Занять звание чемпиона лексическая

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКАЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВОМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВОАДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКАЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИКОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВАСЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВАИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВОИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Орфоэпическая норма

Описание: Абонемент – документ удостоверяющий право владельца на регулярное обслуживание пользование чем-либо в течение определенного срока; само это право. Абонент – тот кто обладает правом пользования чем-либо обычно имея абонемент. Аксиома – исходное положение какой-либо научной теории принимаемое без доказательств. Декларация – официальное провозглашение каких-либо принципов положений от лица государства партии международной организации и т.

Дата добавления: 2015-10-19

Размер файла: 51.6 KB

Работу скачали: 42 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

АНО ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

по дисциплине: « РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Язык, Речь, Общение.

Тема 1. Орфоэпическая норма.

Расставьте ударения в следующих существительных.

  1. Газопрово́д, догово́р, досу́г, дремо́та, зна́мение, изобрете́ние, креме́нь, ломо́ть, мусоропрово́д, мышле́ние, наме́рение, пиала́, прида́ное, све́кла, ста́туя, хода́тайство, щаве́ль.
  2. Апо́криф, апостро́ф, бюрокра́тия, гастроно́мия, диоптри́я, зна́чимость, и́конопись, каучу́к, ломо́та, мыта́рство, па́сквиль, по́хороны, созы́в, стату́т, упро́чение, фее́рия, фено́мен.
  3. Асимметри́я, бензопрово́д, вероиспове́дание, ветерина́рия, бу́нгало, ге́незис, гренаде́р, диспансе́р, до́гмат, жизнеобеспе́чение, ка́мбала, катало́г, кварта́л, некроло́г, нефтепрово́д.
  4. Диало́г, и́грище, и́скра, кладова́я, коло́сс, неду́г, парте́р, премирова́ние, пу́рпур, путепрово́д, ра́курс, столя́р, толи́ка, узаконе́ние, фарфо́р, христиани́н, эксли́брис.

Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры.

Бальмо́нт Константин – поэт;

Ива́нов Александр – художник;

Иванов Всеволод – писатель ( Ива́нов Всеволод Вячеславович (1895–1963) – русский советский писатель, драматург; Ивано́в Всеволод Никанорович (1888–1971) – русский советский писатель, автор исторических повестей);

Исканде́р Фазиль – писатель;

Коне́нков Сергей – скульптор;

Кусто́диев Борис – художник;

Лаже́чников Иван – писатель;

Лы́сенко Николай – композитор;

Лысе́нко Трофим – биолог;

Ма́йков Аполлон – поэт;

Новико́в Николай – русский просветитель;

Но́виков Анатолий – композитор;

О́жегов Сергей – языковед;

Обу́хова Надежда – певица;

Одо́евский Владимир – писатель.

От следующих существительных образуйте родительный падеж единственного числа и расставьте ударения.

Бант (ба́нта), бинт (бинта́), герб (герба́), дверь (две́ри), гуляш (гуляша́), гусь (гу́ся), жезл (же́зла), клок (клока́), ксёндз (ксёндза́), торт (то́рта), унт (у́нта), ясли (я́слей).

Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

  1. Ди́скант (устар. диска́нт), катало́г, ке́та (доп. кета́), ко́мпас (у моряков компа́с), ломо́ть (доп. ло́моть), мышле́ние (доп. мы́шление), парте́р, прику́с (у специалистов при́кус), ро́вня (доп. ровня́), фе́номен (по отношению к человеку феноме́н).
  2. А́вгустовский (доп. августо́вский), безу́держный (устар. безуде́ржный), великово́зрастный (устар. великовозра́стный), де́вичий (устар. деви́чий), засне́женный (устар. заснежённый), ки́рзовый (доп. кирзо́вый), мизе́рный (доп. ми́зерный), му́скулистый (и мускули́стый), окрова́вленный, фле́йтовый (у музыкантов флейто́вый).

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Бро́ня – брони́ровать – брони́рованный.

Броня́ – бронирова́ть – брониро́ванный.

Бро́нза – бронзове́ть – бро́нзовый.

Ко́пия – копи́ровать – копи́рованный.

Ма́рка – маркирова́ть – маркиро́ванный.

Ма́ска – маскирова́ть – маскиро́ванный.

Пло́мба – пломбирова́ть – пломбиро́ванный.

Пре́мия – премирова́ть – премиро́ванный.

Расставьте ударение в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.

  1. Безу́держный (устар. безуде́ржный), единовре́менный, зубча́тый, ку́хонный, лубо́чный, неоцене́нный, одновреме́нный (доп. одновре́менный), тигро́вый.
  2. Госпита́льный, ге́рбовый, давни́шний, и́скристый (и искри́стый), каменноу́гольный (и каменноуго́льный), мизе́рный (доп. ми́зерный), украи́нский, юро́дивый.

От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Бе́лый – бе́л, бела́, бе́ло́, бе́лы́, беле́е.

Глу́пый – глу́п, глупа́, глу́по, глу́пы́, глупе́е.

Дорого́й – до́рог, дорога́, до́рого, до́роги, доро́же.

Есте́ственный – есте́ственен, есте́ственна, есте́ственно, есте́ственны, есте́ственнее.

Здоро́вый – здоро́в, здоро́ва, здоро́во, здоро́вы, здорове́е.

Кра́сный – кра́сен, красна́, кра́сно, кра́сны, красне́е.

Краси́вый – краси́в, краси́ва, краси́во, краси́вы, краси́вее.

Кру́глый – кру́гл, кругла́, кру́гло, круглы́, кругле́е.

Лёгкий – лёгок, легка́, легко́, легки́, ле́гче.

О́стрый – остё́р и остр, остра́, остро́ и о́стро, остры́ и о́стры, остре́е.

По́лный – по́лон, полна́, по́лно́, по́лны́, полне́е.

Си́льный – силён (устар. си́лен), сильна́, си́льно, сильны́ (устар. си́льны), сильне́е.

Смешно́й – смешо́н, смешна́, смешно́, смешны́, смешне́е.

Сме́лый – сме́л, смела́, сме́ло, сме́лы́, смеле́е.

Тяжёлый – тяжё́л, тяжела́, тяжело́, тяжелы́, тяжеле́е.

Хи́трый – хитё́р, хитра́, хи́тро́, хи́тры́, хитре́е.

Чёткий – чё́ток, четка́, чё́тко, чё́тки, чё́тче.

Я́сный – я́сен, ясна́, я́сно, я́сны́, ясне́е.

Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения.

