мы подружим

Не будет проблемы.

2. в слове корень главный самый

Всем известно нам, друзья.

Его первым выделяем

Без него никак нельзя.

3. изменяемая часть слова — это окончание.

Оно свяжет все слова — будет понимание.

4. мы морфемы изучаем

К корню суффикс добавляем

К столу ик поставили

Стал он столик маленький.

5. знать морфемы очень важно,

К ним наше внимание.

Эти знания для нас –

-Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились

и чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии.

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них — неисчетная.

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного з.

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель — обобщение знаний по теме «Тема текста».

Сценарий открытого внеурочного занятия духовно-нравственного направления «Традиции русского гостеприимства» 2 класс.

Включение технологии развития критического мышления в систему развивающих занятий открывает возможности личностного роста каждому ученику.

Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе.

Загадки про русский язык с ответами

Русский язык — один из основных предметов в школьной программе. Именно с ним возникает больше всего проблем в начальных классах. Поэтому перед тем как отдавать ребёнка в первый класс, следует повысить уровень родного языка. Из-за повышения усвояемости материала это положительно отразится не только на русском языке, но и вообще на всех школьных предметах.

Загадки про русский язык помогут познакомиться с предметом, выучить простейшие правила, закрепить уже полученные знания, в том числе алфавит. Главные плюсы такого формата обучения — доступность и простота. Детям всегда интересно узнавать что-то новое, особенно в формате игр и загадок. Используйте это, чтобы подготовить своего ребёнка к школе.

Загадки про русский язык

Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
(Урок русского языка)

Тридцать три буквы,
Сорок два звука,
И этот язык,
Великий, могучий!
(Ответ: Русский язык)

Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал …
(Ответ: Заголовок)

Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у».
(Ответ: Предлоги)

Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — …
(Ответ: Грамматика)

А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно …
(Ответ: Орфограммы)

Зовут его крылатым словом,
Его значение всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем …
(Ответ: Фразеологизмом)

Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое.
(Ответ: Окончание)

В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Ответ: Цитата)

Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдём,
Окончание обведём.
Наши действия — не вздор,
По составу то…
(Ответ: Разбор)

Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем …
(Ответ: Устаревшие)

Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Ответ: Русский язык)

Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я …
(Ответ: Местоимение)

«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это …
(Ответ: Падежи)

На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу
До дороги добегу,
Там подземный переход.
От дороги кот идёт.
У дороги — поворот.
Над дорогой — облака.
Шёл к дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем с мамой на попутке.
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло.
В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли …
(Ответ: Предлоги)

Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет.
(Ответ: Время)

С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Название …
(Ответ: Вопросительные)

Если первое — «Я», «Мы»,
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит, «Ты» и «Вы».
И не иначе.
(Ответ: Лицо)

Она выражает значение слова
И называется просто — …
(Ответ: Основа)

Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся…
Как называются? Кто догадался?
(Ответ: Синонимы)

Всему название дано,
И зверю, и предмету.
Вокруг вещей — полным-полно,
И безымянных — нету.
И все, что может видеть глаз,
За нами, перед нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено …
(Ответ: Словами)

Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так: …
(Ответ: Служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется …
(Ответ: Красной строкой)

Слово делим мы на части.
Это ведь — большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей.
(Ответ: Слог)

Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху …
(Ответ: Ударение)

По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
(Ответ: Твёрдый и мягкий знаки)

Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют?
(Ответ: Род)

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки …
(Ответ: Гласные)

Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова…
Собираются звуки в …
(Ответ: Слова)

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они …
(Ответ: Согласные)

Слова объяснение
Словарь зовёт …
(Ответ: «Значение»)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Мы все называем понятно — …
(Ответ: Отрывок)

Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи — очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
(Ответ: Приставки)

Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — …
(Ответ: Обращение)

Вот у нее ведь какая привычка —
Как только прямая, так сразу в кавычках.
(Ответ: Прямая речь)

Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
(Ответ: Диалог)

Любой он речи государь –
Наш всезнающий …
(Ответ: Словарь)

Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
(Ответ: Антонимы)

Над ошибками работу
Делал целую субботу.
Иссякло уж терпение,
Готовы…
(Ответ: Исправления)

Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
(Ответ: Наречие)

Ещё загадки на тему русского языка:

Алфавит
Знаки препинания
Падежи
Приставки
Омографы
Ударение
Части речи


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/09/21/vneurochnoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-pro-morfemy

http://ladyvi.ru/zagadki-pro-russkij-yazyk-s-otvetami/