Правописание гласных в причастиях перед Н и НН
Известно, что гласные перед -НН- в страдательных причастиях (СПЧ) являются причиной частых ошибок при написании. Трудность орфографии не обусловлена спряжением глагола, участвовавшего в образовании причастия (ПЧ), и количеством Н. Причина выбора той или иной безударной в суффиксе заключается совершенно в другом. Давайте вместе разберемся, от чего зависит написание тех или иных безударных в суффиксах СПЧ.
Гласная перед НН у причастий
Условие выбора безударных букв «-а-/-я-», «-е-/-е-» в суффиксах СПЧ зависит от первоисточника – основы неопределенной формы глагола.
Перед НН «-а-/-я» пишутся в СПЧ прошедшего времени, словообразующей основой которых являются глаголы на – «-ать/-ять»: собирать – собранный, сказать – сказанный, засеять – засеянный; «-е-/-е-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: съесть – съеденный, положить – положенный, вынести – вынесенный, подмести – подметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
Гласные в краткой форме причастий
Правило – гласные в причастиях перед «Н» и «НН» – распространяется и на краткую форму СПЧ. В краткой форме ПЧ они остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм. Суффикс краткого СПЧ отличается от суффикса полной формы только количеством Н – в краткой форме одна, а в полной – две. В этом легко убедиться, если записать пример словообразовательной цепочки краткого страдательного причастия: нарисовать – нарисованный – нарисован, развеять – развеянный –– развеян, уволить – уволенный – уволен.
Как видим из приведенных выше примеров, безударная в полной и краткой формах остается неизменной, независимо от количества согласных в суффиксе.
Выбор гласных в полных и кратких СПЧ
Сложные случаи
В словарном составе русского языка имеются схожие по звучанию слова, в том числе и глаголы инфинитива, которые при написании различаются основами, служащими образованию СПЧ: замешать – замесить, обвешать – обвесить, вывалять – вывалить, пристрелять – пристрелить и так далее. При образовании СПЧ необходимо учитывать лексическое значение формообразующего глагола, иначе легко допустить ошибку, так как гласные в суффиксах причастий перед НН зависят от присутствия подобных в основах глаголов.
Контекст помогает определиться с выбором глагола нужного значения и образовать от его основы СПЧ прошедшего времени: замешанный (замешать) в историю — замешенный (замесить) раствор; обвешанный (обвешать) покупками мужчина — обвешенный (обвесить) покупатель; вывалянная (вывалять) в муке рыба — вываленный (вывалить) песок, торф, мусор из кузова; пристрелянное ружье к мишени — пристреленный волк.
Кроме этого, необходимо обращать внимание на правописание отглагольных прилагательных, где появление безударных гласных перед Н и НН так же, как и в СПЧ, обязано основе глагола-первоисточника, например: стреляный (стрелять) воробей.
Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий
Гласные «а», «я», «е» перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий прошедшего времени выберем в зависимости от основы неопределенной формы глагола.
Какая гласная буква пишется перед -нн- у причастий?
Часто возникает сомнение, какая гласная пишется перед суффиксами -нн- или -н- страдательных причастий прошедшего времени::
- заме́ш а нный, заме́ш а н или заме́ш е нный, заме́ш е н;
- раскле́ е нный или раскле́ я нный, раскле́ и нный.
Гласные «а», «я», «е» обозначают глагольный словообразовательный суффикс, который чаще всего является безударным:
- вы́слуш- а -ть — вы́слуш а нный;
- наве́- я -ть — наве́ я нный;
- вы́смотр- е -ть — вы́смотр е нный;
С этой целью обращаемся к неопределенной форме глагола и выделяем её основу, отбросив окончание -ть, -ти:
От основы неопределенной формы глагола с помощью суффикса -нн- образуем страдательные причастия прошедшего времени, сохраняя при этом конечные гласные -а, -я, -е- основы:
- собр а -ть — собр- а -нн-ый вовремя,
- высме я -ть — высме- я -нн-ый порок,
- увид е -ть — увид -е -нн-ый.