Браться – бр а́ лся, брал а́ сь, бр а́ л о́ сь, бра́ли́сь.

Взвиться – взви́лся, взвила́сь, взви́ло́сь, взви́ли́сь.

Взяться – вз я́ лся, взял а́ сь, вз я́ л о́ сь, взя́ли́сь.

Влиться – вл и́ лся, влил а́ сь, вл и́ л о́ сь, вли́ли́сь.

Гнаться – гн а́ лся, гнал а́ сь, гн а́ л о́ сь, гна́ли́сь.

Даться – д а́ лс я , дал а́ сь, д а́ л о́ сь, да́ли́сь.

Драться – дра́лся, драла́сь, дра́ло́сь, дра́ли́сь.

Заняться – заня́лся́, заняла́сь, заняло́сь, заняли́сь.

Зваться – зва́лся, звала́сь, зва́ло́сь, зва́ли́сь.

Оторваться – оторва́лся, оторвала́сь, оторва́ло́сь, оторва́ли́сь.

Подняться – подня́лся́, подняла́сь, подня́ло́сь, подня́ли́сь.

Подраться – подра́лся, подрала́сь, подра́ло́сь, подра́ли́сь.

Приняться – приня́лся́, приняла́сь, приняло́сь, приняли́сь.

Прорваться – прорва́лся, прорвала́сь, прорва́ло́сь, прорва́ли́сь.

Родиться – роди́лся́, роди́ла́сь, роди́ло́сь, роди́ли́сь.

Сорваться – сорва́лся, сорвала́сь, сорва́ло́сь, сорва́ли́сь.

Какие звуки ([ o ] или [э]) произносятся под ударением в следующих словах? Затранскрибируйте эти слова.

Безнад[о]жный [б’й’`эзнад’ожный’] , бл[о]клый [бл’й’`оглый’] , гренад[э]р [гр’инад’й’`эр] , ж[о]лчь [жй’`олч’] , никч[о]мный [н’`икч’омный’] , обл[о]кший [`обл’окшый’] , обн[о]сший, одноврм[э]нный [аднавр’им’й’`энный’] , одноим[о]нный [`однаим’онный’] , план[о]р [бл`ан’ор] , побл[о]кший [п`обл’окшый’] , подс[э]кший [патс’й’`экшый’] , предр[э]кший [бр’идр’й’`экшый’] , пре[э]мник [бр’ий’`эмн’ик] , разноврем[э]нность [разнавр’им’й’`эннаст’] , расс[о]дланный [р`асс’одланный’] , старь[о]вщик [ст`ар’й’овщ’ик] , тет[э]рка [т’й’`эт’орка] , местоим[э]нный [м’истаим’й’`энный’] , ман[о]вр [м`ан’овр] , бел[о]сый [б’й’`эл’осый’] , реш[э]тчатый [р’ишй’`этч’атый’] , атл[э]т [адл’й’`эт] , быти[э] [быт’ий’`э] , оп[э]ка [ап’й’`эка] , зат[о]кший [з`ат’окшый’] , остри[о] [`оздр’ий’о] , отым[о]нный [`отым’онный’] .

Задание для лабораторных работ.

Определите значение следующих слов. Составьте словосочетание.

Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное обслуживание, пользование чем-либо в течение определенного срока; само это право. Абонемент в бассейн.

Абонент – тот, кто обладает правом пользования чем-либо, обычно имея абонемент. Абонент телефонной сети.

Аксиома – исходное положение какой-либо научной теории, принимаемое без доказательств. Неопровержимая аксиома.

Апостроф – надстрочный знак в виде запятой, обычно обозначающий пропуск гласной буквы.

Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности; союз. Краеведческая ассоциация.

Баллотироваться – выдвигать свою кандидатуру на выборах. Баллотирование депутатов.

Декларация – официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации и т.п., а также документ, в котором они изложены. Провозгласить декларацию.

Дилемма – необходимость выбора одного из двух возможных (обычно одинаково затруднительных) решений. Дилемма по данному вопросу.

Дубликат – второй экземпляр какого-либо документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. Дубликат накладной.

Коммюнике – официальное правительственное сообщение (обычно по вопросам внешней политики). Опубликовать коммюнике.

Компетентный – обладающий основательными знаниями в какой-либо области; знающий; основанный на осведомлённости; веский, авторитетный. Компетентный юрист.

Лексикон – запас слов и выражений, свойственный кому-либо, чему-либо, характерный для кого-либо, чего-либо; лексика. Молодежный лексикон.

Меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. Правительственный меморандум.

Мораторий – 1. Экон. Отсрочка исполнения каких-либо обязательств, объявляемая на определённый срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий (войны, кризиса, стихийного бедствия). Мораторий на банковские счета. 2. Полит. Приостановка какой-либо деятельности, временный отказ от чего-либо; запрет. Мораторий на ядерные испытания.

Невежа – грубый, невоспитанный человек. Не хочу разговаривать с такой невежей!

Невежда – необразованный, малосведущий человек; неуч. Невежда в физике.

Обаяние – притягательная сила, исходящая от кого-либо, чего-либо; очарование; покоряющее влияние. Редкое обаяние.

Обоняние – способность к восприятию и различению запахов (одно из пяти внешних чувств). Органы обоняния.

Огульный – недостаточно обоснованный, поверхностный. Огульные замечания.

Острастка – угроза или наказание в предупреждение возможных проступков. Задать острастку.

Парадокс – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, общепринятыми нормами рассуждение, мнение, вывод. Он часто говорит парадоксами.

Плеяда – группа выдающихся деятелей в какой-либо области культуры, науки в одну эпоху. Плеяда писателей.

Подоплека – действительная, но скрытая причина, основание чего-либо. Тайная подоплека.

Постскриптум – приписка в конце письма после подписи (обычно обозначается буквами P.S.). Приписать постскриптум.

Прецедент – случай в прошлом, служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. Установить прецедент.

Приоритет – 1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании и т.п. Признание приоритета. 2. Преобладающее, первоочередное значение чего-либо. Приоритет общероссийского закона.

Ратификация – утверждение верховным органом государственной власти международного договора, заключённого её уполномоченным. Ратификация мирного договора.

Скрупулезный – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный. Скрупулезная работа.

Эстетика – 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. 2. Система чьих-либо или каких-либо взглядов на искусство. Музыкальная эстетика. 3. Красота, художественность в чём-либо; дизайн. Техническая эстетика.

Этика – 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Материалистическая этика. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Этика человеческих отношений.

Эффективный – дающий эффект; действенный. Эффективное лекарство. Эффективный способ.

