Закрепление правописания ча of

Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН

Цели урока:

  • формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  • формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
  • развивать находчивость, сообразительность;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация, учебники для 1 класса “Русский язык” (автор Т.Г.Рамзаева).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб грамотными быть,
Много надо нам учить.

II. Минутка чистописания.

Жи, ши, чк, чн, нч. (Слайд 2)

III. Постановка проблемы.

— Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?

— Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Урок будет не простым. К нам пришли гости – герои сказок, они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями. Ну а если есть герои, задающие вопросы, то вы будете знатоками. Самые лучшие, ответившие правильно на вопросы и выполнившие задания, получат приз — хрустальную сову. (Слайд 3)

IV. Работа по теме урока.

— Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.) (Слайд 4)

— Василиса Премудрая хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки:

Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь — лежим.
В снег — бежим.
Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Очки)

Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)

— Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

— Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

— В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ?

-Как пишутся эти сочетания?

Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

— Ребята, дружат ли ЧК, ЧН с мягким знаком?

— Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Как пишутся эти сочетания?

Вывод: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.

V. Закрепление.

1. Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.

— Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.) (Слайд 5)

— Против вас играет Красная Шапочка:

— Прочитайте задание. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму. (У шиповника красивые цветы. У нас живет собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.) (Слайд 6)

— Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

— Спиши последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.

— Какие еще орфограммы вы встретили, выполняя это задание? (Правописание предлогов; заглавная буква в именах собственных; начало предложения.)

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.

3. Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор . (Айболит). (Слайд 7)

— Против вас играет Доктор Айболит:

— К данным словам подберите слова близкие по значению.

Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, отзывчивый, чудный.

— Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ? (Слайд 8)

4. Работа со словами с сочетанием ЧК, ЧН.

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка.) (Слайд 9,10)

— Против вас играет трудолюбивая Золушка:

— Измените выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.

I вариантII вариант
Кормить белку.Красивая свеча.
Выпить молока.Нарисовать собаку.
Доброе сердце.Поймать щуку.

— Проверим. (Выходят к доске друг за другом и пишут слова.)

— Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?

— Какое значение придает сочетание ЧК словам? (Уменьшительно- ласкательное.)

— Составьте предложение с одним из слов. (Ученики составляют предложения.)

5. Работа по учебнику.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился . (колобок). (Слайд 11)

— Колобок предлагает вам открыть учебники на странице 74 (упр. 110). (Слайд 12)

очка
очка
очка
очка
очка

Узнайте слова. (Разгадывание кроссворда: дочка, почка, точка, бочка, кочка, мочка, ночка).

VI. Обобщение.

— Обобщим наши полученные знания. Ответим на вопросы (блиц опрос):

— Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ

— Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

— Сочетания ЧУ, ЩУ?

— Сочетания ЧК, ЧН

VII. Итог урока.

— Все мы дружно поработали, ответили на вопросы наших героев, а теперь подведем итог. (Самым лучшим вручается «сова».) (Слайд 13)

Отрабатываем правило ЧА ЩА

Продолжаем повторять программу 1 класса по русскому языку.

Что знает ребенок после 1 класса:

  • алфавит, количество букв и звуков, их свойства
    (все об алфавите — жми сюда)
  • деление слова на слоги, ударный слог, правило переноса
  • имена собственные пишутся с большой буквы (отрабатываем навык здесь)
  • что такое предложение, текст
  • задания и диктанты на орфограммы:
    жи-ши
    чу-щу
    ча-ща
  • однокоренные слова, проверяемые и проверочные слова
  • слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета
  • по ссылке можно узнать словарные слова для 1 класса

Сегодняшний урок посветим отработке правила «ЧА-ЩА пиши с буквой А», звук Ч всегда мягкий.

    Прочитай пословицы и поговорки. Подчеркни слова с сочетаниями ча-ща:

Примеры на ча ща

Вставь пропущенные буквы: а или я

Чаша, часть, чашка, дача, пища, начальник, обещать, печаль, чайник, саранча, часто, котята, очищать, зайчата, гулять, врачами, внучата, чайка.

Учащийся, площадка, Катя, частушка, стучать, жарища, мурчание, освещать, мычать, час, общаться, добряк, пощада, бородища, прощай, печать, бродяга, венчание, чары.

