Занимательные упражнения на правописание

Весёлая орфография. Учителю-словеснику

Орфографические «запоминалки» и «упражнялки».
Занимательный материал для 5-6 кл.

Вот лежит в архиве. А может, молодым учителям-словесникам пригодится.

В 5-6 классе учащимся приходится освоить 48 орфограмм, которые составляют основу грамотного письма. Наряду с упражнениями учебников для выработки орфографических навыков можно использовать занимательный материал в виде «запоминалок» и «упражнялок».
Зарифмованные правила, конечно, не должны подменять научный стиль учебника, учащиеся в обязательном порядке должны заучивать орфографические правила в том виде, в котором они даны в учебнике. Однако с целью «оживления» сухого академического материала полезно разнообразить упражнения.
Среди предложенных «запоминалок» и «упражнялок» можно выделить несколько типов упражнений: для запоминания правила, для закрепления навыка нахождения орфограммы, для самостоятельного поиска примеров.

1.
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной,
Только слово измени
Иль другое подбери.

2.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Гласным и согласным
На слух не доверяй.
Не хочешь ошибаться –
Словарик открывай!

3.
Проверяемые согласные в корне слова.
Если согласный в корне неясный,
Пусть за согласным становится гласный.
Правильно как написать «носорог»,
Гласный нам звук разобраться помог.
Был носорог, а к нему на подмогу
Вышли собратья его – носороги.

4.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Собрание согласных для нас всегда опасно:
Один не произносится, не слышится – ужасно!
Проверочное слово нас выручает честно:
Звук непроизносимый в нём слышится чудесно.

5.
Буквы И, У, А после шипящих.
Суров у шипящих закон:
Ы, Ю, Я вход воспрещён!

6.
Разделительные Ъ и Ь.
Похожи эти знаки, а путать их опасно.
Но мы найдём приставку, и сразу станет ясно:
Приставка на согласный, а дальше – Е, Ё, Ю, Я –
И твёрдый разделительный по правилу пишу я.

7.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Людей напрасно не смеши –
Предлог отдельно напиши.
Приставки же не обижай,
От слова их не отделяй!

8.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Только в третьем склонении друг настоящий!

9.
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Буквы Ч и Щ стоят –
Обмануть тебя хотят.
К этим буквам мягкий знак
Подпускать нельзя никак!
Ручка, девочка и кочка –
Мягкий знак гони – и точка!
Овощной, печной, столичный –
Знаем правило отлично!

10.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з и –с.
Ошибок чтоб не допускать,
Приказ: приставки не менять!
Кроме тех, где на конце
Две подружки: -с и –з.

11.
Буквы З и С на конце приставок.
На конце приставки
С перед глухими ставьте!
З — перед звонкими.
Правило запомни-ка!

12.
Буквы А-О в корне -лаг-( -лож-).
В корне лаг(лож)
О перед Ж найдёшь!
А перед Г встретишь,
Если корень заметишь!

13.
Буквы О-А в корне раст(ращ) – рос.
Корень раст – рос
Удивительно прост!
Перед СТ и Щ
Пишется только А!

14.
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
В корне слова после шипящих
Под ударением Ё чаще!
Исключения с буквой О:
Крыжовник, шорох, шов, капюшон.

15.
Буквы Ы-И после Ц.
В корне после Ц
И в словах на -ЦИЯ,
Чтоб не ошибиться,
Напишу лишь И я.
А суффикс, окончание
И корни-исключения
Пишу я с буквой И.
Зубрю без всякой лени я:
На цыпочках цыган
Так цыкнул на цыплёнка,
Что бедный от испуга
Заплакал громко-громко.

16.
Большая буква и кавычки в именах собственных.
Правило строго соблюдайте:
Имя собственное уважайте,
С большой буквы его пишите,
А где надо, кавычками оградите.