Эффектный – производящий эффект; впечатляющий. Эффектный костюм.

С данными словами паронимами составьте словосочетания.

  1. Бережный уход – например: бережливый человек.
  2. Веский – весомый. Веский аргумент. Весомые слова.
  3. Выборный – выборочный. Выборная должность. Выборочная проверка.
  4. Драматический – драматичный. Драматический кружок. Драматичная ситуация.
  5. Жилищный – жилой. Жилищный фонд. Жилой дом.
  6. Задерживать – сдерживать. Задерживать посетителя. Сдерживать порыв.
  7. Мифический – мифичный. Мифический образ. Мифологический персонаж.
  8. Основание – основа. Основание полагать. Основа здания.
  9. Особый – особенный. Особый случай. Особенный ребенок.
  10. Подменить – изменить. Подменить сотрудника. Изменить закон.
  11. Представить – предоставить. Представить характеристику. Предоставить кредит.
  12. Романтичный – романтический. Романтичное настроение. Романтическая мечта.

Объясните различие между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них .

Факт – фактор. Факт – истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай. Фактор – существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению. Исторический факт. Фактор времени.

Проблемный – проблематичный. Проблемный – заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой-либо проблемы. Проблематичный – предположительный, ещё не являющийся решением проблемы. Проблемный вопрос. Проблематичный вывод.

Стилевой – стилистический. Стилевой – свойственный стилю, а стилистический – это выполненный в определенном стиле (грамматика). Стилевое решение. Стилистические погрешности.

Сытый – сытный. Сытный – питательный, хорошо насыщающий, калорийный. Сытый – вполне утоливший свой голод (в прямом и переносном смысле). Сытный завтрак. Сытый человек.

Методичный – методический. Методический – относящийся к методике, а методичный – точно следующий плану. Методическая конференция. Методичная работа.

Статичный – статический. Статичный – содержащий элементы статичности, такой, в котором нет движения, действия. Статический – относящийся к статике, основанный на законах статики. Статичный сюжет. Статическая теория.

Командированный – командировочный. Командированный – лицо, находящееся в командировке, а командировочный – относящийся к командированному лицу. Командированный специалист. Командировочные расходы.

Одеть – надеть. Одеть – кого, что, т.е. облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, куклу, манекен. Надеть – что, т.е. натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и др.), покрывая, облекая кого-либо во что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки.

Целый – цельный. Целый – весь без изъятия, полный, а цельный – из одного вещества, из одного куска, монолитный. Целый час. Цельный гранит.

Абонент – абонемент . Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-либо, на какое-либо обслуживание, а абонент – тот, кто пользуется абонементом, клиент некоторых коммунальных служб. Абонемент на концерт. Абонент телефонной сети.

Боязно – боязливо. Боязно – страшно, жутко , а боязливо – робко, несмело, со страхом. Боязно в лесу. Боязливо ответить.

Неприглядный – непроглядный. Неприглядный – невзрачный, непривлекательный на вид, неблаговидный, а непроглядный – тёмный, густой, сквозь который ничего невозможно разглядеть. Неприглядный поступок. Непроглядный мрак.

Осудить – обсудить. Осудить – выразить неодобрение, вынести приговор, а обсудить – всесторонне рассмотреть. Осуждение преступника. Обсуждение проблемы.

Цветной – цветовой. Цветной – окрашенный, имеющий какой-либо цвет или цвета, а цветовой – относящийся к цвету, связанный с восприятием цвета. Цветная обложка. Цветовая гамма.

Фасонный – фасонистый. Фасонный – сделанный по определённому фасону, образцу, а фасонистый – модного, вычурного фасона. Фасонные работы. Фасонистый костюм.

Нетерпимый – нестерпимый. Нестерпимый – такой, который невозможно стерпеть, а нетерпимый – недопустимый. Нестерпимый холод. Нетерпимое отношение.

Личный – личностный. Личностный – относящийся к личности, индивидуальности, связанный с личностью, индивидуальностью, а личный – принадлежащий данному лицу, находящийся в пользовании данного лица; предназначенный для обслуживания какого-либо отдельного лица, состоящий при нем. Личностное отношение. Личный секретарь.

Глинистый – глиняный. Глиняный – сделанный из глины, а глинистый – содержащий глину. Глиняный горшок. Глинистая почва.

Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный.

Масленый – бумага, взгляд, глаза, голос, лицо, пейзаж, полотенце, речь, руки, слова, улыбка.

Масляный – бак, запах, картина, краска, лак, лампа, лужа, пленка, портрет, пятно.

В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

  1. Половина игры уже прошла. Основная половина игры уже прошла.
  2. Все дети очень обрадовались. Все дети сильно обрадовались.
  3. Внеклассная работа положительно влияет на развитие детей.
  4. Этот актер давно заслужил любовь зрителей. Этот актер давно заслужил признание зрителей.
  5. Большое количество заданий было выполнено. Большая часть заданий была выполнена.
  6. Интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких в результате незнания истинного значения слова.

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно: живой труп, обыкновенное чудо, отменный негодяй, ужасно интересная книга, очевидное – невероятное, страшная красавица.

Лексическая сочетаемость нарушена в результате незнания истинного значения слова: три единственные дочери, большая или меньшая половина, зайтись детским легким смехом, облокотиться спиной, сломать стеклянную вазу, страшно удобная обувь.

Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

  1. Одержать успехи = добиться успехов + одержать победу.
  2. Оказать внимание = оказать поддержку + проявить внимание.
  3. Поставить вечер, концерт = поставить спектакль + организовать вечер.
  4. Потерпеть потери = потерпеть неудачу + нести потери.
  5. Поднять тост = поднять бокал + произнести тост.
  6. Играет значение = играть роль + иметь значение.
  7. Оказать вред = оказать влияние + причинить вред.
  8. Брать, взять ставку на что-нибудь = сделать ставку + взять выигрыш.
  9. Занять звание чемпиона = занять место чемпиона + получить звание чемпиона
  10. Защитить степень = защитить диссертацию + получить степень.
  11. Производить воздействие = оказать воздействие + производить влияние.
  12. Возглавить идеи = возглавить людей + придумать идею.

