Закрепление обобщение изученного материала буквы н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

8 кл Урок 6. Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Просмотр содержимого документа
«Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Урок 6. Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Цели урока: 1) научить разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, 2) объяснить и отработать практически орфограмму «Одна и две буквы н в данных частях речи», 3) упрочить навыки правописания н и нн в суффиксах.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные — определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

I. Организационный момент

II. Дифференцированный опрос.

Один ученик пишет на доске составленную дома орфографическую диктовку с изучаемой орфограммой и устно рассказывает о написании н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Взаимопроверка учащимися упр. 25.

III. Актуализация опорных знаний учащихся. Синтаксическая пятиминутка.

— Перестройте предложение так, чтобы каждое простое предложение было усложнено причастным оборотом.

Пришла поздняя осень, и упали с деревьев последние листья.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

1. Вызывается ученик к доске Доска делится на 2 части. С одной стороны, записываются слова с нн, другой — с н.

Сдела(н,нн)ый подарок, соломе(н,нн)ая шляпа, прочита(н,нн)ый роман, гуси(н,нн)ое перо, привлече(н,нн)ый к ответу, серебря(н,нн)ый призер, приведе(н,нн)ый пример, поля скоше(н,нн)ы, деревя(н,нн)ый дом, накормле(н,нн)ый котенок, сломле(н,нн)ый прутик, расстрое(н,нн)ое лицо, высуше(н,нн)ое белье

2. Запишите пары слов, объясните выбор н/нн:

Кипяче..ая вода — вскипяче..ое молоко; краше..ый пол — покраше..ый забор; коше..ый луг — скоше..ая трава, жже..ый кофе — сожже..ое письмо, балова..ый ребенок — избалова..ое дитя, стриже..ый мальчик — остриже.. ая голова.

— На что нужно обращать внимание при выборе написания н или нн?

3. Рассмотрите данные примеры и объясните, почему в одном случае пишется н, а в другом — нн:

Девочка хорошо воспитана родителями. — Девочка послушна и воспитанна.

— По какому признаку можно отличить отглагольное прилагательное от причастия?

— Запишите предложения, делая пропуски на месте н/нн. Вставьте пропущенные буквы после анализа ошибкоопасных мест.

Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. — Эта ученица дисциплинированна и организованна.

Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова сверкало солнце. — Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

4. Диктант. (Алгоритм (см. урок 5) должен находиться в зоне видимости учеников)

Зеленый лес, масляный двигатель, оловянный солдатик, жженый сахар, балованный ребенок, свиной хвост, подкованный конь, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, миллионный житель, истинные ценности, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны ветром, румяная именинница, государственные награды

V. Подведение итогов урока.

Опираясь на алгоритм, расскажите о правописании н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях.

Домашнее задание дифференцированного характера:

а) выписать 10 предложений с наречиями, прилагательными, причастиями с н и нн из произведений А. С. Пушкина;

б) составить текст, включив прилагательные, причастия, наречия с н и нн, на тему (по выбору): «Моя первая победа», «Памятный день в моей жизни», «Будущее начинается сегодня».

Урок русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 3.Повторение изученного в 5-7 классах.

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.(1 час)

Тип урок а: комбинированный.

Цель урока: 1 ) Закрепить знание правил написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий .

Задачи урока:1) Учить различать прилагательные, причастия и наречия, определять их состав.

2) Знать условия выбора Н и НН в словах .

3) Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : учащиеся различают части речи, знают строение слов, умеют применять знания на практике, логически излагают свои мысли, умеют аргументировать, доказывать свою точку зрения;

Оборудование : карточки, раздаточный материал.

II .Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы говорили о стилях речи, подбирали к каждому стилю речевую ситуацию. Прочитайте данный текст, определите стиль, тип речи, речевую ситуацию (раздаточный материал).

Мы вошли в лес который был освеще___ лучами осен___его солнца. Расчищен___ая дорожка вела к неугомон___ому морю. Мы часто останавливались поражен___ые красотой необыкновен____ого леса. Позолочен____ые солнцем листья радуют взор. Лесные дорожки пустын____ы но иногда попадается дача окружен____ая деревян____ым выкрашен____ым маслян____ой краской красивым забором.

-Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Как называется данная орфограмма? Какие затруднения возникли? Почему?

III .Объяснение темы урока. -Сегодня на уроке мы вспомним правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

IV. Актуализация знаний. Работа со схемой-алгоритмом.

У прилагательных пиши:

“ сделанный из. ”-ан, -ян, -ин

НО! Оловянный, деревянный, стеклянный

2) Основа на. н + н Туман + н = туманный Сон + н = сонный

3) Отглагольные прилагательные Печеный (картофель)

образовано от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн

Соломенный, Станционный НО! Ветреный

У причастий пиши :

1) приставка (кроме не-) освещенный

2) зависимое слово сорванной (ветром)

3) от глагола совершенного вида рассказанная, купленная

4) образованы при помощи суффиксов – ова, — ева

НО! Кованый, жеваный

1) краткая форма причастий

— ен куплены, посажена

-н прочитана, вырезано

-н засеяно, повеяно

2) причастия несовершенного видаРаненый (солдат)

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы

Объяснял путано (путаный) Говорил торжественно (торжественный)

Отличай наречие от краткого причастия!

1)Упражнения 12,15,16 (выполняются выборочно) Задание: отработка навыка правописания Н иНН

V. Проверочная работа. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Работа по карточке.

Задание : из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

Сделайте выводы о том, как различить наречия и краткие причастия? В чем различия их написания? Какие трудные случаи написания данной орфограммы в причастиях и прилагательных вы можете назвать?

VII . Дом. задание: выучить алгоритм, упр.18

Методическое обеспечение урока:

1) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.,М,: дрофа, 2012

2) Уроки русского языка в 8 классе : поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. — Волгоград : Учитель, 2010.

Русский язык. 8 класс

Конспект
Тема: Буквы Н и НН в суффиксах прилагатель-ных, причастий и наречий.

Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях

С одной буквой Н пишутся:

1. Прилагательные с непроизводной основой: красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.
2. Отымённые (образованные от существительных) прилагательные с суффиксами АН, ЯН: песчаный, серебряный, ИН: мышиный, воробьиный.
Исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.
3. Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.
Исключение: Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный
4. Краткие прилагательные, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н: красна девушка (от полной формы с одной буквой н: красный), красно солнышко, красны девушки.
5. Наречия на-о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н: ветрено, аккуратно.

С двумя буквами НН пишутся:
1. Отымённые прилагательные с суффиксом Н, если корень существительного оканчивается на букву н: осенний, весенний, сонный.
2. Отымённые прилагательные с суффиксами ЕНН, ОНН: буквенный, порционный.
Исключение: ветреный человек, ветряная мельница, ветряная оспа, но безветренный день, подветренная сторона.
3. Отглагольные прилагательные с суффиксом НН: корчеванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный ← браковать + нн .
Суффикс НН пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: ЁВА/ОВА, ЕВА: корчёванный ← корчевать, образованный ← образовать.
Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.
4. Прилагательные-исключения:
Исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.
Исключение: данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный.
5. Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный.
6. Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м. р. ед. ч., в которой всегда одна буква н): ночь безлунна, советы ценны.
7. Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн: искренне, обдуманно, безветренно.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-bukvi-n-i-nn-v-suffiksah-imyon-prilagatelnih-prichastiy-i-narechiy-2806493.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/1940/main/