Если же глагол заканчивается на -и-ть, -е-ть, или имеет в основе согласный, то в формообразовании участвует суффикс -енн-/ённ:
- спил- и -ть — спил- е нн-ый,
- раскле- и -ть — раскле- е нн-ый;
- прине с -ти — принес- ё нн-ый;
- привле чь — привлеч- ё нн-ый.
Сделаем вывод
Если глагол заканчивается на -ить, -еть, то пишем букву «е» .
Гласные в краткой форме страдательных причастий
Краткие формы страдательных причастий сохраняют гласный суффикса полной формы, например:
- навеш а нные портреты — портреты навеш а ны;
- навеш е нная калитка — калитка навеш е на;
- раскле е нные афиши — афиши раскле е ны;
- пристрел е нный волк — волк пристрел е н;
- взъерош е нные волосы — волосы взъерош е ны ветром;
- напо е нный теленок — теленок напо е н молоком;
- посе я нное семя — семя посе я но вовремя;
- зате я нная игра — игра зате я на за столом.
Гласные перед суффиксом -нн- причастий в сложных случаях
В контексте по смыслу различаем пары глаголов:
- замеш а ть в историю — замес и ть тесто, цемент, раствор;
- выкач а ть воду, нефть, воздух — выкат и ть бочку, глаза от испуга;
- навеш а ть портреты в два ряда — навес и ть калитку;
- навеш а ть рубашки, полотенца, бельё — навес и ть фонарики у входа;
- помеш а ть ложечкой чай — помес и ть тесто;
- обвеш а ть покупками — обвес и ть покупателя;
- вывал я ть рыбу — вывал и ть песок;
- пристрел я ть ружьё — пристрел и ть волка.
Правильно выбранная неопределенная форма глагола поможет в написании гласной в суффиксах причастий. Сравним:
- замеш а нный в историю — замеш е нный цемент;
- выкач а нный воздух — выкач е нная из подвала бочка;
- навеш а нные портреты, медали — навеш е нная калитка, форточка, дверь;
- навеш а нное на веревку бельё — навеш е нные фонарики у входа;
- помеш а нный ложечкой чай — помеш е нное тесто;
- обвешанный покупками мужчина — обвеш е нный покупатель;
- вывал я нная в муке рыба — вывал е нный песок, торф, мусор из кузова;
- пристрел я нное ружье к мишени — пристрел е нный волк.
Обратим внимание на написание отглагольного прилагательного:
- стрел я ть — стрел я ный воробей.
Урок №1 Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Предмет: русский язык.
Класс: 7 «Б» класс.
Тема 1 урока: Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Цели урока: учащиеся познакомятся с условиями выбора правильного написания гласной перед -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени, приобретут навык правописания данной орфограммы; увидят взаимосвязь между правописанием гласных перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий; продолжат развивать в себе навыки саморегуляции и критического мышления, групповой работы.
Критерии успеха: учащиеся понимают условия выбора изучаемой орфограммы, могут объяснить условия выбора гласной перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий, безошибочно пишут слова с данной орфограммой.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная, парная и групповая работа.
Используемые методы и приемы: вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание», прием «верные-неверные утверждения», прием «Карусель», проблемный вопрос, таблица «ЗХУ», решение исследовательской задачи «Пропорции», создание алгоритма изученной орфограммы, диаграмма Венна, рефлексия, формативное оценивание.
Оборудование/ресурсы: ПК, учебник, доска, флипчартная бумага, маркеры, раздаточный дидактический материал, листы самооценки, листы наблюдения за учащимися, фотоаппарат, видеокамера.
Организационный момент (организация начала урока, вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание» (комплимент по кругу), деление на 4 группы по счету).
Актуализация опорных знаний для изучения новой темы.
«Верные-неверные утверждения» — «Карусель»
Задание для 1 группы.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.
Причастие изменяется по родам, числам и падежам.
В действительных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ущ-(-ющ-), если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Причастный оборот – это причастие и определяемое слово, к которому оно относится.
