Закрепление правописание не с глаголами

Закрепление правописания НЕ с глаголами.

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VΙΙΙ вида»

по русскому языку на тему: «Закрепление правописания не

с глаголами и глаголами,

Учитель русского языка и литературы

Тема: «Закрепление правописания не с глаголами и глаголами, не употребляющимися без не»

Цель: закрепить правописание отрицательной частицы Не с глаголами; Применять правило правописания Не с глаголами в устной и письменной

Образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний, уметь писать раздельно отрицательную частицу; слитно — те глаголы, которые без Не не употребляются;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; развивать умение употреблять глаголы с Не в речи;

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка; способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Коррекционные: корригировать зрительное восприятие на основе упражнений анализа — синтеза.

Оборудование: Учебник Русский язык 7 класс под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В.Якубовской, Русский язык М.Т.Баранов и др. Справочные материалы, индивидуальные карточки; Н.М.Барская, JI . A . Нисевич. Обучение русскому языку в 5 — 9 классах вспомогательной школы, М.: «Просвещение», 1992 г., таблица НЕ с глаголами, карточки для индивидуальной работы, плакаты для словарно-­орфографической работы, плакат: Глаголы — исключения.

1) Организационный момент. Сосредоточить внимание учащихся .

Психологический настрой учащихся на урок. (учащиеся повторяют вслед за учителем — хоровое проговаривание).

Учитель: Ребята, повторяем за мной:

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

Учитель: Давайте придерживаться данных правил.

2) Фонетическая зарядка:

У ежа ежата, у ужа ужата.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Учитель: Откройте тетради – проверим домашнее задание.

3) Проверка домашнего задания : упр. 267 стр. 207

Списать стихотворение. Какие глаголы передают в нём состояние тишины и покоя? Подчеркните частицу не, которая придаёт глаголам звучания отрицательное значение.

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

И дергач не кричит. (С.Есенин)

Итак, вы подчеркнули … (частицу не)

Как пишется не с глаголами?

Что обозначает эта частица?

Учитель: Ребята, какое сегодня число?

(запись числа, классной работы). Проведём синтаксическую минутку.

Дятел застучал по сосне. В небе засияли звёзды. (Звери шли по знакомой тропе). (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения)

(в это время 2-3 ученика работают по карточкам)

5) Лингвистическая разминка

а) Вставить недостающие слова по опорным словам.

Глагол – это часть речи, которая обозначает ___________________ и отвечает на вопросы:_________________________. У глагола три времени:_______________________. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос: ____________________. Если глагол отвечает на вопрос: что _____________, то пишется –тся. Если глагол отвечает на вопрос: что__________, то пишется –ться НЕ с глаголами пишется _________________.

б) Подчеркнуть глаголы двумя чертами. ( индивидуальная работа -Садртдинов И.)

Скоро наступит короткая летняя ночь. Умолкли птицы. Громко стрекочут кузнечики. Вдруг проухает сова. Плеснётся рыба в реке.

в) Выписать из текста глаголы и указать время.

Восток зарумянился. Звери шли по знакомой тропе. Старый верблюд не боится тяжёлой клади. Дело мастера боится.

6) Воспроизведение знаний по ранее изученному материалу .

Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы с карточками.

1) составить связный рассказ о глаголе по опорным словам;

2) Найти и п одчеркнуть глаголы.

3)выписать из текста глаголы и указать их время;

— Слушаем связный рассказ о глаголе.

Учитель: Ребята, как вы думаете, получился ли у нас рассказ о глаголе?

Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки

7) Физкультминутка.

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим, и для них разминка будет.

Тянем наши руки к небу, в стороны разводим.

Повороты вправо-влево плавно производим.

Учитель: Тихонечко садимся на места.

8) Работа по теме урока:

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (не с глаголами) К ак пишется не с глаголами? (не с глаголами пишется раздельно).

— Сегодня мы будем закреплять правописание отрицательной частицы НЕ и глаголов, которые не употребляются без НЕ

Задача нашего урока — закрепить ваши знания о раздельном написании Не с глаголами на практике.

1)прочитайте пословицы на доске:

С добрым делом ( (не) опоздаешь) /(не) увидишься.

Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь)./(не)сломаешь).

