Загорелся правописание гласной в корне зависит от суффикса

Правописание корней

Содержание:

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- :коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зори — заря.
Исключение: зоревать.

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

поклонкланяться — склонить.

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

гор — гар
зор — зар
твор — твар
клон — клан
плов — плав — плыв
-лаг-полагать, прилагательное
-лож-положить, предложить, изложить
-раст-возраст, растить
-ращ-выращивать, приращение
-рос-заросли, вырос
-скак-выскакивать, скакать
-скоч-выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Чередование гласных в корне

О чем эта статья:

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

  • места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
  • различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

От чего зависит написание

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Тест Задание 5 русский язык ОГЭ 2020 Вариант 5

Задание 5 ОГЭ 2020

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ЗАГОРЕЛИСЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса А.

2)ОБЪЯВЛЕНИЕ – разделительный Ъ пишется перед Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласный.

3)ТОЖЕ – сочетание местоимения ТО с частицей ЖЕ пишется слитно.

4)РАСХОДУЕМЫЕ (средства) – в страдательном причастии настоящего времени, образованном от глагола II спряжения, пишется суффикс –ЕМ-.

5)ГЛИНЯНЫЙ – имя прилагательное, имеющее суффикс –ЯН-, пишется с одной буквой Н.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)БЕЗЫДЕЙНЫЙ – после приставок, оканчивающихся на согласную букву, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.

2)ВИДЯЩИЙ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс –ЯЩ-.

3)ПОЖИМАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4)ТАКЖЕ – сочетание наречия ТАК с частицей ЖЕ пишется слитно.

5)ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ – в прилагательном, имеющем суффикс –ЕНН-, пишется две буквы Н.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ВСЛЕДСТВИЕ – производный предлог, который пишется слитно.

2)ПРИЧЁМ – сочетание предлоге ПРИ с местоимением пишется слитно.

3)НАКЛОНЯСЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения.

4)ПРИБРЕЖНЫЙ – приставка ПРИ- придаёт слову значение пространственной близости.

5)ЗАСЕЯНО (поле) – в краткой форме причастия пишется одна буква Н.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ПРИВЕДЕНЫ (примеры) – в краткой форме имени прилагательного пишется одна буква Н.

2)ЗАМИРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

3)ПРИТОМ – приставка ПРИ- с местоимением пишется слитно.

4)ПРИОТКРЫТЬ – приставка ПРИ- придаёт слову значение – «неполное действие».

5)ПРОЧЬ – на конце наречий после шипящих Ч и Ш всегда пишется Ь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ИЗДАВНА – наречие, образованное от бесприставочного прилагательного при помощи приставки ИЗ-, имеет суффикс А.

2)НЕБОЛЬШОЙ (стол) – прилагательное пишется слитно, потому что к нему можно подобрать синоним без приставки НЕ, при этом отсутствует контекст противопоставления.

3)СРАВНЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его значения «равный, одинаковый».

4)ПРЕКРАСНЫЙ – приставка ПРЕ- придаёт слову значение – «прибавление».

5)НЕЧАЯННО – в наречии всегда пишется две буквы Н.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ПРЕВОСХОДИТЬ – приставка ПРЕ- имеет значение – «присоединение».

2)СТАРИННЫЙ – два НН пишется в прилагательном, образованном при помощи суффикса -ИН-.

3)УВЛЕКАЕМЫЙ – в суффиксе страдательного причастия настоящего времени пишется буква Е, если причастие образовано от глагола I спряжения.

4)КАСАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса –А-, следующего за корнем.

5)НАЧИСТО – в наречиях с приставками В-, ЗА-, НА- пишется суффикс -О-.

7. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ЛОЖЬ – у существительных 3-го склонения после шипящих на конце слова пишется Ь.

2)ВОСКЛИЦАНИЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

3)ЗАБОТЛИВЫЙ – в суффиксе –ЛИВ- имени прилагательного всегда пишется И.

4)ВЕНТИЛЯЦИЯ – написание безударной непроверяемой гласной в корне зависит от ударения.

5)СНИМАТЬ (мерки) – правописание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его значения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ПРОМОКАЕТ (плащ) – правописание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

2)КАРАНДАШИК – правописание суффикса –ИК-, потому что при склонении имени существительного сохраняется гласный звук.

3)РАСПИСАНИЕ – в приставке РАС- под ударением пишется буква А.

4)ЭКЗАМЕНАТОР – написание безударной непроверяемой гласной в корне надо запомнить.

5)ТОЖЕ – сочинительный союз, который пишется слитно.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ЖЁЛТЫЙ – в соответствии с произношением после шипящего пишется буква Ё.

2)ЛЕБЕДИНАЯ – в прилагательном, имеющем суффикс –ИН-, пишется одна буква Н.

3)ПОДЪЕЗД – в корне слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ.

4)ВЫРОВНЕННЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его значения – «сделанный ровным».

5)ЦИРК – после Ц пишется буква И, так как это слово является исключением.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ПРЕДОБРЫЙ – приставка ПРЕ- придаёт слову значение «высшей степени качества».

2)ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ (бассейн) – правописание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения.

3)СЛЫШИМЫЙ (рокот) – в страдательном причастии настоящего времени пишется суффикс –ИМ-, если оно образовано от глагола II спряжения.

4)ВЕРТИШЬ – в окончании глагола I спряжения во 2-ом лице единственного числа пишется И.

5)НИКОГО – с отрицательным местоимением при отсутствии предлога НИ пишется слитно.

Ответ: 1 – 25, 2 – 15, 3 – 145, 4 – 45, 5 – 123, 6 – 345, 7 – 13, 8 – 245, 9 – 24, 10 – 135.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Мосинцева Наталья ЛеонидовнаНаписать 19408 21.01.2020

Номер материала: ДБ-942817

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.01.2020 5167
    15.01.2020 388
    12.01.2020 144
    11.01.2020 487
    10.01.2020 1967
    08.01.2020 84
    08.01.2020 69
    05.01.2020 64

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/cheredovanie-glasnyh-v-korne

http://infourok.ru/test-zadanie-5-russkij-yazyk-oge-2020-variant-5-4085709.html