Замешенное тесто правописание гласного перед нн в страдательных причастиях

Правописание гласных в причастиях перед Н и НН

Известно, что гласные перед -НН- в страдательных причастиях (СПЧ) являются причиной частых ошибок при написании. Трудность орфографии не обусловлена спряжением глагола, участвовавшего в образовании причастия (ПЧ), и количеством Н. Причина выбора той или иной безударной в суффиксе заключается совершенно в другом. Давайте вместе разберемся, от чего зависит написание тех или иных безударных в суффиксах СПЧ.

Гласная перед НН у причастий

Условие выбора безударных букв «-а-/-я-», «-е-/-е-» в суффиксах СПЧ зависит от первоисточника – основы неопределенной формы глагола.

Перед НН «-а-/-я» пишутся в СПЧ прошедшего времени, словообразующей основой которых являются глаголы на – «-ать/-ять»: собирать – собранный, сказать – сказанный, засеять – засеянный; «-е-/-е-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: съесть – съеденный, положить – положенный, вынести – вынесенный, подмести – подметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).

Гласные в краткой форме причастий

Правило – гласные в причастиях перед «Н» и «НН» – распространяется и на краткую форму СПЧ. В краткой форме ПЧ они остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм. Суффикс краткого СПЧ отличается от суффикса полной формы только количеством Н – в краткой форме одна, а в полной – две. В этом легко убедиться, если записать пример словообразовательной цепочки краткого страдательного причастия: нарисовать – нарисованный – нарисован, развеять – развеянный –– развеян, уволить – уволенный – уволен.

Как видим из приведенных выше примеров, безударная в полной и краткой формах остается неизменной, независимо от количества согласных в суффиксе.

Выбор гласных в полных и кратких СПЧ

Сложные случаи

В словарном составе русского языка имеются схожие по звучанию слова, в том числе и глаголы инфинитива, которые при написании различаются основами, служащими образованию СПЧ: замешать – замесить, обвешать – обвесить, вывалять – вывалить, пристрелять – пристрелить и так далее. При образовании СПЧ необходимо учитывать лексическое значение формообразующего глагола, иначе легко допустить ошибку, так как гласные в суффиксах причастий перед НН зависят от присутствия подобных в основах глаголов.

Контекст помогает определиться с выбором глагола нужного значения и образовать от его основы СПЧ прошедшего времени: замешанный (замешать) в историю — замешенный (замесить) раствор; обвешанный (обвешать) покупками мужчина — обвешенный (обвесить) покупатель; вывалянная (вывалять) в муке рыба — вываленный (вывалить) песок, торф, мусор из кузова; пристрелянное ружье к мишени — пристреленный волк.

Кроме этого, необходимо обращать внимание на правописание отглагольных прилагательных, где появление безударных гласных перед Н и НН так же, как и в СПЧ, обязано основе глагола-первоисточника, например: стреляный (стрелять) воробей.

Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий

Гласные «а», «я», «е» перед суф­фик­са­ми -нн- и -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни выбе­рем в зави­си­мо­сти от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Какая гласная буква пишется перед -нн- у причастий?

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, какая глас­ная пишет­ся перед суф­фик­са­ми -нн- или -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го времени::

  • заме́ш а нный, заме́ш а н или заме́ш е нный, заме́ш е н;
  • рас­к­ле́ е нный или рас­к­ле́ я нный, рас­к­ле́ и нный.

Гласные «а», «я», «е» обо­зна­ча­ют гла­голь­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс, кото­рый чаще все­го явля­ет­ся безударным:

  • вы́слуш- а -ть — вы́слуш а нный;
  • наве́- я -ть — наве́ я нный;
  • вы́смотр- е -ть — вы́смотр е нный;

С этой целью обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла и выде­ля­ем её осно­ву, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­са -нн- обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, сохра­няя при этом конеч­ные глас­ные -а, -я, -е- осно­вы:

  • собр а -ть — собр- а -нн-ый вовре­мя,
  • высме я -ть — высме- я -нн-ый порок,
  • увид е -ть — увид -е -нн-ый.