Без труда (не) выловишь

(не)догонишь и рыбку из пруда).

Кто (не)работает — (тот (не)ест.\(не)спит). Работа не волк — (в лес (не)убежит/(не)улетит.)

Слово — не воробей (вылетит (не)поймаешь./(не)поставишь).

Задание: закончите пословицы, раскрыв скобки.

2) разбор пословиц (что означают эти пословицы)

– Что указывает на отрицание действий? (слово НЕ)

– Это маленькое слово называется …..(частица).

-как пишется частица не с глаголами? (не с глаголами пишется раздельно);

3) Все ли глаголы пишутся слитно?

(прочитаем их ещё раз хором)

9) Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник на стр.208 и найдите упр.268. Прочитаем задание.

Прочитай. Какими словами объяснил часовщик поломку механизма?

Однажды один старичок принёс часовщику старые часы. Тот заглянул в механизм и сказал:

— У вас здесь пружина не пружинит, шурупчик не шурупит, контакт не контачит, маятник не маячит и ремешок никуда не годится! Платите деньги и приходите завтра. (По А.Инину)

— Спиши. Подчеркни глаголы со значением отрицания.

— Какое настроение придал тексту игра слов: пружина не пружинит, шурупчик не шурупит, контакт не контачит, маятник не маячит?

Продолжи игру слов: подбери к именам

существительным однокоренные глаголы

со значением отрицания. Запиши.

ЧАСОВЩИК — м астер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов .

МЕХАНИЗМ — устройство, которое преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное движение.

ПОЛОМКА — повреждение, т.е. поломаться.

10) Проверка усвоения материала:

-какую тему мы закрепляли сегодня на уроке?

-как пишется не с глаголами?

-прочитайте глаголы-исключения. Почему НЕ пишется слитно?

11) Домашнее задание: упр.271 стр.209

Прочитай пословицы и поговорки. Некоторые из них потеряли частицу не и стали несуразными. Отыщи их и исправь недочёты.

12) Подведение итога. Оценки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок «Закрепление правописания не с глаголами и глаголами, не употребляющимися без не» проводится в 7 классе в разделе «Глагол» (урок №22), его роль – правописание отрицательной частицы не с глаголами.Цель урока: Закрепить правописание отрицательной частицы не с глаголами; применять правило правописания не с глаголами в устной и письменной речи.Задачи: образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний; уметь писать раздельно отрицательную частицу; слитно- те глаголы, которые не употребляются без не., развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; развивать их кругозор и лексический запас; воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка; способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах;коррекционные: корригировать зрительное восприятие на основе упражнений анализа-синтеза. Тип урока: урок-закрепление . Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (таблицы, плакат с пословицами, опорные слова, карточки); практические. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Данный урок является стандартным, но актуальным, так как каждое задание требовало от учащихся активной мыслительной деятельности, объяснений, рассуждений и доказательств.Организационный момент, фонетическая зарядка и физкультминутка создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий психологического настроя на урок и успешного его проведения.Результативность урока определяется умением учащихся применять правило правописания не с глаголами в устной и письменной речи (на примерах пословиц, стихотворений и др.)В процессе подготовки к уроку были использованы:1.Дидактический материал- Русский язык. (Тренинговые упражнения для любой системы обучения. Автор –составитель Н.А.Зотьева,Волгоград, издательство «Учитель»)2.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёновой;3.Русские пословицы поговорки, чистоговорки (журнал Карапуз: Комплексное развитие речи. Чистоговорки), скороговорки, материал на фотоносителе и др. 4. Справочные материалы по русскому языку под ред. Доктора филологических наук, профессора Н.М.Шанского.

Урок по теме «Правописание частицы «не» с глаголами»

Презентация к уроку

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.

Оборудование урока.

  • Интерактивная доска, презентация.
  • Раздаточный материал.
  • Учебник: С.В.Иванов, Русский язык. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. — М.: Вентана-Граф, 2010.
  • Рабочая тетрадь “Пиши грамотно” №1 М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Лист самооценки.
  • Методы и приемы использования ИКТ.

  • Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
  • Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.
  • Структура урока.