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

  1. Натуральный – естественный (натуральный цвет, естественная красота);
  2. Фальшивый – искусственный (фальшивый документ, искусственное освещение);
  3. Антагонистический – враждебный (антагонистический противоречия, враждебное отношение);
  4. Вибрировать – дрожать (стекла вибрируют, руки дрожат);
  5. Дискутировать – спорить (дискутировать об отношениях, спорить о литературе);
  6. Демонстрировать – показывать (демонстрировать достижения, показывать фокус);
  7. Дистанция – расстояние (держать дистанцию, близкое расстояние);
  8. Оптимистический – жизнерадостный (оптимистическая натура, жизнерадостный человек);
  9. Индифферентный – равнодушный (индифферентный обыватель, равнодушный зритель);
  10. Монолитный – единый (монолитные колонны, единое государство).

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

  1. Об автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  2. В институте разработаны новые методики и решения по этой проблеме. В институте разработаны новые методики по этой проблеме.
  3. Больной был немедленно госпитализирован.
  4. Фирма объявила о свободной вакансии главного бухгалтера. Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера.
  5. До сих пор неизвестно, кто автор этого уникального произведения. До сих пор неизвестно, кто творец этого уникального произведения.
  6. Уже в начале творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны.
  7. Между природой и человеком уже не существует значительной разницы.
  8. Роман «Евгений Онегин» является одним из сложных пушкинских произведений.
  9. У нее были большие глаза.
  10. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.
  11. Необходимо реалистично оценить наши экономические шансы.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Допустимые: информационное сообщение, вечерняя серенада, экспонаты выставки, прейскурант цен, для проформа, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, реальная действительность, период времени, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Недопустимые: травматическое повреждение, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, биография жизни, ведущий лидер, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед.

Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова синонимы русского происхождения.

Абитуриент – человек, поступающий в вуз. (Претендент, Выпускник (школы)).

Кампания – совокупность военных операций. (Действие).

Кворум – число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочий. Собрание, совещание.

Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства на какой-либо вопрос. Предложение. Документ.

Гипертрофированный – крайне преувеличенный; чрезмерный. Избыточный. Преувеличенный. Избыточный.

Лояльный – хранящий верность существующей государственной власти, существующему порядку; корректно относящийся к кому-либо, чему-либо. Благосклонный. Расположенный.

Одиозный – вызывающий крайне отрицательное отношение к себе. Неприятный. Отталкивающий.

Позитивный – заслуживающий одобрения, полезный. Положительный. Одобрительный.

Утилитарный – основанный на утилитаризме; имеющий практическое назначение, применение. Практический. Прикладной.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Человеколюбие. Самоотверженность.

Апелляция – официальная жалоба на решение, приговор суда, направляемая в вышестоящую инстанцию с целью пересмотра дела. Протест. Обжалование. Прошение.

Апогей – высшая степень проявления чего-либо. Расцвет. Вершина. Предел.

Манкировать – небрежно отнестись к чему-либо; пренебречь чем-либо. Отсутствовать.

Тарифицировать – осуществлять определение тарифа на основе определенной классификации объектов обложения или оплаты. Оценивать.

Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари.

  1. Держи карман шире – напрасно ждешь, не получишь.

Железная дорога – грамматическое словосочетание.

Иметь место – книжн. – б ыть в наличии; случаться, происходить.

Марионеточное правительство – образное, ироническое высказывание; характеризует правительство, не выражающее воли своей страны, а действующее по негласной указке какого-нибудь иностранного государства.

Море по колено – образное, сравнительное, разг. экспрес. – ничто не страшно для кого-либо; все нипочём кому-либо.

Ничтоже сумняшеся – шутливо-ироническо е древнерусское высказывание – совсем не сомневаясь, без долгих размышлений, попросту, спроста.

Рукой подать – образное, сравнение, разг. экспрес. – очень близко, совсем рядом.

Ума не приложить – образное, сравнение, разг. экспрес. – совсем не могу понять что-либо, догадаться о чём-либо.

  1. Валять дурака – образное, народ. разг. неодобр. – дурачиться, потешать других глупыми выходками; бездельничать, ничего не делать; вести себя несерьезно.

Задать баню – образное, народ. прост. экспрес. – с ильно, жестоко бранить кого-либо; жестоко побить, поколотить и т.п. кого-либо.

Кот наплакал – сравнение, разг. неизм. – очень мало (об очень малом количестве кого-либо или чего-либо).

Между Сциллой и Харибдой – устар. книжн. экспрес. – в тяжёлом положении, когда опасность угрожает с двух сторон .

Типун на язык – образное, устар., разг. – недоброе пожелание кому-либо, кто говорит не то, что следует.

Умыть руки – разг. экспрес. – отстраняться от участия в каком-либо ответственном деле.

Единовременное пособие – совр. – лексическое словосочетание.

Шевелить мозгами – прост. экспрес. – соображать; уметь думать, размышлять.

  1. Ахиллесова пята – книжн. экспрес. – наиболее уязвимое, слабое место у кого-либо.

Ломать голову – разг. экспрес. – усиленно, напряжённо думать, стараясь понять, разрешить что-нибудь трудное, сложное.

Попасть впросак – разг. – из-за незнания чего-либо оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении; ошибаться, обманываться в чем-либо.

С коломенскую версту – иноск. устар. – об очень длинном.

Тертый калач – разг. ирон. устар. – опытный, бывалый и хитрый человек, которого трудно провести.

Фиктивный капитал – капитал в ценных бумагах (акциях, облигациях и др.), дающий право их владельцам регулярно присваивать часть прибавочной стоимости в виде дивиденда или процента.

Тяжелый на подъем – разг. – не любит выходить или выезжать куда-либо.

Грецкий орех – сравнение, ирония.

  1. Положа руку на сердце – экспрес. – совершенно искренне, чистосердечно.

Прямой угол – совр. сравнение.

Средь бела дня – разг. – днем, когда светло.

С одной стороны… с другой стороны… – неизм. – выражение, используемое при перечислении или противопоставлении двух фактов, явлений, обстоятельств.

Нелегкая дернула – прост. экспрес. – неизвестно зачем вздумалось кому-либо сделать что-либо.

Сизифов труд – иноск. – о трудной, безрезультатной, бесконечной работе (муке).

В ус не дуть – устар. экспрес. – совсем, совершенно не бояться кого-либо.

ТЕМА 5. Морфологическая норма.

Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите:

Например: трамвайное депо; концертный рояль, редкая фамилия, старинное бра, серая мышь, жареный картофель, молотый кофе, стальной рельс, гардинный тюль, уютное кафе, замшевая туфля, черный какаду, взрослый шимпанзе, зимнее пальто, широкое шоссе, Московское метро, костная мозоль, цеховой табель, двухместное купе в вагоне, вкусное какао, итальянское пианино, утреннее меню, маршрутное такси, артистическое фойе, справочное бюро, заключенное пари, справедливое жюри, интересное кино.

Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь (жен. род); вышибала (муж. род); вертушка (об. род); жертва (жен. род); запевала (об. род); лиса (жен. род); коллега (об. род); марионетка (жен. род); спортсмен (муж. род), мазила (об. род); невежда (об. род); недотрога (об. род); недоучка (об. род); писака (об. род); старшина (муж. род), стрекоза (жен. род), судья (муж. род), тамада (муж. род), тряпка (об. род), тупица (об. род), умница (об. род); ябеда (об. род); лакомка (об. род); выскочка (об. род).

Голосистый запевала, первая вертушка, умный коллега, футбольный мазила, скучный недотрога, взрослый недоучка, газетный писака, безвольная тряпка, полный тупица, большая умница, вредный ябеда, милая лакомка, наглый выскочка.

От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Африканский жираф; бескрайняя степь, большой скирд, совершенный(ая) неряха, сочное яблоко, деревянная ставня, резиновая присоска, солдатская шинель, золотая медаль, меховой унт, серый гусь, фортепианная клавиша, отглаженный манжет, железный занавес, сельский староста, типичная идиома, концертный рояль, стальной рельс, белая босоножка, лесное пожарище, офицерский погон, заказная бандероль, голосистый(ая) запевала, ягодная гроздь, детский санаторий, кожаный ботфорт, зрительский зал, новый шампунь, твердая мозоль, маленький(ая) плакса, гражданский судья, рыболовецкий бот.

Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия.

Балерина – балерун, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша , санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка , солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У него, меня, них, неё;

Навстречу мне, ему, ей, им;

Выше его, её, меня;

Благодаря ему, ей, им, нам, вам;

За ним, ней, тобой, мной;

К нему, ней, ним, нам;

Из-за него, неё, них, вас, нас;

Вслед за ним, ней, ними, вами.

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличие вариантов объясните их различие.

Например: Капать – каплет, капает

Махать – машет, махает.

Сыпать – сыпет, сыплет.

Двигать – движет, двигает.

Мяукать – мяучит, мяукает.

Щипать – щиплет, щипает.

Брызгать – брызжет, брызгает.

В виде стилистических вариантов могут быть представлены в настоящем времени и формы глаголов полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и др.:

  • чередованием согласных в корне (полощут, плещут, машут…) – стилистически нейтральный вариант;
  • без чередования согласных (полоскают, плескают, махают…) – разговорный вариант.

Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов.

Аккредитив – именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.

Бюллетень – документ для голосования с фамилиями кандидатов.

Ведомость – документ для голосования с фамилиями кандидатов.

Декрет – постановление верховной власти государства, имеющее силу закона.

Директива – указание, распоряжение вышестоящего органа или должностного лица, обязательное для выполнения.

Лицензия – разрешение на ведение какого-либо вида деятельности.

Облигация – ценная бумага, приносящая ее владельцу доход в виде определенного, заранее установленного процента к ее нарицательной стоимости.

Патент – свидетельство, удостоверяющее наличие у его обладателя исключительного права на изобретение.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров.

Реестр – книга для записи дел и документов.

Ходатайство – официальная просьба, представление о чем-либо с целью добиться чего-либо.

Список использованной литературы:

  1. Стилистика и культура русской речи: Учебник / Т.Я. Анохина, О.П. Гонтарева и др.; Под ред. проф. Т.Я. Анохиной. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  2. Русский язык: Орфография: Учебное пособие / Л.И. Новикова, Н.Ю. Соловьева. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М: РАП , 2010.
  3. Культура речи: Учебник / А.Г. Петрякова – М.: Реторика-А, 2012.
  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова; Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). – М.: Форум, 2009.
  5. Словарь синонимов русского языка / Сост. А.Ю. Мудрова. – М.: Центрополиграф, 2011.
  6. Большой орфографический словарь русского языка / Сост. А.А. Медведева. – М.: Центрполиграф, 2009.
  7. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Сергей Иванович Ожегов , Лев Иванович Скворцов . – М.: Оникс, 2010.
  8. Фразеологизмы в русской речи: Словарь / Н.В. Баско. – М.: Наука, 2013.

Лексическая норма. Лексическая норма(1). Лексические нормы Упражнение Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения

НазваниеЛексические нормы Упражнение Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения
АнкорЛексическая норма
Дата20.04.2021
Размер48.51 Kb.
Формат файла
Имя файлаЛексическая норма(1).docx
ТипДокументы
#196821
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Фразеология(1).doc.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: тема №9 Упражнение с аварийно-спасательным оборудованием ПЗ .d, Лексические нормы..docx, Морфологические нормы.docx, Структура правовой нормы реферат.docx, Тест Лексические нормы.docx, 1. НК. Прикладная гимнастика. Комплексное силовое упражнение.doc, тест правила и нормы.docx, Новые экологические нормы по выбросам в атмосферу — IMO.pdf, Норматив №7 силовое комплексное упражнение МП 4 кар.docx, Приложение к приказу Нормы выдачи спецодежды — копия.doc

Упражнение 1. Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Одержать успехи = одержать победу + ; оказать внимание= оказать помощь + уделить внимание ; поставить вечер= поставить номер+ устроить вечер, концерт; потерпеть потери= понести потери + потерпеть поражение .

Поднять тост= сказать тост+ поднять стакан ; играть значение=играть роль+ иметь значение ; оказать вред= оказать помощь+ нанести вред; занять звание чемпиона=занять место + получить звание чемпиона ; за­щитить степень=защитить курсовую+ получить степень.

Упражнение 2. Отметьте случаи лексического плеоназма. Исправьте предложения.

1. Сейчас в компании нет свободных мест . 2. Наши средства лимитированы и ограничены. 3. Нам нужны специалисты по проверке программного обеспечения. 4. Тезисы статьи нужно бы уменьшить. 5. Напишите, пожалуйста, автобиографию. 6. Не нужно пользоваться стереотипами об авангардных работах скульптора Михаила Шемякина. 7. В творческой манере художника Врубеля наблюдается по­стоянство мотива русской народной сказки. 8. Территориальные образования в недавнем прошлом игнорировались. 9. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 10. Инициатором движения является экономическая ассоциация. 11. Середина 60-х годов знаменательна расцветом «су­рового стиля» в архитектуре. 12. Реформа ведется при сосуществовании старых и новых структур управления. 13. После дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 14. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах. 15. На научном семинаре автор изложил суть этой книги.

