Закон восходящей звучности какую роль в правописании он играет

«Правило слогораздела». Рекомендации для родителей

Наталья Фомина
«Правило слогораздела». Рекомендации для родителей

Правило слогораздела (степень звучности)

Слог – минимальная единица речевого потока.

В русском языке есть принцип восходящей звучности ПВЗ. Слог заканчивается звуком с наибольшей звучностью. В своей практике для родителей использую таблицу (лестницу) с восходящей звучностью. Дети пользуются ею на уроке, открыв памятку и дома, при выполнении домашних заданий.

1. Глухие, шумные согласные звуки — [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [ш:’], [к], [к’], [ц], [ч’], [х], [х’] Шумные звонкие согласные звуки — [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж:’], [з], [з’].

2. Сонорные согласные звуки — [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]

3. Гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]

Правило слогораздела.

1. Сочетание двух шумных согласных отходит к последующему слогу.

Например: па-ста, би-тва, зве-зда.

2. Сочетание шумного и сонорного отходит к последующему слогу.

Например: ве-сна, хра-брый, ва-фли.

3. Сочетание сонорного и шумного имеет раздел посередине сочетания.

Например: кар-та, а-ор-та, пол-ка.

4. Сочетание двух сонорных отходит к последующему слогу.

Например: ка-рман, жу-рнал.

5. Сочетание сонорного и й — [j] имеет раздел внутри.

Например: вой-на, чай-ка.

Консультация для педагогов «Безопасность малыша — наше главное правило» Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Единые педагогические рекомендации для родителей Единые педагогические рекомендации к родителям. (напоминание родителям об их большой и важной роли во всестороннем развитии личности их.

Конспект праздника «Правила пожарной безопасности» в старшей группе Цель: Закрепить с детьми правила пожарной безопасности. Уточнить представление детей о том, что огонь может быть другом, а может быть страшным.

«Новый год к нам идет». Рекомендации для родителей Совсем скоро, буквально через пару недель наступит самый долгожданный, сказочный, чудесный праздник! Все и взрослые и дети, ждут его и верят,.

Рекомендации для родителей «Что такое Новый год?» Что такое Новый год? Хоть раз в жизни, этот вопрос задавал своим родителям каждый ребёнок…Хоть раз в жизни, этот вопрос задавал себе каждый.

Оформление уголка «Правила дорожного движения должен знать каждый: и ребёнок, и взрослый!» Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам.

Рекомендации по физической культуре для родителей Всем давно известно, что каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок не просто вырос, а вырос здоровым, счастливым и успешным. Но.

Самостоятельность. Где ее начало? Рекомендации для родителей Самостоятельность- это приобретение человека. Очень серьезное. Ее корни уходят далеко в ранний возраст, от одного года до двух лет жизни.

Сказка на ночь. Рекомендации для родителей Сказка на ночь. Наша жизнь складывается так, что зачастую родители не могут уделять ребенку достаточно времени. Если день или вечер были.

Урок чтения. Рекомендации для родителей Каждому родителю, несомненно, хочется как можно скорее научить своего ребёнка читать. Но зачастую дети сталкиваются с некоторыми трудностями.

Основной закон слогораздела в русском языке

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 — гласные, 2 — сонорные согласные, 7 — шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции — нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) — на-стур-ци-и.

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже — на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще — [со/сте/ны].

54.

Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган — орган) и отдельных форм различных слов (мою — мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос — хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец — молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; —а, —ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите — купите, ноги — ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное — на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гôстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.) .

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1768 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Закон восходящей звучности какую роль в правописании он играет

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 — гласные, 2 — сонорные согласные, 7 — шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции — нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) — на-стур-ци-и.

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже — на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще — [со/сте/ны].


источники:

http://helpiks.org/8-32014.html

http://pedlib.ru/Books/6/0262/6_0262-94.shtml