17.
Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных.
Внимательно посмотри:
У существительных окончание И
В родительном падеже первого склонения:
Нет площадки — вот подтверждение!
В третьем склонении везде И:
На площади, в области – затверди!
На букву И также имеют права
На –ий, -ие, -ия слова!
В комментарии, в сочинении, в резолюции
Не забудь об этой инструкции!

18,35,37.
О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
имён существительных и прилагательных.
В окончаниях и суффиксах
существительных и прилагательных
после шипящих и Ц
надо быть внимательным:
пишем О мы под ударением –
в этом правиле нет исключения!
Без ударения Е напишем.
Запомни: большой крышей!
Медвежонок, зайчонок, доченька –
не забудь о таких хорошеньких!

19.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Спрос не допрос – не ударит в нос!
К прилагательному поставь вопрос –
Правильное окончание услышишь,
Прилагательное без ошибки напишешь!

20.
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
У кратких прилагательных порядок очень строг:
Мягкий знак не пустят даже на порог!
Могуч, линюч, блестящ, пригож –
Ты мягкий знак здесь не найдёшь!

21.
Не с глаголами.
Пиши раздельно глагол с частицей,
Глагол ужасно её боится!
Он с ней тогда лишь соединяется,
Когда без НЕ не употребляется:
Неволить, негодовать,
Ненавидеть, недоумевать,
Неистовствовать, недомогать,
Нездоровится, неймётся,
Вряд ли кто-то ошибётся!

22.
Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме и во втором лице единственного числа глаголов.
У глагола в единственном числе во 2-м лице
Мягкий знак всегда на конце!
Выучишь, запомнишь, напишешь,
Если увидишь и услышишь!
О неопределённой форме пойдёт речь –
Тоже к ней надо мягкий знак привлечь,
А потом его стеречь и беречь!

23.
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
У папы Глагола два сына было,
Их папа сам с трудом различал.
Братишки всегда обмануть норовили
Всех тех, кто в гостях у папы бывал.
Но чтобы не остаться с носом,
Прислушайся ты к их вопросам:
Когда вопросы задают,
Они себя и выдают.
«Что делает?» — вас спросит -ТСЯ,
Допытываться будет –ТЬСЯ: «Что делать?»
Чтоб различал ты -ться и -тся ,
Вопросом проверяй глаголы смело!

24.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
-Тер-, -тир-, -пер-, -пир-, -мер-, -мир-, -дер-, -дир-,
У них есть суффикс-командир:
Когда за корнем -А- встаёт,
То в корне буква –И- живёт!

25.
Буквы Е-И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
И глаголы, что на –ить,
Кроме двух: стелить и брить,
Их спрягаем с буквой И…
Чтоб запомнить, повтори…

26.
Буквы О и А в корне -кос- — -кас-.
Давным-давно пришёл указ
О безударных –кос- и –кас-:
А в корне пишем мы тогда,
Когда за корнем тоже А!
Касательно того указа
Не ошибёшься ты ни разу.
К нему серьёзно прикоснись –
Тебя касается всю жизнь!

27.
Буквы О-А в корне –гор- — -гар-.
Букву О без хлопот и драк
Напугал ударения знак!
Спотыкаясь, бежит она от него:
Значит, в корне –гар- — -гор- безударная О!

28.
Буквы Ы-И после приставок.
Приставки на согласный
Не любят букву И,
Её в начале корня замучили они,
Отправили в отставку –
Ы служит тем приставкам!
Лишь сверх- боится ссоры
И с буквой И не вздорит.
Сверхинтересно подытожить:
Без правил жить совсем негоже!

29.
Гласные в приставках пре- и при-.
Приставок много есть на свете.
Но если при- и пре- ты встретил,
То надо их значенье знать,
Чтоб слово правильно писать!
Значенье пре- — приставка пере-,
А также признак мы измерим:
Презлой, предобрый, прехороший:
Здесь «пре» и «очень» так похожи!
Приставке пре ПРИ- не чета!
Значенье при-: неполнота,
А также близость, приближенье,
Прибавка, присоединенье:
Примчись, присядь, пристрой, приделай,
Тверди, пока не надоело…( и т. д.).