Упражнение 3. Найдите случаи тавтологии, исправьте предложения

1.По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Договор о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся осветить концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были созданы в форме акционерных обществ. 4. после длительного перерыва возобновляется постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги, можно показать следующие соображения. 6. Результаты вашей оплошности последуют незамедлительно. 7. Он снова понял, что его охватило болезненное чувство одиночества. 8. В прошлом году выдался неурожайный сезон. 9. Мы каждый месяц вносим абонентскую плату за радиоточку. 10. В пищу животным стали подсыпать минеральные добавки.

Упражнение 4. Укажите случаи «смешения стилей» в следующих фразах

1. В творческих объединениях «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже созданных ологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, мы ведем своё хозяйство по науке. 4. автору пришлось проанализировать 33 нормативных документа по приватизации (включая законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи стали задерживать до трех месяцев. 6. На днях дни в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 7. По наблюдению автора, необходимость такого анализа и сейчас актуальна. 8. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 9. У людей появилась вера в частную собственность и возможность добиться успеха своими силами. 10. В качестве ключевого фактора нужно задействовать человеческий.

Упражнение 5. Выберите правильное значение иноязычных слов, составьте с ним предложения.

Альянс

  1. Союз ведущих государств.
  2. Деятельность, дающая прибыль.
  3. Союз на основе договорных обязательств.

1.Собрание по какому-либо вопросу.

2.Соглашение по спорному вопросу.

3. Бессмыслица, нелепость, чепуха.

1. Собрание делегатов для решения различных вопросов.

2. Собрание должностных лиц.

1. Барственный, холеный.

2. Основанный на интуиции.

3. Основанный на опыте.

Задание 6. Определите, в каких предложениях иноязычные слова употреблены неправильно. Составьте собственные предложения с этим словами.

1. Студент выступил на семинаре с полным аншлагом. 2. Они обожают все иностранное, настоящие ксенофобы. 3. На брифинге присутствовали представители различных политических партий и конфессий. 4. У этой студентки вы­сокий менталитет. 5. Он отлично разбирается в этой области знаний, настоящий дилетант! 6. Студенческий билет и зачетная книжка — обязательные ингредиенты каждого студента. 7. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам или другим санкциям воздействия. 8. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыж­ницам. 9. Основное внимание в этой статье уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 10. По окончании университета многие станут компетентными специалистами.

Упражнение 7. Определите значения следующих иностранных слов. Составьте с ними словосочетания.

Афера – обман , смелая афера, этика – мораль, корпоративная этика, прагматичный- реалистичный, прагматичный человек, дизайн – проектирование, дизайн интерьера, имидж – вид, имидж компании, виртуальный – возможный, виртуальный класс, картбланш – свобода, Нам дали карт бланш , стресс – напряжение, испытывать стресс, коллоквиум – беседа, участники колоквиума, менеджер – управляющий, менеджер по продажам , меркантильный – торговый, меркантильный человек, перманентный – постоянный, перманентный маркер , эстетика- красота, эстетика урала, анналы – летопись, старые анналы, априори – по факту, априори считаются, идиллия – спокойствие, семейная идиллия, китч – халтура, китч входит в моду, космополит – гражданин мира, , лояльный – терпимый, лояльный подход, меценат – спонсор, известный меценат, мизантроп – ненавистник, законченный мизантроп, ноу-хау- уникальное умение, новое ноу хау, парадокс – противоречие, внутренний парадокс, постулат – положение, основные постулаты, пацифизм – миролюбие, либеральный поцифизм, превентивный – предупреждающий, превентивная мера , раритет – редкий, исторический раритет, латентный – невидимый, латентный поступок, реноме – репутация, чистое реноме, саммит – заседание, международный саммит, тривиальный – лищенный новизны, тривиальное объяснение , тотальный – полный, тотальный ущерб, тоталитарный – всемогущий, тоталитарный режим, фиаско – неудача, мы потерпели фиаско, филантроп – благотворитель, человек филантроп, цинизм – пренебрежение, , дилемма – задача, сложная дилемма, апогей – разгар, достичь апогей , альма-матер – институт , ажиотаж – фурор, дикий ажиотаж, аббревиатура – сокращение, сложная аббревиатура .

Опасный человек — опасливый человек.

Представить возможность — предоставить возможность.

Тактичные шаги — тактические шаги.

Хозяйские дела — хозяйственные дела.

Главная роль — заглавная роль.

Методическая работа — методичная работа.

Конструкторское решение — конструктивное решение.

Упражнение 9. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Длинный — длительный (протяженный, долговременный, продолжитель­ный).

Злой — злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый).

Комический — комичный (смехотворный, комедийный, забавный, смешной).

Оборотливый — оборотный (предприимчивый, противоположный).

Опасный — опасливый (рискованный, осторожный).

Понятный — понятливый (ясный, способный).

Скрытый — скрытный (неоткровенный, тайный).

Удачный — удачливый (счастливый, везучий, успешный).

Явный — явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

Доходный — доходчивый (приносящий прибыль, четко и понятно изложен­ный).

Упражнение 10. Восстановите паронимические пары. Составьте словосочетания с каждым из паронимов

Абонент — , адресант- , артистичный -, бережливый -, будничный -, весомый -, воинствующий -, вражеский -, выборочный-, гарантированный -, гармоничный -, заглавный -, гордость-, гуманный -, двойственный -, деловой -, демократичный -, дипломант -, длительный -, доходчивый -, драматичный -, дружественный -, душевный -, жилой -, злостный-, иллюстрированный — ироничный — искусственный — каменный — командировочный -, критичный-, логичный -, мелочный -, методичный — , невежда — ,ненавистный -, нестерпимый — ,обеднить -, оборотный — , основать — , надеть -, опасливый — , отписка -, органический -. усвоить -, отборочный -, отчетливый — , понятливый -, проступок-, представительский -, предоставление -, проблематичный — , реалистичный -, скрытый — , сытный-, тактичный-, типичный -, удачливый -, факторы — , человечный -, эффектный -, явственный.

Упражнение 11. Объясните различия в значениях слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания

Дипломат — дипломант — дипломник.

Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Двойной — двойственный — двоякий.

Деловитый — деловой — дельный.