Задание для 2 группы.
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия не имеют формы будущего времени.
Различают качественные, относительные и притяжательные причастия.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -енн-, -нн-, -т-.
Причастный оборот на письме выделяется запятыми.
Задание для 3 группы.
Причастие обозначает признак предмета и совмещает в себе свойства существительного и прилагательного.
Причастия бывают возвратными и невозвратными.
Как и прилагательные, причастия имеют полную и краткую форму.
В страдательных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ем-(-ом-), если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом.
Задание для 4 группы.
Причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные.
Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.
Краткие причастия изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением.
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-), -вш-(-ш-).
Причастный оборот является одним членом предложения.
Групповая работа, взаимопроверка.
Сообщение целей и задач серии уроков по правописанию причастий.
Запись числа, классной работы. На доске запись: взвеш…нное решение.
— Как вы думаете, с какой орфограммой мы будем знакомиться сегодня?
4) Заполнение таблицы «ЗХУ» Формулировка и запись темы урока.
Знаю об орфограмме
проверить нельзя, потому что не в корне слова;
орфограмма в суффиксе;
перед нами страдательное причастие прошедшего времени
От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?
Связано ли правописание с глаголом?
Влияет ли спряжение на правописание?
Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий?
Изучение новой темы.
Решение исследовательской задачи «Пропорции»
выкачанная нефть выкаченная бочка
выкач а ть нефть выкат и ть бочку
замешанный в преступлении замешенное тесто
замеш а ть в преступлении ?
пристрелянное ружьё пристреленный волк
? пристрел и ть волка
выслуш…нные замечания высуш…нные грибы
выслуш а ть замечания высуш и ть грибы
занавеш…нное окно увеш…нная орденами
Индивидуальная, парная и групповая работа.
Создание алгоритма выбора условий данной орфограммы.
Презентация от группы.
Выполнение упражнения № 121 в парах – комментирование.
Индивидуальная работа на ПК с тренажером по русскому языку.
Заполнение диаграммы Венна
Сравните записи и сделайте вывод, что общего между данными формами глаголов.
Слышать –слышал – слышавший – услышанный
Обидеть – обидел –обидевший – обиженный
Оттаять – оттаял –оттаявший – оттаянный
Построить – построил – построивший – построенный
глагол прошедшего времени
действительное причастие прошедшего времени
страдательное причастие прошедшего времени
выбор гласной перед суффиксом прошедшего времени зависит
от гласной в основе инфинитива
Подведение итогов урока, рефлексия.
Знаю об орфограмме
проверить нельзя, потому что не в корне слова;
орфограмма в суффиксе;
перед нами страдательное причастие прошедшего времени
От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?
Связано ли правописание с глаголом?
Влияет ли спряжение на правописание?
Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий?
выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от гласной в основе инфинитива;
правописание связано с злаголом;
спряжение на правописание не влияет;
данное правило распространяется на правописание кратких страдательных причастий, так как они образуются от полных причастий путем отсечения окончания
Задание на дом. §15, упр.№119, 123 (устно); *упр.№122(2)
Само- и взаимооценивание индивидуальной и групповой работы по оценочным листам и журналу самооценки.
ученика(-цы) 7 «Б» класса _____________________________________
Критерии успеха учащегося
Не очень хорошо
Я знаю, когда перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени пишется А(Я), а когда Е.
Я умею определять инфинитив, от которого образовано причастие.
Я могу применить изученное правило при выполнении упражнения
Что для меня было трудным на уроке? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________Что помогло/могло бы помочь преодолеть эти трудности? ___________________________
Над чем мне нужно еще поработать дома? _________________________________________
Журнал самооценки работы в группе
Фамилия, имя учащегося (например, Аня П.)
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/glasnyie-pered-nn-v-suffiksah-prichastiy.html
http://infourok.ru/urok-glasnie-pered-nn-v-stradatelnih-prichastiyah-proshedshego-vremeni-462370.html