30.
Соединительные О и Е в сложных словах.
После мягких согласных , шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твёрдых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

31.
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на –мя.
Знакомьтесь: дружная семья.
Десяток братьев, все на –мя.
Ты, не теряя времени,
Займись-ка этим племенем:
Приставлен суффикс –ен- к семье –
Звук безударный пишем – Е!

32,36.
НЕ с прилагательными и существительными.
Запомнить твёрдо нужно мне,
Как пишется частица НЕ.
Без НЕ нельзя употребить –
С частицей слово надо слить!
Синоним для проверки гож:
Неправда слитно – это ложь.
Нелжив он – значит, он правдив,
А путь непрям – так значит крив.
Но если путь не прям, а крив,
Тогда ты с НЕ соединив
Слова, ошибку допускаешь:
Противопоставленье забываешь.
А если далеко не модный
И вовсе даже не свободный,
Нисколько не здоровый,
Ничуть не сильный и не новый,
Напишем их раздельно с НЕ –
Запомнить твёрдо нужно мне… ( и т. д.)

33.
Буквы Щ и Ч в суффиксе –чик, -щик.
Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
Любит трудиться, но очень раним,
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

34.
Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик.
Знай, прилежный ученик:
Встретил суффиксы –ек,-ик,
Строго их проверь склоненьем,
Е уходит от смущенья!
Коврик – ковриком, занятно?
Листик – листиком – понятно?
Но листочка – так листочек,
Повтори хоть пару строчек…

38.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Буква Н одна лишь там,
Где живут –ин, -ан и –ян.
Но стеклянный, оловянный
И, конечно, деревянный
Правил не хотят учить.
Всех их просят исключить.
Встреча суффикса с основой –
Ради случая такого
Напиши две буквы Н,
Не забудь про –онн и –енн!
Только ветреным не верь,
Им одну лишь Н отмерь!

39.
Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.
Суффикс –к не -ск,
Ты поймёшь наверняка!
Затверди-ка ты старательно
Правило о прилагательных!
Могут быть и в форме краткой –
Суффикс –к пиши в тетрадку!
Не забудь сказать в конце
Про основы с К-Ч-Ц.

40. Дефис в сложных прилагательных.
Прилагательные сложными бывают.
Правила тебе напоминают:
Сложены два равноправных слова –
Для дефиса место здесь готово;
Обозначены оттенки цвета –
Вновь дефиса явная примета;
Образованы от слов, где есть дефис –
Снова без него не обойтись!

41.
Мягкий знак в середине числительных.
Легко проверить мягкий знак, числительное встретив.
Нет на конце – так в середине его пишите, дети!

42.
Буква И в окончаниях количественных числительных.
В окончаниях количественных числительных
Букву Е писать непростительно!

43.
НЕ в неопределённых местоимениях.
Некто однажды вышел гулять,
Нечто забыл он на улицу взять,
Несколько даже некто промок,
Важный урок из всего он извлёк:
Слитно он пишет некто и нечто,
Несколько тоже слитно, конечно.
Строго всегда проверяет приставку,
К правилу есть ведь ещё и добавка:
Под ударением Е напиши.
Чтоб не забыть, повторяй, не спеши…( и т. д.)

44.
Дефис в неопределённых местоимениях.
Местоимения неопределённые
Прибежали возмущённые:
«Ты, малюсенький дефис,
Просто нам испортил жизнь.
Никогда нам не понять,
Где и как тебя писать!»
Но дефис не рассердился,
С ними тут же объяснился:
«С суффиксами –то, -либо, -нибудь
Не скучаю я ничуть.
Также я люблю, не скрою,
Рядом быть с приставкой кое-,
Но предлога я боюсь,
Он придёт – я удалюсь!»