Упражнение 12. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте ошибки

1. Народ терпел двойственный гнет. 2. Он одел праздничный костюм. 3. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 5. В конце собрания слово представили профессору Попову. 6. Бывшие заслуги здесь во внима­ние не принимаются. 7. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 8. Ученый стоял у источников ракетостроения. 9. Артист завоевал признательность зрителей. 10. Искусство влияет на рост культурности человека. 11. Главное для писателя — душевный мир человека. 12. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 13. Взгляд у него не то умоляю­щий, не то серьезный, не то возмутительный. 14. Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

Упражнение 13. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1.В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой.(тавтология) 2. По мнению автора работы, актуальность такого анализа и сейчас актуальна. (смешение стилей)3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой.(нарушение сочетаемости) 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире.(контаминация) 5. Исполнительная власть на местах должна активизировать свою деятельность.(паронимы) 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинственное настроение.(пароним) 8. Большое место в докладе было отведено проблемам молодежи.(контаминация) 9. Всем командированным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу.(паронимы) 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия — по этим основным регалиям вы отличите кардинала от простого священника.(тавтология) 11. В этом плане отмечены хозяйственные постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. (паронимы) 12. Недавно она Получила степень магистра в Оксфордском университете.(контаминация) 13. Позвольте вас заверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся.(паронимы) 14. С этой страной у нас налажены дипломатические отношения.(контаминация) 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами.(паронимы) 16. Картина производит грустное и жалкое впечатление.(кантоминация) 17. Я читаю как разные произведения, так и современные детективы и фантастику.(логическая) 18. Вашему вниманию представляется доклад о творчестве М.Зощенко.(пароним) 19. В разговоре он допустил серьёзную ошибку.(паронимы) 20. Большое оказывает влияние на молодых телевидение.(контаминация) 21. Зачем же принимать такие скоропалительные решения?(пароним) 22. Незабываемый инцидент произошел во время нашей поездки по Волге.(паронимы)23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе.(паронимы) 24. Опыт работы и знание иностранных языков играют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу.(контаминация) 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступка?(плеоназм) 26. Успешное проектирование требует глубоких профессиональ­ных знаний.( Плеоназм) 27. Врач предупредил о том, что есть возможность тяжелых ос­ложнений.(плеоназм) 28. Экономическая политика в настоящее время все больше должна ориентироваться на такие цели.( смешение стилей)29. Этот агрегат позволяет значительно сни­зить температуру соединения металлов. (смешение стилей)30. Он пользовался приоритетом у коллег.(пароним) 31. На улице холодно, не забудьте надеть шапку.(пароним) 32. Его слова вызывают мне большое сомненье.(контаминация) 33. В это день у него было очень превосходное на­строение. 34. Он великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных (смешение стилей). 35. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный.(смешение стилей) 36. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 37. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.(плеоназм)
Упражнение 14. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни ; ахиллесова пята ; белая ворона ; гордиев узел ; дамоклов меч ; дары данайцев ; объятия Морфея ; посыпать пеплом голову ; прокрустово ложе ; сжечь корабли ; сизифов труд ; с о щитом или на щите ; три кита .

Упражнение 15. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 16. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Нарушение лексической сочетаемости

1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения

1 1. Красивы весной березки в своем подвенечном саване. 2. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов. 3. На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов. 4. Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить семейную династию. 5. На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.

2 1. Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство. 2. Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными, так и новейшими методами диагностики. 3. А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его. 4. Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей. 5. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

3 1. Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики. 2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями. 3. Автор хрестоматии написал аннотацию. 4. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом. 5. Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную агрессию против своего народа.

4 1. И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 2. Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных спортивных команд мира. 3. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. 4. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих. 5. Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий метелями, резким понижением температуры.

2. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов

1 1) взыскать материальный ущерб 2) удовлетворять современным потребностям 3) предпринять меры 4) заслужить уважение 5) выражать опасения.

2 1) неослабная помощь 2) не играет значения 3) повышать мастерство 4) скрытная угроза 5) изъявлять признательность.

3 1) предпринимать усилия 2) высказать гипотезу 3) повысить потенциал 4) обнаружить закономерность 5) предвещать поражение.

4 1. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение. 2. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 3. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 4. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди. 5. Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

5 1. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию. 2. Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются. 3. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию. 4. С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался. 5. Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

6 1. Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление. 2. Они сыграли большую роль в этой истории. 3. Этот будний день был последним в году. 4. Нам не удалось предвосхитить эти события. 5. Я уже давно не был в отпуске.

7 1. Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит. 2. По оценкам специалистов, компании по всему миру понесли огромные убытки. 3. Мы уделяем большое значение образованию наших детей. 4. Мы получили неожиданные результаты. 5. Командированные шумели в кабинете администратора гостиницы.

3. Выберите правильное значение слова, учитывая его правописание

1) злак колос 2) огромный колосс 3) передача мяча партнеру пасс 4) движение руки гипнотизера пас 5) вселяющийся эмигрант 6) выселяющийся иммигрант

Колосс, пасс, иммигрант, эмигрант, пас, колос.

1. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов

1 1. Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет». 2. Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции. 3. Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам. 4. Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни это прогрессивная близорукость. 5. Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

2 1. Эта книга имеет двойной характер. 2. Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 3. Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико. 4. Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева. 5. В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий.

2. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту

1 1. Собранный материал говорит о том, что шаровая молния (реалия, реальность). 2. Ученик почувствовал себя полным (невежей, невеждой). 3. Перед собранием (встал, стал) такой принципиальный вопрос.

2 1. Все (экспонаты, экспоненты) были подготовлены и сложены в ящики. 2. В декабре в обществе приняли (акционерные, акционерские) взносы на особенно крупную сумму. 3. Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и (гордыней, гордостью).

3 1. Он не понимает (сущность, существо) происходящих событий. 2. От воспоминаний в душе (явно, явственно) всколыхнулось чувство тоски. 3. На мебель были (надеты, одеты) чехлы.

3. Выберите правильный вариант ответа

1 1) забавный комичный, комический 2) решающий критичный, критический 3) уклончивый дипломатичный, дипломатический.

2 1) глаз наблюдателя наблюдательский, наблюдательный 2) человек, легко усваивающий что-либо понятливый, понятный 3) явление, с которым нельзя мириться нестерпимое, нетерпимое 4) предмет, изготовленный из панциря черепахи черепаший, черепаховый 5) предмет, служащий для маскировки маскировочный, маскирующий

4. Выберите подходящий по смыслу пароним

1 1) почва глинистая, глиняная 2) мировоззрение цельное, целое 3) вид виноватый, виновный.

2 1) местность болотная, болотистая 2) мастерство исполнительное , исполнительское 3) национализм воинствующий, воинственный.

1. Отметьте предложения, где есть плеоназм

1 1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. 2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3) Загрязнение атмосферного воздуха животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом. 5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.

2 1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов. 2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела. 3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.