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний учащихся.
  • Изучение новых знаний.
  • Усвоение новых знаний.
  • Закрепление новых знаний.
  • Контроль и самоконтроль знаний.
  • Рефлексия.
  • Подведение итогов.
  • Инструктаж о домашнем задании.
  • Технологическая карта урока

    Этапы урокаПродолжительность этапа
    1. Организационный момент.1 мин.
    2. Актуализация знаний учащихся.5 мин.
    3. Изучение новых знаний.7 мин.
    4.Усвоение новых знаний.8 мин
    5. Закрепление новых знаний.5 мин.
    6. Контроль и самоконтроль знаний.5 мин.
    7. Рефлексия.3 мин.
    8. Подведение итогов.3 мин.
    9. Инструктаж о домашнем задании.1 мин.
    Этап урокаЗадачи этапаФормы и методыПланируемый результатРезультативность этапа
    1. Орг-й момент1. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

    2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.СловесныйКратковремен-ность этапаБыстрое включение учащихся в деловой ритм2. Актуализация знаний1. Обеспечить мотивацию учащихся.

    2.Формулирование темы урока.Частично-поисковыеФормулирование учащимися темы и цели урокаУчащиеся формулируют тему и цель урока3 .Изучение новых знаний1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

    2. Обобщение новых знаний по теме.Частично-поисковые, словесныеУметь правильно писать частицу не с глаголамиЗнают правило написания не с глаголами4. Усвоение новых знаний1. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

    2. Проверить применение изученного правила на практике.Словесные, проблемно-поисковыеУметь применять новое правило на практикеУмеют применять правило написания не с глаголами5. Закрепление новых знаний.1. Обеспечить закрепление уч-ся нового правила.

    2. Обеспечить закрепление изученного материала с учетом групповой работы.ПрактическиеУмение работать в группе, применять правило написания частицы не с глаголомУмеют работать в группе, применяют изученное правило6. Контроль и самоконтроль знаний.1. Диагностика понимания и усвоения нового материала.

    2. Выявление пробелов в изучении нового материала.Самост. работаУметь писать частицу не с глаголамиЗнают правило написания частицы не с глаголами7. Рефлексия.Учить адекватно оценивать свою работу на урокеСловесныеУметь правильно оценить себя на урокеАдекватно оценивают свою работу8. Подведение итогов.Развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на урокеСловесныеУметь делать выводы о полученных знаниях на урокеДелают выводы9. Инструктаж о домашнем заданииОбеспечить понимание способа выполнения домашнего заданияСловесные

    1. Организационный момент.

    Учитель: “Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?”.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель: “Что без меня предметы?

    Лишь названья.
    А я приду —
    Всё в действие придёт.
    Летит ракета.
    Люди строят зданья.
    Цветут сады
    И хлеб в полях растёт.

    Какая часть речи может так о себе сказать?”

    Учитель: “Что объединяет слова?”

    Учитель: “Сегодня мы продолжим путешествие по острову Глаголов.

    Прослушайте внимательно стихотворение и запишите глаголы, которые вам встретились в стихотворении.

    Бобик, Тузик, Джек, Дружок
    Сели во дворе в кружок.
    Стали петь, играть, плясать,
    Всех смешить и развлекать.

    Дети записывают в тетрадь глаголы: сели, стали петь, играть, плясать, смешить, развлекать.

    Учитель: “Почему вы выписали эти слова?”.

    Дети: “Мы выписали эти слова, потому что они — глаголы”.

    Учитель: “Докажите, что вы выписали глаголы”.

    3. Изучение новых знаний.

    Учитель: “Я вам предлагаю поиграть. Помогите при помощи приставок составить новые глаголы”.

    Плыть прятать клеить

    беседовать по дремать с

    Проверка: доплыть, наклеить, сбежать, спрятать, побеседовать, нарисовать, задремать.

    Учитель: “Почему не составили слова с не?

    Дети: “Не не является приставкой, это частица и пишется с глаголами раздельно. Значит, сегодня мы будем изучать, как пишется частица не с глаголами”.

    Учитель: “Абсолютно верно! Я хочу рассказать вам сказку.

    Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка- с ноготок величиной, и вышло из неё слово- крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

    — Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! — отвечал глагол.

    — За что же? – удивился волшебник.

    — Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, — говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”

    — Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

    — Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу”

    Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами:

    Глаголу очень нравится
    Все делать очень живо…
    Частица “не” — красавица,
    Но как она ленива!