45.
Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
Встретил отрицательное местоимение,
Вспомни правило-наставление:
Без ударения в приставке — И,
Никого ошибками не смеши!

46.Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
в отрицательных местоимениях.
Ни с кем не говорил я на уроке,
Мне просто не с кем было говорить,
Ведь должен был, хоть мало было сроку.
Я правило такое заучить:
Предлогом отделяют от местоимения
Приставки-спорщицы — и не-, и ни-,
Тогда и пишутся они раздельно.
Пример в «запоминалке» ты найди.

47.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
С повелительным наклонением
Мягкий знак дружен.
После мягких согласных и шипящих
Он всегда нужен.
Перед –ся и –те его сохраните:
Познакомьтесь, спрячьте, полюбите.

48.
Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-)
и -ыва-( -ива-).
Не командую, а просто я советую
Орфограмму твёрже заучить,
Как –ыва-(-ива-) от –ова- (-ева-)
На письме точнее отличить.
Хвостик -ую(-юю) означает,
Что в глаголе -ова-(-ева-) проживают.
Правил никогда не забываю,
Потому что снова повторяю ( и т.д.)

Занимательные упражнения по орфографии (5 -9 классы )
методическая разработка по русскому языку по теме

Выполняя такие упражнения, учащиеся запоминают трудности при написании слов, словарные слова, правила орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanimatelnye_uprazhneniya_po_orfografii.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения по орфографии

Внимательно прочитайте текст под цифрой 1 ( вам даётся на это одна минута ), посмотрите, нет ли в нём ошибок. Закройте этот текст.

Читая тест под цифрой 2, запишите на листе бумаги, какие ошибки были допущены в первом тексте. Затем снова откройте текст под цифрой 1 и проверьте себя. Исправьте ошибки.

1. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжоннее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бъёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает вална, — тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъеденить их – разместить, как слова в песне.

2. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжённее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бьёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает волна, — тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъединить их – разместить, как слова в песне.

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б)и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?

Прочитайте слова один раз:

палисадник, дифирамб, канцелярия, зкспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон, проект, компонент.

Закройте их, ответьте на вопросы.

1) Сколько всего слов? 2) Сколько слов начинается с буквы э ? 3) Какое было первое и последнее слово?

4) Между какими словами находится слово «жакет» ?

1 . Прочитайте предложение. Закройте его, запишите его по памяти.

1)Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок. Послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн.)

2) Серебряные паутины сверкали на солнце; золото и багрянец опавших листьев покрыли дороги и прогалины леса; калина и рябина огнились своими гроздьями. ( К.С.Петров – Водкин.)

3) В осеннюю ненастную ночь румяный инженер объехал полгорода, разыскивая дешёвые цитрусовые, но ничего не нашёл и приобрёл никому не нужные финики.

2. Запишите по памяти через 30 минут.

За каждое правильно написанное слово – 1 балл, за пропущенное слово – 0 баллов, за слово с ошибкой или неправильно написанное слово – 1 балл. Сколько баллов вы набрали?

Вставьте , где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово ( оно отличается написанием ).

1) Ш…в, ш…рох, ш. к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол;

2) щ…тка, ш…ба, ш…м, параш…т, ш…стрый, ш…т;

3) мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;

4) с…ём, под…ём, соб…ём, об…ём;

5) ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

Вставьте пропущенные буквы, где это нужно, или раскройте скобки. Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

1) Покл…няться, пог…рельцы, сл…гаемое, оз…рённый;

2) бе…вкусный, во…стание, и…жарить, ра…хвораться, ни…падать, …делать;

3) пр…ступить, пр…дать, пр…клоняться, пр…остановиться, пр…зирать;

4) француз…кий, абхаз..кий, кавказ…кий, скольз…кий, киргиз…кий.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд:

кол…чество, бес…чётный, повсемес…но, юн…ый, пр…пятствие, скошен…ый, оч…рование.

Какое слово получилось?