Если же гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -и-ть, -е-ть, или име­ет в осно­ве соглас­ный, то в фор­мо­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет суф­фикс -енн-/ённ:

  • спил- и -ть — спил- е нн-ый,
  • раскле- и -ть — раскле- е нн-ый;
  • прине с -ти — принес- ё нн-ый;
  • при­в­ле чь — привлеч- ё нн-ый.

Сделаем вывод

Если гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить, -еть, то пишем бук­ву «е» .

Гласные в краткой форме страдательных причастий

Краткие фор­мы стра­да­тель­ных при­ча­стий сохра­ня­ют глас­ный суф­фик­са пол­ной фор­мы, например:

  • навеш а нные порт­ре­ты — порт­ре­ты навеш а ны;
  • навеш е нная калит­ка — калит­ка навеш е на;
  • рас­к­ле е нные афи­ши — афи­ши рас­к­ле е ны;
  • при­стрел е нный волк — волк при­стрел е н;
  • взъерош е нные воло­сы — воло­сы взъерош е ны вет­ром;
  • напо е нный теле­нок — теле­нок напо е н моло­ком;
  • посе я нное семя — семя посе я но вовре­мя;
  • зате я нная игра — игра зате я на за столом.

Гласные перед суффиксом -нн- причастий в сложных случаях

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем пары глаголов:

  • замеш а ть в исто­рию — замес и ть тесто, цемент, раствор;
  • выкач а ть воду, нефть, воз­дух — выкат и ть боч­ку, гла­за от испуга;
  • навеш а ть порт­ре­ты в два ряда — навес и ть калит­ку;
  • навеш а ть рубаш­ки, поло­тен­ца, бельё — навес и ть фона­ри­ки у входа;
  • помеш а ть ложеч­кой чай — помес и ть тесто;
  • обвеш а ть покуп­ка­ми — обвес и ть поку­па­те­ля;
  • вывал я ть рыбу — вывал и ть песок;
  • при­стрел я ть ружьё — при­стрел и ть вол­ка.

Правильно выбран­ная неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла помо­жет в напи­са­нии глас­ной в суф­фик­сах при­ча­стий. Сравним:

  • замеш а нный в исто­рию — замеш е нный цемент;
  • выкач а нный воз­дух — выкач е нная из под­ва­ла бочка;
  • навеш а нные порт­ре­ты, меда­ли — навеш е нная калит­ка, фор­точ­ка, дверь;
  • навеш а нное на верев­ку бельё — навеш е нные фона­ри­ки у входа;
  • помеш а нный ложеч­кой чай — помеш е нное тесто;
  • обве­шан­ный покуп­ка­ми муж­чи­на — обвеш е нный поку­па­тель;
  • вывал я нная в муке рыба — вывал е нный песок, торф, мусор из кузова;
  • при­стрел я нное ружье к мише­ни — при­стрел е нный волк.

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние отгла­голь­но­го прилагательного:

  • стрел я ть — стрел я ный воро­бей.

Урок №1 Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

Предмет: русский язык.

Класс: 7 «Б» класс.

Тема 1 урока: Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

Цели урока: учащиеся познакомятся с условиями выбора правильного написания гласной перед -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени, приобретут навык правописания данной орфограммы; увидят взаимосвязь между правописанием гласных перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий; продолжат развивать в себе навыки саморегуляции и критического мышления, групповой работы.

Критерии успеха: учащиеся понимают условия выбора изучаемой орфограммы, могут объяснить условия выбора гласной перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий, безошибочно пишут слова с данной орфограммой.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная, парная и групповая работа.

Используемые методы и приемы: вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание», прием «верные-неверные утверждения», прием «Карусель», проблемный вопрос, таблица «ЗХУ», решение исследовательской задачи «Пропорции», создание алгоритма изученной орфограммы, диаграмма Венна, рефлексия, формативное оценивание.

Оборудование/ресурсы: ПК, учебник, доска, флипчартная бумага, маркеры, раздаточный дидактический материал, листы самооценки, листы наблюдения за учащимися, фотоаппарат, видеокамера.

Организационный момент (организация начала урока, вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание» (комплимент по кругу), деление на 4 группы по счету).

Актуализация опорных знаний для изучения новой темы.

«Верные-неверные утверждения» — «Карусель»

Задание для 1 группы.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.