    Глагол же, не любя безделья,
    С частицей “не” пишется раздельно!

    4. Усвоение новых знаний и умений.

    Учитель: “Попробуем применить наше новое правило. Я вам приготовила пословицы. Прочитайте их”.

    Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.

    Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

    Волков бояться – в лес (не) ходить.

    Учитель: “С красной строки запишите любую пословицу, раскройте скобки”.

    Учитель: “Я предлагаю вам вспомнить еще пословицы, которых есть частица не перед глаголом”.

    Дети: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежачий камень вода не течет. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

    Учитель: “Итак, как же пишется частица не с глаголом?”

    Дети: “Частица не с глаголом пишется раздельно”.

    Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать

    Учитель: “Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить?”.

    Дети: “Нет, таких глаголов нет в русском языке”.

    Учитель: “Как же нам исправить ошибку?”.

    Дети: “Приписать к глаголам не, записать не с глаголами слитно”.

    Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать

    Учитель: “Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.

    Волшебнику стало интересно: всегда ли частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Он перелистнул страницу своей волшебной книги и прочел окончание правила:

    Глаголы, не любя безделья,
    С частицей пишутся раздельно!
    Всегда? Нет! Без сомнения,
    Бывают исключения.

    Бывает все же, что глагол
    Совсем без “НЕ” не может!
    Тогда, куда бы он ни шел, —
    И “НЕ” с ним вместе тоже.

    И нет глаголу воли,
    Если глагол – неволить.
    Не может “не” не видеть
    В глаголе ненавидеть.

    Дети читают правило в учебнике на странице 70.

    5. Закрепление новых знаний.

    Учитель: “А сейчас поработаем в группах. Вам надо будет соединить с буквой с только те глаголы, которые с частицей не пишутся раздельно”.

    Работа в группах.

    Учитель: “Давайте проверим, как вы справились с работой”.

    (не)звонил(не)здоровится
    (не)взлюбить(не)навидеть
    (не)узнает(не)горели
    (не)пойму(не)доумеваю
    (не)горели(не)читает

    Учитель: “Молодцы! Вы хорошо справились с работой”.

    6. Контроль и самооценка знаний.

    Учитель: “А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо вставить подходящие по смыслу слова и раскрыть скобки”.

    Пингвины хоть и птицы, но не летают.

    Людей пингвины не боятся.

    Белый медведь не страшится мороза и ледяной воды.

    На Луне никто не живет.

    На тигра никто не охотится.

    Проверка работы. Самоконтроль.

    Учитель: “Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока?”

    8. Подведение итогов.

    9. Инструктаж о домашнем задании.

    Учитель: “Домашнее задание – рабочая тетрадь, стр.32, упражнение 2, записать глаголы в два столбика, раскрывая скобки”.

    открытый урок по теме «Закрепление правописания частицы не с глаголами».
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

    Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.

    Задачи:

    • формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;

    закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_ur_2018-2019.docx29.79 КБ

    Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

    Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

    Бесплатно, онлайн, 40 минут

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : Закрепление правописания частицы не с глаголами.

    Цель урока : закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.

    • формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;

    закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся;

    • корригировать и развивать вербальную памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов с отрицательной частицей не; корригировать слуховое восприятие через работу со стихотворением; корригировать мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами;
    • Воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки «Правила поведения в театре».

    Тип урока : урок-закрепление изученного;

    Интегрированный урок письмо с чтением.

    Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточка с заданием, раздаточной материал.

    Цель: мобилизировать, настроить учащихся на работу, определить готовность учащихся к уроку.

    — Каждый год в России по Указу Президента РФ посвящается какому-либо направлению или определённой теме для того чтобы привлечь внимание всей страны и помочь в решении важных вопросов.

    — Кто знает, чему посвящен 2019 год в нашей стране? ( Он посвящен театру).

    — Давайте вспомним, что такое театр? ( ответы учащихся)

    — Верно. Но театр, это не только здание, в котором на сцене проходят представления.

    Теа́тр — это вид искусства, представляющий собой различные направления — литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство.

    2. Постановка цели урока.