Прочитайте слова. Закройте их. Запишите по памяти

1. Строить, клеить, удвоить, утроить, успокоить, усвоить, стоить.

2.Сеять, румяный, эффект, багаж, президент, шов, сочетание.

Слова первой или второй части упражнения вам было легче запомнить?

Занимательные задания по орфографии

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)

Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.

Первый блин вышел, кажется, комом.

Во всю ивановскую трачу деньги.

«Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.

Возьмём мы из-за печки мою походную сумку и уйдём из этого дома куда глаза глядят.

В этом деле он собаку съел.

Нередко трон занимали цари без царя в голове.

Он человек отставной, его песенка спета.

Игра «Сделай замену»

— Я буду читать образные выражения, которые называются фразеологизмами, вы – заменять глаголом.

(глаголы записаны на обратной стороне доски)

Ломать голову – думать

Зарубить на носу – запомнить

Надуть губы – рассердиться

Унести ноги – уйти

Бить баклуши – бездельничать

Водить за нос – обещать

Чесать языки – болтать

Выходить из себя – гневаться

Дать стрекоча – бежать

Клевать носом – засыпать

Совать нос – вмешиваться

В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко».

На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству. Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) дает комический эффект высказывания.

Сказка о несклоняемых существительных.

Собрались как-то несклоняемые существительные в гостях у слова «мадмуазель».

Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!»

Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими.

«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.

Наши слова выбежали на шоссе. Поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта.

Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так, что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился.

Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.

Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются.

— Как называются такие слова? (несклоняемые)

— Откуда они появились? (из иностранных языков)

— В чем их особенность? (не изменяются по падежам)

— Для чего нам надо знать о поведении таких слов? (речь должна быть правильной)

Определите род у несклоняемых существительных.

Учитель читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

Определить часть речи у следующих слов:

Двойной ( прил. ), тройка ( сущ. ), удвоить ( гл. ), второй ( числ .), пятидневный ( прил. ), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

Определить падеж у выделенных слов в пословицах

Дело шуток не любит. (Им. п.)

От слова до дела целая верста. (Род. п.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

Назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

У него семь пятниц на неделе.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Вставьте недостающие слова в пословицы

Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только ________. ________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ — знак согласия. Привычка – вторая ________.

Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Молчанье. Натура.

Определить способ словообразования 1)отгадать загадку, ответ записать

2)определить, каким способом образовано слово-ответ

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Всем поклон отдаёт.

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар – сложение корней)

3. Зубов много, а ничего не ест.

4. В маленьком окошке

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор – сложение корней)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

Определить, в прямом или переносном значении употреблены прилагательные

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

1) Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

2)В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

3)Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

4)Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

5)Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

6)В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

7)В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8)Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

9)Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

Заполните левый столбик соответствующими словами из данного ниже списка. Вставьте пропущенные буквы.

последовательность событий во времени

комический или сатирический рисунок

общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы

работник средств массовой информации, сообщающий новости

использование чужого труда

краткая цитата, предпосланная тексту

Арт…(л,лл)ерия, к…(р,рр)…катура, инт…(л,лл)..гент, хр…ном…траж, …кспл…атация, хр…нология, …п…лог, к…(р,рр)…спондент, …пиграф, к…в…(л,лл)ерия, …(л,лл)юстрация, кла(с,сс)ик.

В каких словах ударение поставлено верно?

СОгнутый, щавЕль, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть.

Верно : щавЕль, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть.

Запишите и разберите по составу слова словес(?)ный, телес(?)ный. Как они образовались? Приведите примеры других слов, образованных по подобной словообразовательной модели. Небесный, чудесный, древесный.

Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается во фразе

Жили-были старик да старуха .

[Т’]– ни разу, [И] — 3 раза, [Р] – 1 раз.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/20/zanimatelnye-uprazhneniya-po-orfografii-5-9-klassy

http://infourok.ru/zanimatelnye-zadaniya-po-orfografii-4319252.html