Причастие изменяется по родам, числам и падежам.

В действительных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ущ-(-ющ-), если причастие образовано от глагола 2 спряжения.

Причастный оборот – это причастие и определяемое слово, к которому оно относится.

Задание для 2 группы.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастия не имеют формы будущего времени.

Различают качественные, относительные и притяжательные причастия.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -енн-, -нн-, -т-.

Причастный оборот на письме выделяется запятыми.

Задание для 3 группы.

Причастие обозначает признак предмета и совмещает в себе свойства существительного и прилагательного.

Причастия бывают возвратными и невозвратными.

Как и прилагательные, причастия имеют полную и краткую форму.

В страдательных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ем-(-ом-), если причастие образовано от глагола 1 спряжения.

Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом.

Задание для 4 группы.

Причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные.

Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.

Краткие причастия изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением.

Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-), -вш-(-ш-).

Причастный оборот является одним членом предложения.

Групповая работа, взаимопроверка.

Сообщение целей и задач серии уроков по правописанию причастий.

Запись числа, классной работы. На доске запись: взвеш…нное решение.

— Как вы думаете, с какой орфограммой мы будем знакомиться сегодня?

4) Заполнение таблицы «ЗХУ» Формулировка и запись темы урока.

Знаю об орфограмме

проверить нельзя, потому что не в корне слова;

орфограмма в суффиксе;

перед нами страдательное причастие прошедшего времени

От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?

Связано ли правописание с глаголом?

Влияет ли спряжение на правописание?

Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий?

Изучение новой темы.

Решение исследовательской задачи «Пропорции»

выкачанная нефть выкаченная бочка

выкач а ть нефть выкат и ть бочку

замешанный в преступлении замешенное тесто

замеш а ть в преступлении ?

пристрелянное ружьё пристреленный волк

? пристрел и ть волка

выслуш…нные замечания высуш…нные грибы

выслуш а ть замечания высуш и ть грибы

занавеш…нное окно увеш…нная орденами

Индивидуальная, парная и групповая работа.

Создание алгоритма выбора условий данной орфограммы.

Презентация от группы.

Выполнение упражнения № 121 в парах – комментирование.

Индивидуальная работа на ПК с тренажером по русскому языку.

Заполнение диаграммы Венна

Сравните записи и сделайте вывод, что общего между данными формами глаголов.

Слышать –слышал – слышавший – услышанный

Обидеть – обидел –обидевший – обиженный

Оттаять – оттаял –оттаявший – оттаянный

Построить – построил – построивший – построенный

глагол прошедшего времени

действительное причастие прошедшего времени

страдательное причастие прошедшего времени

выбор гласной перед суффиксом прошедшего времени зависит

от гласной в основе инфинитива

Подведение итогов урока, рефлексия.

Знаю об орфограмме

проверить нельзя, потому что не в корне слова;

орфограмма в суффиксе;

перед нами страдательное причастие прошедшего времени

От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?

Связано ли правописание с глаголом?

Влияет ли спряжение на правописание?

Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий?

выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от гласной в основе инфинитива;

правописание связано с злаголом;

спряжение на правописание не влияет;

данное правило распространяется на правописание кратких страдательных причастий, так как они образуются от полных причастий путем отсечения окончания

Задание на дом. §15, упр.№119, 123 (устно); *упр.№122(2)

Само- и взаимооценивание индивидуальной и групповой работы по оценочным листам и журналу самооценки.

ученика(-цы) 7 «Б» класса _____________________________________

Критерии успеха учащегося

Не очень хорошо

Я знаю, когда перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени пишется А(Я), а когда Е.

Я умею определять инфинитив, от которого образовано причастие.

Я могу применить изученное правило при выполнении упражнения

Что для меня было трудным на уроке? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________Что помогло/могло бы помочь преодолеть эти трудности? ___________________________

Над чем мне нужно еще поработать дома? _________________________________________

Журнал самооценки работы в группе

Фамилия, имя учащегося (например, Аня П.)


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/glasnyie-pered-nn-v-suffiksah-prichastiy.html

http://infourok.ru/urok-glasnie-pered-nn-v-stradatelnih-prichastiyah-proshedshego-vremeni-462370.html