    — Сегодня на уроке мы будем говорить о театре. (словарная работа ТЕАТР)

    — А на сцене нашего театра будут блистать два известных вам актёра – это Глагол. Мы обобщим наши знания о нём. И прекрасная частица НЕ – мы закрепим правописание её с Глаголом.

    — Актёры будут играть множество ролей, петь, читать стихи, трудиться и радовать нас.

    3 . Актуализация знаний.

    Цель: Подготовка к основному этапу урока, повторить ранее изученные правила о глаголе.

    — Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе:

    1. Глагол — это ________, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

    Глаголы изменяются по:

    Временам, имеют три времени _______, _______, _______.

    Числам, имеют два числа — ____________, __________.

    По родам глаголы изменяются в ________времени, в ____ числе.

    В предложении глагол бывает ___________.

    — Как пишется частица не с глаголами? (правило на доске)

    4. Проверка домашнего задания.

    Цель: закрепление изученного материала.

    — Назовите в упражнении глаголы со значением отрицания.

    — Какая частица придала глаголам значение отрицания?

    — Как она пишется?

    — Как вы подчеркнули глаголы? Почему?

    Работа в тетради . (число, дата).

    Минутка чистописания: еа т еа тр

    — На минутке чистописания мы закрепляем правописание слова театр.

    — Давайте составим предложение со словом театр , выполним синтаксический разбор. (Работа у доски и в тетради).

    Например: В театре проходит интересный спектакль.

    В нашем городе есть театр.

    Цель: Формировать умение употреблять глаголы с отрицательной частицей НЕ в речи, с целью её обогащения.

    — Говоря о театре, мы не можем не вспомнить об А.С.Пушкине. Он н был большим любителем театра, посещал его с юношеских лет, сам занимался в театральном кружке, его произведения более 200-сот лет звучат на театральных сценах.

    — Давайте вспомним, какую сказку А.С.Пушкина мы смотрели в театре? (Сказка о Царе Салтане.)

    -Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

    — Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, семилетнего Павла, стихотворение, в котором содержался совет:

    Держись моих правил:

    (Не) делай того-то…

    Кажись, это ясно?

    Прощай, мой прекрасный!

    — Вам понятно, какой совет А.С.Пушкин даёт Павлу в этом стихотворении? (нет)

    — Как вы думаете, почему? ( не понятно, что нужно любить, и чего не делать)

    — Мы не найдем точного ответа на вопрос о том, каковы были эти правила, Пушкин их не раскрывает — поэтому каждый может их толковать по своему усмотрению.
    — и мы с вами попробуем дать совет 7-ми летнему Павлуше, что нужно любить в жизни, а чего не делать.

    — Что бы вы посоветовали Павлу любить? (Родину, семью, Отечество)

    — А что бы вы посоветовали ему НЕ ДЕЛАТЬ?

    (ответы детей, помощь учителя).

    -Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д.

    — Кто попробует заменить просторечное (разговорное) слово КАЖИСЬ на правильное, литературное? КАЖЕТСЯ.

    — Обратили ли вы внимание на слово (не)делай?

    — Раскройте скобки. Как надо написать частицу НЕ? Почему? (НЕ с глаголами пишется раздельно)

    — Давайте запишем глаголы-советы, чего не нужно делать Павлу в тетрадях и на доске.

    -Частицу не возьмите в овал.

    6. Контроль и самоконтроль знаний.

    Цель: корригировать логическое мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами.

    — Трудно представить театр без произведений УНТ.

    — Давайте вспомним жанры УНТ. ( сказки, пословицы, поговорки, былины)

    — Поработаем с пословицами.

    — Работать будем по группам.

    — Прочитайте пословицы. Некоторые из них потеряли частицу не и стали несуразными. Спишите, где нужно поставьте частицу не перед глаголами.

    Слово не воробей, вылетит поймаешь.

    К большому терпению придёт и умение.

    Кто не работает, тот ест.

    Семеро одного ждут.

    2 группа . Спишите пословицы. Раскройте скобки. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

    Слово не воробей, вылетит (не)поймаешь.

    Под лежачий камень вода (не)течёт.

    Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.

    — Прочтите пословицу, в которую не добавили частицу не.

    — Как понимаете смысл этой пословицы?

    — Прочитайте глаголы с не, скажите, как написали частицу НЕ?

    — Как вы понимаете смысл первой пословицы? ( Сначала нужно думать, а потом говорить .)