3 1) Площадь этого виноградника около пяти квадратных гектаров. 2) Вся его теория построена на зыбком песке. 3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома. 4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

4 1) На самом деле Хлестаков человек, очень оторванный от жизненной реальности. 2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени. 3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия. 4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова. 5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать нашу организацию.

5 1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива. 2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить. 3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды. 4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке. 5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков, из которых он произошел.

2. Отметьте предложения, где есть тавтология

1 1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. 2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи. 4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки. 5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

2 1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий 3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени. 4) В конце 19 начале 20 века появляются первые словари , толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка. 5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

1. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова

1 1) Сравним результаты первого кризиса со вторым. 2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного. 3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан. 4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы. 5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения.

2 1) Студент занял первое место по английскому языку. 2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках. 3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам. 4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. 5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логическиесвязи слов в предложении, затемняется его смысл.

Неправильное употребление заимствованных слов

1. Укажите вариант, в котором неправильно указано лексическое значение слова

1 1) диверсификация одностороннее развитие; 2) дотация пособие;3) искусный – сделанный с большим умением; 4) конфессия – вероисповедание;5) полифония – многоголосие.

2 1) инкриминировать вменять в вину, предъявлять обвинение в чем-либо; 2) антураж – окружение, среда, окружающая обстановка; 3) импозантный презрительный, недоброжелательный; 4) каллиграфия искусство рисовать тушью по шелку, писать ровным и красивым почерком; 5) геноцид политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.

3 1) брифинг – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой коротко излагается позиция правительства, политической партии или общественной организации по определенным вопросам; 2) саммит – встреча, переговоры глав государств двух или нескольких стран, встреча в верхах; 3) митинг – массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов; 4) конгресс – съезд, совещание, преимущественно международного характера; 5) симпозиум – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.

4 1) демагог человек, старающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами; 2) мизантроп благотворитель; 3) радикал сторонник решительных действий; 4) альтруист человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих; 5) неофит новообращенный в какую-либо религию.

5 1) перманентный постоянный, непрерывный; 2) вербальный устный, словесный; 3) превентивный предупреждающий, предохранительный, предупредительный; 4) латентный частный, неофициальный;5) ретроспективный обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

Лексический состав языка

1. Отметьте слова, употребленные в прямом значении: 1) вялый лимон 2) вялая походка 3) бархатное платье 4) бархатная кожа 5) бархатный сезон

2.Отметьте слова, употребленные в переносном значении: 1) живая рыба 2) живой ребенок 3) высокие облака 4) высокий звук 5) высокая мысль

3. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду: 1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение 2) катастрофа, крушение, авария 3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать 4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный 5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец

4. Отметьте ряды, где приведены синонимы: 1) весенний, вешний 2) смущение, неловкость 3) благородный, великодушный 4) горький, подгорелый 5) напрасный, тщетный

5.Отметьте синонимические ряды, где правильно выделена доминанта ряда:1) надежный, верный, неизменный, преданный, испытанный 2) крепкий, выносливый, стойкий, закаленный, неутомимый 3) смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный 4) ничтожный, мизерный, пустяковый, незначительный, пустой 5) безвредный, невредный, безопасный, безобидный, неопасный.

6.Отметьте ряды, где приведены антонимы: 1) некрасивая, но милая девушка 2) неглубокая, но широкая река 3) не спелое, а зеленое яблоко 4) немолодая, а красивая женщина 5) невысокий, но длинный забор.

7. Отметьте слова, которые имеют омонимы:1) гладь 2) красный 3) хлеб 4) лад 5) клетка

8. Отметьте ряды, где приводятся омонимы : 1) перевод по почте, перевод на русский 2) титан мысли, примесь титана 3) болтать микстуру, болтать ногами 4) вкус лимона, одеваться со вкусом 5) высокая нота, нота неудовольствия в голосе.

9.Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы): 1) зерцало, ворог, уста 2) урядник, опричник, кафтан 3) авиаконцерн, пиар, дайджест 4) баско («хорошо, красивый»), векша («белка»), курень («казачий дом») 5) префикс, полисемия, фонема 6) баранка («рулевое колесо»), подвал («нижняя часть газетного листа»), шапка («общий заголовок для нескольких статей») 7) фанера («фонограмма»), хвост («не сданный в срок экзамен»), кирпич («дорожный знак») 8) ланиты («щеки»), выя («шея»), десница («правая рука») 9) бурак («свекла»), кочет («петух»), баять («говорить») 10) закурсивить («выделить курсивом»), ябедники («самозаписывающиеся устройства»), забурить («пробурить скважину») 11) стукач, кемарить, салага 12) инверсия, пунктуация, фразеологизм 13) кольчуга, гусар, продналог 14) биофидок, евро, интернет-кафе 15) прикид, косить, въезжать.

10. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1 1) Мастер не раз по душам [толковал, говорил] со своими подчиненными. 2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали, унесли] ноги. 3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где собака [зарыта, спрятана].

2 1) Он все сделал так, чтобы [провести, обвести] вокруг пальца. 2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось, сорвалось] у него с языка. 3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся, упавшее] ему на голову.

3 1) По праву сильного он взял себе львиную [долю, часть]. 2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает, оставляет желать] лучшего. 3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю, воду] провалились.

11. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения

1 1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест. 2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение. 3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке. 4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было кот наплакал, не то что теперь. 5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

2 1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади дай только посмеяться. 2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки. 3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот. 4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью. 5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

12. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов

1 1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились. 2) Виктор предупреждал:чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар. 5) Он взвалил мешок на себя и, согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

2 1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству. 4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала. 5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

3 1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2) А вы легки на помине мы с женой сейчас лишь о вас говорили. 3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

13. Укажите фразеологизм, означающий «болтать, вести пустые разговоры»

1) разводить цветы 2) разводить тары-бары 3) разводить руками 4) разводить канитель 5) разводить вавилоны.

14. Укажите фразеологическое выражение, обозначающее человека, прикидывающегося несчастным, чтобы вызвать сочувствие у людей:

1) калиф на час 2) кисейная барышня 3) казанская сирота 4) последний из могикан

5) чучело гороховое.

15. Какая речевая ошибка допущена в предложении: «В последний год уровень безработицы в нашем регионе значительно ухудшился».


источники:

http://refleader.ru/polatyatyujgjge.html

http://topuch.ru/leksicheskie-normi-uprajnenie-nazovite-slovosochetaniya-iz-sme/index.html