Вставь сочетания ЧА ЩА:

Очищать мандарин, угощать арбузом, наш участок, сгущать краски, совсем отощаешь, вращать обруч, кормить куличами, часть яблока, пощадить врага, печаль в глазах.

Красная площадь, разбойничать в лесах, щавелевый суп, волейбольная площадка, обещать исправиться, накачать колесо, в лесной чаще, чашка чая, в лучах славы, в начале пути.

Диктанты на ЧА ЩА

Можно ч..сами смотреть на огонь. Над водой летают крикливые ч..йки. На лугу вырос щ..вель. Дрессировщики на арене цирка легко укрощ..ют диких ж..вотных. Бабушки и дедушки любят общ..ться со своими внуч..тами.

Разработка урока русского языка » Закрепление правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выбранный для просмотра документ мой урок.doc

Учитель: Бардина О.В.

Тема урока: «Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, усваивать способы их решения;

умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

готовность слушать собеседника.

обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;

способствовать развитию орфографической зоркости учащихся

— закрепить правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;

— закрепить умение находить данные сочетания в словах;

— Развить познавательную активность учащихся;

— Воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в группе.

Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

ІІ.Актуализация опорных знаний

один ученик вытягивает слово, записывает у доски. В конце проверка всеми учащимися.

— Придумайте предложение с одним из этих слов.

Одно из предложений записывается на доске и в тетрадях. Выполняется разбор предложения.

3. Пальчиковая гимнастика

На двери висит Замок

кто открыть бы его сумел?

ІІІ . Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять написание слов с словосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Какое правило мы знаем?

1.Посмотрите на экран. Прочитайте текст.

1 ряд списывает первое предложение;

2 ряд списывает третье предложение;

3 ряд списывает четвертое предложение.

3. Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 14, упр 21. Что необходимо сделать? Запишите самостоятельно ( по рядам)

4. Игра « Слови словосочетание»

Я буду читать слова, а вы если услышите слово с сочетанием ча-ща, чу-щу, жи-ши будете хлопать в ладоши.

Туча, мячик, трещать, шляпа, часы, жизнь, жучок, чужой, части, кляксы, столик, печать, щука.

Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова. Запишите новые

слова, объясните их правописание.

Закружились (жили), машина (шина), камыши

Нашли знакомые орфограммы и подчеркните их.

(написание гласных после шипящих).

— Что вы можете сказать про сочетания жи-ши?

(Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

-Что сегодня повторяли на уроке?

Какие правила повторяли?

— Сегодня на уроке научился…

— Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…

— Своей работой на уроке я… (доволен или нет)

1.Упр. 23 с. 14 разгадать загадки и списать.

2. Сочинить и записать небольшой рассказ. В рассказе использовать слова с изученными сочетаниями

Выбранный для просмотра документ презентация.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку русского языка во 2 классе Подготовила учитель начальных классов Бардина О.В. Закрепление написания буквосочетаний Жи-Ши, Чу-Щу, Ча-Ща.

Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Тема урока:

Летом малыш_ ч_сто ходили в рощ_. Там озеро. У берега кач_лись камыш_. Над водой летали ч_йки и стриж_. и и и а а у а

Упражнение 21 Площадка, туча, защищать, мочалка, зайчата, саранча, прощать. Кувшин, снежинка, ландыши, моржи, машина, пружинка, ошибка, положить. Дочурка, щупальца, щука, чулок, чуткий, выращу, вытащу, молочу.

Игра « Прятки» Закружили, машина, камыши, пушистый.

Рефлексия Сегодня на уроке я научился… Знания, полученные на уроке, пригодятся мне… Своей работой на уроке я …

Домашнее задание Дифференцированно. 1. Упр. 23 с. 14 разгадать загадки и списать. 2. Сочинить и записать небольшой рассказ. В рассказе использовать слова с изученными сочетаниями.

Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Бардина Олеся ВладимировнаНаписать 4026 19.12.2016

Номер материала: ДБ-035315

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.12.2016 414
    19.12.2016 269
    19.12.2016 243
    19.12.2016 1027
    19.12.2016 528
    19.12.2016 538
    19.12.2016 370

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://kidside.ru/otrabatyvaem-pravilo-cha-shha/

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazika-zakreplenie-pravopisaniya-bukvosochetaniy-zhishi-chascha-chuschu-1457418.html