    7. Упражнение на коррекцию слуховой памяти.

    — Со сцены в театре всегда звучат песни. Я предлагаю послушать куплет известной детской песенки и назвать глаголы с частицей не. ( прослушивание)

    — Какие глаголы с НЕ вы услышали? (проверка на слайде)

    Дружба крепкая не сломается ,

    Не расклеится от дождей и вьюг.

    Друг в беде не бросит,

    Лишнего не спросит.

    Вот что значит настоящий верный друг.

    — Прочитайте первое предложение.

    — С каким существительным связаны глаголы в этом предложении? ( дружба)

    — Выпишем словосочетания существительного с глаголами.

    Дружба (что сделает?) не сломается, не расклеится.

    — Давайте определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)

    — Читаем второе предложение, выписываем словосочетание, определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)

    Друг (что сделает?) не бросит, не спросит. Проверка.

    Цель: профилактика утомляемости.

    Учитель предлагает игру «Говори без не», в которой он называет глаголы с НЕ, а учащиеся проговаривают его без частицы «НЕ» и выполняют действия.

    Например: Не встаём – встаём. (дети встают)

    Не машем руками –

    Не смотрим на соседа –

    Цель: формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения, расширять активный словарь учащихся, воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки.

    Составление памятки «Правила поведения в театре», используя глаголы с частицей не.

    — Мы много говорили о театре, о его направлениях. Но ещё не вспомнили о правилах поведения в театре.

    — Посещение театра — это маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни окружающим, нужно соблюдать некоторые несложные правила поведения.
    — Все из вас были в театре, поэтому давайте вспомним Правила поведения в театре.

    — Что неприлично делать в театре?

    — В своих ответах используйте глаголы с частицей НЕ.

    (учитель вешает на доску глаголы, которые дети называют)

    (например: не бегать, не шуметь, не сорить, не толкаться, не драться, не разговаривать).

    — А теперь попробуем составить памятку «Правила поведения в театре». Она поможет вам не забыть эти правила, и другим ребятам вести себя в театре правильно.

    — Ваши правила необходимо немного дополнить и последовательно выстроить. В этом вам поможет серия картинок. (слайд)

    ( Дети при помощи сюжетных картинок и наводящих вопросов учителя составляют правила поведения в театре)

    1. Не опаздывай в театр.
    2. Не забудь предъявить билет.
    3. Во время спектакля не общайся с соседом.
    4. Не пользуйся телефоном.
    5. Не ешь во время спектакля.
    6. Не забудь поблагодарить актёров.

    (2-3 сильных учеников рассказывают свою памятку)

    — Работая с серией картинок, глаголами на доске, а учащиеся 2 уровня с карточками — составьте свои правила поведения в театре.

    (работа по группам)

    (несколько ребят зачитывают свои памятки) .

    Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.

    — Наш урок подошёл к концу.

    — Давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?

    — Что вы уже знаете о глаголе?

    — Как пишется частица не с глаголами?

    — Ещё раз вспомним, чему посвящен 2019 год в России?

    — Какие направления в театре мы вспоминали на уроке? (литература, УНТ, песня)

    — Давайте зачитаем памятку «Правила поведения в театре».

    — Пришло время поблагодарить наших актёров: Глагола и Частицу не.

    — Что обычно дарят артистам после спектакля? (цветы)

    — урок интересный, всё было понятно. (красная роза)

    — урок интересный, но не всё получилось (оранжевая хризантема)

    — было сложно, надо стараться (голубой воздушный шар)

    — Оцените свою работу на уроке. ( цель: самооценка )

    11. Оценивание работы учащихся.

    Цель: Оценить деятельность учащихся на уроке.

    Вы все хорошо поработали. Молодцы!

    12. Домашнее задание.

    Цель: закрепление изученного материала.

    — Ребята, впереди весенние каникулы. Чтобы они прошли без происшествий, вам необходимо соблюдать правила поведения на улицах города, в общественных местах, находясь дома – правила пожарной безопасности.

    — Дома вы составьте и запишите «Правила безопасного поведения во время весенних каникул».


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/618809

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/05/13/otkrytyy-urok-po-teme-zakreplenie-pravopisaniya-chastitsy-ne